Понятие — это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках

Признаком предмета называется то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются.

Любые свойства, черты, состояния предмета, которые так или иначе характеризуют предмет, выделяют его, помогают распознать среди других предметов, составляют его признаки. Признаками могут быть не только свойства, принадлежащие предмету; отсутст­вующее свойство (черта, состояние) также рассматривается как его признак. Например, отсутствие билета у пассажира или оружия у преступника. Признаком бесхозного имущества является то, что оно не имеет собственника или его собственник не известен.

Любой предмет имеет множество разнообразных признаков. Одни из них характеризуют отдельный предмет и являются еди­ничными, другие принадлежат определенной группе предметов и являются общими. Так, каждый человек имеет признаки, одни из которых (например, черты лица, телосложение, походка, жестику­ляция, мимика, так называемые особые приметы, броские признаки) принадлежат только данному человеку и отличают его от других людей; другие (профессия, национальность, социальная принад­лежность и т.д.) являются общими для определенной группы людей; наконец, есть признаки, общие для всех людей. Они при­сущи каждому человеку и вместе с тем отличают его от других живых существ. К ним относятся способность создавать орудия труда, способность к абстрактному мышлению и членораздельной речи.

Кроме единичных (индивидуальных) и общих признаковлогикавыделяет признаки существенные и несущественные.

Признаки, необходимо принадлежащие предмету, выражающие его сущность, называютсущественными. Признаки, которые могут

принадлежать, но могут и не принадлежать предмету и которые не выражают его сущности, называютсянесущественными1.

Существенные признаки могут быть общими и единичными. По­нятия, отражающие множество предметов, включаютобщие сущест­венные признаки. Например, общие признаки человека (способ­ность создавать орудия труда и др.) являются существенными. По­нятие, отражающее один предмет (например, «Аристотель»), наря­ду с общими существенными признаками (человек, древнегреческий философ) включаетединичные признаки (основатель логики, автор «Аналитики»), без которой отличить Аристотеля от других людей и философов Древней Греции невозможно.

Понятие качественно отличается от форм чувственного позна­ния: ощущений, восприятий и представлений, существующих в со­знании человека в виде наглядных образов отдельных предметов или их свойств. Мы не можем, например, представить, а тем более вос­принять здание вообще. Восприятие или представление — это чув­ственно-наглядный образ какого-либо конкретного здания, напри­мер главного корпуса Московского университета на Воробьевых горах. Понятие лишено наглядности. Понятие «здание» характери­зуется отсутствием единичных признаков отдельных зданий, в нем отражаются признаки, необходимо принадлежащие любому из них и являющиеся общими для всех строений, предназначенных для учебы, работы или жилья.

Понятие как форма мышления отражает предметы и их совокуп­ности в абстрактной, обобщенной форме на основании их сущест­венных признаков.

Понятие — одна из основных форм научного познания. Форми­руя понятия, наука отражает в них изучаемые ею предметы, явления, процессы. Например, экономическая теория сформировала такие понятия, как «товар», «капитал», «стоимость»; правовые науки — понятия «преступление», «наказание», «вина», «умысел», «право­способность» и др.

Отражая существенное, понятия не содержат всего богатства индивидуальных признаков предметов и в этом смысле они беднее форм чувственного познания — восприятий и представлений. Вмес-

Сущность как совокупность всех внутренних, необходимых свойств и связей предмета, взятых в их естественной взаимозависимости, отражается в научных поня­тиях, которые формируются на основе всестороннего исследования предмета и про­никновения в его внутреннюю природу с помощью научных методов познания Тер­мин «существенный признак» нередко употребляется для обозначения признаков предмета, которые хотя и не раскрывают его действительной сущности, но являются важными для его характеристики.

те с тем, отвлекаясь от несущественного, случайного, они позволяют глубже проникнуть в действительность, отобразить ее с большей полнотой, на что не способно чувственное познание.

Логические приемы образования понятий

Для образования понятия необходимо выделить существенные признаки предмета, применив с этой целью ряд логических приемов:

сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение. Эти при­емы широко используются в познании. Важную роль они играют в формировании понятий, основанном на выявлении существенных признаков.

Чтобы составить понятие о предмете, нужно сравнить данный предмет с другими предметами, найти признаки сходства и разли­чия. Логический прием, устанавливающий сходство или различие предметов, называетсясравнением.

Выделение признаков связано с мысленным расчленением пред­мета на составляющие его части, стороны, элементы. Мысленное расчленение предмета на части называетсяанализом.

Выделение с помощью анализа признаков позволяет отличить существенные признаки от несущественных и отвлечься, абстраги­роваться от последних. Мысленное выделение признаков одного предмета и отвлечение от других признаков называетсяабстрагиро­ванием

Элементы, стороны, признаки предмета, выделенные с помощью анализа, должны быть соединены в единое целое Это достигается с помощью приема, противоположного анализу, —синтеза, пред­ставляющего собой мысленное соединение частей предмета, расчле­ненного анализом.

Признаки изучаемых предметов распространяются на все сход­ные предметы. Эта операция осуществляется путемобобщения — приема, с помощью которого отдельные предметы на основе прису­щих им одинаковых свойств объединяются в группы однородных предметов. Благодаря обобщению существенные признаки, выяв­ленные у отдельных предметов, рассматриваются как признаки всех предметов, к которым приложимо данное понятие

Таким образом, устанавливая сходство (или различие) между предметами (сравнение), расчленяя сходные предметы на элементы (анализ), выделяя существенные признаки и отвлекаясь от несуще­ственных (абстрагирование), соединяя существенные признаки (синтез) и распространяя их на все однородные предметы (обобще­ние), мы образуем одну из основных форм мышления — понятие.

Понятие и слово

Понятие неразрывно связано с основной языковой единицей — словом Понятия выражаются и закрепляются в словах и словосоче­таниях, без которых невозможно ни формирование понятий, ни опе­рирование ими'.

Единство понятия и слова не означает их полного совпадения. В разных национальных языках одно и то же понятие выражается разными словами. Но и в одном языке слово и понятие нередко не совпадают. Многие слова имеют не одно, а несколько значений Например, слово русского языка «связка» употребляется в значени­ях: 1) несколько однородных предметов, связанных вместе («связка книг»), 2) сухожилие, соединяющее отдельные части скелета или органа тела («мышечные связки»), 3) элемент суждения, связываю­щий субъект и предикат или простые суждения. Несколько значений имеют слова «закон», «субъект», «край» и др.

В любом языке существуют омонимы и синонимы.

Омонимы (от греч. homos — «одинаковый» и onyma — «имя») — это слова, совпадающие по звучанию, одинаковые по форме, но выражающие различные понятия (например, коса — это и сплетен­ные вместе пряди волос, и идущая от берега узкая полоска земли, и орудие для срезания травы, злаков и т.п.; нота — графическое изо­бражение музыкального звука и дипломатическое обращение одно­го государства к другому; заключение — суждение, полученное ло­гическим путем из посылок, и состояние лица, лишенного свободы, и последняя часть, конец чего-либо).

Синонимами (от греч. synonymus — «одноименный») называют­ся слова, близкие или тождественные по своему значению, выра­жающие одно и то же понятие, но отличающиеся друг от друга оттенками значений или стилистической окраской. Например, «ро­дина» и «отечество»; «юридическая наука», «правоведение» и «юриспруденция»; «договор», «соглашение» и «контракт» и многие другие.

Многозначность слов (полисемия) нередко приводит к смеше­нию понятий, а следовательно, к ошибкам в рассуждениях. Поэтому необходимо точно установить значение слов, с тем чтобы употреб­лять их в строго определенном смысле.

1 ^

Слова и словосочетания, имеющие определенный смысл и обозначающие какой-либо предмет, называются именами См об этом гл I, § 4

1- 1902

В различных областях науки и техники вырабатывается специ­альная терминология — система терминов, употребляемых в данной области знания.Термин — это слово или словосочетание, обозна­чающее строго определенное понятие и характеризующееся одно­значностью по крайней мере в пределах данной науки или родствен­ной группы наук. Важное значение разработке и уточнению терми­нологии придается правовыми науками, которые, как правило, дают разъяснения терминов, употребляемых в определенной области права. Например, в Уголовно-процессуальном кодексе разъясняют­ся термины (наименования): «суд», «суд первой инстанции», «касса­ционная инстанция», «надзорная инстанция», «судья», «прокурор», «следователь», «законные представители» и др.

Эти и подобные разъяснения позволяют однозначно применять правовые термины.

Содержание и объем понятия

Содержанием понятия называется совокупность существен­ных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии.

Например, содержанием понятия «преступление» является сово­купность существенных признаков преступления: общественно опасный характер деяния противоправность, виновность, наказуе­мость.

Множество предметов, которое мыслится в понятии, называ­ется объемом понятия. Объем понятия «преступление» охватывает все преступления, поскольку они имеют общие существенные при­знаки.

Логика оперирует также понятиями «класс» («множество»), «подкласс» («подмножество») и «элемент класса».

Классом, или множеством, называется определенная совокуп­ность предметов, имеющих некоторые общие признаки. Таковы, например, классы (множества) высших учебных заведений, студен­тов, юридических законов, преступлений и т.д. На основании изуче­ния определенного класса предметов формируется понятие об этом классе. Так, на основе изучения класса (множества) юридических законов образуется понятие юридического закона.

Класс (множество) может включать в себяподкласс, или подмно­жество. Например, класс студентов включает в себя подкласс сту­денток юридических вузов, класс преступлений — подкласс эконо­мических преступлений.

Отношение между классом (множеством) и подклассом (подмно­жеством) является отношением включения и выражается при помо­щи знакас: А с В. Это выражение читается: А является подклассом В. Так, если А — следователи, а В — юристы, то А будет подклассом класса В.

Классы (множества) состоят из элементов.Элемент класса — это предмет, входящий в данный класс. Так, элементами множества высших учебных заведений будут Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Московская государственная юридическая академия и т.д.

Отношение элемента к классу выражается при помощи знака е:

А е В (А является элементом классаВ).

Если, например, А — юрист Иванов, а В — юристы, то А будет элементом класса В.

Различают универсальный класс, единичный класс и нулевой, или пустой, класс.

Класс, состоящий из всех элементов исследуемой области, назы­ваетсяуниверсальным классом (например, класс планет Солнечной системы). Если класс состоит из одного элемента, то это будетеди­ничный класс (например, планета Юпитер); наконец, класс, который не содержит ни одного элемента, называетсянулевым (пустым) классом. Пустыми классами являются, например, вечный двигатель, круглый квадрат, русалка, леший и др. Число элементов пустого класса равно нулю.

Содержание и объем понятия тесно связаны друг с другом. Эта связь выражается в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия, который устанавливает, что увеличение со­держания понятия ведет к образованию понятия с меньшим объ­емом, и наоборот.

Так, увеличивая содержание понятия «государство» путем при­бавления нового признака — «современный», мы переходим к поня­тию «современное государство», имеющему меньший объем. Увели­чивая объем понятия «учебник по теории государства и права», переходим к понятию «учебник», имеющему меньшее содержание, так как оно не включает в себя признаки, характеризующие учебник по теории государства и права.

Подобное же отношение между объемом и содержанием имеет место в понятиях «преступление» и «преступление против личнос­ти» (первое понятие шире по объему, но уже по содержанию), «ге­неральный прокурор» и «прокурор», где первое понятие уже по объему, но шире по содержанию.

Понятие — это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках - student2.ru

Закон обратного отношения между объемом и содержанием по­нятия лежит в основе логических операций, которые будут рассмот­рены в гл. III.

§ 3.Виды понятий

Понятия принято делить на следующие виды: 1) единичные и общие, 2) собирательные и несобирательные, 3) конкретные и аб­страктные, 4) положительные и отрицательные, 5) безотноситель­ные и соотносительные.

1. Понятия делятся наединичные и общие в зависимости от того, мыслится в них один элемент или множество элементов. Понятие, в котором мыслится один элемент, называетсяединичным (например, «Москва», «Л.Н. Толстой», «Российская Федерация»). Понятие, в котором мыслится множество элементов, называетсяобщим (напри­мер, «столица», «писатель», «федерация»).

Общие понятия могут бытьрегистрирующими и нерегистрирую­щими. Регистрирующими называются понятия, в которых множест­во мыслимых в нем элементов поддается учету, регистрируется (во всяком случае в принципе). Например, «участник Великой Отечест­венной войны 1941—1945 гг.», «родственники потерпевшего Шило­ва», «планета Солнечной системы». Регистрирующие понятия имеют конечный объем.

Общее понятие, относящееся к неопределенному числу элемен­тов, называетсянерегистрирующим. Так, в понятиях «человек», «следователь», «указ» множество мыслимых в них элементов не под­дается учету: в них мыслятся все люди, следователи, указы прошед­шего, настоящего и будущего. Нерегистрирующие понятия имеют бесконечный объем.

2. Понятия делятся насобирательные и несобирательные. Поня­тия, в которых мыслятся признаки некоторой совокупности элемен­тов, составляющих единое целое, называютсясобирательными. На­пример, «коллектив», «полк», «созвездие». Эти понятия отражают множество элементов (членов коллектива, солдат и командиров полка, звезд), однако это множество мыслится как единое целое. Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому от­дельному элементу, входящему в его объем, оно относится ко всей совокупности элементов. Например, существенные признаки кол­лектива (группа лиц, объединенных общей работой, общими интере­сами) неприложимы к каждому отдельному члену коллектива. Соби­рательные понятия могут быть общими («коллектив», «полк», «со-

звездие») и единичными («коллектив нашего института», «86-й стрелковый полк», «созвездие Большой Медведицы»).

Понятие, в котором мыслятся признаки, относящиеся к каждому его элементу, называетсянесобирательным. Таковы, например, по­нятия «звезда», «командир полка», «государство».

В процессе рассуждения общие понятия могут употребляться в разделительном и собирательном смысле.

Если высказывание относится к каждому элементу класса, то такое употребление понятия будетразделительным; если же вы­сказывание относится ко всем элементам, взятым в единстве, и неприложимо к каждому элементу в отдельности, то такое упот­ребление понятия называетсясобирательным. Например, выска­зывая мысль «Студенты 1-го курса изучают логику», мы употреб­ляем понятие «студенты 1-го курса» в разделительном смысле, так как данное утверждение относится к каждому студенту 1-го курса. В высказывании «Студенты 1-го курса провели теоретическую кон­ференцию» утверждение относится ко всем студентам 1-го курса в целом. Здесь понятие «студенты 1-го курса» употребляется в собирательном смысле. Слово «каждый» к данному суждению не­приложимо.

3. Понятия делятся наконкретные и абстрактные в зависимости от того, что они отражают: предмет (класс предметов) или его при­знак (отношение между предметами).

Понятие, в котором мыслится предмет или совокупность предме­тов как нечто самостоятельно существующее, называетсяконкрет­ным; понятие, в котором мыслится признак предмета или отноше­ние между предметами, называетсяабстрактным. Так, понятия «книга», «свидетель», «государство» являются конкретными; поня­тия «белизна», «смелость», «ответственность» — абстрактными.

Различие между конкретными и абстрактными понятиями осно­вано на различии между предметом, который мыслится как целое, и свойством предмета, отвлеченным от последнего и отдельно от него не существующим. Абстрактные понятия образуются в результате отвлечения, абстрагирования определенного признака предмета;

эти признаки мыслятся как самостоятельные объекты мысли. Так, понятия «смелость», «инвалидность», «невменяемость» отражают признаки, не существующие сами по себе, в отрыве от лиц, обладаю­щих этими признаками. Понятия «дружба», «посредничество», «психологическая несовместимость» отражают определенные отно­шения. Это абстрактные понятия.

Не следует смешивать конкретные понятия с единичными, а аб­страктные с общими. Общие понятия могут быть и конкретными, и

абстрактными (например, понятие «посредник» — общее, конкрет­ное; понятие «посредничество» — общее, абстрактное). Как кон­кретным, так и абстрактным может быть единичное понятие (напри­мер, понятие «Организация Объединенных Наций» — единичное, конкретное; понятие «мужество капитана Гастелло» — единичное, абстрактное).

4. Понятия делятся наположительные и отрицательные в зависи­мости от того, составляют ли их содержание свойства, присущие предмету, или свойства, отсутствующие у него.

Понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету, называютсяположительными. Понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств, называютсяотрицательными. Так, понятия «грамотный», «порядок», «верующий» являются положительными; понятия «не­грамотный», «беспорядок», «неверующий» — отрицательными.

В русском языке отрицательные понятия выражаются обычно словами с отрицательными приставками «не» и «без»: «неулови­мый», «невиновный», «бездействие»; в словах иностранного проис­хождения — чаще всего словами с отрицательной приставкой «а»:

«аморальный», «анонимный», «асимметрия» и т.д. Однако на отсут­ствие некоторых свойств предмета могут указывать слова без отри­цательной приставки. Например: «темнота» (отсутствие света), «трезвый» (непьяный), «молчаливый» (неразговорчивый). С другой стороны, понятия «безделушка» (вещица для украшения), «невин­ный» (чистосердечный, простодушный), «негодование» (возмуще­ние, крайнее недовольство) относятся к положительным; они не содержат отрицания каких-либо свойств, хотя выражающие их слова могут быть ошибочно восприняты как слова с отрицательными при­ставками1.

5. Понятия делятся набезотносительные и соотносительные взависимости от того, мыслятся ли в них предметы, существующие раздельно или в отношении с другими предметами.

Понятия, отражающие предметы, существующие раздельно и мыслящиеся вне их отношения к другим предметам, называются безотносительными. Таковы понятия «студент», «государство», «место преступления» и др.Соотносительные понятия содержат

Понятие — это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках - student2.ru

Не следует смешивать логическую характеристику понятий как положитель­ных и отрицательных с политической, нравственной, юридической оценкой тех явле­ний, которые они отражают Так, понятия «агрессия», «преступность», «алкоголизм» являются положительными их содержание составляют признаки, принадлежащие предмету Однако явления, отраженные в этих понятиях, вызывают у нас отрицатель­ную оценку

признаки, указывающие на отношение одного понятия к другому понятию. Например: «родители» (по отношению к понятию «дети») или «дети» (по отношению к понятию «родители»), «начальник» («подчиненный»), «получение взятки» («дача взятки»). Соотноси­тельными являются также понятия «часть», «причина», «брат», «сосед» и др. В этих понятиях отражены предметы, существование одного из которых не мыслится вне его отношения к другому.

Определить, к какому виду относится то или иное понятие, — значит дать ему логическую характеристику. Так, давая логическую характеристику понятию «Российская Федерация», нужно указать, что это понятие единичное, собирательное, конкретное, положи­тельное, безотносительное. При характеристике понятия «невменя­емость» должно быть указано, что оно является общим (нерегистри­рующим), несобирательным, абстрактным, отрицательным, безотно­сительным.

Логическая характеристика понятий помогает уточнить их содер­жание и объем, вырабатывает навыки более точного употребления понятий в процессе рассуждения.

Виды понятий представлены схемой (рис. 1).

единичные

СОБИРАТЕЛЬНЫЕ

КОНКРЕТНЫЕ

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ

БЕЗОТНОСИТЕЛЬНЫЕ

Понятие — это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках - student2.ru

ОБЩИЕ

РЕГИСТРИРУЮЩИЕ

НЕРЕГИСТРИРУЮЩИЕ

НЕСОБИРАТЕЛЬНЫЕ

АБСТРАКТНЫЕ

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ

СООТНОСИТЕЛЬНЫЕ

Рис.1 39

Понятие — это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках - student2.ru

§ 4. Отношения между понятиями

Рассматривая отношения между понятиями, следует всего различать понятиясравнимые и несравнимые.

Сравнимыми называются понятия, имеющие некоторые призна­ки, позволяющие эти понятия сравнивать друг с другом. Например, «пресса» и «телевидение» — сравнимые понятия, они имеют общие признаки, характеризующие средства массовой информации.

Несравнимыми называются понятия, не имеющие общих при­знаков, поэтому и сравнивать эти понятия невозможно. Например:

«квадрат» и «общественное порицание», «преступление» и «косми­ческое пространство», «государство» и «симфоническая музыка» Они относятся к разным, весьма отдаленным друг от друга областям действительности и не имеют признаков, на основании которых их можно было бы сравнивать друг с другом. В логических отношениях могут находиться только сравнимые понятия.

Сравнимые понятия делятся насовместимые и несовместимые.

2. В отношении пересечения (перекрещивания) находятся поня­тия, объем одного из которых частично входит в объем другого. Содержание этих понятий различно.

В отношении пересечения находятся понятия «юрист» (А) и «преподаватель» (В): некоторые юристы являются преподавателя­ми (как некоторые преподаватели — юристами). С помощью круго­вых схем это отношение изображается в виде двух пересекающихся кругов (рис. 3).

Понятие — это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках - student2.ru

Понятие — это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках - student2.ru

Совместимые понятия

Понятия, объемы которых полностью или частично совпадают, называютсясовместимыми. В содержании этих понятий нет при­знаков, исключающих совпадение их объемов. Существуют три вида отношений совместимости: 1)равнообьемность, 2)пересечение (перекрещивание) и 3)подчинение (субординация).

1. В отношенииравнообъемности находятся понятия, в которых мыслится один и тот же предмет. Объемы этих понятий полностью совпадают (хотя содержание различно). В отношении равнообъем­ности находятся, например, понятия «геометрическая фигура с тремя равными углами» и «геометрическая фигура с тремя равными сторонами». Эти понятия отражают один предмет мысли: равно­угольный (равносторонний) треугольник, их объемы полностью со­впадают, однако содержание различно, поскольку каждое из них содержит разные признаки треугольника.

Отношение между понятиями принято изображать с помощью круговых схем (кругов Эйлера), где каждый круг обозначает объем понятия, а каждая его точка — предмет, мыслимый в его объеме. Круговые схемы позволяют наглядно представить отношение между различными понятиями, лучше понять и усвоить эти отношения.

Так, отношение между двумя равнообъемными понятиями долж­но быть изображено в виде двух полностью совпадающих кругов А и В(рис. 2).

Рис.2

Рис 3

В совместившейся части кругов А и В (заштрихованная часть схемы) мыслятся те юристы, которые являются преподавателями, а в несовместившейся части круга А — юристы, не являющиеся пре­подавателями, в несовместившейся части круга В — преподаватели, не являющиеся юристами.

3. В отношенииподчинения (субординации) находятся понятия, объем одного из которых полностью входит в объем другого, состав­ляя его часть.

В таком отношении находятся, например, понятия «суд» (А) и «городской суд» (В). Объем первого понятия шире объема второго понятия, кроме городских существуют и другие виды судов — крае­вые, областные, районные и т.д. Понятие «городской суд» полнос­тью входит в объем понятия «суд» (рис. 4).

Понятие, имеющее больший объем и включающее объем другого понятия, называетсяподчиняющим (А), понятие, имеющее мень­ший объем и составляющее часть объема другого понятия, —подчи­ненным (в). I

Если в отношении подчинения находятся два общих понятия, то подчиняющее понятие называетсяродом, подчиненное —видом. Так, понятие «городской суд» будет видом по отношению к понятию «суд». Понятие может быть одновременно видом (по отношению к

более общему понятию) и родом (по отношению к понятию менее общему). Например: понятие «лишение свободы на определенный срок» (В) — это род по отношению к понятию «лишение свободы на пять лет» (С) и в то же время вид по отношению к понятию «уголов­ное наказание» (А). Отношение между тремя подчиненными друг другу понятиями изображено на рис. 5.

Понятие — это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках - student2.ru

Понятие — это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках - student2.ru

Рис.4

Рис.5

Если в отношении подчинения находятся общее и единичное (индивидуальное) понятия, то общее (подчиняющее) понятие яв­ляется видом, а единичное (подчиненное)индивидом. В таком от­ношении будут находится, например, понятия «адвокат» и «Ф.Н. Плевако».

Отношения «род» — «вид» — «индивид» широко используются в логических операциях с понятиями — в обобщении, ограничении, определении и делении. Они будут рассмотрены в главе III.

Несовместимые понятия

Понятия, объемы которых не совпадают ни полностью, ни час­тично, называютсянесовместимыми (или внеположными). Эти понятия содержат признаки, исключающие совпадение их объ­емов.

Существуют три вида отношений несовместимости:^соподчине­ние (координация), 2)противоположность (контрарность), 3)про­тиворечие (контрадикторность).

1. В отношениисоподчинения (координации) находятся два или больше неперекрещивающихся понятий, подчиненных общему для них понятию. Например: «областной суд» (В), «городской суд» (С), «суд» (А). Понятия, находящиеся в отношении подчинения к обще­му для них понятию, называютсясоподчиненными.

Понятие — это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках - student2.ru

В круговых схемах это отношение изображено на рис. 6.

2. В отношениипротивоположности (контрарности) находятся понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а дру­гое — признаки, не совместимые с ними. Такие понятия называются противоположными (контрарными). Объемы двух противополож­ных понятий составляют в своей сумме лишь часть объема общего для них родового понятия, видами которого они являются и которо­му они соподчинены; Таковы, например, отношения между поня­тиями «черный» и «белый», «отличник» и «неуспевающий», «друже­ственное государство» и «враждебное государство» (рис. 7). Пункти­ром изображено родовое понятие «государство», так как оно не дано, но может быть образовано.

Понятие В содержит признаки, не совместимые с признаками понятия А. Объемы этих понятий не исчерпывают в своей сумме всего объема родового понятия «государство»: существуют и другие межгосударственные отношения.

3. В отношении противоречия (контрадикторности) находятся понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое эти же признаки исключает.

Объемы двух противоречащих понятий составляют весь объем рода, видами которого они являются и которому они соподчи­нены.

В отношении противоречия находятся положительные и отрица­тельные понятия: «четный» и «нечетный», «успевающий» и «неуспе­вающий», «дружественное государство» и «недружественное госу­дарство». Отношение между противоречащими понятиями изобра­жено на рис. 8.

Понятие — это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках - student2.ru

Понятие — это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках - student2.ru

Понятие — это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках - student2.ru

Понятие — это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках - student2.ru

Рис.6

Рис.7

Рис.8

Из схемы видно, что положительное понятие А и отрицательное понятиене-А исчерпывают весь объем понятия «государство»:

любое государство является дружественным или недружественным. Между двумя противоречащими понятиями не может быть никакого

третьего понятия.

Отношения между понятиями представлены обобщающей схе­мой (рис.9).

понятия

сравнимые

Понятие — это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках - student2.ru

Понятие — это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках - student2.ru

несравнимые

несовместимые

Соподчинение

Противоположность ^1 (контрарность) ."1

Противоречие (контрадикторность)

Рис.9

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ '"""V

1. Что такое понятие?

2. Что такое признак предмета? Какие признаки называются существенными W

какие несущественными?

3. Охарактеризуйте основные приемы образования понятий. :

4. Каково соотношение понятия и слова?

5. Что такое содержание и объем понятия? В каком отношении друг к другу они

находятся?

6. Что такое класс (множество), подкласс (подмножество), элемент класса?

7. На какие виды делятся понятия?

8. Какие понятия называются сравнимыми и какие несравнимыми? Подберите примеры и изобразите на круговых схемах отношения между сравнимыми понятиями:

а) совместимыми и б) несовместимыми.

9. Какова роль понятий в познании?

Гл а в a 111 ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ С ПОНЯТИЯМИ

§1. Обобщение и ограничение понятий

Обобщить понятие — значит перейти от понятия с меньшим объемом, но с большим содержанием к понятию с большим объемом, но с меньшим содержанием. Например, обобщая понятие «Минис­терство юстиции Российской Федерации», мы переходим к понятию «министерство юстиции». Объем нового (общего) понятия шире исходного (единичного) понятия; первое относится ко второму как •индивид к виду. Вместе с тем содержание понятия, образованного в результате обобщения, уменьшилось, так как мы исключили его индивидуальные признаки.

Продолжая операцию обобщения, можно последовательно обра­зовывать понятия «министерство», «орган государственного управ­ления». Каждое последующее понятие является родом по отноше­нию к предыдущему.

Из приведенного примера видно, что для образования какого-либо нового понятия путем обобщения нужно уменьшить содержа­ние исходного понятия, т.е. исключить видовые (или индивидуаль­ные) признаки.

Обобщение понятия не может быть беспредельным. Наиболее общими являются понятия с предельно широким объемом —кате­гории, например «материя», «сознание», «движение», «свойство», «отношение» и т.п. Категории не имеют родового понятия, обоб­щить их нельзя.

Ограничение понятия представляет собой операцию, противопо­ложенную операции обобщения.Ограничить понятие— значит перейти от понятия с большим объемом, но с меньшим содержанием к понятию с меньшим объемом, но большим содержанием. Чтобы, например, ограничить понятие «юрист», мы переходим к понятию «следователь», которое в свою очередь можем ограничить, образо­вав понятие «следователь прокуратуры». Пределом ограничения по­нятия являетсяединичное понятие (например, «следователь проку­ратуры Иванов»).

/ 45

Таким образом, изменяя объем исходного понятия, мы изменяем и его содержание, осуществляя тем самым переход к новому поня­тию — с большим объемом и меньшим содержанием (обобщение) или меньшим объемом и большим содержанием (ограничение).

Логические операции обобщения и ограничения понятий широ­ко применяются в практике мышления: переходя от понятий одного объема к понятиям другого объема, мы уточняем предмет нашей мысли, делаем наше мышление более определенным и последова­тельным. Так, расследование преступления связано с установлением его признаков. Установив, например, что данное деяние является преступным, следователь обнаруживает у него признаки преступле­ния против собственности. Дополнительное расследование выявля­ет новые признаки, позволяющие квалифицировать это преступле­ние как вымогательство. Мысль движется от понятия большего объема к понятию меньшего объема: «деяние (А) — преступление (В) — преступление против собственности (С) — вымогательство

(D)» — рис. 10.

Возможен и противоположный ход мысли. Устанавливая, например, что данное конкретное деяние явля­ется оскорблением, мы относим его к преступлениям против чести и досто­инства личности, осуществляя таким образом операцию обобщения поня­тия.

Обобщение и ограничение поня­тий не следует смешивать с мыслен­ным переходом от части к целому и рид ^о выделением части из целого. Напри­мер, сутки делятся на часы, часы на

минуты, минуты на секунды. Каждое последующее понятие не явля­ется видом предыдущего, которое в свою очередь нельзя рассматри­вать как родовое. Поэтому переход от понятия «час» к понятию «сутки» — не обобщение, а переход от части к целому; переход от понятия «час» к понятию «минута» — не ограничение, а выделение части из целого.

Понятие — это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках - student2.ru

Понятие — это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках - student2.ru

§ 2. Определение понятий Сущность и значение определения

В научной и практической деятельности часто возникает необхо­димость раскрыть содержание понятий, которые употребляются в рассуждениях. Так, чтобы правильно квалифицировать совершен­ное преступление как мошенничество, нужно знать содержание по­нятия «мошенничество» (хищение чужого имущества или приобре­тение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием). Если наказание за мошенничество предусматривает кон­фискацию имущества, необходимо знать содержание этого понятия (принудительное безвозмездное изъятие в собственность государст­ва всего или части имущества, являющегося собственностью осуж­денного).

Наши рекомендации