Ограничение и обобщение понятий

Предположим, мы знаем, что некто — ученый, и хотим уточ­нить наши знания о нем. Уточняем: это русский ученый, выда­ющийся русский ученый-физиолог И. П. Павлов.

Произведенная логическая операция есть операция ограниче­ния понятия. Приведем еще пример. Дано понятие «населенный пункт». Ограничив его, получим понятия: «город», «столица», «столица Индии».

Мы видим, что при ограничении происходит переход от поня­тия с большим объемом к понятию с меньшим объемом, т. е. от рода к его виду и от вида к подвиду. При этом добавляются новые признаки, позволяющие сузить объем данного понятия.

Ограничение — это логическая операция перехода от родово­го понятия к видовому путем добавления к содержанию данного родового понятия видообразующих признаков.

Пределом ограничения является единичное понятие; в приве­денных выше примерах это были понятия: «выдающийся русский ученый-физиолог И. П. Павлов» и «столица Индии».

Обратная ограничению операция обобщения понятия состоит в переходе от видового понятия к его родовому понятию, т. е. от понятия с меньшим объемом к понятию большим объемом. Эта операция совершается путем отбрасывания видообразующего признака (признаков). Например, обобщая понятие «сиамская домашняя кошка», получим следующие понятия: «домашняя кошка», «кошка», «млеко­питающее животное», «позвоночное животное», «животное», "организм".

Обобщение — это логическая операция перехода от видового «снятия к родовому путем отбрасывания от содержания данного видового понятия его видообразующего признака (признаков).

Пределом обобщения являются категории.

Категории в философии — это предельно общие, фундамен­тальные понятия, отражающие наиболее существенные, законо­мерные связи и отношения реальной действительности и позна­ния. К ним относятся категории: материя и движение, простран­ство и время, сознание, отражение, истина, тождество и проти­воречие, содержание и форма, количество и качество, необходи­мость и случайность, причина и следствие и др.

В каждой науке имеются свои категории, используются кате­гории философии, а также общенаучные категории (например, информация, симметрия и др.). В научном познании выделяют категории, которые определяют предмет конкретной науки (на­пример, вид, организм в биологии).

Произведем обобщение и ограничение понятия «волк».

Волк

Обобщение Ограничение
1.Хищное млекопитающее семейства собачих (Canidae) 2.Хищное млекопитающее 3.Млекопитающее 4.Позвоночное животное 5.Животное 6.Организм 1.Североамериканский койот (Canis latrans) 2.Североамериканский койот, обитающий в североамериканских прериях 3.Североамериканский койот, живущий в настоящее время в североамериканских прериях


В процессе обобщения и ограничения понятий следует от­личать переходы от рода к виду, от отношений целого к части (и наоборот). Так, например, неправильно обобщать понятие «центр города» до понятия «город» или ограничивать понятие «завод» до понятия «цех», так как в обоих случаях речь идет не об отношении рода и вида, а об отношении части и целого.

В средней школе логическая операция обобщения понятия применяется буквально во всех случаях, когда даются те или иные определения через род и видовое отличие. Например, «Имя существительное — это часть речи...», «Натрий — это химичес­кий элемент» или лучше (через ближайший род) «Натрий — это металл...».

Приведем примеры из русского языка. Ограничением понятия «предложение» будут следующие понятия: «простое предложе­ние», «односоставное предложение», «односоставное предложе­ние с главным членом сказуемым», «безличное предложение». На этом примере видна некоторая взаимосвязь операции ограниче­ния с операцией классификации понятия «предложение».

На уроках химии учитель может произвести операцию обо­бщения и ограничения понятия «кислота», например, следующим способом. Обобщение: «сложное химическое вещество», «хими­ческое вещество», «вещество». Ограничение: «неорганическая кис­лота», «бескислородная неорганическая кислота», «НСL».

ОПЕРАЦИИ С КЛАССАМИ (ОБЪЕМАМИ ПОНЯТИЙ)

Операции с классами — это такие логические действия, кото­рые приводят нас к образованию нового (в общем случае) класса.

Существуют следующие операции с классами: объединение, пересечение, вычитание, дополнение.

Наши рекомендации