Задание комбинационных схем числовыми последовательностями

Декомпозиционные методы синтеза и анализа КЛС

Комбинационной логической схемой принято называть устройство, структурную схему которого можно представить в виде рис. 2.1.

Задание комбинационных схем числовыми последовательностями - student2.ru

Рис. 2.1. Комбинационная логическая схема

Каждый входной сигнал принимает одно из двух возможных значений – «0» или «1», выходные сигналы тоже имеют значения «0» или «1», Это логические переменные, поэтому схема называется логической. Состояние каждого выхода однозначно определяется комбинацией состояний на входе. Именно поэтому такие схемы называются комбинационными. Существует другой класс логических устройств – последовательностные схемы. Для них характерно то, что состояние выходных сигналов определяется не только входными сигналами, но и предыдущим состоянием самой схемы. Такие схемы ещё называют автоматами с памятью.

Выходные функции называются собственными функциями комбинационных логических схем. Изображённой на рис. 2.1 КЛС соответствует система из Задание комбинационных схем числовыми последовательностями - student2.ru собственных функций от Задание комбинационных схем числовыми последовательностями - student2.ru аргументов.

Традиционным является задание собственных функций в виде таблицы истинности или алгебраических выражений. Алгебраические формулы не являются инвариантными по отношению к базису, поэтому от такого способа следует отказаться. Таблицы истинности инвариантны по отношению к базису, но достаточно громоздки и неудобны.

Можно договориться о том, чтобы все комбинации входных двоичных наборов в таблице истинности располагались в лексикографическом порядке, то есть в порядке монотонного возрастания от 0 до Задание комбинационных схем числовыми последовательностями - student2.ru . При этом левая часть таблицы с расположенными в ней входными наборами будет одинаковой для всех функций Задание комбинационных схем числовыми последовательностями - student2.ru аргументов и её можно опустить. Оставшийся выходной столбец таблицы истинности для удобства необходимо транспонировать и записать в виде строки. Полученная таким образом числовая (логическая) последовательность будет полностью определять рассматриваемую систему логических функций Задание комбинационных схем числовыми последовательностями - student2.ru аргументов и представляет собой более компактный и удобный способ задания логических схем.

Пусть задана система логических функций (2.1):

Задание комбинационных схем числовыми последовательностями - student2.ru (2.1)

Указанные функции описывают двоичный сумматор (рис. 2.2.).

Задание комбинационных схем числовыми последовательностями - student2.ru

Рис. 2.2. Двоичный сумматор

Задание комбинационных схем числовыми последовательностями - student2.ru – функция переноса в старший разряд,

Задание комбинационных схем числовыми последовательностями - student2.ru – функция суммы.

Определим все значения функций Задание комбинационных схем числовыми последовательностями - student2.ru и Задание комбинационных схем числовыми последовательностями - student2.ru , подставив в алгебраические выражения (2.1) все возможные значения аргументов (табл. 1).

Таблица 2.1

Таблица истинности двоичного сумматора

Задание комбинационных схем числовыми последовательностями - student2.ru Задание комбинационных схем числовыми последовательностями - student2.ru Задание комбинационных схем числовыми последовательностями - student2.ru Задание комбинационных схем числовыми последовательностями - student2.ru Задание комбинационных схем числовыми последовательностями - student2.ru

В рассматриваемом примере логическая последовательность функции переноса в старший разряд двоичного сумматора Задание комбинационных схем числовыми последовательностями - student2.ru может быть записана в виде:

Задание комбинационных схем числовыми последовательностями - student2.ru ,

а логическая последовательность функции суммы двоичного сумматора Задание комбинационных схем числовыми последовательностями - student2.ru – в виде:

Задание комбинационных схем числовыми последовательностями - student2.ru .

Для более удобного восприятия в логическую последовательность через каждые четыре элемента можно вставлять служебный символ – пробел.

В общем случае рассмотрим числовую последовательность, содержащую Задание комбинационных схем числовыми последовательностями - student2.ru элементов:

Задание комбинационных схем числовыми последовательностями - student2.ru . (2.2)

Индекс Задание комбинационных схем числовыми последовательностями - student2.ru последовательно принимает значения от 0 до Задание комбинационных схем числовыми последовательностями - student2.ru . Значение индекса можно представить в двоичной позиционной системе счисления с естественными весовыми коэффициентами разрядов (самый младший разряд имеет весовой коэффициент 1, следующий – 2, затем – 4 и так далее).

Пусть Задание комбинационных схем числовыми последовательностями - student2.ru являются двоичной записью индекса Задание комбинационных схем числовыми последовательностями - student2.ru . Тогда

Задание комбинационных схем числовыми последовательностями - student2.ru .

Двоичную запись числа Задание комбинационных схем числовыми последовательностями - student2.ru можно трактовать как двоичный набор значений аргументов некоторой логической функции от Задание комбинационных схем числовыми последовательностями - student2.ru переменных. Если каждый элемент Задание комбинационных схем числовыми последовательностями - student2.ru в последовательности (2.2) заместить значением логической функции на наборе Задание комбинационных схем числовыми последовательностями - student2.ru , то мы получим числовую последовательность, которая однозначно представляет рассматриваемую логическую функцию. Например, двоичная последовательность Задание комбинационных схем числовыми последовательностями - student2.ru представляет логическую функцию Задание комбинационных схем числовыми последовательностями - student2.ru из табл. 2.1.

Для того, чтобы определить значение логической функции на наборе значений аргументов Задание комбинационных схем числовыми последовательностями - student2.ru , необходимо двоичное число Задание комбинационных схем числовыми последовательностями - student2.ru перевести в десятичную систему счисления и отсчитать нужный элемент в двоичной последовательности, причём счёт начинается с нуля. Пусть, например, требуется найти значение логической функции Задание комбинационных схем числовыми последовательностями - student2.ru из табл. 2.1 на наборе значений аргументов (110), которому соответствует десятичное число 6. Шестым элементом в числовой последовательности Задание комбинационных схем числовыми последовательностями - student2.ru является «1». Это и есть искомое значение функции Задание комбинационных схем числовыми последовательностями - student2.ru .

Числовая последовательность не несёт никакой информации об именах аргументов логической функции. Но для целей синтеза это не важно. Важен лишь порядок старшинства входных переменных, а этот порядок устанавливается весами соответствующих разрядов во входном двоичном наборе. Поэтому аргументами мы будем считать весовые коэффициенты соответствующих им разрядов. В рассмотренном примере входную переменную Задание комбинационных схем числовыми последовательностями - student2.ru можно обозначить как Задание комбинационных схем числовыми последовательностями - student2.ru , Задание комбинационных схем числовыми последовательностями - student2.ruЗадание комбинационных схем числовыми последовательностями - student2.ru , а Задание комбинационных схем числовыми последовательностями - student2.ruЗадание комбинационных схем числовыми последовательностями - student2.ru . Для удобства старшинство переменных следует отсчитывать сверху вниз. Индекс «0» в обозначении переменной свидетельствует о том, что рассматриваемые сигналы являются входными для схемы.

Указанное выше обозначение входных переменных исключает путаницу при синтезе и анализе схем, поскольку однозначно определяет место соответствующего аргумента во входном наборе и старшинство входов относительно друг друга. Аналогичные обозначения можно применить и для выходов логических блоков и схем.

В рассмотренном выше примере мы имеем систему (2.1) логических функций Задание комбинационных схем числовыми последовательностями - student2.ru и Задание комбинационных схем числовыми последовательностями - student2.ru от одних и тех же аргументов. Каждая из рассматриваемых функций может быть представлена двоичной последовательностью и обе эти последовательности имеют одинаковую длину. Записав указанные последовательности одна под другой, мы получим двоичную матрицу (2.3):

Задание комбинационных схем числовыми последовательностями - student2.ru . (2.3)

Столбцы этой матрицы можно рассматривать как двоичные числа, которые для более компактной записи удобно перевести, например, в шестнадцатеричную систему счисления. Тогда матрица (2.3) запишется в виде числовой последовательности (2.4), которая полностью описывает функционирование двоичного сумматора:

Задание комбинационных схем числовыми последовательностями - student2.ru . (2.4)

Запись (2.4) компактнее минимальной дизъюнктивной нормальной формы (2.1).

С помощью числовых последовательностей можно представлять и недоопределённые логические функции и их системы. Если система логических функций не определена на каком-либо наборе значений своих аргументов, то на соответствующем этому набору месте в числовой последовательности записывается специальный символ – «звёздочка» (*). Например, система логических функций, заданная последовательностью

Задание комбинационных схем числовыми последовательностями - student2.ru

не определена на наборах 011 и 101, так как третьему и пятому элементам указанной последовательности соответствуют звёздочки.

Числовая последовательность, представляющая систему логических функций, не указывает имён этих функций. Поэтому порядок (старшинство) функций в системе можно характеризовать весами разрядов в двоичном представлении чисел последовательности. В последовательности (2.3), например, логическая функция Задание комбинационных схем числовыми последовательностями - student2.ru имеет вес 2, а функция Задание комбинационных схем числовыми последовательностями - student2.ru – вес 1. Информация о старшинстве функций и их аргументов необходима при выполнении процедур логического синтеза.

Наши рекомендации