Образец словообразовательного анализа

Схемы и образцы лингвистического анализа слова, словосочетания и предложения

Схема фонетического анализа

Фонетический анализ слова включает следующие виды работы:

1)Поставить ударение в слове.

2)Разделить слово на слоги.

3)Охарактеризовать слоги (ударный/безударный, открытый/закрытый, прикрытый/неприкрытый, начальный /срединный/конечный).

4)Дать характеристику звуков в слове с учётом того, что согласные классифицируются по четырём признакам (место, способ образования, участие голоса и шума, наличие – отсутствие палатализации), гласные – по трём (ряд, подъём и лабиализованность).

Образец фонетического анализа

Женщины, жеˊн – щи – ны

Характеристика слогов: жен – ударный, закрытый, прикрытый, начальный; щи – заударный, открытый, прикрытый срединный; ны – заударный, закрытый, прикрытый, конечный.

ж – [ж] – согласный, твёрдый, звонкий, переднеязычный, нёбный, фрикативный;

е – [эˊ] – гласный полного образования, переднего ряда, среднего подъёма, нелабиализованный;

н – [н’] – согласный, сонорный, мягкий, переднеязычный, зубной, смычно-проходной, носовой;

щ – [̄ш’] – согласный, глухой, мягкий, переднеязычный, нёбный, щелевой;

и – [и] – гласный, переднего ряда, верхнего подъёма, нелабиализованный;

н – [н] – согласный, сонорный, твёрдый, переднеязычный, зубной, смычно-проходной, носовой;

ы – [ы] – гласный, среднего ряда, верхнего подъёма, нелабиализованный.

7 букв, 7 звуков

Монетами, мо – неˊ – та – ми

м – [м] – согласный, сонорный, твёрдый, губно-губной, смычно-проходной, носовой;

о – [Λ] – гласный, неполного образования, средне-заднего ряда, нижне-среднего подъёма, нелабиализованный;

н – [н’] – согласный, сонорный, мягкий, переднеязычный, зубной, смычно-проходной, носовой;

е – [эˊ] – гласный, полного образования, переднего ряда, среднего подъёма, нелабиализованный;

т – [т] – согласный, глухой, твёрдый, переднеязычный, зубной, смычный;

а – [ъ]– гласный, редуцированный, среднего ряда, среднего подъёма, нелабиализованный;

м – [м’] – согласный, сонорный, мягкий, губно-губной, смычно-проходной, носовой;

и – [и] – гласный, переднего ряда, верхнего подъёма, нелабиализованный.

8 букв, 8 звуков

Схема лексического анализа слова

1.Определить лексическое значение слова.

2.Установить тип лексического значения: прямое, переносное; мотивированное, немотивированное; номинативное, производно-номинативное; свободное, связанное (фразеологически-связанное, синтаксически обусловленное, конструктивно ограниченное).

3.Определить, однозначным или многозначным является слово. Доказать это, проиллюстрировав словосочетаниями. Установить, есть ли у слова омонимы. Если есть, доказать.

4.Определить, есть ли у слова синонимы, антонимы. Если есть, привести, прокомментировать (семантические, стилистические, семантико-стилистические синонимы; однокорневые, разнокорневые антонимы).

5.Установить отношение слова к функциональным стилям: межстилевое; научное, официально-деловое, публицистическое, разговорное, просторечное.

6.Определить, имеет ли слово эмоциональную окраску. Если имеет, то какую (ироническую, фамильярную, уничижительную, пренебрежительную, презрительную, бранную).

7.Определить степень активности слова: активное; пассивное: историзм (сфера?), архаизм (тип?).

8.Охарактеризовать слово по сфере употребления: общеупотребительное; ограниченного употребления: профессионализм, термин, жаргонизм, диалектизм.

9.Установить происхождение слова: исконное, заимствованное.

Образец лексического анализа

Целый город с каким-то испугом подъезжает к заветным дверям (Некрасов).

1.Город – здесь «население города».

2.Переносное, мотивированное, производно-номинативное, свободное.

3.Многозначное: город Гомель, город праздновал Новый год. Омонимов не имеет.

4.----

5.Межстилевое.

6.----

7.Активное.

8.Общеупотребительное.

9.Исконное.

Образец морфемного анализа

Одухотворённо

Волчьего – волчj эго

Бел(о)головØ ый

Образец словообразовательного анализа

Бел(о)головØый ← белая голова (сложно-нульсуффиксальный способ)

Приморский ← море (префиксально-суффиксальный способ)

Обязательно ← обязательный (суффиксальный способ)

Весной ← весна (суффиксальный способ)

Весной (наречие) ← весной (существительное в твор. пад. – морфолого-синтаксический способ)

Англичане 2 (студенты факультета иностранных языков) ← англичане 1 (представители английской нации) (лексико-семантический способ)

Вечнозелёный ← вечно зелёный (лексико-синтаксический способ (слияние)).

Наши рекомендации