Образец словообразовательного анализа
Схемы и образцы лингвистического анализа слова, словосочетания и предложения
Схема фонетического анализа
Фонетический анализ слова включает следующие виды работы:
1)Поставить ударение в слове.
2)Разделить слово на слоги.
3)Охарактеризовать слоги (ударный/безударный, открытый/закрытый, прикрытый/неприкрытый, начальный /срединный/конечный).
4)Дать характеристику звуков в слове с учётом того, что согласные классифицируются по четырём признакам (место, способ образования, участие голоса и шума, наличие – отсутствие палатализации), гласные – по трём (ряд, подъём и лабиализованность).
Образец фонетического анализа
Женщины, жеˊн – щи – ны
Характеристика слогов: жен – ударный, закрытый, прикрытый, начальный; щи – заударный, открытый, прикрытый срединный; ны – заударный, закрытый, прикрытый, конечный.
ж – [ж] – согласный, твёрдый, звонкий, переднеязычный, нёбный, фрикативный;
е – [эˊ] – гласный полного образования, переднего ряда, среднего подъёма, нелабиализованный;
н – [н’] – согласный, сонорный, мягкий, переднеязычный, зубной, смычно-проходной, носовой;
щ – [̄ш’] – согласный, глухой, мягкий, переднеязычный, нёбный, щелевой;
и – [и] – гласный, переднего ряда, верхнего подъёма, нелабиализованный;
н – [н] – согласный, сонорный, твёрдый, переднеязычный, зубной, смычно-проходной, носовой;
ы – [ы] – гласный, среднего ряда, верхнего подъёма, нелабиализованный.
7 букв, 7 звуков
Монетами, мо – неˊ – та – ми
м – [м] – согласный, сонорный, твёрдый, губно-губной, смычно-проходной, носовой;
о – [Λ] – гласный, неполного образования, средне-заднего ряда, нижне-среднего подъёма, нелабиализованный;
н – [н’] – согласный, сонорный, мягкий, переднеязычный, зубной, смычно-проходной, носовой;
е – [эˊ] – гласный, полного образования, переднего ряда, среднего подъёма, нелабиализованный;
т – [т] – согласный, глухой, твёрдый, переднеязычный, зубной, смычный;
а – [ъ]– гласный, редуцированный, среднего ряда, среднего подъёма, нелабиализованный;
м – [м’] – согласный, сонорный, мягкий, губно-губной, смычно-проходной, носовой;
и – [и] – гласный, переднего ряда, верхнего подъёма, нелабиализованный.
8 букв, 8 звуков
Схема лексического анализа слова
1.Определить лексическое значение слова.
2.Установить тип лексического значения: прямое, переносное; мотивированное, немотивированное; номинативное, производно-номинативное; свободное, связанное (фразеологически-связанное, синтаксически обусловленное, конструктивно ограниченное).
3.Определить, однозначным или многозначным является слово. Доказать это, проиллюстрировав словосочетаниями. Установить, есть ли у слова омонимы. Если есть, доказать.
4.Определить, есть ли у слова синонимы, антонимы. Если есть, привести, прокомментировать (семантические, стилистические, семантико-стилистические синонимы; однокорневые, разнокорневые антонимы).
5.Установить отношение слова к функциональным стилям: межстилевое; научное, официально-деловое, публицистическое, разговорное, просторечное.
6.Определить, имеет ли слово эмоциональную окраску. Если имеет, то какую (ироническую, фамильярную, уничижительную, пренебрежительную, презрительную, бранную).
7.Определить степень активности слова: активное; пассивное: историзм (сфера?), архаизм (тип?).
8.Охарактеризовать слово по сфере употребления: общеупотребительное; ограниченного употребления: профессионализм, термин, жаргонизм, диалектизм.
9.Установить происхождение слова: исконное, заимствованное.
Образец лексического анализа
Целый город с каким-то испугом подъезжает к заветным дверям (Некрасов).
1.Город – здесь «население города».
2.Переносное, мотивированное, производно-номинативное, свободное.
3.Многозначное: город Гомель, город праздновал Новый год. Омонимов не имеет.
4.----
5.Межстилевое.
6.----
7.Активное.
8.Общеупотребительное.
9.Исконное.
Образец морфемного анализа
Одухотворённо
Волчьего – волчj эго
Бел(о)головØ ый
Образец словообразовательного анализа
Бел(о)головØый ← белая голова (сложно-нульсуффиксальный способ)
Приморский ← море (префиксально-суффиксальный способ)
Обязательно ← обязательный (суффиксальный способ)
Весной ← весна (суффиксальный способ)
Весной (наречие) ← весной (существительное в твор. пад. – морфолого-синтаксический способ)
Англичане 2 (студенты факультета иностранных языков) ← англичане 1 (представители английской нации) (лексико-семантический способ)
Вечнозелёный ← вечно зелёный (лексико-синтаксический способ (слияние)).