ПЕРЕХОДНЫЙ ВОЗРАСТ 30-35 лет.
«Возраст Христа»
Физиологические особенности: у мужчин ярко проявляются признаки старения (морщины, вес, сердечно- сосудистые заболевания).
Это период критического завершения критического периода в семейной жизни- стабилизация или развод.
Много сил, чтобы чувствовать свои возможности и достаточно ума, чтобы контролировать свои цели.
Социальная ситуация развития в зрелости- реализация себя, полное раскрытие своего потенциала в профессиональной деятельности и в семейных отношениях.
Центральным возрастным новообразованиемможно считать продуктивность.
Особенности зрелости.
1.Умение брать на себя ответственность;
2.Стремление к власти и организаторские способности;
3.Способность к эмоциональной и интеллектуальной поддержке других;
4.Уверенность в себе и целеустремленность;
5.Склонность к философским обобщениям;
6.Защита собственных принципов;
7.Формирование индивидуального жизненного стиля;
8.Стремление оказывать влияние на мир и отдавать индивидуальный опыт;
9.Реализм оценок и чувство сделанной жизни;
10.Стабилизация системы социальных ролей.
Жизненные задачи человека в период зрелости.
Хейвигхерст выделил в жизни человека основные основные события, обозначив их как жизненные задачи.
1.Достижение зрелой гражданской и социальной ответственности.
2.Достижение поддержание целесообразного жизненного уровня.
3. выбор подходящего уровня досуга.
4. Помощь детям стать ответственными и счастливыми взрослыми.
5. Усиление личностного аспекта супружеских отношений.
6. Принятие физиологических перемен середины жизни и приспособление к ним.
7. приспособление к взаимодействию со стареющими родителями.
У женщин «бальзаковский возраст»- соединение чувственной зрелости и разума.
Меняются отношения с детьми не только эмоциональные, но и интеллектуальные. В семейных отношениях передача ответственности за жизнь самому ребенку. Изменяется психологическая дистанция между матерью и ребенком. Возникает социальная проблема- защита прав близких. Социологи этот период называют периодом «кухонного бунта», женщина пытается изменить свое положение за счет профессионального совершенствования. В этот период происходит «эмоциональная оглушенность» (власть одного или нескольких чувств) сменяясь разнообразным реестром чувств. (Я вся испереживалась, а им и дела нет).
Психологические ловушки.
1. несбывшиеся надежды и не оправдавшиеся мечтания
2. соблазн уйти в собственные чувства, как больной уходит в болезнь, получая при этом необходимое внимание от окружающих
3. ловушка участи, со-участия в жизни близких людей, о которых она постоянно думает.
Мужчины.
Жизнь дает шанс стать хозяином своей судьбы. Вектор практической философии. Осознание необходимости осуществления правильной жизни. Это приводит к пересмотру многих параметров своей индивидуальности.. Классификация: отец, друг, судья, кормилец, психотерапевт, «нет дома». Встает проблема демонстрации своих сил и мужских качеств. Возраст интеллектуальной готовности к политической карьере. Чем больше мужчина утверждает свой эгоизм, т.е. становится индивидуальностью, тем более возрастает его социальная сила- он становится незаменимым. В это время мужчине нужен друг- учитель.
По-мнению английского психолога Д. Левинсона для того, чтобы стать по настоящему взрослому мужчине необходимо справиться с задачами:
1. увязать мечты ирреальность;
2.найти наставника;
3.обеспечить карьеру;
4. наладить интимные отношения.
Зрелость характеризуется тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человека.
Э. Эриксон считал, что зрелый человек нуждается в том, чтобы быть нужным, а зрелость нуждается в стимуляции и обордрени со стороны тех, кого она произвела на свет и о ком должны заботиться. Тогда основная задача зрелости по Эриксону- это прежде всего заинтересованность в устройстве жизни и наставлении нового поколения.
Интеллектуальное развитие.
Как показали исследования Е.И. Степановой, процесс интеллектуального развития взрослого человека неоднороден, он характеризуется чередованием спадов подъемов, а также изменением акцентов внутри системы психических познавательных процессов.
После 40 лет- большее развитие вербального интеллекта, который как бы противостоит процессу старения и ослабления интеллектуальных функций.
В старших возрастах по мере накопления жизненного опыта и его профессионализации усиливается влияние индивидуального стиля умственной работы на интеллектуальное развитие человека.
Для того чтобы человек мог долго сохранять свой интеллектуальный потенциал, необходимо сознательно регулировать процессы накопления и логического преобразования знаний, вести активную умственную деятельность и не только в плане теоретизирования, но и построения своего поведения.
1.Практическое мышление имеет самые высокие показатели в возрасте 31- 32 и 34-35 лет.
2.Пик теоретического мышления 20, 23, 25, 32года.
3.Оптимумы в развитии образного мышления в возрасте 20, 23, 25, 32,35 и 39 лет.
По исследованию Н. Подгорецкой (на основании сравнительного анализа) в мышлении обследуемых взрослых и интеллекте маленьких детей находятся общие дефекты, демонстрирующие неполноценность стихийно усвоенных логических приемов мышления.
1. ориентировка на случайные признаки
2. характер нарушения логических связей
3. неумение отвечать на заданный вопрос
4. подмена объективной оценки субъективной
и даже у взрослых не было в полной мере обобщения, осознания приемов мышления. Взрослые обнаруживают явление аналогичные «феномену Пиаже» (нет чувства реальности, эгоцентричность, не умеют видеть другие позиции, не обладают диалогичностью сознания.