Информации в торговых предприятиях

Источники информации при выполнении исследований в области товароведения и экспертизы. Особенности сбора информации в торговых предприятиях.

В исследованиях, связанных с товароведением и экспертизой товаров, используются следующие источники информации: специальная научная литература; литература по обобщению отечественного и зарубежного опыта (периодические издания); публикуемые (непубликуемые) материалы государственной статистики, данные оперативного учета и отчетности торговых организаций; результаты социологических опросов потребителей, проводимые непосредственно студентами или другими исследователями; материалы, получаемые в процессе непосредственного (или анкетного) обследования торговых предприятий (ТП) и организаций (ТО) и т.д. В последние годы широкое распространение получил такой глобальный источник информации, как Интернет. Используя систему поиска, или зная конкретные адреса сайтов, можно получить большое количество информации по интересующему вопросу, теме исследования. Можно найти информацию как о пищевых продуктах вообще, так и о рынке продовольственных товаров различных однородных групп. Например, по адресу http://www.yarmarka.net/marketplace/articles размещается периодически обновляемая информация по результатам маркетинговых исследований рынка соков и нектаров, пива и др. групп пищевых продуктов. В последнее время открывают свои странички в Интернете как научные и научно-практические издания (например, издательство журнала «Пищевая промышленность» - http://www.foodprom.ru и др.), так и наиболее крупные производственные и торговые предприятия.

Наибольший интерес для товароведов представляет такой источник информации, как торговое предприятие (организация), т.к. исходный материал может быть подчинен целям и задачам исследования, надо только уметь правильно извлечь нужную информацию.

При организации сбора информации в торговых предприятиях (организациях), следует обратить внимание на следующие моменты:

- правильный выбор объектов исследования;

- обоснованное определение показателей, подлежащих сбору;

- разработку методик получения отдельных показателей;

- правильное документальное оформление данных исследования.

3.2. Выбор объектов исследования: количественные и качественные требования.

Одним из основных требований, предъявляемых к выбору объектов исследования, является обеспечение достаточной количественной представительности. Количественная представительность объектов исследования определяется с помощью специальных формул, основанных на различной степени достоверности соответствия полученных данных данным генеральной совокупности. В частности, количественная представительность торговых предприятий – объектов исследования – может быть рассчитана по формуле бесповторной выборки:



информации в торговых предприятиях - student2.ru n = N t2 s2 N m2 + t2 s2 , где

n – объем выборки,

N – объем генеральной совокупности,

t – кратность средней ошибки выборки,

m – допустимая относительная ошибка выборки,

s2 – дисперсия признака.

К объектам исследования также предъявляются и определенные качественные требования, которые определяются задачами исследования.

Задачи могут быть классифицированы следующим образом:

1. С точки зрения направленности исследования полученная информация должна быть использована:

а) для общей характеристики деятельности предприятия;

б) для разработки рекомендаций, направленных на достижение лучших результатов деятельности (полученных другими предприятиями, успешно осуществляющими свою деятельность на рынке города);

в) для прогнозирования отдельных показателей.

2. С точки зрения глубины и широты исследования полученная информация должна:

а) охватывать все основные стороны деятельности торгового предприятия;

б) исчерпывающе охватывать отдельные стороны деятельности предприятия.

Если полученную информацию намечено использовать для характеристики общей деятельности торгового предприятия (п. 1.а), то выбранные объекты исследования должны по своим параметрам соответствовать в среднем аналогичным параметрам всей генеральной совокупности. Перечень таких параметров определяется степенью их влияния на динамику исследуемых показателей.

Например, при изучении эффективности использования торговой площади в магазинах города объекты исследования должны обеспечивать представительность магазинов с точки зрения различных форм специализации, размеров торговой площади, применяемых методов продаж. По этим показателям выбранные объекты должны в среднем соответствовать показателям всех торговых предприятий города.

Если полученную информацию намечено использовать для разработки рекомендаций, направленных на достижение лучших результатов деятельности (п. 1.б), то сначала проводится предварительный анализ ряда основных показателей, а затем отбираются для обследования те предприятия, которые имеют показатели не ниже среднепрогрессивных по торговому предприятию, городу, области и т.д.

Если полученная информация должна быть использована для прогнозирования отдельных показателей – п. 1.в), то для исследования выбираются такие магазины, которые получают наибольшее распространение в прогнозируемом периоде. Немаловажную роль при этом играет правильный подбор предприятий по формам специализации, размерам, методам продажи, типам зданий, результатам хозяйственной деятельности.

Например, при прогнозировании потребности в оборудовании ТП должны быть подобраны крупные универмаги, универсамы, супермаркеты, гастрономы, применяющие современные методы продажи и имеющие высокий уровень механизации трудового процесса (например, штриховое кодирование реализуемых товаров).

Если исследования связаны с анализом всех основных сторон деятельности ТП, т.е. носят комплексный характер (например, разработка рекомендаций по снижению уровня издержек обращения, повышению эффективности использования торговых площадей и др.), то одним из требований к выбору объектов является наличие в ТП данных бухгалтерского учета и статистической отчетности. Это позволяет без особой трудоемкости собрать и привлечь к исследованию более широкий круг взаимосвязанных показателей.

Наши рекомендации