Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

1. Библиотека Администрации Президента РФ

URL:http // 194.226.30/32/ book htm

2. Российская библиотечная ассоциация

URL:http // www.rba.ru

3. Межрегиональная ассоциация деловых библиотек

URL:http // www.librarv.ru

4. Муниципальное объединение библиотек

URL:http // www. gibs.uralinfo.ru

5. Сетевая электронная библиотека

URL:http //web.ido.ru

6. Служба электронной доставки документов и информации Российской государственной библиотеки «Русский курьер»

URL:http // www.rsl.ru/courier

7. Электронная библиотека

URL:http //stratum.pstu.as.ru

8. Виртуальные библиотеки

URL:http //imin.urc.ac.ru

9. Список библиотек, доступных в Интернет и входящих в проект «Либнет»

URL:http // www.vallev.ru/-nicr/listrum.htm

10. Российская национальная библиотека

URL:http // www.rsl.ru

11. Публичная электронная библиотека

URL:http //gpntb.ru

Как анализировать тексты

Прочитав текст статьи, постарайтесь затем изложить свой взгляд на ее смысл. Изложение своей позиции должно включать следующие параметры:

- суть поднятой проблемы (вопроса);

- позицию автора, т.е. наиболее важные, по Вашему мнению, его мысли ( идея текста);

- то, что вызвало у Вас наибольший интерес;

- вопросы, на которые, на Ваш взгляд, еще не найдены ответы (т.е. возможное углубление проблемы, направление ее дальнейшего изучения),

Для облегчения выполнения задания можно начать каждый абзац с определенных слов, которые направят Вашу мысль в конкретное русло. В скобках – возможные варианты начальных фраз. Попробуйте продолжить, опираясь на свое понимание текста, те из них, которые в большей степени соответствуют Вашему слогу.

1. Статья …. посвящена (проблеме, вопросу, идее и т.п.)_______________________

2. Автор рассматривает (раскрывает)…________________________.

либо

Основной замысел автора связан…..__________________________

либо

Автор характеризует…..______________

3. Наибольший интерес вызвала мысль о (идея, позиция, взгляд…)______________

4. Представляется, что при дальнейшей разработке проблемы… (при рассмотрении вопроса… или актуально… или имеет смысл…. или важно раскрыть… и др.)

Вопросы для углубленного анализа текста

—Какова цель авторского текста? Просматривается ли она в самом тексте ( прямо или косвенно) и как ?

— Какая , на Ваш взгляд, проблема лежит в основе этого текста?

—Говорит ли автор и что именно о том, как эта проблема рассматривалась другими людьми ?

— Какова главная идея текста ( или гипотеза, высказываемая автором) ?

— Что подтверждает эту идею, каковы доказательства , используемые автором?

—Каковы области использования главной идеи автора, по его мнению?

—Каковы , на Ваш взгляд, возможные области практического применения

идеи или разработки автора?

— Какие идеи, мысли, факты показались Вам наиболее существенными для решения проблемы? Что было для Вас наиболее интересным и важным? Почему ?

Как правильно описать прочитанные книги, статьи

(библиографические данные об изучаемом тексте)

Книги (Монографии):

Ткаченко Е.В.,Кожуховская С.М. Дизайн-образование. Теория, практика, траектория развития. — Екатеринбург: Аква-Пресс, 2004

Основы андрагогики. Учебн. пособие для студ. высших педагогических учебных заведений / Под ред. И.А.Колесниковой.-М., Издательский центр «Академия»,2003

Сенге П.М. Пятая дисциплина: Искусство и практика самообучающейся организации. – М.:Олимп-Бизнес, 1999

Форсиф П. Развитие и обучение персонала.— СПб: Нева,2003

Статьи:

.Ключарев Г.А.., Кофанова Е.Н., Пахомова Е.Н.. Самообразование взрослых // Общественные науки и современность.- 2003. - № 4.- С. 37-46.

.Муздыбаев К. Жизненные стратегии современной молодежи: межпоколенческий анализ // Журнал социологии и социальной антропологии. -2004, Т. 7.- № 1.- С. 175-189

Леонтьев Д. Симбиоз и адаптация или автономия и трансценденция: выбор личности в непредсказуемом мире. //Личность в современном мире: от стратегии выживания к стратегии жизнетворчества / Под ред. Е.И.Яцуты. Кемерово: ИПК "Графика", 2002,

Электронные тексты:

Технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»: /Электронный документ/( http://thl.narod.ru/3/ttt.htm).Проверено 24.10.2007

О совершенствовании системы начального профессионального образования см.: http://www. government. ru/ index. htm/ Правительство Российской Федерации

Генисаретский О.И., Щедровицкий Г.П. Методологическая картина дизайна: /Электронный документ/ (htth://www.fondgr.ru/gr/biblio/rus/30) Проверено 22.10.2007

Советы.-

Важно помнить, что

- не надо заключать в кавычки название книги или статьи. Кавычки вообще не ставятся. Только если указывается таким способом название издательства. –

Например: Изд-во «Полет»;

- инициалы авторов ставятся после фамилии;

- // ( 2 палочки) ставятся после название статьи из журнала или сборника;

/ ( одна палочка) – перед фамилией редактора;

- после названия статьи или журнала, сборника ставится точка и тире , чтобы отделить место и год издания, также и страницы отделяются точкой и тире(.хххх .-СПб, 2009. –С. 34)

-место и здание всегда пишется полностью— Нижневартовск, кроме Москвы и Санкт- Петербурга. Они пишутся так . – М. и СПб.

3. Реферат и эссе как виды учебной работы

Реферат— это осмысленное изложение первоисточника или обзор литературы по проблеме.

Реферат — не конспект прочитанного. Он предполагает выделение главного, наиболее важного с точки зрения автора читаемого текста. Не исключено, что какие - то его мысли утратили актуальность, а то, что он заметил мимоходом, представляется сегодня важным.

Если Вам при чтении текста покажется, что некоторое суждение автора можно интерпретировать как-то иначе, Ваше суждение и его обоснование будут расцениваться как вдумчивое отношение к источнику или проблеме. Если даже оно не совпадает с общепринятым суждением или позицией преподавателя, его обоснованное представление заслуживает особого внимания. В то же время предъявление нетрадиционного подхода только ради самоутверждения, ради того, чтобы выделиться, что обычно сразу обращает на себя внимание, расценивается негативно.

Эссе предполагает авторское обозрение проблемы с использованием литературных источников. Вы формулируете проблему и рассматриваете ее, приводя аргументы с опорой на литературу.

Эссе — представление авторской позиции, «вольное размышление» над проблемой, но не настолько, чтобы не придерживаться ссылок на литературу. Здесь уместны: «Я думаю», «Я сомневаюсь» и тому подобные личностные обороты.

Три правила культуры текста.

1. «Лексика — культура ума», что требует тщательно подбирать слова, использовать синонимы русского, не засорять текст неоправданными иноязычными словами. Но особенно аккуратно надо следить за научной терминологией, потому что многие понятия имеют особый смысл в определенной теории, а применение их в иной ситуации смысл этот утрачивают или искажают суть утверждения.

2. Структура, последовательность изложения говорят о дисциплине ума. Дисциплина ума проявляется в логической стройности изложения, отбрасывании частностей или приходящих в голову ассоциаций по поводу … Все это можно вывести в подстрочные примечания

Изобилие длинных закавыченных (или незакавыченных, но переписанных) фрагментов — свидетельство знакомства с литературой. Однако при этом остается неясным насколько пишущий осознает суть приведенной цитаты, если не сопровождает ее собственным комментарием. Лучше изложить содержание фрагмента своими словами, естественно, со ссылкой на литературный источник. Но, если это дефиниция (определение понятия), изящно сформулированная мысль, образное выражение, то необходимо жесткое цитирование.

Выводы и резюме (в том числе и по разделам) дисциплинируют.

Если сбросить в отдельный файл все промежуточные обобщения и выводы, то собранный таким путем текст выступает как « миниреферат» написанного («большого» реферата). Если это не получается, то значит что-то упущено в промежуточных выводах и суждениях: обобщениях или нарушена логика. Убирая частности, мы практически составляем таким образом резюме — первую часть заключения по работе в целом. Вторая часть этих выводов (резюме) — это то, что Вы считаете главным в собственных размышлениях над проблемой или текстом («Что я извлек (а) из прочитанного».)

3. « Краткость — сестра таланта». Чем более концентрировано Ваше произведение, тем оно лучше.5- 7 страниц плотного изложения гораздо лучше, чем 15 страниц рыхлого.

Наши рекомендации