Определение потребности в товарных ресурсах

Сущность товарных ресурсов, источники их формирования

Эффективность работы торговых организаций зависит от объема и структуры товарных ресурсов, а также эффективного их использования.

Товарные ресурсы – это продукция промышленности и сельского хозяйства, поставки товаров по импорту, направляемые в торговлю для продажи населению и организациям.

Коммерческая деятельность по формированию товарных ресурсов включает следующие элементы:

- изучение покупательного спроса и обоснование потребности в товарных ресурсах

- выявление и изучение источников поступления товаров

- выбор партнеров для установления хозяйственных связей

- организация закупок товаров

- контроль за исполнением договоров

- оценка эффективности использования товарных ресурсов

Источниками поступления товарных ресурсов являются производственные предприятия, сельское хозяйство, оптовые посредники, импорт.

Поставщики товарных ресурсов делятся:

- по территориальному размещению - местные, областные, республиканские, международные

- по роли в процессе товародвижения – изготовители продукции, посредники

- по форме собственности – государственные, частные

- по отраслевому признаку – организации Минсельхозпрома, Беллегпрома, Белместпрома и др.

Важным элементом товарных ресурсов являются товарные запасы

Товарные запасы– это количество товаров в денежном и натуральном выражении, находящихся в торговых организациях, на складах, на определенную дату.

Классификация ТЗ:

1.по единице измерения: - абсолютные (в стоимостном и денежном выражении) и

относительные

2. по местонахождению: в розничной торговле, в оптовой торговле

3. по назначению: сезонные, текущего хранения: подготовительный запас, страховой запас, торговый запас (текущего пополнения, в торговом зале)

4. по срокам: на начало периода, на конец периода, средние за период

Определение потребности в товарных ресурсах

Потребность в товарах – это обоснованный расчет объема и ассортимента конкретных видов товаров, необходимых для максимального удовлетворения спроса обслуживаемого населения.

Для расчета потребности в товарах используется несколько методов. В каждом конкретном случае выбор метода диктуется условиями, в которых работает торговая организация, целями прогноза, информационным обеспечением и другими факторами.

  1. Метод экстраполяции динамических рядов

На основе среднегодового темпа роста (снижения) объемов продаж рассчитывается потребность в товарах на предстоящий период.

  1. Нормативный метод

В его основе лежат рациональные нормы потребления непродовольственных товаров и физиологические нормы потребления продовольственных товаров. Нормы разработаны в расчете на душу населения, на 1000 чел или на 1 семью.

В основе нормативного метода лежат нормы потребления и используется формула:

П= ∑Ri * N I , где

Riпрогнозная численность населения i возрастной группы, чел.

N I - норма потребления i возрастной группы в натуральных единицах

3. Балансовый

Учитывает показатели товарных запасов на начало и конец планируемого периода, а также объем реализации товаров в планируемом году. Потребность в товарах определяется по формуле П = Р – Зн + Зк

П – потребное количество товаров на планируемый год в натуральных единицах

Р – объем реализации товаров в натуральных единицах

Зн – запасы товаров на начало планируемого года в натуральных единицах

Зк – запасы товаров на конец планируемого года в натуральных единицах

4. Метод использования коэффициента эластичности

Позволяет рассчитать изменение объема продаж в зависимости от определенных факторов (изменения покупательной способности, цены, объема производства конкретного товара)

5. Метод использования оперативных данных об изменении спроса на рынке

Позволяет рассчитать количество товаров на планируемый период с учетом первичного спроса на потребность в этих товарах и спроса на их замену.

  1. Оценка эффективности использования товарных ресурсов

Для оценки эффективности использования товарных ресурсов используются следующие показатели:

1. Объем товарооборота на 1 руб. товарных ресурсов (Этов) – показывает сколько рублей товарооборота приходится на 1 руб. товарных ресурсов

Этов = РТО / Зн+П-Зк

2. Объем товарных ресурсов на 1 руб. товарооборота )Этр) – показывает сколько рублей товарных ресурсова приходится на 1 руб. товарооборота

Этр = Зн+П-Зк / РТО

На эффективность использования товарных ресурсов влияют коммерческие и организационные факторы.

К коммерческим факторам относятся:

- соответствие закупленных товаров характеру спроса

- продажа модных и новых товаров

- обеспечение покупателю гарантий в покупке товара, т.е. наличие широкого ассортимента

- учет и контроль за поступлением и использованием товарных ресурсов

К организационным факторам относятся:

- техническая оснащенность материально-технической базы торговой организации

- создание надлежащих условий хранения товаров

- увеличение объемов продаж фасованных товаров

- специализация розничной торговой сети

4. Управление товарными ресурсами

Управление товарными ресурсами осуществляется на четырех уровнях:

- республиканском

В процессе управления товарными ресурсами кроме регулирующей функции государство осуществляет распределительную функцию посредством государственных .заказов и квотирования.

Государственный .заказ – выдаваемое организации от имени государств поручение изготовить и поставить потребителям конкретную продукцию для удовлетворения первоочередных общественных потребностей, решения социальных задач, укрепления обороноспособности, обеспечения продовольственной безопасности.

Для целей регулирования и защиты внутреннего рынка используется квотирование.

Квота – это доля участников в сбыте. В ресурсном обеспечении – это минимальные задания для изготовителей по производству и поставке товаров народного потребления. На основании доведенных квот предприятия-изготовители заключают договора на поставку товаров с организациями торговли.

- областном

Регулирование осуществляется по товарам, производимым местной промышленностью и предназначенные для потребления в данном регионе. В основном, это продукция АПК

- отраслевом

Производится на уровне Министерства торговли: воздействие на производителей с целью расширения ассортимента производимых товаров, организация ярмарок, выставок и др.

- на уровне самой организации

В самой торговой организации проводятся анализ, планирование, регулирование, и контроль за использованием товарных ресурсов. Коммерческие .службы проводят работу по определению потребности в товарах, выбору поставщика, заключению договоров, контролю за исполнением договоров, формированию ассортимента, управлению товарными запасами, изучению спроса населения, составлению заявок на поставку товаров.

Наши рекомендации