Какие умения особенно нужны педагогам

Успешная организация умственной деятельности де­тей предполагает наличие определенных педагогиче­ских способностей у учителя. Каковы они? В исследо­вании Р. П. Безделиной разработана структура этой способности учителя начальных классов.

Компоненты способности организовать умствен­ную деятельность млад­ших школьников Необходимые знания Умения
1. Способность учи­теля анализировать информацию с точки зрения выбора спо­соба ее усвоения (на этапе подготовки к уроку) Знание возрастных и индивидуальных особенностей учащих­ся, степени доступнос­ти им материала, уров­ня владения ими спо­собами и приемами ус­воения материала Умение определить цели и задачи урока, выбрать соответству­ющий способ подачи материала
2. Способность учи­теля представить мыслительный про­цесс ребенка при ус­воении им конкрет­ного содержания (на этапе подготовки к уроку) Знание этапов ре­шения мыслительной задачи, необходимых умственных действий Умение определить последовательность необходимых умст­венных действий при решении задачи
3. Способность учи­теля вычленить сла­бое звено в мыслите­льном процессе от­дельных учеников при усвоении ими конкретного учебно­го содержания на уроке Знание возрастных и индивидуальных особенностей мышле­ния, памяти, восприя-гия, внимания учащих­ся Умение предвидеть возможные затрудне­ния на каждом этапе усвоения отдельны­ми учениками кон­кретной информации
4. Способность учи­теля определить пси­хологическую причину затруднений при усво­ении конкретного со­держания отдельными учениками Знание специфики учебного материала, уровня владения уче­никами различными умственными дейст­виями Умение понять пси­хическое состояние ученика при выпол­нении им учебного задания
5. Способность учи­теля подобрать психо­логически обоснован­ный адекватный вид коррекции для ликви- Знание способов ор­ганизации дифферен­цированной и инди­видуальной работы с учащимися на уроке, Умение включать ученика в активную умственную деяте­льность на уроке, соответствующую его

Продолжение

Компоненты способности        
организовать умствен­ную деятельность млад­ Необходимые знания Умения
ших школьников        
дации имеющихся за­ особенностей познава­ возможностям в дан­
труднений, ошибок тельных процессов ный момент
при решении учебной каждого ученика    
задачи        
6. Способность учи­ Знание способов по­ Умение подобрать
теля различными спо­ буждения, стимули­ вопросы, задания,
собами побуждать рования, помогаю­ вызывающие у де­
учащихся к активной щих включить учени­ тей интерес, жела­
мыслительной деяте­ ка в соответствующий ние думать, активно
льности, включать их вид деятельности (иг­ участвовать в поиске
в самостоятельный по­ ровые приемы, сорев­ решения
иск знаний, т. е. спо­ нования, применение    
собность учителя про­ оригинальных посо­    
ектировать собствен­ бий, элементов зани­    
ную деятельность на мательности, проб-    
этапе организации ум­ лемности, формиро­    
ственной деятельно­ вание навыка само­    
сти детей контроля и др.)    


По данным этого же исследования, учителя, рабо­тающие в подготовительных классах, очень низко (от 2 до 2,5 баллов по 5-балльной шкале) оценили свои способ­ности по организации умственной деятельности шести­леток, в то время как способность доступно передать информацию детям была оценена ими значительно выше (от 4,5 до 5 баллов). Здесь есть над чем задуматься.,,

ГЛАВА V. ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

Специфической для шестилетнего возраста является, наряду с игровой, художественная деятельность.

Дети с удовольствием рисуют, лепят, конструируют, занимаются аппликацией, танцуют, поют, слушают сказ­ки, изображают любимые произведения. Почему в этом возрасте так велика тяга детей к этим видам деятель­ности?

Исследования А. В. Запорожца, Н. С. Лейтеса и дру­гих выявили особую отзывчивость детей, находящихся на разных возрастных этапах, на окружающие воздей­ствия. «В каждом возрасте ребенок оказывается особо чувствительным, оенсибильным к определенного рода воздействиям,—отмечает А. В. Запорожец,—в связи с чем у него на данной генетической ступени при наличии соответствующих социально-педагогических условий наиболее интенсивно развиваются определенные психи­ческие процессы и качества».

Развитию художественных видов деятельности детей шестилетнего возраста способствует не только их дос­тупность и привлекательность, но и определенные воз­растные особенности детей: их «реактивность» на не­посредственные впечатления, доставляемые органами чувств, чуткость к образно-эмоциональным моментам, характерное для данного периода соотношение первой и второй сигнальной систем. Н. С. Лейтес отмечает: «Де­ти вообще близки к так называемому «художественно­му» типу, для которого характерны яркость восприятия, наглядная, образная память, богатство воображения и некоторая недостаточность абстрактного мышления».

Наши рекомендации