Шкала перевода баллов гиа в оценки

Начинаем выкладывать полезные материалы для подготовки к ГИА 2012. Первое, с чего начинаем, -шкала перевода тестовых баллов ГИА в оценки. Разработанная специалистами ФИПИ шкала перевода первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме носят рекомендательный характер. Результаты экзамена используются для государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы и формирования профильных классов, а также для аккредитации образовательных учреждений и аттестации педагогических кадров.

Предмет\оценка "2" "3" "4" "5" Для профильных классов
Русский язык 0-17 18-27 28-36 37-42
Математика 0-7 8-15 16-19 20-34
Обществознание 0-14 15-24 25-34 35-40
Иностранный язык 0-28 29-45 46-58 59-70
Физика 0-8 9-17 18-26 27-36
Химия 0-8 9-17 18-26 27-33
Биология 0-12 13-24 25-33 34-40
География 0-11 12-19 20-27 28-33
История 0-12 13-23 24-34 35-44
Литература 0-6 7-13 14-18 19-23
Информатика и ИКТ 0-4 5-11 12-17 18-22


Примечание: для "четвёрки" по русскому языкунеобходимо набрать не менее 4 баллов по критериям ГК1 - ГК4, а для "пятёрки" - не менее 6 баллов:

Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого Баллы
ГК1 Соблюдение орфографических норм  
  Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки
Допущено 2–3 ошибки
Допущено 4 и более ошибки
ГК2 Соблюдение пунктуационных норм  
  Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок
Допущено 3-4 ошибки
Допущено 5 и более ошибок
ГК3 Соблюдение грамматических норм  
  Грамматических ошибок нет, или допущена 1 ошибка
Допущено 2 ошибки
Допущено 3 и более ошибок
ГК4 Соблюдение речевых норм  
  Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок
Допущено 3-4 ошибки
Допущено 5 и более ошибок

Если суммарный объём сочинения и изложения составляет 70–139 слов, то по каждому из критериев ГК1–ГК4 не ставится больше 1 балла:

ГК1 – 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка;

ГК2 – 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка;

ГК3 – 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет;

ГК4 – 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.

Если в изложении и сочинении в целом насчитывается менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 оценивается нулём баллов.

Примерный шаблон для оформления сочинения на лингвистическую тему (блок: богатство, точность, образность и выразительность русской лексики) – задание С2 экзаменационной работы в формате ГИА*.

Автор: Хохлова М.С., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №2043 г. Москвы

Абзац Композиционная часть Примерный шаблон для оформления
1 абзац Тезис «...высказывание...». Эти слова известного лингвиста (писателя, ученого, критика...) <…> (кого?) о роли лексики в языке… В своем высказывании <…> говорит о функции лексики в языке… В высказывании <…> речь идет о назначении лексики в языке…
Комментарий к тезису (можно продолжить тезис как СПП) Основная роль слов в языке – называть предметы, явления, признаки, действия окружающего мира, то есть они выражают смысл того, что вокруг нас. Кроме тог, часто слова помогают выразить отношение говорящего к тому, о чем он говорит. …потому что лексика – это слова, называющие явления окружающего мира, позволяющие нам выразить собственное отношение к этим явлениям. …ведь слова называют все, что нас окружает: предметы, явления, действия, признаки, состояния. С помощью слов мы можем выражать не только свои мысли, но и чувства и эмоции.
2 абзац Аргументация (создается самостоятельно, но в качестве шаблонов можно использовать предложенные конструкции: рассматриваем два слова как единицы лексики, не забываем о том, что нужно объяснить роль слов в тексте, т.е. рассказать, почему именно эти слова использованы автором) Подтвердим смысл слов <…> примерами из текста… Почему это слово используется именно в этом значении?... Использование слова в переносном значении образно выражает мысль автора о том, что… Для усиления воздействия на читателя автор использует эпитет (метафору, олицетворение, сравнение) <…>, чтобы показать...
3 абзац Вывод (соотносится с тезисом и комментарием, НО НЕ ПОВТОРЯЕТ их дословно) Действительно, <…> абсолютно прав, говоря, что «...высказывание...», ведь слова называют все, что нас окружает. Наш язык – один из богатейших языков, и мы должны беречь это сокровище! Я согласен с мнением <…>, потому что лексика – это слова, называющие явления окружающего мира, слово – это «одежда» факта. Не было бы слов – не было бы общения. Я соглашусь с высказыванием <…>, ведь, действительно, основная роль слов в языке – называть предметы, явления, признаки, действия окружающего мира, то есть они выражают смысл того, что вокруг нас. Слово – это душа языка.

Примерный шаблон для оформления сочинения на лингвистическую тему (блок: синтаксис и пунктуация) – задание С2 экзаменационной работы в формате ГИА*.

Автор: Хохлова М.С., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №2043 г. Москвы

Абзац Композиционная часть Примерный шаблон для оформления
1 абзац Тезис «...высказывание...». Эти слова известного лингвиста (писателя, ученого, критика...) <…> (кого?) о роли синтаксиса и/или пунктации в языке… В своем высказывании <…> говорит о функции синтаксиса и/или пунктации в языке… В высказывании <…> речь идет о назначении синтаксиса и/или пунктации в языке, (потому что)…
Комментарий к тезису (можно продолжить тезис как СПП) Для того чтобы понять друг друга, нам необходимо связать слова, называющие реалии (предметы /явления/события/признаки/действия и т.д.) окружающего мира, в словосочетания и предложения. Если же просто перечислять то, что нас окружает, будет непонятно, о чем конкретно речь. На письме без знаков препинания не обойтись, так как они не только расставляют эмоциональные акценты, но и помогают точно передать смысл предложения. ...знаки препинания на письме выполняют смыслоразличительную и интонационно-экспрессивную функцию.
2 абзац Аргументация (создается самостоятельно, но в качестве шаблонов можно использовать предложенные конструкции: рассматриваем две единицы синтаксиса – либо предложение, либо словосочетание, не забываем о том, что нужно объяснить их роль в тексте) Подтвердим смысл слов <…> примерами из текста… Рассмотрим предложение <…>. Словосочетание <…> используется здесь для обозначения <…>. Как связаны эти слова? Конечно же, по смыслу. Крме того, благодаря окончанию, прилагательное соласуется с существительным в роде (<…>), числе (<…>) и падеже (<…>) . Словосочетание позволяет более точно обозначить <…>. ... В словосочетании <…> автор использует эпитет <…>, чтобы ярче выразить <…>. Это прилагательное связано с существительным <…> по смыслу и грамматически, при помощи окончания <…>, обозначающего форму <…> рода, <…> числа, <…> падежа. Если бы все слова из предложения ... были записаны через запятую в начальной форме <…>, то мы бы получили бессмыслицу. Но если <…> поставить в нужную форму, то получается законченная мысль, оформленная как предложение. Изменяя слова по законам грамматики, автор рассказывает нам о воображаемом факте: <…>. Смыслоразличительная функция знаков препинания состоит в том, что они делят на части письменный текст, позволяя нам правильно воспринимать информацию... Знаки конца предложения (.!?) отделяют предложения друг от друга, чтобы ... Вв сложносочиненном и бессоюзном сложном предложении (, – :) разделяют их части, и .... Вв простом предложении (,) может разделять однородные члены предложения, так как ... Интонационно-экспрессивная функция знаков препинания заключена в том, что они показывают интонацию, с которой нужно прочитать написанное, и выражают чувства (автора письменного текста, его героев)...
3 абзац Вывод (соотносится с тезисом и комментарием, НО НЕ ПОВТОРЯЕТ их дословно) Я согласен с мнением <…>, потому что синтаксис, действительно, помогает общению. Благодаря синтаксису слова складываются в словосочетания и предложения, то есть оформляются в мысли. Действительно, <…> абсолютно прав, говоря, что «...высказывание...», ведь без знаков препинания на письме не обойтись. Я согласен с мнением <…>, потому что ... Не было бы знаков препинания – мы бы с трудом понимали письменные тексты, как это происходит с древними русскими рукописями. Я соглашусь с высказыванием <…>, ведь, действительно, ...

Прав был К. Г. Паустовский, утверждавший, что «…нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Прав потому, что русский язык очень богат. Многие слова в нем используются не только в прямом, но и переносном смысле. На этом свойстве языка основываются изобразительные средства: эпитеты, метафоры, олицетворения, которые помогают писателю достигнуть большей выразительности. Обратимся к тексту.

Так, в предложении 36 говорится о том, что мальчик зашептал «горячо и непонятно». Перед нами эпитеты, выраженные наречиями. Они помогают писателю передать волнение и страх подростка.

В предложении 53 нахожу ярчайшую метафору: «…их вынули из ее души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и ее душа…». Какие волнующие слова, характеризующие состояние бедной матери!

Таким образом, могу сделать вывод, что слово может не только назвать предмет или действие, но и передать любое состояние человека. Об этом писал поэт Я. Козловский:

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.(162 слова)

С 2.Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».

Сочинение-рассуждение

Поэт В. Шефнер писал:

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Как эти стихотворные строки ярко подтверждают высказывание К. Г. Паустовского! Наше точное, эмоциональное русское слово может не только обозначить какой-то предмет, явление, но и «может убить»…

Вспомним 53 предложение текста, где говорится о состоянии бедной матери, у которой отняли самое дорогое, что осталось от погибшего на войне сына. После этого « ослепла и оглохла не только она, но и ее душа…» А слепая и глухая душа человека равноценна его нравственной смерти.

Страшно то, что «убили» несчастную мать маленькие дети. Мальчик, понимавший, что нельзя брать письма, допустил их кражу, испугавшись угроз девочки. Вот она, уничтожающая сила слова!

Таким образом, могу сделать вывод, что прав был К. Г. Паустовский, утверждавший, что «…нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». (150 слов)

С 2.Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».

Сочинение-рассуждение

Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так. Нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова он назвал не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Приведу примеры из текста.

Чтобы передать, что чувствовали дети, державшиеся близко друг к другу, автор использует разговорное слово «жмутся» (предложение 2).

А для определения состояния бедной матери, у которой отняли самое дорогое, письма погибшего сына, в предложении 52 писатель употребляет градацию: «Он угас, умер, погиб…» Эта стилистическая фигура усиливает смысловое и эмоциональное значение того, что чувствовала пожилая женщина.

Таким образом, могу сделать вывод, что прав был К. Г. Паустовский, утверждавший, что «…нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».(126 слов)

С 2.Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».

Сочинение-рассуждение


Прав был К. Г. Паустовский, утверждавший, что «…нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Обратимся к тексту Б. Васильева.

Так, в предложении 12 автор использует слово «пошушукались». Он мог бы выбрать среди синонимов этой группы «поговорили», «пошептались», «посоветовались»,но останавливается на разговорном слове «пошушукались», обозначающем «шептаться, говорить друг с другом по секрету». Делает писатель это для того, чтобы четче и ярче изобразить описываемое.

В предложении 43 он, называя детей, использует книжное слово «делегация». Оно, казалось бы, совсем не подходит к этому тексту. Можно бы написать «ребята», «группа детей», «посланцы школы», но Борис Васильев, чтобы показать некоторую официальность визитеров, выбирает именно это слово.

Таким образом, могу сделать вывод, что используемые автором синонимы помогают ярче, эмоциональнее, точнее выразить мысль.(125 слов)

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Ираиды Ивановны Постниковой: «Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании».

Задумаемся: что стоит за этими словами? Известно, что словосочетание – это соединение двух и более самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Грамматическая связь в подчинительных словосочетаниях при согласовании и управлении выражается с помощью окончаний и предлогов.

Проиллюстрировать это языковое явление можно примерами из текста Р. Фраермана. Все слова в тексте, объединённые в словосочетания, связаны по смыслу и грамматически. Во- первых, обратимся к словосочетанию «красивого платья» ( предложение 39): связь между словами здесь выражается при помощи окончания – ого зависимого прилагательного, которое согласуется с главным словом в родительном падеже, единственном числе.

Во-вторых, в словосочетании «возвращаясь к мысу» (предложение 10) наблюдается тип связи управление: главное слово, особая глагольная форма деепричастие, требует дательного падежа зависимого существительного. И эта зависимость выражена не только при помощи окончания –у, но и предлога «к».

Таким образом, в словосочетании действительно проявляется «способность слова связываться с другими словами».

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Нины Сергеевны Валгиной: «Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста».

Сочинение-рассуждение

В каждом тексте, кроме основной темы, есть микротемы, вокруг которых группируются предложения, составляющие часть темы – абзац. Абзац — отрезок письменной речи, имеющий композиционное, сюжетно-тематическое, ритмическое значение и связанный со стилем автора.

В тексте М. Лоскутова нахожу пять абзацев, четыре из которых выполняют традиционную функцию, демонстрируя, что с красной строки начинается новый смысловой отрывок, в котором развивается иная мысль.

А вот один из возможных абзацев, который должен начинаться с вводного слова «во-вторых» автор прячет внутри второго абзаца. Этот стилистический прием понятен: М.Лоскутов не хочет выставлять в качестве новой мысли информацию, что его пес «был труслив до неприличия». Не случайно автор «спрятал» эту информацию, не вынес в качестве новой, потому что из четвертого абзаца мы узнаем, что трусливый Борожай совершил подвиг: он своим поведение заставил людей действовать! Сам бросился в огонь и людей за собой позвал! Они спасли теленка из огня, а Борожай задохнулся в дыму…

Таким образом, могу сделать вывод, что права была Н. С. Валгина, утверждавшая, что «…функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста».

Напишите сочинение-рассуждения русского лингвиста Бориса Николаевича Головина: «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?»

Какие языковые единицы я знаю? Это слово, словосочетание, предложение…Именно они, удачно подобранные, позволяют сделать вывод о достоинствах речи. Приведу примеры из текста, где главного героя Косту мы видим глазами его учительницы Евгении Ивановны.

В начале повествования мальчик вызывал у учительницы раздражение, потому что постоянно «разевал рот», зевая на уроках (предложение 1).Согласитесь, словосочетание,удачно используемое автором, рисует не очень приятную картину, а Коста не случайно вызывает у учительницы негативное чувство.

В финале рассказа мальчик раскроется перед ней по-новому. Он очень удивит Евгению Ивановну, когда принесет в класс веточки багульника, которые вскоре зацветут! И автор скажет, что на глазах учительницы мальчик «менялся, как веточка багульника». Как удачно использует Ю.Я. Яковлев это сравнение! Ведь от этой "веточки" в душе остается ощущение чего-то трогательного, трепетного, живого ...

Могу сделать вывод, что прав был русский лингвист Б.Н. Головин, утверждавший, что «… к оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств

Наши рекомендации