Темы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

Компетенции, формируемые при изучении дисциплины, являются востребованными для всех дисциплин гуманитарного, социального и экономического; информационно-правового; профессионального циклов.

Темы дисциплины и виды занятий

Специальность 031001.65 Правоохранительная деятельность,

форма обучения очная

№ темы Темы дисциплины, виды самостоятельной работы ПЗ Всего ауд. СРС Всего
Стилевая система современного русского языка. Характеристика официально-делового стиля
Фонетические особенности современного делового русского языка
Лексические средства современного русского языка. Лексика деловой документации
Употребление отдельных морфологических средств языка в письменной деловой речи
Трудные случаи орфографии
Синтаксические нормы современного русского языка в деловой документации
Трудные случаи пунктуации
Служебные документы: типология, содержание, композиция, языковое оформление
Редактирование текстов документов. Устранение типичных ошибок в деловой речи
Контрольная работа
Зачёт
Итого

Специальность 031001.65 Правоохранительная деятельность,

форма обучения заочная

№ темы Темы дисциплины, виды самостоятельной работы ПЗ Всего ауд. СРС Всего
Стилевая система современного русского языка. Характеристика официально-делового стиля                
Фонетические особенности современного делового русского языка
Лексические средства современного русского языка. Лексика деловой документации
Употребление отдельных морфологических средств языка в письменной деловой речи
Трудные случаи орфографии                
Синтаксические нормы современного русского языка в деловой документации
Трудные случаи пунктуации
Служебные документы: типология, содержание, композиция, языковое оформление
Редактирование текстов документов. Устранение типичных ошибок в деловой речи
Контрольная работа
Зачёт
Итого

Лабораторный практикум

В рамках данной учебной дисциплины лабораторный практикум не предусмотрен.

Примерная тематика курсовых работ, рефератов

По данной учебной дисциплине выполнение курсовой работы (реферата) не предусмотрено.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература

Варлакова Т. В., Веретенникова А. Е. Речевая коммуникация в деятельности сотрудника правоохранительных органов: учебное пособие. – Омск, 2010.

Ивакина Н. Н. Профессиональная речь юриста: учебное пособие. – М., 2008.

Носкова Л. Г. Русский язык и культура речи: учебное пособие. – М., 2009.

Русский язык и культура речи: учебник / под ред. В. И. Максимова, А. В. Голубевой. – М., 2010.

б) дополнительная литература

Коренькова Е. В. Русский язык и культура речи: учебник / Е. В. Коренькова, Н. В. Пушкарева. – М., 2010.

Русский язык и культура речи: учебник / под ред. В. Д. Черняк. – М., 2010.

В) список лингвистических словарей

Зализняк А. А.Грамматический словарь русского языка: cловоизменение. – М., 2009.

Резниченко И. Л. Словарь ударений русского языка. – М., 2010.

Г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

сайт http: // www: gramota.ru;

сайт http: // www: gramma.ru;

электронные библиотеки.

Материально-техническое обеспечение дисциплины

– классная доска;

– мультимедийный проектор.

Методические рекомендации по организации изучения

Дисциплины

Изучение дисциплины «Русский язык в деловой документации» осуществляется в форме учебных занятий под руководством профессорско-преподавательского состава кафедры и самостоятельной подготовки обучающихся. Основной формой организации учебной деятельности по данной дисциплине является практическое занятие.

При проведении учебных занятий используются элементы классических и современных педагогических технологий, в том числе проблемного и проблемно-деятельностного обучения, лингвистической деловой игры.

Предусматриваются следующие формы работы обучающихся:

– чтение и конспектирование рекомендованной литературы;

– выполнение конкретных заданий, нацеленных на овладение навыками составления текстов служебных документов с соблюдением норм современного русского литературного языка; профессионального письменного общения в соответствии с правилами делового этикета; редактирования служебной документации.

Помимо устного изложения материала, в процессе проведения практических занятий предполагается использовать визуальную поддержку в виде мультимедийных презентаций, содержащих как речевые образцы, так и практические задания для выполнения обучающимися. Презентации могут отражать основные тезисы, понятия, представлять схемы, иллюстрации, фрагменты учебных, документальных и художественных фильмов по теме занятий.

Контроль знаний обучающихся проводится в форме текущей и промежуточной аттестации.

Контроль текущей успеваемости обучающихся (текущая аттестация) проводится в ходе изучения дисциплины с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний; сформированности у них умений и навыков; своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся ипринятия необходимых мер по их устранению; совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания обучающимся индивидуальной помощи.

К контролю текущей успеваемости относится проверка знаний, умений и навыков обучающихся:

– на занятиях;

– по результатам выполнения контрольной работы;

– по результатам проведения рубежного контроля уровня усвоения знаний (с помощью тестовых заданий или контрольных вопросов);

– по результатам выполнения обучающимися индивидуальных заданий;

– по результатам проверки качества конспектов и иных подготовленных курсантами и слушателями материалов;

– по результатам отчёта обучающихся по имеющимся задолженностям в ходе индивидуальной консультации преподавателя, проводимой в часы самоподготовки.

Контроль за выполнением обучающимися каждого вида работ может осуществляться поэтапно и служит основанием для предварительной и промежуточной аттестации по дисциплине.

Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков обучающихся по дисциплине требованиям ФГОС ВПО по специальности в форме зачёта.

Зачёт проводится в конце семестра, после завершения изучения дисциплины в объёме рабочей учебной программы. Форма проведения зачёта определяется кафедрой (устный – по билетам или путём собеседования по вопросам; письменная работа, тестирование и др.). Оценка по результатам зачёта носит недифференцированный характер – зачтено / не зачтено.

Специфика дисциплины. Практические занятия предусматривают:

– совершенствование знаний о нормах современного русского литературного языка;

– овладение юридической терминологией;

– формирование умений обучающихся составления и редактирования текстов деловой документации;

– формирование навыков правки текстов документов.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

К ЗАЧЕТУ

1. Понятие культуры речи. Основные компоненты культуры речи.

2. Стилевая система современного русского литературного языка, его признаки. Формы существования русского языка.

3. Языковая норма и понятие вариантности. Типы норм.

4. Культура произношения. Орфоэпические нормы.

5. Акцентологические нормы современного русского литературного языка.

6. Слово как основная лексическая единица языка. Назывная функция слова. Лексическая сочетаемость.

7. Профессионализмы, жаргонизмы в деловой речи.

8. Использование иноязычной лексики в современной деловой речи.

9. Фразеология деловой речи.

10. Аббревиация в русском языке, причины ее появления. Правила сокращения слов в текстах служебных документов.

11. Нормы словоупотребления. Речевые ошибки, связанные с неточным выбором слова (неточный выбор синонимов, нарушение лексической сочетаемости, неправильное употребление устойчивых словосочетаний, неразграничение паронимов, тавтология, плеоназм и т. д.).

12. Морфологические нормы. Определение родовой принадлежности несклоняемых существительных. Особенности употребления в письменной деловой речи существительных, обозначающих профессии, должности, звания.

13. Особенности склонения некоторых имён и фамилий при оформлении деловой документации.

14. Вариантные окончания существительных мужского рода в форме именительного падежа множественного числа, их стилистическая дифференциация.

15. Образование формы множественного числа родительного падежа имён существительных.

16. Ошибки при использовании полной и краткой форм, степеней сравнения имен прилагательных.

17. Стилистические особенности употребления форм глагола в деловой и процессуальной документации.

18. Трудности в сочетании числительных с существительными.

19. Особенности употребления местоимений и предлогов в деловой речи.

20. Синтаксические нормы. Порядок расположения членов предложения. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого.

21. Ошибки в употреблении причастных и деепричастных оборотов.

22. Особенности образования и склонения причастий в письменной речи. НЕ с причастиями. Отличие кратких причастий от кратких прилагательных.

23. Правописание н – нн в прилагательных, образованных от существительных.

24. Правописание н – нн в причастиях и отглагольных прилагательных.

25. НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на – о, – е.

26. Дефисное написание наречий. Основные грамматические правила написания суффиксов наречий.

27. Слитное написание наречий в современной деловой речи, н – нн в наречиях.

28. Раздельное написание наречных выражений в современной деловой речи. НЕ с наречиями.

29. Особенности употребления производных предлогов в письменной деловой речи, их отличие от омонимичных слов.

30. Предложения с однородными членами в деловой документации. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

31. Особенности обособления определений в письменной деловой речи.

32. Особенности обособления приложений в письменной деловой речи.

33. Особенности обособления обстоятельств в документах.

34. Знаки препинания в сложносочинённом предложении в письменной речи. Отсутствие запятой в сложносочинённом предложении.

35. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении в письменной речи. Отсутствие запятой в сложноподчинённом предложении.

36. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении в письменной речи. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

37. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении в письменной речи.

38. Знаки препинания в предложениях со сложными союзами в письменной деловой речи.

39. Предложения с союзом как в письменной деловой речи.

40. Официально-деловой стиль: сфера функционирования, жанровое разнообразие, языковые особенности.

41. Понятие документа, реквизиты. Юридическая сила документа.

42. Личная документация: содержание, композиция, особенности оформления личных документов.

43. Распорядительные документы (постановление, распоряжение, приказ): содержание, композиция, языковые особенности.

44. Информационно-справочные документы: структура, языковые особенности.

45. Деловые письма. Классификации деловой переписки по функциональному, тематическому, структурному признакам.

46. Речевой этикет в документе.

47. Этапы редактирования текстов служебных документов. Виды правки. Корректурные знаки.

Рабочая учебная программа дисциплины обсуждена и одобрена
на заседании кафедры иностранных языков ОмА МВД России 17 сентября 2012 г., протокол № 1.

Рабочая учебная программа дисциплины одобрена на заседании
Методического совета ОмА МВД России 9 октября 2012 г., протокол № 2.

ГПиОП ОмА МВД России. Заказ № ______. Тираж 20 экз.

Наши рекомендации