Научно-методическое обоснование темы 5 страница
10.11. Что такое моментный вектор в контексте ЭКГ?
10.12. Что такое векторкардиограмма?
10.13. Покажите графически развёртку векторкардиограммы на электрокардиографических осях.
10.14. Что такое электрическая ось сердца?
10.15. Что такое угол альфа?
10.16. Как определяется положение и повороты электрической оси сердца во фронтальной плоскости?
10.17. Что значит нормальное положение электрической оси сердца во фронтальной плоскости?
10.18. Что значат горизонтальное и вертикальное положение электрической оси сердца?
10.19. Что значат отклонения положение электрической оси сердца влево. вправо?
10.20. Как определяется положение и повороты электрической оси сердца в горизонтальной плоскости?
10.21. Что значат отклонения положение электрической оси сердца по часовой стрелке, против часовой стрелки?
10.22. Как определяется положение и повороты электрической оси сердца в сагиттальной плоскости?
10.23. Что значат отклонения положение электрической оси сердца верхушкой вперёд, верхушкой назад?
10.24. Назовите элементы ЭКГ.
10.25. Нарисуйте типичную электрокардиограмму во II стандартном отведении по В.Эйнтховену соблюдая масштаб, если скорость развёртки кривой составляет 50 мм∙с-1?
10.26. Покажите графически соотношение между фазами потенциала действия рабочих миокардиоцитов предсердий и желудочков сердца с одной стороны и элементами типичной ЭКГ с другой.
10.27. В какой фазе потенциала действия находятся миокардиоциты предсердий и желудочков сердца в момент регистрации сегментов PQ(R), QT, TP?
10.28. Какие электрофизиологические процессы в миокарде отражает зубец P, T, комплекс зубцов QRS?
10.29. Как по электрокардиограмме можно определить источник сердечного ритма, синусовый, атриовентрикулярный, желудочковый?
10.30. Что такое регулярный (правильный) ритм?
10.31. Как по электрокардиограмме определяют частоту сердечных сокращений?
10.32. Какова типичная схема анализа ЭКГ?
11. Что такое стресс-электрокардиография?
12. Что такое векторкардиография?
13. Что такое холтеровское мониторирование ЭКГ?
14. Что такое прекардиальное картирование?
15. Что такое внутрипищеводная электрокардиография? Когда её применяют?
16. Что такое электрофизиологическое исследование сердца (как метод)?
Работа в лаборатории
Студенты самостоятельно выполняют следующие лабораторные работы:
1. Автоматия сердца.
2. Анализ проводящей системы сердца (опыт Станниуса). [Н54]
3. Раздражение нервно-мышечного препарата токами действия сердца (опыт Мюллера-Кёлликера).
4. Регистрация и анализ электрокардиограммы человека.
Задание на дом
Подготовиться к занятию по теме: «Нагнетательная функция сердца. Методы исследования сократительной функции сердца».
Литература[a55]
1. Лекции.
2. Физиология человека: Учебник / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько.— 2-е изд., перераб. И доп.— М.: Медицина, 2003.— 274-284 с[Мф56] .
3. Фундаментальная и клиническая физиология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А. Г. Камкина и А. А. Каменского. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 1072 с[Мф57] .
Тема 13 : Нагнетательная функция сердца. Методы исследования сократительной функции сердца.
Цель занятия
Сформировать систему знаний о нагнетательной функции сердца. Студент должен быть ознакомлен с истоками формирования знаний по функциональной диагностике состояния сердца. На основе полученных теоретических и практических навыков студент должен знать базовые закономерности процессов, обеспечивающих нагнетательную функцию сердца, уметь использовать полученные знания для объяснения изменений или нарушений сократительной функции сердца, владеть навыками в решении вопросов о необходимости исследования сократительной функции сердца и в оценке результатов этих исследований.
Исходные знания
1. Морфо-функциональная характеристика сердца человека (анатомия, гистология).
2. Эхокардиография (медицинская физика).
3. Радионуклидные диагностические технологии (сцинтиграфия, эмиссионная компьютерная томография) (медицинская физика).
План изучения темы
1. Сердечный цикл и его фазовая структура.
2. Взаимосвязь давления и объема крови в камерах при работе сердца.
3. Функциональные объёмы сердца.
3.1. Конечно-диастолический объём.
3.2. Конечно-систолический объём.
3.3. Ударный объём.
3.4. Фракция выброса.
4. Показатели производительности сердца.
4.1. Минутный объём кровообращения (МОК).
4.2. Сердечный индекс.
5. Методы определения МОК
5.1. Метод Фика.
5.2. Метод Стюарта-Гамильтона.
5.3. Ультразвуковые методы определения МОК.
5.4. Определение МОК при равновесной радионуклидная вентрикулографии.
6. Регистрация механических проявлений сердечной деятельности
7. Регистрация акустических проявлений сердечной деятельности.
8. Поликардиография.
9. Работа сердца.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое «сердечный цикл» и «фазовая структура сердечного цикла»?
1.1. Кто разработал современные критерии фазового анализа сердечного цикла?[Н58]
1.2. Что такое сердечный цикл?
1.3. Расскажите о фазовой структуре сердечного цикла.
1.4. На какие периоды делится систола и диастола?
1.5. На какие фазы делится период напряжения желудочка?
1.6. На какие фазы делится период изгнания крови желудочком?
1.7. На какие фазы делится период расслабления желудочка?
1.8. На какие фазы делится период наполнения желудочка кровью?
1.9. Сколько длится эталонные сердечный цикл, систола, диастола?
1.10. Чем начинается и чем заканчивается фаза асинхронного сокращения желудочка сердца?
1.11. Чем начинается и чем заканчивается фаза изоволюмического сокращения желудочка сердца?
1.12. Чем начинается и чем заканчивается фаза быстрого изгнания крови желудочка сердца?
1.13. Чем начинается и чем заканчивается фаза медленного изгнания крови желудочка сердца?
1.14. Чем начинается и чем заканчивается протодиастола желудочка сердца?
1.15. Чем начинается и чем заканчивается фаза изоволюмического расслабления желудочка сердца?
1.16. Чем начинается и чем заканчивается фаза быстрого наполнения кровью желудочка сердца?
1.17. Чем начинается и чем заканчивается фаза медленного наполнения кровью желудочка сердца?
1.18. Чем начинается и чем заканчивается фаза медленного наполнения кровью желудочка сердца?
1.19. Чем начинается и чем заканчивается пресистола желудочка сердца?
2. Как взаимосвязаны давление и объем крови в камерах при работе сердца? Покажите графически петлю «давление и объем» (pressure-volume loop) для камеры сердца.
3. Перечислите функциональные объёмы сердца.
3.1. Назовите функциональные объёмы сердца.
3.2. Какие объёмы включает максимальная диастолическая ёмкость желудочка?
3.3. Какие объёмы включает конечно-диастолический объём желудочка?
3.4. Какие объёмы включает максимальный конечно-диастолический объём желудочка?
3.5. Какие объёмы включает конечно-систолический объём желудочка?
3.6. Какие объёмы включает минимальный конечно-систолический объём желудочка?
3.7. Что такое ударный объём сердца?
3.8. Что такое фракция выброса желудочка?
3.9. Сравните типичные значения функциональных объёмов сердца правого и левого желудочка.
4. Какие показатели характеризуют производительность сердца?
4.1. Дайте определение минутному объёму кровообращения (МОК).
4.2. Какой желудочек выбрасывает за одну минуту крови больше, правый или левый?
4.3. Что такое сердечный индекс?
5. Какие группы методов используют для определения МОК?
5.1. Объясните принцип определение МОК по методу Фика.
5.2. Объясните принцип определение МОК по методу Стюарта‑Гамильтона.
5.3. Как проводится и с какой целью ультразвуковое исследование сердца в М‑режиме?
5.4. Как проводится и с какой целью ультразвуковое исследование сердца в В‑режиме?
5.5. Как проводится и с какой целью допплерографическое исследование сердца?
5.6. Как проводится и с какой целью равновесная радионуклидная вентрикулография?
6. Какие методы позволяют регистрировать механические проявления сердечной деятельности?
6.1. Каковы возможности рентгеноскопии в регистрации механических проявлений сердечной деятельности?
6.2. Каковы возможности эхокардиографии в регистрации механических проявлений сердечной деятельности?
6.3. Каково историческое значение баллистокардиографии, динамокардиографии, кинетокардиографии, электрокимографии в изучении механических проявлений сердечной деятельности?
6.4. Что такое общая и локальная сократимость миокарда?
7. Какие методы исследования сердца основаны на регистрации акустических проявлений сердечной деятельности?
7.1. Как и для чего проводится аускультация сердца?
7.2. Что такое фонокардиография?
7.3. Что такое тоны сердца?
7.4. Назовите компоненты тонов сердца на фонокардиограмме (по Рашмеру).
7.5. Что такое шумы сердца?
8. Каково значение поликардиографии в комплексной оценке состояния сердца.
8.1. Какие методы включает поликардиография?
8.2. Какое значение имеет поликардиография в исследовании фазовой структуры сердечного цикла?
9. Каким образом можно вычислить работу и мощность сердца?
Работа в лаборатории
Студенты самостоятельно выполняют следующие лабораторные работы:
1. Фазовый анализ сердечного цикла.
2. Анализ эхокардиограммы человека.
3. Определение МОК по результатам эхокардиографии в М- и В-режимах.
4. Определение МОК по результатам равновесной радионуклидной вентрикулографии.
5. Выслушивание тонов сердца (аускультация).
6. Анализ фонокардиограммы.
7. Расчёт параметров работы сердца.
Задание на дом
Подготовиться к занятию по теме: «Кровообращение. Физиологические основы гемодинамики. Лимфатическая система. Микроциркуляция».
Литература[a59] :
1. Лекции.
2. Физиология человека: Учебник / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько.— 2-е изд., перераб. И доп.— М.: Медицина, 2003.— 284-293 с[Мф60] .
3. Фундаментальная и клиническая физиология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А. Г. Камкина и А. А. Каменского. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 1072 с[Мф61] .
Тема 14 : Кровообращение. Физиологические основы гемодинамики. Лимфатическая система. Микроциркуляция.
Цель занятия
Сформировать систему знаний о системе кровообращения у человека. Студент должен быть ознакомлен с истоками формирования знаний по гемодинамике. На основе полученных теоретических и практических навыков студент должен знать базовые закономерности физиологических процессов, обеспечивающих кровообращение, уметь использовать полученные знания для объяснения изменений происходящих при изменениях или нарушениях кровообращения, владеть навыками в решении вопросов о необходимости исследования состояния кровообращения и в оценке результатов тестов, имеющих важное клиническое значение.
Исходные знания
1. Законы гидродина́мики (физика).
2. Линейная и объемная скорости кровотока (физика).
3. Закон Бернулли для стационарного потока идеальной несжимаемой жидкости (физика).
План изучения темы
Система кровообращение у взрослого человека, плода, новорожденного.
1. Системное кровообращение.
2. Основные законы гемодинамики.
3. Сосудистый тонус.
4. Артериальное давление крови.
5. Артериальный пульс.
6. Движение крови в венах.
7. Органное кровообращение.
8. Кровообращение в миокарде.
9. Кровообращение в головном мозге.
10. Кровообращение в лёгких.
11. Депо крови.
12. Методы исследования органного кровообращения.
13. Микроциркуляция.
14. Лимфатическая система, ее строение и функции.
15. Методики исследования микроциркуляции.
16. Значение здорового образа жизни для многолетнего поддержания нормального состояния кровообращения.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое система кровообращение у человека?
2. Кем и когда была открыта система кровообращения?
3. Что такое «кровообращение»?
4. Какие структуры образуют аппарат кровообращения?
4.1. Покажите графически круги кровообращения у взрослого, плода, новорожденного.
4.2. Как классифицируют кровеносные и лимфатические сосудов по их функциональным особенностям?
5. Что такое системное кровообращение?
3.1. Какие структуры образуют системное кровообращение?
3.2. Чем отличается системное кровообращение от регионарного?
4. Какие основные законы определяют гемодинамику?
4.1. Какие факторы, обеспечивают движение крови по сосудам высокого и низкого давления?
4.2. Дайте оценку линейной и объемной скоростям кровотока в различных отделах системы кровообращения.
4.3. Как определяют время полного кругооборота крови?
5. Что такое «сосудистый тонус»?
5.1. В чём состоит различие понятий «тангенциальное напряжение стенки сосуда» и «трансмуральное давление»?
5.2. Объясните механизм формирования сосудистого тонуса.
5.3. Что такое общее периферическое сопротивление сосудов? Как оно определяется?
6. Что такое «артериальное давление крови»?
6.1. Что такое систолическое артериальное давление крови?
6.2. Что такое диастолическое артериальное давление крови?
6.3. Что такое пульсовое артериальное давление крови?
6.4. Что такое среднее артериальное давление крови и как оно определяется?
6.5. Что такое систолическое давление крови?
6.6. Что такое центральное и периферическое артериальное давление крови?
6.7. Какие факторы, определяют значение артериального давления?
6.8. Дайте оценку значениям кровяного давления в различных отделах системы кровообращения.
6.9. Повышение артериального давления правильно назвать «артериальной гипертонией» или «артериальной гипертензией»?
6.10. Какие методики измерения кровяного давления используются в эксперименте и клинике?
6.11. Что такое прямое измерение артериального давления?
6.12. Объясните принцип измерения артериального давления по методу С.Рива‑Роччи?
6.13. Объясните принцип измерения артериального давления по методу И.С.Короткова.
6.14. Как и для чего проводится артериальная осциллография?
7. Что такое «артериальный пульс»?
7.1. Назовите основные параметры артериального пульса?
7.2. Как регистрируется и оценивается артериальный пульс?
7.3. Что такое сфигмография?
8. По каким законам осуществляется движение крови в венах?
8.1. Как измеряется венозное давление?
8.2. Что такое центральное венозное давление?
8.3. Что такое венный пульс?
8.4. Что такое флебография?
9. Что такое органное кровообращение?
9.1. Что такое регионарное кровообращение?
9.2. Какие функциональные особенности имеют органные артериальные и венозные сосуды?
10. Каковы особенности кровообращения в миокарде?
11. Какие особенности кровообращения в головном мозге?
12. Какие особенности кровообращения в лёгких?
13. Назовите органы - депо крови.
14. Какие методы используют для изучения органного кровообращения?
15. Что такое «микроциркуляция»?
15.1. Что включает в себя тканевый функциональный элемент (микроциркуляторный модуль) (А.М.Чернух)?
15.2. Какие особенности имеет капиллярный кровоток?
15.3. Чем обусловлено и что определяет прекапиллярное и посткапиллярное сопротивления?
15.4. Как измеряют давление крови в капиллярах?
15.5. Сравните кровяное давление в капиллярах разных органов,
15.6. Какие факторы влияют на транскапиллярную фильтрацию?
15.7. Какова роль микроциркуляции в механизме обмена жидкости и различных веществ между кровью и тканями?
15.8. Как соотносятся между собой микроциркуляция, системный и органный кровотоки?
16. Опишите основные морфо‑функциональные особенности лимфатической системы.
16.1. Как образуется лимфа?
16.2. Какие факторы, обеспечивают лимфоток и механизмы его регуляции?
17. Какие методики используются для исследования микроциркуляции?
17.1. Что такое лазерная допплеровская флоуметрия?
17.2. Для чего применяется биомикроскопия конъюнктивы, ногтевого ложа?
17.3. Может ли состояние глазного дна отражать состояние микроциркуляции?
17.4. Каков принцип исследования крово- и лимфооттока методом тканевого клиренса?
18. Какое значение имеет здоровый образ жизни для многолетнего поддержания нормального состояния кровообращения?
18.1. Как возраст влияет на систему кровообращения.
18.2. Какие имеются физиологические предпосылки нарушения уровня кровяного давления?
18.3. Какие факторы здорового образа жизни, предупреждают нарушение деятельности системы кровообращения?
Работа в лаборатории
Студенты самостоятельно выполняют следующие лабораторные работы:
1. Определение артериального давления у человека
2. Наблюдение капиллярного кровотока
Задание на дом
Подготовиться к занятию по теме: «Регуляция кровообращения».
Литература[a62]
1. Лекции.
2. Физиология человека: Учебник / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько.— 2-е изд., перераб. И доп.— М.: Медицина, 2003.— 307-320, 331-346 с[Мф63] .
3. Фундаментальная и клиническая физиология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А. Г. Камкина и А. А. Каменского. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 1072 с[Мф64] .
Тема 15 : Регуляция кровообращения
Цель занятия
Сформировать систему знаний о регуляции кровообращения. Студент должен быть ознакомлен с истоками формирования знаний по регуляции кровообращения. На основе полученных теоретических и практических навыков студент должен знать базовые вопросы регуляции кровообращения, уметь использовать полученные знания для объяснения изменений происходящих в организме при изменении или нарушении регуляции кровообращения, владеть навыками в решении вопросов о необходимости исследования регуляции кровообращения и в оценке результатов тестов.
Исходные знания
1. Свойства возбудимых тканей (нормальная физиология – занятие № 2)
2. Организация управления физиологическими функциями организма (нормальная физиология – занятия № 7-10)
3. Автономная нервная система (анатомия, гистология, нормальная физиология – занятие № 10).
План изучения темы
1. Теории регуляции деятельности сердца.
2. Внутрисердечные механизмы регуляции деятельности сердца.
3. Внутриклеточные механизмы регуляции деятельности сердца.
4. Межклеточные механизмы регуляции деятельности сердца.
5. Внутрисердечная нервная регуляция деятельности сердца.
6. Внутрисердечная гуморальная регуляция деятельности сердца.
7. Внесердечная регуляция деятельности сердца.
8. Гуморальная регуляция работы сердца.
9. Регуляция движения крови по сосудам.
10. Функциональная система поддержания уровня кровяного давления и органного кровотока.
11. Изменение органного кровообращения при мышечной нагрузке, приеме пищи, беременности, при гипоксии, стрессе и других состояниях.
12. Регуляция лимфообразования.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие Вы знаете теории регуляции деятельности сердца?
В чём суть «периферических» и «центральных» теорий регуляция сердечного выброса?
Какова роль Старлинга в изучении вопросов механизмов регуляции деятельности сердца?
Каково значение внутрисердечных механизмов регуляции сердца?
В чём суть внутрисердечных механизмов регуляции сердца?
Назовите внутрисердечные механизмы регуляции сердца
2. Внутриклеточные механизмы регуляции деятельности сердца:
Что такое внутриклеточная регуляция сердца?
Как осуществляется гетерометрическая внутриклеточная регуляция сердца?
Сформулируйте закон сердца Франка-Cтарлинга.
Что такое феномен Анрепа?
Что такое лестница Боудича?
Как осуществляется гомеометрическая ритмозависимая внутриклеточная регуляция сердца? Покажите графически.
Как осуществляется гомеометрическая ритмонезависимая внутриклеточная регуляция сердца? Покажите графически.
3. Межклеточные механизмы регуляции деятельности сердца:
Закон «всё или ничего»
креаторные связи
4. Внутрисердечная нервная регуляция деятельности сердца:
4.1. Какой отдел автономной нервной системы обеспечивает внутрисердечную нервную регуляцию деятельности сердца?
4.2. Какова роль внутрисердечной нервной регуляции в оптимизации деятельности сердца?
4.3. Приведите примеры периферических внутрисердечных рефлексах.
5. Внутрисердечная гуморальная регуляция деятельности сердца:
5.1. Расскажите об опыте О.Леви. Что доказал этим опытом О.Леви.
5.2. Какие холинэргические и адренергические механизмы регулируют деятельность сердца?
6. Внесердечная регуляция деятельности сердца:
6.1. Как иннервируется сердце?
6.2. Какое влияние оказывают симпатические нервы на сердце?
6.3. Какое влияние оказывает правый блуждающий нерв на сердце?
6.4. Какое влияние оказывает левый блуждающий нерв на сердце?
6.5. Какое влияние симпатических и парасимпатических нервов на сердце?
6.6. Что такое центральные рефлексы?
6.7. Назовите важнейшие рефлексогенные зоны, хемо- и барорецептивные механизмы регуляции работы сердца?
6.8. Что такое сопряжённые рефлексы?
6.9. Что такое рефлекс Данини-Ашнера?
6.10. Что такое рефлекс Гольца?
7. Гуморальная регуляция работы сердца.
7.1. Как влияют гормоны, электролиты, метаболиты на работу сердца?
7.2. Как взаимодействуют гуморальные и нервные механизмы регуляции работы сердца?
8. Регуляция движения крови по сосудам.
8.1. Как иннервированы сосуды?
8.2. Какова роль сосудодвигательного центра в регуляции движения крови по сосудам?
8.3. Как осуществляется рефлекторная регуляция сосудистого тонуса?
8.4. Что такое собственные сосудистые рефлексы?
8.5. Что такое сопряженные сосудистые рефлексы?
8.6. Что такое кортикальная регуляция сосудистого тонуса?
8.7. Что такое сосудосуживающие и сосудорасширяющие вещества?
9. Как функционирует система поддержания уровня кровяного давления и органного кровотока?
10. Как изменяется органное кровообращение при мышечной нагрузке, приеме пищи, беременности, при гипоксии, стрессе и других состояниях?
11. Как регулируется лимфообразование и лимфоток?
Работа в лаборатории
Студенты самостоятельно выполняют следующие лабораторные работы:
1. Рефлексы сердца.
Задание на дом
Подготовиться к занятию по теме: «Система[Н65] крови. Физико-химические свойства крови».
Литература[a66] :
1. Лекции.
2. Физиология человека: Учебник / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько.— 2-е изд., перераб. И доп.— М.: Медицина, 2003.— 293-307, 320-331 с[Мф67] .
3. Фундаментальная и клиническая физиология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А. Г. Камкина и А. А. Каменского. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 1072 с[Мф68] .
Тема 16 : Система[Н69] крови. Физико-химические свойства крови
Цель занятия
Сформировать систему знаний о системе крови, о физико-химических свойствах крови. Студент должен быть ознакомлен с истоками формирования знаний по гематологии. На основе полученных теоретических и практических навыков студент должен знать базовые закономерности процессов, лежащие в основе физиологических свойств крови, уметь использовать полученные знания для объяснения изменений происходящих в организме при изменении или нарушении физико‑химических свойств крови, владеть навыками в решении вопросов о необходимости исследования физико‑химических свойств крови и в оценке результатов гематологических тестов.
Исходные знания
1. Принципы вискозиметрии (физика).
2. Понятия «осмотическое и онкотическое давление (химия).
3. Водородный показатель, методы определения значения pH (химия).
4. Буферные системы (химия).
5. Плотность раствора, вязкость раствора, физические методы определения этих величин (физика).
6. Биохимия белков (химия).
План изучения темы
1. Понятие «внутренняя среда организма.
2. Гомеостаз, гомеокинез, гомеорез.
3. Константы организма.
4. Жидкостные компартменты организма.
5. Система гуморального транспорта.
6. Определение объёмов жидкостных компартментов.
7. Гистогематические барьеры.
8. Система крови по Г.Ф.Лангу.
9. Функции крови
10. Количество крови.
11. Состав крови
12. Гематокрит
13. Изменения общего объема крови и гематокрита.
14. Физико-химические свойства крови
15. Осмотическое и онкотическое давление крови
16. Кислотно‑основное состояние крови
17. Суспензионная устойчивость крови. Скорость оседания эритроцитов
18. Плазма и её состав
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение понятию «внутренняя среда организма.
1.1. Какова роль К.Бернара и У.Кэннона в изучении внутренней среды организма?
1.2. Что понимается под динамическим постоянством внутренней среды организма?
2. Что обозначают терминами «гомеостаз», «гомеокинез», «гомеорез»?
3. Что понимают под термином «константы организма»?
3.1. На какие типы делят константы организма?
3.2. Что такое жёсткие константы организма? Какова их роль и значение для организма?
3.3. Что такое пластичные константы организма? Какова их роль и значение для организма?
4. Назовите основные жидкостные компартменты организма.
4.1. Что такое общая вода организма, жидкости организма и жидкости внутренней среды?
4.2. Как зависят значения общей воды организма от возраста, пола, физиологического состояния организма?
4.3. К какому жидкостному компартменту относят вода форменных элементов крови?
4.4. Что такое мобильная и иммобильная вода?
5. Что такое система гуморального транспорта?
5.1. Нарисуйте схему системы гуморального транспорта.
5.2. Как происходит обмен жидкостью между кровью и внутриклеточной жидкостью?
5.3. Откуда приходит и куда уходит жидкость в межклеточном компартменте? [A70]
6. Как определяют количество жидкостей в компатментах организма?
7. Назовите основные гистогематические барьеры.
8. Опишите систему крови по Г.Ф.Лангу.
9. Назовите основные функции крови.
9.1. Что понимают под транспортной, гомеостатической, гемостатической и защитной функциями крови?
10. Количество крови в организме.
11. Опишите состав крови.
11.1. Что необходимо сделать, чтобы из крови выделить плазму и сыворотку?
11.2. Что такое плазмаферез?
12. Что такое гематокрит?
12.1. Общий объем каких форменных элементов крови в основном определяет гематокрит?
13. Назовите сочетания нарушения общего объема крови и гематокрита.
13.1. Что такое простая, полицитемическая и олигоцитемическая нормоволемии и когда они могут наблюдаться?