Исследование двенадцати заданий Геракла

Введение

В нашем личном поиске для открытия самих себя мы сталкиваемся с множеством вызовов, и хотя, возможно, они не угрожают жизни, но могут угрожать нашему внутреннему равновесию и довольно часто. Однако, только разобравшись с этими вызовами, мы способны восстановить равновесие и двигаться к следующему вызову.

Символы, как и сновидения, это дорога в бессознательное. По Данте, они могут иметь четыре значения.

1. Буквальное: очевидное, повседневное, обычное использование.

2. Аллегорическое: значение, которое скрыто под покровом мифов. Когда говорится, что Орфей своей лютней сделал диких зверей ручными и заставил деревья и камни следовать за ним, это означает мудрого мужчину или женщину, владеющих инструментом голоса, который может заставить жестокие сердца стать смиренными и кроткими. Камни и деревья, идущие следом, олицетворяют тех, кто следует за учением мудрой личности.

3. Нравственное: личная нравственность человека влияет на его интерпретацию символов.

4. Мистическое: то, что нельзя объяснить каким-либо из пяти чувств; то, что имеет связано с обращением к духовному, божественному. В божествах мы можем найти параллели нашему собственному поиску.

Путь лежит от буквального (внешнего) к мистическому (внутреннему), потому что только при полном понимании того, что произошло раньше, можно разобраться, что происходит позже. Ножницы, например, используют, чтобы разрезать, придавать форму, стричь, но они также олицетворяют и эмоциональное отчуждение, угрозу, возможную кастрацию или какое-то иное ранение. Значение образа меняется от того, открыты ножницы или закрыты. Когда мы останавливаемся на буквальном значении образа или даже на его первом символическом значении, мы рискуем проскользить только по поверхности.

Иллюстрацию можно взять из упражнения с сокровенным объектом. Каждый участник семинара принес какой-то предмет, чтобы использовать его в чарующем сеансе. Мэри принесла стеклянное пресс-папье — прекрасное, многоцветное, в форме конуса с закругленным верхом. Сначала мы исследовали внешний вид предмета и рассматривали его под многими углами; ощущали его гладкость и какое оно холодное. Это исследование органами чувств привело к исследованию цвета, его значения вообще и для Мэри в частности.

В ответ на мой вопрос “Где оно обычно стоит?” она поколебалась, затем ответила с влажными глазами: “На моем письменном столе рядом с фотографией”. Я поднял пресс-папье, подержал его в руках, сложенных ковшиком, посмотрел сквозь него на Мэри, затем сказал: “Это, видимо, что-то очень дорогое”. Очевидное утверждение могло показаться ненужным, но то, что я делал, было признанием чувств. В то же время незавершенность утверждения позволяла ей выбрать направление своего ответа. Я отдал ей пресс-папье, она взяла его и сказала: “Да, много лет назад его дал мне некто очень дорогой”. Она колебалась. Сознавая щекотливость положения и помня, что мы в группе, я осторожно сказал: “Фотография?” Она кивнула, слегка прикоснувшись к глазам. “Вы хотите продолжать или остановимся здесь?” — спросил я. Она решила остановиться.

На сеансе “один на один”, однако, у меня не осталось сомнений, что Мэри продолжила бы исследовать воспоминания, вызванные ее драгоценным объектом. Следовательно, можно двигаться от буквального к более глубокому значению символа; в данном случае от кусочка стекла (хотя это чистое предположение) к исследованию боли печали.

Я решил использовать аналогию с Гераклом, чтобы продемонстрировать личный поиск. Богиня, Гера, движимая ненавистью к Зевсу, который был ей неверен и произвел на свет Геракла, наслала на Геракла приступ безумия, в котором он убил свою жену и детей. Она придумала двенадцать трудных заданий — “Подвиги Геракла” — как покаяние. Это вовлекло его во многие волнующие положения, и при совершении каждого “подвига” ему приходилось преодолевать нечто, грозящее его уничтожить. Следующие 12 заданий олицетворяют путешествие личности к целостности и интеграции, которое складывается в “равновесии” — цели любого консультирования.

Я закончу введение цитатой из “Пророка” Гибрана (1980): “Тогда сказал учитель: Говори с нами об Учении, и он (Пророк) сказал: Ни один человек не может открыть тебе ничего, кроме того, что уже дремлет в проблесках твоего знания. Если он действительно мудр, он не приказывает тебе войти в дом его мудрости, но скорее ведет тебя к порогу твоего собственного разума”.

Я надеюсь, что работая с этой книгой, вы тоже почувствуете волнение и заинтересуетесь возможностями, открывающимися перед вами, когда сами переступите порог мудрости собственного внутреннего мира.

Задание первое — исследование внутреннего

Первое задание — обнаружить наш “центр”, и чтобы сделать это, мы должны обратиться внутрь или назад к самим себе. Внешняя жизнь должна быть уравновешена адекватной внутренней жизнью. Чтобы сделать это, мы должны быть готовы отказаться от своих укоренившихся позиций, мнений, верований, предрассудков, мотивов и импульсов. Благотворно помнить, что чем больше мы помогаем другим исследовать их внутренний мир, тем больше вынуждены исследовать свой собственный. Момент, когда мы отказываемся это делать, — время, когда мы перестаем расти. Если мы, консультанты, выполним собственное “исследование внутреннего мира”, хотя оно никогда не закончится, то будем лучше экипированы, чтобы совершать с клиентами их внутренние путешествия.

Спешу добавить: что путешествие к собственному центру никогда не идет по прямой линии, и центр никогда не бывает местом, которого человек достигает и остается там. Можно провести параллель с Горой Преображения. Иисус поднялся на гору с тремя своими учениками, где ученики пережили то, что мы можем назвать “опытом вершины”, — такой прекрасный, что они не хотели спускаться вниз, но Иисус напомнил им: “внизу” их ждет работа. То же касается нашего времени в центре. Мы можем достичь его, лечь и отдохнуть там, пить его величественный мир и покой и желать, чтобы остаться здесь, где все кристально чисто и полно света. Но есть работа, которая должна быть сделана в реальном мире, и мы должны идти, зная, что вернемся.

Задание второе — исследование высот

Очевидную универсальность символизма высот можно наблюдать в храмах и монастырях, построенных на вершинах гор, и во многих легендах, связанных с горами, которые считают священными. Иисус взошел на Небеса с Масличной Горы. Вершина горы — это точка, ближайшая к Небесам, точка высшего вдохновения, место встречи богов, место, куда пришел Бог, говорил с Моисеем и дал ему заповеди, место благоговения и тайны.

Рассмотрим четыре аспекта исследования высот: интуиция, воля, мышление и чувство.

1. Развитие интуиции (относится также к Первому путешествию)

Интуиция — это знание концепции, правды или решения проблемы, которое пришло, по-видимому, спонтанно, без сознательных шагов обоснования или вопроса. Объяснение интуиции таково, что она является результатом особого дара, способности или особой общности с известным объектом. Некоторые философы и психологи заявляют, что человеческие феномены можно понять только с помощью особой интуиции; однако многие психологи относят интуицию к мыслительному процессу, происходящему слишком быстро, чтобы человек осознавал его. Например, многочисленные минимальные намеки могут быть быстро интегрированы, делая возможной идентификацию нынешнего опыта по отношению к прошлому опыту. Самообман возможен за счет субъективности интуиции.

2. Развитие воли

В психологии воля — это способность выбрать из имеющихся альтернатив линию действия и действовать в соответствии со сделанным выбором, особенно когда действие направлено к определенной цели или управляется определенными идеалами и принципами поведения. Волевое поведение контрастирует с поведением, происходящим из инстинкта, импульса, рефлекса или привычки, которые не включают в себя сознательный выбор между альтернативами. Современные психологи склонны относиться к воле скорее как к аспекту или качеству поведения, чем как к отдельной способности. Именно человек в целом который проявляет волю.

Акт волеизъявления проявляется в:

• фиксации внимания на относительно дальних целях и относительно абстрактных нормах и принципах поведения;

• взвешивании альтернативных линий действия и принятии обдуманного действия, которое кажется наилучшим образом рассчитанным, чтобы служить определенным целям и принципам;

• замедлении импульсов и привычек, которые могут отвлечь внимание от цели или принципа или конфликтовать с ними;

• стойкости против препятствий и разочарований в следовании цели или приверженности принципам.

Среди обычных недостатков, которые могут привести к ослаблению воли, различаются следующие:

• отсутствие целей, достойных стремления, или идеалов и норм поведения, достойных уважения; колеблющееся внимание;

• неспособность сопротивляться импульсам или отказываться от привычек;

• неспособность делать выбор между альтернативами или придерживаться однажды принятого решения.

3. Развитие мышления

“Высоты” олицетворяются вершиной горы, небом или небесами. Идеи “вершинного опыта” мы уже касались выше. Исследование высот может означать зондирование различий между основными эмоциями и высшими чувствами, а также принятие того, что и те и другие формируют существенную часть нашей индивидуальности. Оно также включает в себя уравновешивание мышления между тем, что конкретно и высшим интеллектуальным рассуждением. Мышление — это настолько жизненно важная функция, что прежде чем идти дальше, нужно потратить на него некоторое время.

Один из аспектов мышления, который следует рассмотреть, — то, что мы думаем. Некоторые из наших мыслей весьма эффектны, даже причудливы. Мысли имеют привычку влетать в сознание и вылетать из него с изумляющей скоростью. Они могут задержаться или засесть в нашем уме настолько, что станут докучать ему. Мысли могут находиться под нашим контролем или выходить из-под него, они могут быть блуждающим огоньком, ведущим нас, весело танцуя, в опасные места. Они могут быть молчаливыми, как могила, или шумными, как автобус, набитый болтающими детьми по дороге в школу. Мысли так изменчивы и тем не менее они могут быть такими настойчивыми, оказывая сильное влияние на наше поведение. Они могут поднимать нас к величественным высотам или погружать в глубины отчаяния и унижения. Мысли, которые в основном занимают разум человека, объявляют открытым текстом, что это за личность. Значит, в своем поиске самосознания нам нужно внимательно ознакомиться с нашей мыслительной жизнью и тем, как она влияет на наше поведение.

Когда мы рассматриваем, например, симпатию, в каком направлении ведут нас наши мысли? И каково направление, когда рассматривается ее противоположность, антипатия? Весьма вероятно, что, когда этот опыт будет выполнен, окажется почти невозможным отделить мысль от чувства. Ситуации и события, которые мы вспоминаем, принесут с собой чувства, но затем мысли могут увести нас за пределы того, что мы действительно испытали. Мысль может быть и исторической, и футуристической. Футуристическая мысль граничит с воображением. Как и эмоции, мысли можно классифицировать на позитивные и негативные, но опять-таки вносится эмоциональное содержание. То, что мы думаем — о себе, о других людях, о ситуациях и обстоятельствах — влияет на эмоции, которые, в свою очередь, влияют на наше поведение.

Мы можем оправдываться: “Я ничего не могу поделать с мыслями, приходящими мне в голову”. Это так, но лишь до некоторой степени. Мы можем предпринимать активные шаги, чтобы помешать мыслям засесть у нас в голове. Темные, негативные мысли могут быть рассеяны светлыми, позитивными. Мчащиеся мысли могут быть замедлены с помощью релаксации и медитации — упражнения воли — что еще раз подчеркивает родство между телом, эмоциями и разумом. У многих людей таятся вредные воспоминания далекого или недавнего происхождения, о событиях или людях, и мысли часто вращаются вокруг этих воспоминаний.

Вызванные воспоминания часто приносят с собой боль соответствующего момента, но в равной степени важны и связанные с ними чувства, которые выносятся на поверхность. Два чувства, обычно оказывающиеся на поверхности, это негодование и горечь. Большинство из нас время от времени потворствует негативному мышлению, но люди, которые подробно и надолго останавливаются на негативных вещах, испытывают также чувства, находящиеся на темной стороне эмоционального спектра. Так же как можно замедлить мчащиеся мысли релаксацией и медитацией, используя воображение, человек имеет возможность отодвинуться от чрезвычайно негативных чувств к противоположному полюсу.

4. Развитие чувств

Рассматривая чувства как часть индивидуальности, необходимо определить, какие эмоции или чувства обычно преобладают, а затем обнаружить, как и при каких обстоятельствах эти эмоции влияют на нас. Не всегда может быть легко думать об отдельных эмоциях, кроме некоторых более явных, таких, как любовь, ненависть, зависть и так далее. Чтобы облегчить изучение чувств и эмоций, спроектировано “Колесо эмоционального осознания”, которое должно помочь вам исследовать связи между мыслями и чувствами.

Рис. 8. Колесо эмоционального осознания

Любовь

Восторг

Радость

Счастье

Бодрость

Спокойствие

Сострадание

Доброта

Нежность

Привязанность

Сдержанность

Покорность

Невинность

Пессимизм

Раздражение

Желание

Ревность

Зависть

Неумеренность

Негодование

Несогласие

Антипатия

Беспокойство

Печаль

Волнение

Страдание

Ненависть

Депрессия

Горе

Недовольство

Грусть

Гнев

Жестокость

Бессердечие

Безжалостность

Отвращение

Высокомерие

Гордость

Стыд

Оптимизм

Удовольствие

Воздержание

Доверие

Уважение

Умеренность

Почтение

Сотрудничество

Симпатия

Мир

Веселье

Безмятежность

Экстаз

26 пар эмоций и чувств, организованных в порядке возрастания по кругу, разделены на две группы — “светлую” и “темную”. Их также можно считать “позитивными” чувствами, которые заставляют нас чувствовать себя “хорошо”, и “негативными” чувствами, которые заставляют нас чувствовать себя “плохо”. Если термины “хорошо” и “плохо” неприемлемы, о позитивных чувствах можно думать как о тех, что заставляют нас чувствовать себя комфортно, тогда как негативные чувства заставляют нас чувствовать себя некомфортно. Чувства влияют на поведение, так что позитивные чувства обычно помогают нам ладить с другими людьми, тогда как негативные чувства имеют противоположный результат.

Колесо осознания можно использовать многими способами; например:

• на его базовом уровне, способствующем прямому пониманию слов;

• рассматривая по очереди каждую эмоцию — от любви до экстаза — и размышляя об обстоятельствах, ситуациях, событиях и времени, когда вы испытывали их;

• рассматривая слова в парах и эмоциональное воздействие, которое они оказывают.

26 пар слов пронумерованы для легкости ссылок, и они организованы так, что, начиная с номера один — любви — происходит постепенное снижение эмоционального тона к “невинности”, которая отмечает конец первой четверти. Вторая четверть — постепенное повышение темных эмоциональных тонов до самого сильного, “ненависти”. Третья четверть — снижение тона до “оптимизма”. Четвертая четверть — это повышение тона от “удовольствия” до “экстаза”. О первой четверти можно думать как об “Осени”, о второй — как о “Зиме”, третьей — как о “Весне” и четвертой — как о “Лете”. Представляя любую модель, человек идет на риск понять что-либо из них не совсем верно. Возможно, некоторые пары слов не являются семантическими антонимами. Имеются в виду именно эмоциональные противоположности. На практике между любыми двумя полюсами существует много градаций.

Работа с образами — это полезная помощь, чтобы войти в контакт с эмоциями, представляя себе картину, олицетворяющую каждую эмоцию. Внутренняя картина сначала может показаться странной и неподходящей; однако, если исследовать каждый ее аспект, наверняка раскроется ее более глубокий смысл. Каждый человек почти наверняка имеет различные внутренние представления одной и той же эмоции, потому что каждая эмоция воздействует на людей по-разному. Может быть, достаточно привести пример.

У Эндрю слово “безмятежность” вызывает картину спокойного озера (не того, которое он знал), по озеру плывет семья лебедей. Когда он исследует сцену, то думает о значении воды и ощущении, что тебя поддерживают. Когда он плывет по воде, его чувства поднимаются вверх, к облакам, танцующим на небе. Эндрю становится одним из облаков, только чтобы понять, что оно олицетворяет особое беспокойство, которое некоторое время владеет его разумом. Он думает: если он научится больше расслабляться, то сможет подняться над своими трудностями. Возвращаясь к озеру, он думает о воде, ее глубине, цвете и жизни, содержащейся в ней. Он понимает, что вода отражает его различные настроения. Он также рассматривает границы озера и то, как сдерживается вода; он соотносит это с границами собственной жизни и понимает, что считает некоторые из них скучными.

Он исследует глубину озера и находит там ил — напоминание о том, что было, а теперь стало иным. В иле кишит дикая жизнь, которая обеспечивает пищу для существ, населяющих озеро. В иле растут растения, которые, вероятно, не могли бы расти где-нибудь еще. Он обнаруживает довольно много мусора, который был оставлен участниками пикника (его субличностями), но каждый кусочек мусора рассказывает ему что-то о нем самом. Из озера поднимается дерево, на которое он влезает и смотрит на озеро сверху, чтобы увидеть иной пейзаж, свет, тень и широту, которые ускользнули от него. Он понимает, что озеро это он сам и его индивидуальность не лишена привлекательности; озеро очень продуктивно, но все же имеет глубину, которая, если ее исследовать, откроет определенные стороны его личности, которые, возможно, не всегда ему приятны. С другой стороны, из глубин вырастает нечто благотворное. Но по мере того, как Эндрю продолжает смотреть, поверхность озера становится неспокойной, волнующейся. Его воображение начало вести его через параметры к волнению. Может быть, когда-нибудь Эндрю захочет исследовать и это слово.

Используя Колесо осознания, можно обнаружить, что у человека имеется высокая склонность к поиску испытаний максимальных чувств. Экстаз и восторг — только два примера. Опасность часто приносит с собой чувство восторга, но вслед за максимальными переживаниями часто приходит противоположное чувство. Некоторые из нас стремятся испытать максимальную эмоцию, чтобы отсрочить парную ей. Пытаясь вызвать события и ситуации, когда эти чувства были испытаны прежде, мы можем понять, что они бывают чаще, чем мы думали сначала. Затем нам нужно определить, что мы чувствуем, когда это определенное чувство прошло и что мы делаем, чтобы отрегулировать свое эмоциональное состояние.

Хотя некоторые люди активно ищут максимальных переживаний и чувств, другие, кажется, живут на негативных чувствах и переживаниях. Помочь такому человеку идентифицировать ситуации и события, вызвавшие негативные чувства, может также означать побуждать его идентифицировать людей, пробудивших эти чувства. Человек может нуждаться в помощи, чтобы быть способным двигаться от остро негативного аспекта вдоль параметров к позитивному. Можно продвинуться всего на несколько градаций, но изменение сделает его эмоциональное равновесие совсем иным. Глубокие чувства, исследованные в рамках безопасных отношений консультирования, имеют терапевтический потенциал огромной важности. Очень часто движение к позитивным чувствам затруднено, потому что та или иная из наших субличностей связывает нас. Консультирование может стать ключом, открывающим замок.

Задание третье — исследование глубин

Исследование глубин, или спуск, было поставлено после исследования высот, подъема, так как обычно считается, что исследование высот менее угрожающе, чем исследование глубин бессознательного. Если мы разберемся с вызовами подъема, то будем лучше экипированы, чтобы заниматься вызовами спуска. Однако нужно подчеркнуть: там, где командует психика, она не всегда подчиняется правилам, созданным человеком; она также не обязательно принимает “советы”. Психика намного мудрее нас, и когда мы научимся доверять ей, она обязательно поведет нас, пусть временами и нелогично, к целостности.

Спуск включает в себя осознание и присоединение нашей “тени”, более низкой стороны нашей индивидуальности, бессознательного. Исследование бессознательного обычно принимается как “спуск вниз”, хотя для этого нет реальных причин, во всяком случае не более чем для мысли, что Небеса находятся “наверху”. Оно аналогично исследованию темных тайников подземного мира Психеей. Примеры подобного спуска можно извлечь из “Энеиды” Вергилия, где Эней спускается в ад. Легок путь вниз, в подземный мир: ночью и днем дверь темного ада открыта; но пройти назад по чьим-либо следам и проделать путь оттуда наверх — это задача, это труд. (“Энеида” книга 6, 1. 126) Можно вспомнить описание его путешествия через ад в рай в “Божественной комедии” Данте. Поэты, философы и мистики говорили о “пучине” души. Это не совпадение, что мы также говорим о “глубине” психологии.

Чтобы исследовать глубины, мы должны иметь мужество в своем сердце и решимость, совсем как исследователи темноты подземных пещер. Аналогия с подземными исследованиями уместна, потому что там путешественник встретит много неизвестного. Мудрый исследователь будет подстрахован надежной веревкой; исследуя бессознательное, мы также должны быть уверены, что кто-то находится на другом конце надежной веревки.

Из всех целей данного исследования можно выделить одну главную. Это противостояние тени и ее присоединение к нашей сознательной индивидуальности. Артура тревожили чувства гнева по отношению к его отцу. Он знал, что он незаконнорожденный, знал своего отца и обстоятельства своего рождения, но это не уменьшило чувство ненависти, которое часто овладевало им, хотя он чувствовал, что ничего не поделаешь, так как его отец умер задолго до этого. Работая с образами он вообразил самого себя рыцарем, скачущим на белом коне. Дорога привела его через лес на поляну, где он повстречал рыцаря, одетого в черное, на черном коне, рыцаря, который вызвал его на дуэль.

“Кто этот рыцарь?” — спросил я Артура. “Он не скажет мне. Он говорит, что я его знаю”, — ответил Артур. Они атаковали друг друга, и копье Артура проткнуло руку второго рыцаря; Артур схватился за свою руку и содрогнулся. Это произошло несколько раз, пока Артур не сказал: “Он остановлен и говорит: “Все тщетно, я это ты, а ты это я. Я твой отец, твоя тень”. С этими словами Черный рыцарь исчез, оставив потрясенного Артура в слезах.

Когда мы исследовали этот странный случай, мы медленно подошли к пониманию, что ненависть, которую Артур чувствовал к своему отцу, не позволяла ему интегрировать собственную тень. Раны копьем, полученные Черным рыцарем, на самом деле были повреждениями, которые Артур наносил сам себе. Это были созданные Черным рыцарем чувства, которые он питал по отношению к своему отцу. Не было особой нужды “копаться” в этом; Артур быстро установил связи и знал, что первый шаг к интеграции состоит в том, чтобы протянуть руку прощения. Я хотел бы сказать, что перемена произошла мгновенно, но это не так. Спустя довольно длительный период перемена все же произошла. Артур имел мужество исследовать подземный мир, не зная, что и кого он встретит. Результатом стало освобождение его духа, духовная победа.

Задание четвертое — исследование протяженности* [[[[* См. Нейл — Маяк в Части второй]

Сознание можно увеличить или расширить таким образом, что оно сможет принимать все больше и больше впечатлений и фактов. Это происходит, как расширение круга изнутри, из центра вовне, во всех направлениях, а не только в одном направлении. Увеличение или расширение сознания от центра может быть тревожащим, так как кажется, что твердых границ больше нет и человек входит в область сознания, находящуюся далеко за пределами его непосредственного восприятия.

Нейла прислали ко мне потому, что, по мнению его преподавателей, он не достигал своего потенциала. Интроверт Нейл выглядел застенчивым, самоуничижающимся, очень неуверенным в себе. Его интуитивная функция была хорошо развита, и он предпочитал работать в основном с образами. На одном сеансе он проследовал по коридору, который привел его к такой обширной пещере, что в своем воображении он остановился в страхе. Он действительно открыл рот. Такой громадной была эта пещера, полная яркого света, что он поспешно ретировался и закончил сеанс работы с образами. Нейл сказал: “Внезапно передо мной предстала громадность всей Вселенной, и я почувствовал, что если я сделаю шаг вперед, буду проглочен и потерян в Космосе. Это было слишком пугающе”.

Еще в течение трех месяцев консультирования, мы говорили об этом опыте, но он ни разу не пожелал вернуться и исследовать, что там было. Внезапное удаление границ открыло видение, с которым в то время он не мог справиться. С моей стороны не слишком мудро было пытаться выстроить ситуацию так, чтобы он смог справиться с ней.

Задание пятое — исследование пробуждения

Наше естественное сознательное состояние похоже на то, когда мы спим. В этом подобном сну состоянии мы видим все и всех через плотную завесу красок, искажений и иллюзий, которые происходят из нашей эмоциональной реакции, результата прошлых психических травм и внешних влияний. Слишком долгая жизнь в иллюзиях приводит человека к умственному нездоровью, значит, поиск состоит в том, чтобы открыть, что такое реальность и что такое иллюзия. Пробуждение от этого состояния требует мужества.

Задание шестое — исследование просветления

Так же, как естественное пробуждение является переходом из темноты ночи к свету дня, просветление — это путь от сознания к интуитивному пониманию. В личном смысле свет символически проницает темноту бессознательного лучом фонаря; просветление наполняет тьму светом прожектора интуиции в миллион свечей. Простое использование маленького фонарика безопасно; немногое можно спрятать от прожектора. Эти две иллюстрации полезны, когда перед клиентом — тьма. Было бы пугающе внезапно выставить напоказ то, что спрятано в темноте; именно это испытал Нейл — слишком много, слишком быстро. В то же время этот опыт останется с Нейлом, потому что он сродни тому, о чем буддисты говорят как о “внезапном просветлении”, а остальные называют “максимальными переживаниями”.

Задание седьмое — исследование огня

Функция огня — это существенная функция очищения и одно из обширных и существенных заданий. Культ огня — древняя религия — либо реального огня, либо солнца. Остатки культа огня можно увидеть в священном пламени, которое поддерживают горящим на алтаре, например в Олимпийском огне, символе честного состязания.

Задание восьмое — исследование развития

О развитии можно думать как об эволюции, росте, развертывании, созревании, раскрытии, нарастании, расширении, увеличении, продвижении или прогрессе. Каждый из этих синонимов имеет свои нюансы. Развитие подразумевает рост, оставление позади фаз и этапов, которые перерос тот, кто развивается, движение вперед к чему-то иному, более продуктивному. Два основных символа развития — семя и цветок. Семя хранит в себе потенциал новой жизни, желудь превратится в дуб; цветок, который появляется из закрытого бутона, возвещает плод. Другие символы, известные почти с начала времен, это цветы, — Золотой цветок в Китае, лотос в Индии и роза в Персии и Европе. Некоторые методы развития и медитации основаны на символе лотоса или розы.

Самая живая иллюстрация развития — превращение ребенка во взрослого; это один этап. Второй этап — переход из состояния нормальности в состояние просветленности. Парадоксально, но при том, что в естественной жизни людей за ростом следует упадок, в развитии просветленности рост продолжается и нарастает, пока не будет сделан последний вздох, когда просветление заканчивается. Поговорка “Главное не победить, а участвовать” применима к процессу развития. Положение победителя так и не достигается, как в первом задании, когда центр, если он достигнут, ускользает, и поиск начинается снова.

Задание девятое — исследование любви

Человеческая любовь — это попытка выйти из самого себя и войти в духовную общность с другим, сплавиться с другим существом. Мартин Бубер (“Я и Ты”, 1937) говорит: “Когда я перестаю относиться к дереву как к предмету, я вступаю в отношения “Я—Ты””.

Бубер постулировал основное различие между тем, как люди относятся к неодушевленному предмету (Я—Оно отношение) и тем, как они относятся к другим людям (Я—Ты отношение). В первом случае не существует никакого искреннего отношения, потому что Я и Оно не взаимосвязываются. Оно рассматривается как предмет, которым манипулируют и который используют. Поверхностные человеческие отношения склонны напоминать тип “Я—Оно”, скорее чем тип “Я—Ты”. В последнем существует подлинный диалог, потому что Я полностью во взаимосвязано с Ты, создавая союз, связь между двумя. Я—Ты отношение включает в себя риск, потому что полное вовлечение неспособно перечесть повреждения, которые Ты может нанести Я. Человеческие отношения могут только приближаться к совершенному Я—Ты диалогу. Когда люди находятся в подлинном диалоге с Богом (единственное совершенное Ты), присутствует истинное Я—Ты отношение.

Я утверждаю: чтобы совершать эффективную работу со сторонами нашей индивидуальности, мы должны двигаться от Я—Оно отношения к Я—Ты отношению. Только совершая это тонкое изменение, мы можем сделать реальное движение вперед. Только когда мы сумеем продвинуться в любви к тем нашим сторонам, которые ненавидим, от которых желаем отделиться навсегда — нашей тени — мы двинемся дальше по пути интеграции. Интеграция и примирение, а не разделение, должны служить нашей целью. Слишком долго мы отрезали кусочки, которые нам не нравятся, подавляли и отрицали их. Когда мы достанем их из чулана и признаем, к счастью или к несчастью, что они наша жизненно важная часть, мы сможем сделать реальный прогресс.

“Пророк” Гибрана говорит о любви: “Когда любишь, не следует говорить: “Бог в моем сердце”, но скорее “Я в сердце Бога”. И не думай, что ты можешь управлять действиями любви, потому что любовь, если она находит тебя достойным, управляет твоими действиями”.

Задание десятое — исследование трансформации

Трансформация или превращение — это тема, которую Юнг (1953) исследует в связи со сновидениями и символами. Трансформация происходит благодаря соединенным действиям предыдущих заданий двумя разными взаимодополняющими способами. Первый — это сублимация энергий в приемлемых каналах; второй — интеграция энергий внутри бессознательного в индивидуальность. Трансформация или превращение возможна: мы можем взять аналогию из мира науки, где элементы могут быть трансформированы манипуляцией с атомами.

Задание одиннадцатое — исследование возрождения

Трансформация мостит дорогу для духовного возрождения, “нового рождения”. “Новое рождение” — это подлинно духовный процесс, не относящийся к религии, хотя тот же термин подразумевается и в религиозном “обращении”. Индийский термин Двиджис, используемый по отношению к браминам, означает “дважды рожденный”.

Новое рождение подразумевает смерть старого; в христианстве это символизируется крещением. В личном поиске оно подразумевает то, что старому позволяется уйти, чтобы принять новое. Но новое нельзя принять, — как человек принял бы предмет. Это замещение старого новым, как новая вода замещает старую в резервуаре. Человек никогда не может точно сказать, когда процесс завершился. Это означает готовность сбросить старое, изношенное, отжившее — то, что служило своим целям; то, что когда-то было уместным, но больше уже не является подходящим и желательным.

Гибран, говоря о смерти, пишет: “Что такое умирать, как не стоять обнаженным на ветру и таять на солнце? И что такое перестать дышать, как не освободить дыхание от его беспокойных приливов и отливов, чтобы оно могло подняться и расшириться, и искать Бога необремененным?” (“Пророк”).

Задание двенадцатое — исследование освобождения

Это уничтожение препятствий, процесс освобождения от наших комплексов, наших иллюзий и от идентификации с различными ролями, которые мы играем в жизни, от масок, которые мы надеваем на себя, и от наших идолов. Свобода от страха — это цель. Ее нужно добиваться и оберегать всякий отдельный день.

Желание свободы — это парадокс, так как очень часто мы боимся того, что означает свобода. Свобода подразумевает обязательство, самоконтроль, мужество и упорство; мы должны жить на свободе, когда существует соблазн вернуться в безопасность рабства. Можно провести параллель из истории детей Израиля. 400 лет они были рабами в Египте и все это время стремились быть свободными. Когда пришло время, они бежали из Египта, преследуемые армией египтян, безопасно пересекли Красное море и начали бродить по пустыне, но они ругали Моисея. “Нам было лучше там, в Египте, чем здесь, в пустыне”. Паломничество к Земле Обетованной должно было уводить их все дальше и дальше от “злачных мест Египта”, однако в течение сорока лет, ушедших у них на это, находились те, кто (метафорически) смотрел назад со страстным желанием.

Так как это последнее из 12 заданий, я хочу воспользоваться возможностью, чтобы продемонстрировать процесс работы с образами. Проведя мозговую атаку на слово “освобождение”, я обнаруживаю следующие синонимы: выпускание на свободу, избавление, эмансипация, предоставление избирательных прав, выдача, спасение, освобождение из заключения, выпускание на волю, развязывание, ослабление, снятие оков, снятие кандалов, снятие цепей. Каждое из этих слов имеет тонкие оттенки, хотя в широком смысле они означают одно и то же.

Затем я нахожу антонимы освобождения: порабощение (рабство, крепостная зависимость, контракт, крепостное право, раболепство, подневольный труд); заключение (содержание под арестом, арест, заключение, тюремное заключение, заключение в тюрьму); ограничение (предел, обязанность, граница, узда, проверка, контроль, обуздание, угнетение, упряжь, поводок, повод, принуждение).

Эти синонимы и антонимы расширили мое понимание коренного слова, свободы. Следующий этап заключается в том, чтобы продолжать мозговую атаку, размышляя над идеями, которые вызывают некоторые из этих слов. Я рассмотрю только несколько и предоставлю вам возможность провести собственную мозговую атаку.

Избавление. Мы уже рассмотрели одну линию в истории израильтян и их избавления от египтян, рабства и зависимости.

Эмансипация. Свобода от юридического, социального или политического ограничения, как в рабстве. Создание свободного человека.

Предоставление избирательного права. Я связываю предоставление избирательного права женщинам с годами борьбы, прежде чем это наконец свершилось.

Наши рекомендации