Как ответно полюбить своё исследование

С.В. ТЕТЕРСКИЙ

Как ответно полюбить своё исследование

Москва

РЕЦЕНЗЕНТЫ

НИКИТИНА Любовь Евгеньевна

доктор педагогических наук, профессор,

главный научный сотрудник Государственного НИИ семьи и воспитания

ЗВОНАРЕВА Лола Уткировна

доктор исторических наук, академик РАЕН, секретарь Союза писателей Москвы

АВТОР

Сергей Владимирович ТЕТЕРСКИЙ

доктор педагогических наук, заведующий кафедрой психолого-педагогического образования МГГУ имени М.А. Шолохова, президент Международного форсайт-клуба «Мотиватор24»

ИЛЛЮСТРАТОР

Прокопий УЛЯШОВ

художник, руководитель студии «Телескоп»

КОРРЕКТОР

Анастасия БАХТИЕВА

тренер Международного форсайт-клуба «Мотиватор24», коучер

Тетерский С.В.Как ответно полюбить своё исследования: Научно-популярное пособие / Серия «Форсайт: известное будущее для счастливого настоящего». – М.: МФК «Мотиватор24», 2013. – 133 с.

Представляем уникальное пособие, которые позволяет выйти за рамки многолетних традиций классического образования.

Если во все времена людей учили, что нужно делать, чтобы чего-то достичь, то основоположники Международного форсайт-клуба «Мотиватор24» учат отчитываться, как удалось достичь того, что только начинаешь делать…

Вначале – результат, а потом – процесс его достижения.

Пособие сопровождается иллюстрациями и неожиданными заданиями, которые позволяют каждому читателю почувствовать себя УЖЕ достигнувшим своих научных мечтаний, поддержанных обществом и государством.

Это настолько захватывающее чтение, что по возвращении в реальность, снимаются все барьеры и сомнения в многогранности своего таланта как исследователя.

Подарите эту книгу хозяину своего будущего, являющемуся первооткрывателем здесь и сейчас: старшекласснику, студенту, магистранту, аспиранту, докторанту, инновационному человеку… Тому, кто жаждет истины, красиво упакованную в магистерскую, кандидатскую или докторскую диссертацию.

(с) Тетерский, 2016

Посвящается самым лучшим Учителям во Вселенной,

Многогранным и талантливым наставникам

Любови Евгеньевне Никитиной (Москва) и

Татьяне Константиновне Клименко (Чита).

Особая благодарность – соратникам-основателям Международного форсайт-клуба «Мотиватор24»: Константину Андрееву, Анастасии Бахтиевой, Константину Бронникову, Павлу и Нели Бубенковым, Андрею Дмитриеву, Лоле Звонарёвой, Егору Казакову, Наталье Катаевой, Григорию Кудашеву, Максиму Мереняшеву, Роману Морозову, Людмиле Нагавкиной, Юлии Ромашиной, Валентине, Владимиру и Станиславу Тетерским, Владимиру Харченко, Евгению Шелковому, Тамаре Шиховой.

СпасиБо, ЛЮБИМЫЕ!

ГРАНИ ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЯ

От автора

Грань 1. Свечение для своих внуков

Грань 2. Преемственность научной школы

Грань 3. Широкая известность и популярность

Грань 4. Любовь истины

Грань 5. Наблюдение со стороны

Грань 6. Логичность вопросов

Грань 7. Благодарность предшественникам

Грань 8. Грамотность

Грань 9. Необычность гипотез

Грань 10. Взаимосвязанность ответов

Грань 11. Окрашенность словами

Грань 12. Экспериментирование

Грань 13. Новизна и инновационность

Грань 14. Значимость для науки и практики

Грань 15. Праздничность

Грань 16. Адекватность

От автора

В нашей жизни всё самое главное происходит здесь и сейчас. Есть надежда на другую жизнь, иногда, останавливаясь, мы задумываемся, что была прошлая жизнь, что что-то произойдёт в будущем. Но это только воспоминания и ожидания. А всё самое главное – прямо в данный момент.

Это великий дар – размышлять о прошлом, извлекая из него пользу, прощая всё и всех, чтобы радоваться настоящим.

Здорово, что мы можем строить планы, потому что единственный способ предсказать своё будущее – придумать его самому. Никакие гороскопы, карты, гадалки, приметы никогда не повлияют на человека, если только он сам этого не захочет, в это не поверит.

Вера делает человека всемогущим.

Придуманное собственное будущее – магнит, стимул, мотиватор для действий здесь и сейчас.

Достигает ли человек им же придуманного будущего?

Нет, если сейчас считает, что находится не в том месте, не с теми людьми и не в том времени, о которых мечтал больше всего.

Да, если радуется и благодарит всё и всех за достигнутое здесь и сейчас.

Отношение к настоящему является показателем результативности движения к своему светлому будущему. Благодарное настоящее – это явный успех собственных предсказаний. И любые боли, страдания, потери – всё это только испытания для укрепления веры.

Благодарный человек никогда не бывает одиноким и бедным. Богатство – это душевная щедрость, умение наслаждаться самым главным моментом своей жизни – сегодняшним.

Исследователь – это идущий за кем-то или за чем-то по следам, по уже проложенному пути к истине. Пожалуй, это одно из самых великих предназначений благодарного человека.

Исследование – процесс и результат движения по следам других к истине. Результат осязаемый, который можно продемонстрировать другим. Благодарно представить широкой общественности.

Каждый выход человека из дома – это своего рода исследование. Если пойти в магазин с точным списком всего необходимого, с тщательным контролем приобретаемых товаров – это отличный результат проведенного исследования на тему «Приобретение только нужного полезного».

Всё то же самое в науке – знаешь чего хочешь, контролируешь достигаемое – получаешь отличный результат.

Грамотный поход в магазин, как и грамотный поход в науку – два совершенно одинаковых технологических процесса, только в первом случае удовольствие получаем мы и наши близкие, а во втором – истина, которая становится понятнее.

Вперёд! К результатам!

Сергей Тетерский

Притча «Учитель и ученик»

Эта история произошла с Великим индийским музыкантом. Он жил при дворе Великого царя. С его талантом не мог сравниться никто.

И однажды Царь сказал ему: «Я не представляю, чтобы кто-то мог превзойти тебя! Это кажется немыслимым. Ты – последнее слово, вершина творения. Да славен Творец вовеки! Но когда бы я ни подумал об этом, у меня поневоле возникает мысль, что всё же ты был учеником у Мастера, который учил тебя мастерству. И кто знает, может, он и превосходит тебя по мастерству? Кто этот Мастер? Он жив ещё? Если да, то можно ли его пригласить во дворец?»

Великий музыкант сказал: «Да, он жив. Но как пригласить его во дворец, если он подобен дикому животному – ходит, где придётся? Он – не человек из общества. Он, как ветер или облака, которые гонит ветер. У него нет ниточек, связывающих его с миром. Это бездомный скиталец. И, более того, его нельзя попросить спеть или сыграть, абсолютно невозможно. Он поёт только тогда, когда чувствует. Он танцует только тогда, когда чувствует. Можно лишь пойти к нему, ждать и наблюдать».

Но Царь был так заинтересован, что пришёл в восторг даже от этих слов: «А! Его Мастер жив! Ради этого стоит пойти хоть на край света».

Мастер был бродячим факиром. Царь послал гонцов, чтобы выследили его местонахождение. Обнаружили его в хижине на берегу реки. И Царь с Музыкантом пошли слушать его.

Жители местной деревушки сказали, что он начинает петь и танцевать около трёх часов ночи. А весь день сидит тихо-тихо, как мышка. И вот, среди ночи Царь и Музыкант, подобно ворам, притаились позади той хижины, потому что если бы этот человек узнал про них, то не стал бы ничего делать.

Три часа ночи. Мастер стал петь, а затем танцевать. Царь был словно загипнотизирован – не мог произнести ни единого слова, потому что никакая оценка не могла быть дана тому, что он видел. Царь только непрерывно плакал. Возвращаясь домой, он хранил гробовое молчание. Только слёзы продолжали катиться из его глаз.

Когда Царь пришёл во дворец, то прямо на ступенях сказал Музыканту: «Я думал, что никто не может превзойти тебя; я думал, что ты – что-то удивительно уникальное, но теперь – прости меня – я должен сказать, что ты и в подметки не годишься своему Мастеру! Но почему?!»

И Великий музыкант ответил: «Нет ничего проще – я пою и танцую за деньги, престиж, власть, уважение. Моя музыка – это пока ещё средство для достижения результата. Я пою, чтобы что-то получить, а мой Мастер поёт, потому что что-то получил. И в этом разница. Он поёт только тогда, когда что-то имеет внутри, только тогда возникает песня. Песня как результат. Когда он наполнен и не может всего вместить в себя – только тогда он поёт. Пение его – результат, исход сам по себе. Он празднует!»

ЗАДАНИЕ: в течение 1 минуты составьте список всех своих любимых учителей (колонка слева). Затем, 1 минуту посвятите своим любимым ученикам, с которыми вы продолжаете поддерживать связь (колонка справа).
Любимые учителя Любимые ученики

Кого получилось больше?

Если примерно одинаковое количество – вы находитесь в умилительном ученически-учительском равновесии.

Если учеников – больше, вам срочно нужно пройти курсы повышения квалификации у великих учёных или прочитать основоположников вашей отрасли знаний.

Если больше учителей – вам нужно больше времени посвящать своим последователям, учить их благодарности и самоотдаче.

Помните! Все известные в истории и в современности великие учителя всегда были и остаются великими учениками. Они учатся вместе со своими последователями, вселяя в них уверенность, свойственную первооткрывателям.

«Великий человек внушает чувство, что вы можете стать великим» (Марк Твен)

Как ответно полюбить своё исследование - student2.ru

Личная причастность к судьбе каждого из своих учителей и учеников, постоянная забота о них – всё это является неисчерпаемым источником для самоутверждения, общественного признания, вдохновения, приближения к мечте. Не зря ведь в народе учёных считают самыми умными и благородными людьми.

Однажды знаменитый греческий философ Сократ (469-399 гг. до н.э.) встретил на улице знакомого, и тот ему говорит:

— Сократ, знаешь, что я только что услышал об одном из твоих учеников?

— Погоди. Прежде, чем ты мне это расскажешь, я хочу провести небольшой экзамен, который называется “Испытание тройным фильтром”.

— Тройным фильтром?

— Да, – продолжил Сократ. – Прежде, чем ты мне расскажешь что-либо о моем ученике, было бы неплохо, чтобы ты минутку подумал и профильтровал то, что ты собираешься мне рассказать. Первый фильтр – на Правдивость. Ты абсолютно уверен, что все, что ты собираешься мне рассказать, является абсолютной правдой?

— Нет, Сократ, я услышал об этом от одного знакомого и решил…

— Значит, – сказал Сократ, – ты точно не знаешь, правда это или нет. Тогда давай применим второй фильтр – на Добродетель. Ты собираешься мне сказать о моем ученике что-нибудь хорошее?

— Нет, как раз наоборот…

— Итак, – говорит Сократ, – ты хочешь мне сказать о нем что-то плохое, но ты не уверен, правда ли это. Однако ты по-прежнему можешь пройти испытание и сообщить мне эту информацию, если она пройдет через третий фильтр – на Полезность. Принесет ли мне то, что ты собираешься рассказать, какую-либо пользу?

— Скорее всего, нет…

— Таким образом, – подвел итог Сократ, – если ты собираешься рассказать мне что-то отрицательное, неправдивое и бесполезное о моем ученике, то зачем это рассказывать вообще?

— Да, Сократ, как всегда, ты абсолютно прав.

Именно поэтому Сократа считали великим философом, учителем и очень уважали.

Моя научная школа, в отличие от школы традиционной, предполагает не столько обучение, сколько продолжение развития науки. То есть правильнее было бы писать не «научная школа», а «научная лаборатория», «научная студия» или «научный завод».

Как ответно полюбить своё исследование - student2.ru

Потому что в моём сообществе создаётся уникальный научный продукт. Более того, этот продукт не поддаётся никаким критериям эффективности. Как можно измерить эффективность непознанного? В моей супер-школе мы говорим о критериях превосходства.

В отличие от обычной, в моей научной школе у каждого её представителя есть абсолютно уникальный продукт. За каждым открытием стоит конкретный человек.

Научное исследование – увлекательное путешествие со своей особой скоростью прохождения и часто непредсказуемым расстоянием до результата.

Как ответно полюбить своё исследование - student2.ru

Я стал ещё более счастливым, когда меня назначили научным руководителем магистрантов-аспирантов. У меня есть достаточно времени и возможностей, чтобы узнать каждого своего ученика конкретно. Я могу себе позволить проникнуть в мечты и ожидания каждого ученика, совместно разработать маршрут движения к открытию и выбрать особый стиль обучения.

Партнерство в научной школе – уникальное явление, потому что позволяет через совместное обучение (почти всегда магистрант-аспирант глубже научного руководителя разбирается в предмете своего исследования) организовать исследование, способствующее научным открытиям, а также профессиональному и личностному росту каждого его из участников.

Как ответно полюбить своё исследование - student2.ru

В отличие от обычной школы, где неприлично важное место занимает раздробление целого на мелкие детали (предметы, разделы, главы, параграфы, абзацы, предложения, домашние задания, три готовых ответа по ЕГЭ), в моей научной школе всё собирается в единую конструкцию. Вселенная приобретает осмысленность и интерес.

Как ответно полюбить своё исследование - student2.ru

Если в общеобразовательной школе учитель вещает на аудиторию, а потом периодически устраивает проверки: насколько ученики отклонились от его гениальных мыслей, то я, как научный руководитель, на самом старте расписываюсь в своём невежестве относительно нового предмета, предлагая аспиранту совместно разгадывать Вселенную, готовя своего ученика к непознаваемому, неоднозначному, стремительно меняющемуся будущему.

«Я не знаю» — есть разрешение последователям узнавать, задавать вопросы, на которые нет ответа... создавать новые способы смотреть на мир... рисковать... и все решать самим» (Карл Вейк).

Наука требует вопросов. Моя задача как научного руководителя – объяснить ученикам процессы постановки научного вопроса и получения правильного ответа. Чтобы осваивать новые области знания, обновлять науку, отбрасывать старые идеи, нужно задавать вопросы, а не запоминать известные ответы. Только вопросы способствуют открытию, потому что провоцируют, воодушевляют и разрывают рамки стандартных решений.

Как ответно полюбить своё исследование - student2.ru

Если образование – это ваяние человеком образа, то наука – это обращение к истине с вопросом.

Современная наука возвращается к правилам диалогов Сократа, когда его знаменитые ученики-последователи в своих многочисленных вопросах ставили под сомнение тривиальное и великое, приобретая уникальный опыт познания и роста.

Восторг и радость – самые важные характеристики научного познания. Как альпинисты, покоряющие горы, как серфингисты, седлающие волны, как священники, видящие святых, так и учёные в восхищении и предвкушении ждут встречи с открытием. Наука вдохновляет.

— И пробовать не стоит, – сказала Алиса. – Нельзя верить в невозможное.

— Хочу сказать, ты мало тренируешься, – ответила Королева. – Когда я была в твоем возрасте, я всегда занималась этим не менее получаса в день. Бывало, еще до завтрака мне удавалось поверить в шесть невозможных вещей.

(Льюис Кэрролл «Алиса в Зазеркалье»)

Как ответно полюбить своё исследование - student2.ru

Как ответно полюбить своё исследование - student2.ru Наука – верный путь к духовному богатству. Открытие загадок Вселенной – увлекательный и бесконечный процесс. Приобщение к миру людей, которые ищут клады Вселенной, дарит необыкновенные ощущения, вдохновляет и заряжает позитивом.

Устраивайтесь поудобнее на качелях времени, перемещаемся в будущее.

Добро пожаловать в будущее!

Представьте, что вам сейчас предстоит одна из самых важных встреч с вашими повзрослевшими учениками. Напишите им короткий приветственный текст, своего рода напутствие. Сделайте его эмоциональным, используя четыре подсказки:

1) Вызывайте восторг и приводите в восхищение. Запись должна быть яркой, запоминающейся, привлекательной, но при этом еще и максимально честной. Можно писать о чём-то глобальном или фантастическом, но при этом ваши ученики должны получать эмоциональный заряд от вашего напутствия прямо здесь и сейчас.

2) Зацепите взгляд. Выступление должно быть гипнотическим, приковывать внимание. Вот самые гипнотизирующие слова (Д.Витале): волнующий, восхитительное, восторг, впервые, гарантированный, захватывающий, как сделать, ко времени, любовь, наконец-то, невероятный, новинка, новый, ограниченный, открывающий, первоначальный, предложение, представляя, прекрасный, революционный, сверхчувствительный, специальный, срочный, удивительный, улучшенный, уникальный, успешный, фантастический, феноменальный, эксклюзивный.

3) Запоминайтесь какой-то особенностью. Все люди усваивают даже самый большой объём информации по ключевым словам. Поэтому, подумайте, какие несколько слов полностью охарактеризуют вас и вашу мысль. Придумывайте лаконичные, легко произносимые и запоминающиеся предложения. Попытайтесь использовать больше глаголов, недлинных слов, знаков.

4) Больше интима. Запись должна обязательно вызывать эмоциональную реакцию, быть «не такой, как у всех». Не злоупотребляйте копированием и цитированием чужих мыслей. Смело используйте лично-интимный, искренний текст, а это возможно только в личной переписке, а не через обращение «ко всему народу».

Напутствие моим любимым ученикам  

Как ответно полюбить своё исследование - student2.ru Как ответно полюбить своё исследование - student2.ru

Поздравляем! Возвращайтесь обратно в наше время.

Проанализируйте свой текст. Если в нём есть какие-то предостережения и негативные оценки – вы сами находитесь в страхе перед открытиями и своими безграничными возможностями. Если только позитивные пожелания – вы светлый и радостный человек, именно таким и должен быть настоящий научный руководитель.

Если в своём обращении вы сослались на своих учителей, поздравляю, вы – благодарный ученик, каким и должен быть настоящий исследователь-последователь.

Если написанный вами текст не вызывает у вас стеснения и вы готовы прямо сейчас опубликовать его в широкой печати, здорово, вы – востребованный, нужный и полезный специалист. Публикуйте!

За своё путешествие поставьте себе оценку от 1 до 5. Полученный балл впишите в секретный код в конце книги.

Притча «Сила желания»

Молодой человек пришёл однажды к мудрецу и спросил: «Господин, что я должен делать, чтобы обрести мудрость?»

Мудрец не удостоил его ответом. Повторив несколько раз свой вопрос и получив аналогичный результат, юноша ушёл, чтобы вернуться на следующий день всё с тем же вопросом. Снова не получил он ответа и вернулся на третий день, повторяя: «Господин, что я должен делать, чтобы стать мудрецом?»

Мудрец повернулся и направился к близлежащей реке.

Он вошёл в воду, кивком пригласив юношу следовать за ним. Достигнув достаточной глубины, мудрец взял молодого человека за плечи и держал его под водой, невзирая на попытки юноши вырваться.

Когда же тот освободился, и его дыхание выровнялось, мудрец спросил: «Сын мой, когда ты был под водой, чего ты желал сильнее всего?»

Юноша ответил без колебаний: «Воздуха! Воздуха! Я хотел только воздуха!»

— А не предпочел бы ты этому богатство, удовольствия, власть и любовь, сын мой? Не думал ли ты об этих вещах? – допытывался мудрец.

— Нет, господин, я хотел воздуха и думал лишь о воздухе, – последовал немедленный ответ.

— Тогда, – сказал мудрец, – чтобы стать мудрым, ты должен желать мудрости с такой силой, с какой ты только что жаждал воздуха. Ты должен бороться за неё вплоть до исключения всех других целей в жизни. Если ты будешь стремиться к мудрости с такой страстью, сын мой, ты обязательно станешь мудрым.

ЗАДАНИЕ: придумайте оригинальную шкалу, по которой можно измерять уровень силы вашего желания быть кандидатом или доктором наук. Что способно продолжительное время удерживать вашу мечту? Популярность? Востребованность? Гордость? Любовь учителей или последователей? Благодарность? Радость? Миссия? Оригинальность? Близкие? Перспективы? Деньги? Что? И как вы можете ранжировать эту свою мотивационную силу?

Есть существенная разница между славой в научном мире и общественно-политической славой. Потому что для большинства исследователей главная цель – открытие, а не его (и уж тем более собственная) популяризация.

В современном мире телевизионная слава принадлежит политикам, актёрам и писателям. А в науке широко известны случаи, когда великие учёные так глубоко погружались в поиск истины, что забывали даже запатентовать свои открытия.

Получение Нобелевской или другой подобной премии очень помогает стать мировой звездой. Вед любая премия – это торжественное, красивое и любимое СМИ мероприятие.

Как ответно полюбить своё исследование - student2.ru

Но могут быть и другие мотивы выбора научной карьеры. Чтобы понять их, нужно переместиться в будущее, в 2020 год.

Как ответно полюбить своё исследование - student2.ru

Добро пожаловать в будущее! Представьте, что вы в 2020 году. Сбылись все ваши мечты. Выберите, какой из Форсайтеров-первооткрывателей вам больше всего нравится, и детально опишите ощущения, представляя себя на его месте:

Как ответно полюбить своё исследование - student2.ru

   

Как ответно полюбить своё исследование - student2.ru

   

Как ответно полюбить своё исследование - student2.ru

   

Как ответно полюбить своё исследование - student2.ru

   

Как ответно полюбить своё исследование - student2.ru

   

Как ответно полюбить своё исследование - student2.ru

   

Как ответно полюбить своё исследование - student2.ru

   

Как ответно полюбить своё исследование - student2.ru

   

Как ответно полюбить своё исследование - student2.ru

   

Как ответно полюбить своё исследование - student2.ru

   

Как ответно полюбить своё исследование - student2.ru

 

Как ответно полюбить своё исследование - student2.ru

   

Как ответно полюбить своё исследование - student2.ru

   

Как ответно полюбить своё исследование - student2.ru Поздравляем!

Ух, здорово! Возвращайтесь из 2020 года в наше время, будем анализировать, что уникального с нами произошло.

Зафиксированное вами в будущем ощущение – это и есть эффективный ключ к СЕЙЧАС – самому главному моменту своей жизни. Ведите себя так всегда, при любых обстоятельствах – и успех притянется к вам сам и не покинет вас никогда. Проверено!

Как ответно полюбить своё исследование - student2.ru

За своё путешествие поставьте себе оценку от 1 до 5. Полученный балл впишите в секретный код в конце книги.

Главная мотивация на поиск истины – истина позволяет мне дополнить мою просвещенность просветлённостью. Движение к совершенству – это чистые устремления, которые превратили меня в альтруиста, доброго и милосердного учёного.

Упражнение «Образование» – у себя в блокнотах.

Как ответно полюбить своё исследование - student2.ru

Пять одинаковых колонок:

1) Напишите 5 человек, которых вы считаете своими Учителями с большой буквы, у которых вы учились жизни или хотели бы учиться с огромным желанием?

2) Почему они? Что такого особенного они имеют, что вас привлекает?

3) Что особенного они делают или сделали, что мотивирует вас самосовершенствоваться?

4) Какие бы вопросы вы им задали?

5) Какую благодарность от вас они заслуживают?

Ключ:

1) Достижения, которые вы превзойдете.

2) Ваши отличительные качества.

3) Ваша скрытая мотивация.

4) Темы ваших исследований.

5) То, что вы получите в финале своей жизни.

ЗАДАНИЕ: Составьте список 5 людей (ушедших или ныне здравствующих), которых вы считаете своими Учителями по жизни: известных только вам или великих, с которыми бы вы хотели непременно встретиться лично.
Учитель мой Почему он? Как мотивировали? Что спросите? Чем отблагодарите?
1.        
2.        
3.        
4.        
5.        
Интерпретация
Достижения, которые я повторю и превзойду Мои отличительные качества Скрытая мотивация – мотивируйте так других! Направления моих открытий Мои награды

В первой колонке вы написали свои будущие подвиги, которые совершили до вас ваши учителя. Во второй колонке – свои отличительные качества. В третьей колонке – свою скрытую мотивацию к достижениям, , в четвертой - темы своих исследований. В пятой – свои ближайшие награды.

Как ответно полюбить своё исследование - student2.ru

Я специально трудоустроился в институт, который помог мне продвинуться по научной карьерной лестнице.

Оказалось, что многим учёным нужны талантливые и благодарные ученики-помощники. Я зарекомендовал себя как грамотный, исполнительный, инициативный и готовый учиться всему новому человек. Был общительным, доброжелательным и всегда готовым помочь. Оказался в нужном месте в нужное время. Нашел полезные знакомства, наладил связи, не стеснялся обращаться за помощью.

Грань 4. Любовь истины

Притча «Ступеньки любви»

Один человек пришёл к великому Учителю и сказал: «Я хотел бы полюбить Бога — покажи мне путь!»

Учитель ответил: «Скажи мне сначала, любил ли ты кого-нибудь раньше?»

Человек сказал: «Я не интересуюсь мирскими делами – любовью и всем прочим. Я хочу прийти к Богу».

Учитель ответил ему: «Подумай ещё раз, пожалуйста, любил ли ты хоть одну женщину, хоть одного ребёнка, хоть кого-нибудь?»

Человек ответил: «Я ведь уже сказал тебе: я человек религии, я не обычный мирянин, я никого не люблю. Покажи мне путь, как я могу прийти к Богу».

Учитель заплакав ответил: «Тогда это невозможно, сначала ты должен кого-нибудь полюбить. Это будет первая ступенька. Ты спрашиваешь про последнюю ступеньку, а сам не ступил на первую!

Иди и кого-нибудь полюби!»

ЗАДАНИЕ: Составьте список своих любимых. Он уже настолько впечатляющий, чтобы полюбить истину?

Как-то в раннем детстве во мне уснул гений. Жизнь шла, а гений спал с каждым днём всё крепче и крепче…

Меня разбудила наука. Я стал первооткрывателем.

Как ответно полюбить своё исследование - student2.ru

Мне помогло воображение, про которое великий Альберт Эйнштейн сказал: «Сила воображения важнее знаний».

Как ответно полюбить своё исследование - student2.ru Я написал и защитил диссертацию, потому что сделал научное открытие. Наличие учёной степени увеличило мою зарплату, стало хорошим подспорьем в карьере. А получаемые теперь зарубежные гранты на исследования даже больше официальной зарплаты.

Как учёный я научился распоряжаться своими знаниями для достижения научного результата. Потому что согласился со словами Леонардо да Винчи, который предупреждал: «Науку часто смешивают со знанием. Это глубокое недоразумение. Наука – есть не только знание, но и сознание, то есть умение пользоваться знанием как следует».

Чем отличается научный результат от практического?

Есть отчетливая грань между наукой и практикой.

Грань 8. Грамотность

Удачная шутка про одну из современных сложностей в написании диссертации: трудно её сейчас писать, не ставя смайлики после каждой удачной мысли :)

Сложность научного текста – это не украшение диссертационной работы, это неизбежность большого ума, такая корпоративная ценность. Диссертация пишется особым языком абстрагированных понятий, отвлеченных обобщений, систематизированных эмпирических фактов и социологизированных суждений (в слабой версии науки – гуманитарных отраслях научного знания). Тогда как чувственное мышление – есть стадия умственного развития на одну ступень более ранняя, чем мышление логическое.

Существует большое количество анекдотов, в которых язык учёных высмеивается из-за громоздкости и скучности.

Вот, например: «В диссертационный совет поступила работа на тему «На фига попу гармонь?». После многочасового обсуждения, учёные утвердили тему в следующей формулировке: «Роль духовых инструментов в духовной деятельности духовных лиц».

Или, вот такой:

Математик жене:

– Какая ты у меня компактная!

– Маленькая и хрупкая?

– Нет, замкнутая и ограниченная.

Как ответно полюбить своё исследование - student2.ru А вот, наоборот, про желание людей блеснуть владением терминологией:

– Мой сын поступил в институт иностранных языков! Станет настоящим троглодитом!

– Вы хотите сказать «полиглотом»?

– Полиглот, троглодит... Какая разница? Это же синагоги.

Любая гуманитарная наука отражает, исследует изменчивые, тесно переплетающиеся друг с другом, многообразные социальные явления (например, взаимодействие «человек–человек», «человек–среда», общественное развитие и др.).

Обобщая и интерпретируя эти явления, учёные выдвигают понятия краткие, но всеобъемлющие определения, способные объяснить особенности этого явления, не позволяющие толковать их двояко. Если понятие устраивает большинство исследователей, становится устоявшимся, его называют термином. «Вершиной» научного объяснения явления – когда термин становится всеобщим – является категория.

Как ответно полюбить своё исследование - student2.ru

Понятийно-терминологические проблемы встречаются во всех науках. Особенно они обостряются в период становления науки и интенсивного ее развития. Так, часто одному и тому же явлению (например, «социализация», «образование», «активность») дают десятки определений. Иногда, наоборот, одним и тем же термином обозначают разные понятия (например, и «развитие», и «обучение», и «воспитание», и «образование» иногда обозначается термином «образование»). Понятийно-терминологические «неурядицы» подчас серьезно затрудняют развитие науки, а также преподавание её как учебной дисциплины.

Путь «явление—понятие—термин—категория» для всех наук является очень долгим. Иногда нужны десятилетия, чтобы после многочисленных споров, дискуссий, доказательств, повторяющихся исследований прийти к категориям – «несущим» понятиям, определяющим предмет науки.

Мой научный руководитель посоветовал мне для упорядочивания терминов науки в рамках исследуемого предмета, составить таблицу из четырёх колонок: Что за термин? Кто его придумал? С чем я согласен? Что и как предлагаю скорректировать?

Термин Автор Согласен с… Корректировка
         

Такой критический анализ позволил мне, во-первых, бережно и с уважением отнестись к предшественникам, во-вторых, «не изобретать велосипед», а только способствовать его дальнейшему совершенствованию.

Как ответно полюбить своё исследование - student2.ru

Переместимся в будущее на качелях времени.

Напишите себе из будущего в прошлое письмо. Яркое, эмоциональное, с пожеланиями и предложениями: что вам нужно сделать, чтобы достичь научного успеха.

   

Как ответно полюбить своё исследование - student2.ru Как ответно полюбить своё исследование - student2.ru

Возвращайтесь в настоящее. Проанализируйте свой текст.

Если то, что вы себе насоветовали из будущего кажется вам несбыточным, устройте мозговой штурм – как же всё-таки можно изменить своё настоящее, чтобы придвинуть желаемое. Будущее начинается прямо сейчас и оно требует выхода за существующие рамки привычного. Выходите!

За своё путешествие поставьте себе оценку от 1 до 5. Полученный балл впишите в секретный код в конце книги.

Притча «Богатый и нищий»

Некий правитель пошёл однажды в лес и там встретил мудреца. Он говорил с мудрецом, был поражён его праведностью и мудростью и выразил желание, чтобы тот сделал ему одолжение, приняв подарок. Мудрец отказался, сказав:

— Плоды этого леса – достаточная для меня пища; чистые потоки, бегущие с гор, дают мне воду для питья; кора деревьев предоставляет мне покров; горные пещеры служат мне убежищем. Зачем же я стану принимать подарки от тебя или от кого бы то ни было?

Правитель отвечал:

— Просто, чтобы доставить мне удовольствие. Пожалуйста, пойдём со мной в город, в мой дворец, и возьми у меня что-нибудь.

Он убеждал долго, и мудрец наконец согласился исполнить его желание и пошёл с ним во дворец.

Прежде, чем предложить подарок мудрецу, правитель приказал накрыть большой праздничный стол и перед едой принялся молиться:

— Господи, дай мне ещё детей, дай мне ещё богатства. Господи, дай ещё территории. Господи, сохрани моё тело в добром здравии...

Прежде чем правитель окончил свою молитву, мудрец встал и спокойно ушёл из комнаты. Увидев реакцию гостя, тот смутился и погнался за мудрецом, громко крича:

— Ты уходишь, не взяв моих подарков?

Мудрец обернулся и сказал:

— Да! Потому что я не беру у попрошаек. Ты сам – нищий; как же ты можешь мне что-нибудь дать?

Известно, что на сегодняшний день человечество разгадало меньше 0,1% вселенских загадок. Причём, чем больше учёные погружаются в эти загадки, тем больше возникает новых вопросов, тем сильнее раздвигается предметный мир и научное поле. Для меня шанс найти что-то новое был огромный.

Наука – это очерченная стена моего непонимания Вселенной, разрушая которую, я произвожу новые для себя знания.

Я был готов к тому, что сделанное мной открытие могло не восприняться современниками как новое, потому что являлось предвидением, доступным только мне, Вселенной и потомкам. Вряд ли возможно доказать другим, что я действительно умнее всех на свете.

Как ответно полюбить своё исследование - student2.ru

Более того, моё открытие могло ра

Наши рекомендации