Ж. Пиаже и А.А. Венгер: заочный диалог

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ О ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА

Мышление ребенка как предмет изучения генетической психологии Ж. Пиа­же. Основные понятия концепции. Стадии развития интеллекта. Основные ха­рактеристики мышления ребенка дошкольного возраста. Научные диалоги: Ж. Пиаже — Л.С. Выготский; Ж. Пиаже — П.Я. Гальперин; Ж. Пиаже — А.А. Венгер.

Основные понятия: умственные конструкции, интеллектуальное развитие; аккомодация, ассимиляция, «задачи Ж. Пиаже», «феномены Ж. Пиаже», гло­бальность восприятия, эгоцентрическая речь.

Наиболее доступно и просто концепция Ж. Пиаже изложена в ра­боте К. Флэйк-Хобсона. В изложении К. Флэйк-Хобсона она выгля­дит следующим образом. В поле внимания Ж. Пиаже — проблемы мышления и процессы усвоения знаний. Согласно Ж. Пиаже, мышле­ние детей существенно отличается от мышления взрослых. Дети являются активными субъектами собственного умственного развития.

Способность к логическому мышлению закладывается в мла­денчестве и совершенствуется от года к году, подчиняясь опре­деленным закономерностям. Навыки мыслительной деятельности приобретаются естественным образом — по мере того как происходит «общее развитие детского организма» и «расширяются горизонты изучаемого ребенком мира».

Значительная часть активности детей приходится на игры, кото­рые Ж. Пиаже рассматривал как «непременный компонент их важ­ной работы по исследованию окружающих объектов — людей, пред­метов, явлений». Он считал, что такая форма обучения в процессе деятельности необходима для нормального развития ребенка и успеш­ного процесса его взросления.

По Ж. Пиаже, человек в своем умственном развитии проходит четыре больших периода:

1) чувственно-двигательный (сенсомоторный), охватывающий пе­риод от рождения до 2 лет;

2) дооператорный период — от 2 до 7 лет;

3) период конкретного мышления — от 7 до 11 лет;

4) период формально-логического, абстрактного мышления — от 11 —12 до 18 лет и старше.

Все дети проходят эти периоды, но с некоторыми различиями. Од­нако, согласно Ж. Пиаже, не каждый человек способен достичь чет­вертой стадии развития мышления.

Л.Ф. Обухова о концепции Ж. Пиаже

Л.Ф. Обухова — автор целого ряда работ, посвященных развитию детского мышления. Большое внимание в связи с этим она уделила концепции Ж. Пиаже. В ее работах вы найдете глубокий анализ тру­дов выдающегося психолога.

Л.Ф. Обухова выделила и раскрыла содержание основных поня­тий концепции Ж. Пиаже. Идея трансформации, идея конструкции, схема действия, группировка, аккомодация и ассимиляция, равнове­сие — описание этих и других категорий вы найдете в работах Л.Ф. Обуховой.

Она же обратила внимание на уникальные слова Ж. Пиаже о том, что человек усваивает то, что его окружает, но он усваивает это соот­ветственно своей «умственной химии»; «познание реальности всегда зависит от господствующих умственных структур».

Д.Б. Эльконин о концепции Ж. Пиаже

Д.Б. Эльконин вступает в полемику с Ж. Пиаже по поводу его раз­мышлений относительно роли и функций эгоцентрической речи у ребенка дошкольного возраста. В соответствии со своей общей концепцией развития сознания у детей Пиаже различает речь социа­лизированную, выполняющую функцию общения, и речь эгоцен­трическую, которая не выполняет функции общения, являясь речью для себя. С точки зрения Ж. Пиаже, эгоцентрическая речь в дошко­льном возрасте составляет значительную часть всех высказываний ребенка. Эгоцентрическая речь занимает преобладающее положение в младших возрастах и постепенно вытесняется социализированны­ми формами. Это вытеснение происходит в силу приспособления ребенка к «социализированной мысли взрослых».

Концепция Ж. Пиаже, по свидетельству Д.Б. Эльконина, исходит из первичного аутизма детского сознания. Для Ж. Пиаже эгоцен­трическая речь является симптомом эгоцентричности сознания, вы­растающего из аутизма младенца, его направленности на собственные внутренние переживания и состояния. Эгоцентризм — это переход­ная ступень от аутизма к социализации, показатель того, что ребенок не отделяет себя достаточно четко от внешнего мира, а «проецирует в этот мир содержание своего субъективного мира». Однако общность интересов между ребенком и его товарищами и усиление влияния со стороны взрослых Ж. Пиаже называет в качестве факторов, способ­ствующих уменьшению эгоцентризма.

В своей работе Д.Б. Эльконин достаточно подробно прослежива­ет основные линии заочных диалогов Ж. Пиаже — Л.С. Выготский; Ж. Пиаже — А.А. Венгер.

Ж. Пиаже и А.А. Венгер: заочный диалог

По мнению Ж. Пиаже, в дошкольном возрасте эгоцентризм мыш­ления, неотделенность «я» ребенка от среды приводят к тому, что ре­бенок не выделяет «реальных причинно-следственных связей». Только к 7—8 годам снижается эгоцентризм, вычленяется «я» и как следст­вие появляются интерес к действительной причинности и первые фор­мы ее объяснения. К этому времени приходит к ребенку понимание относительности своей точки зрения при сравнении ее с точкой зре­ния других людей. Индивидуальная точка зрения заменяется, а точнее, «вытесняется» социальной. Последняя навязывает ребенку свои за­коны, законы логического мышления. В этом возрасте впервые появ­ляется возможность усвоения человеческого опыта. По Ж. Пиаже, обучение и другие воздействия взрослых могут по настоящему вли­ять на развитие ребенка, начиная лишь с 7 — 8-летнего возраста.

А.А. Венгер в собственных экспериментальных исследованиях предприняла попытку изучить вопрос понимания причинности деть­ми дошкольного возраста. Детям даже самого младшего дошкольно­го возраста (3—4 года) в известной степени доступно понимание причинности. Понимание причинности неуклонно растет на протя­жении дошкольного детства. Существенный перелом в понимании причинности наступает приблизительно в 5 лет. Понимание причин зависит от: особенностей явлений и лежащих в их основе причинных зависимостей; способа знакомства с явлением.

А.А. Венгер доказала в своих исследованиях, что при соответст­вующей организации непосредственного детского опыта и его обоб­щения ребенком дошкольного возраста может быть достигнуто пони­мание действительных причин некоторых явлений.

Повторите исследование А.А. Венгер и проведите экспериментальное иссле­дование с тонущими и плавающими предметами. Ход эксперимента описан в работе Д.Б. Эльконина и в пособии Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной.

Наши рекомендации