Притча «Поддержи благодарных»

Однажды Священник ощутил в себе Бога. Господь сказал ему, что он может попросить, чего хочет. Священник ответил:

— Если я вижу Тебя, чего мне еще желать?

Господь повторил ему, что он может пожелать всего, чего хочет.

И тогда Священник сказал:

— Если Ты хочешь сделать мне милость, поддержи здоровье людей, которые благодарят меня.

Переместимся в будущее.

Притча «Поддержи благодарных» - student2.ru

Представьте, что в будущем изобрели Машину времени, и у вас есть удивительная возможность пригласить к себе на ужин 10 самых нужных людей за всю историю человечества, оказавших на вас и на ваши научные результаты самое большое влияние. Почему именно их?

Великий приглашенный Почему именно он?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Притча «Поддержи благодарных» - student2.ru

Притча «Поддержи благодарных» - student2.ru Возвращайтесь!

Посмотрите на записанные характеристики справа. Это вы так про себя. Да! Ваше желание найти что-то важное в других – это характеристика вашего богатого внутреннего мира. Держите этот перечень своих положительных сторон под рукой или повесьте в красивую рамочку.

За своё путешествие поставьте себе оценку от 1 до 5. Полученный балл впишите в секретный код в конце книги.

Во введении я указал методологические и теоретические основания (часто их сводят вместе в теоретико-методологические основания) своего исследования.

Написание диссертации напоминает строительство дома. В этом процессе строительства подходами к тому, как сотворить новое здание – являются методологические основания, фундаментом и полом – теоретические основания.

Методология – наука о методах исследования, теория – объективное знание. В исходных методологических позициях я указал, какие и чьи методологические подходы (системный, деятельный, комплексный и т.п.) легли в основу построения моего «дома».

В теоретических основаниях я указал, какие существующие концепции (научные школы, конкретные ученые) выходят на мой предмет исследования. Теоретические основания я по-особому классифицировал (авторская классификация).

Я был готов к тому, что выбранный мной предмет исследования имел разные оценки, даже противоположные. Моя задача – предоставить весь спектр мнений, обозначив в них своё место.

Прежде чем написать диссертацию, мне пришлось многое прочитать. Старался читать в подлиннике, а не пересказанное в предыдущих диссертациях. Все указанные мной фамилии в разделе «теоретико-методологические основания» я включил в библиографию. Благодаря этому, у оппонентов не возник вопрос «А какую книгу такого-то учёного вы прочитали?»

Притча «Поддержи благодарных» - student2.ru

Хотя, любимый мной вопрос задали: «А что в работе такого-то автора вы использовали для себя?». Но я вёл конспекты прочитанного: 140 знаков на каждую прочитанную интересную мысль.

По совету научного руководителя я завёл специальную цитатную тетрадь с указанием данных об авторе, его труде (оформлен по всем требованиям), цитате, странице, откуда была взята цитата.

Так что ответил на этот вопрос легко.

Притча «Поддержи благодарных» - student2.ru

Этот цитатник очень пригодился для обзора знаний предшественников и вставок в текст диссертации.

Критическое отношение к цитатам предполагало её фиксацию и краткий анализ: оценку с обоснованием положительных и спорных мест. Это позволяло читать разборчиво, проверяя адекватность доказательств и убедительность объяснений.

Мысль Источник Положительное Спорное
       

Чтобы точно определить истинную цель учёного, нужно учиться различать субъективный и объективный материал, идеологию и факты, догматические утверждения и хорошо обоснованные доводы.

Всегда относиться к любому тексту позитивно-критически, означает:

1) сопоставление того, о чём написано, со своим личным опытом (правда-неправда);

2) прогнозирование текста – предугадываю, как автор раскроет свою тему, что для этого использует;

3) анализ текста – задаюсь вопросом, почему именно такой материал и в такой форме подаёт автор.

Притча «Поддержи благодарных» - student2.ru Такой анализ развивает меня. Чтоб не получилось, как в анекдоте.

Полиция повязала группу мошенников, продающих дипломы в метро. «Нам пришлось их отпустить», – заявил доктор экономических наук сержант Иванов».

Грань 8. Грамотность

Удачная шутка про одну из современных сложностей в написании диссертации: трудно её сейчас писать, не ставя смайлики после каждой удачной мысли :)

Сложность научного текста – это не украшение диссертационной работы, это неизбежность большого ума, такая корпоративная ценность. Диссертация пишется особым языком абстрагированных понятий, отвлеченных обобщений, систематизированных эмпирических фактов и социологизированных суждений (в слабой версии науки – гуманитарных отраслях научного знания). Тогда как чувственное мышление – есть стадия умственного развития на одну ступень более ранняя, чем мышление логическое.

Существует большое количество анекдотов, в которых язык учёных высмеивается из-за громоздкости и скучности.

Вот, например: «В диссертационный совет поступила работа на тему «На фига попу гармонь?». После многочасового обсуждения, учёные утвердили тему в следующей формулировке: «Роль духовых инструментов в духовной деятельности духовных лиц».

Или, вот такой:

Математик жене:

– Какая ты у меня компактная!

– Маленькая и хрупкая?

– Нет, замкнутая и ограниченная.

Притча «Поддержи благодарных» - student2.ru А вот, наоборот, про желание людей блеснуть владением терминологией:

– Мой сын поступил в институт иностранных языков! Станет настоящим троглодитом!

– Вы хотите сказать «полиглотом»?

– Полиглот, троглодит... Какая разница? Это же синагоги.

Любая гуманитарная наука отражает, исследует изменчивые, тесно переплетающиеся друг с другом, многообразные социальные явления (например, взаимодействие «человек–человек», «человек–среда», общественное развитие и др.).

Обобщая и интерпретируя эти явления, учёные выдвигают понятия краткие, но всеобъемлющие определения, способные объяснить особенности этого явления, не позволяющие толковать их двояко. Если понятие устраивает большинство исследователей, становится устоявшимся, его называют термином. «Вершиной» научного объяснения явления – когда термин становится всеобщим – является категория.

Притча «Поддержи благодарных» - student2.ru

Понятийно-терминологические проблемы встречаются во всех науках. Особенно они обостряются в период становления науки и интенсивного ее развития. Так, часто одному и тому же явлению (например, «социализация», «образование», «активность») дают десятки определений. Иногда, наоборот, одним и тем же термином обозначают разные понятия (например, и «развитие», и «обучение», и «воспитание», и «образование» иногда обозначается термином «образование»). Понятийно-терминологические «неурядицы» подчас серьезно затрудняют развитие науки, а также преподавание её как учебной дисциплины.

Путь «явление—понятие—термин—категория» для всех наук является очень долгим. Иногда нужны десятилетия, чтобы после многочисленных споров, дискуссий, доказательств, повторяющихся исследований прийти к категориям – «несущим» понятиям, определяющим предмет науки.

Мой научный руководитель посоветовал мне для упорядочивания терминов науки в рамках исследуемого предмета, составить таблицу из четырёх колонок: Что за термин? Кто его придумал? С чем я согласен? Что и как предлагаю скорректировать?

Термин Автор Согласен с… Корректировка
         

Такой критический анализ позволил мне, во-первых, бережно и с уважением отнестись к предшественникам, во-вторых, «не изобретать велосипед», а только способствовать его дальнейшему совершенствованию.

Притча «Поддержи благодарных» - student2.ru

Переместимся в будущее на качелях времени.

Напишите себе из будущего в прошлое письмо. Яркое, эмоциональное, с пожеланиями и предложениями: что вам нужно сделать, чтобы достичь научного успеха.

   

Притча «Поддержи благодарных» - student2.ru Притча «Поддержи благодарных» - student2.ru

Возвращайтесь в настоящее. Проанализируйте свой текст.

Если то, что вы себе насоветовали из будущего кажется вам несбыточным, устройте мозговой штурм – как же всё-таки можно изменить своё настоящее, чтобы придвинуть желаемое. Будущее начинается прямо сейчас и оно требует выхода за существующие рамки привычного. Выходите!

За своё путешествие поставьте себе оценку от 1 до 5. Полученный балл впишите в секретный код в конце книги.

Наши рекомендации