Условно-разделительные умозаключения

Знания Умения
1. Условно-разделительный силлогизм (УРС) 2. Структурные элементы УРС   3. Правило записи УРС     4. Виды дилемм по:
  • направленности вывода
 
  • составу
    5. Символическая запись УРС 6. Правило УРС 7. Алгоритм анализа УРС 8. Восстановление УРС 9. Построение вывода по УРС
    1. Выделять структурные элементы: Ø условные посылки Ø разделительные посылки Ø заключение 2. Располагать в определенной последовательности структурные элементы: условные посылки, разделительные посылки, заключение 3. Определять вид дилеммы по направленности вывода: Ø конструктивная Ø деструктивная 4. Определять вид дилеммы по составу: Ø простая Ø сложная 5. Записывать символически УРС 6. Проверять правильность УРС 7. Анализировать УРС по алгоритму 8. Восстанавливать УРС 9. Делать вывод по УРС
Название Содержание
Условно-разделительный силлогизм (УРС) умозаключения, в которых одна посылка – условное суждение, другая посылка – разделительное суждение, заключение – простое или сложное суждение
Название Содержание
Виды УРС по числу альтернатив в разделительной посылке § дилеммы § полилеммы     В разделительной посылке содержатся альтернативы: Ø две Ø более двух
Структурные элементы УРС v условная посылка v разделительная посылка     v заключение     v условные суждения v разделительное суждение, в котором утверждаются основания или отрицаются следствия условной посылки v простое (сложное) суждение, в котором отрицается основание (основания), если в разделительной посылке отрицаются следствия; утверждается следствие (следствия), если в разделительной посылке утверждаются основания
Правило записи УРС § 1 место § 2 место § 3 место   o условная посылка o разделительная посылка o заключение
Виды дилемм по: 1. Направленности вывода: § конструктивная дилемма   § деструктивная дилемма 2. Составу суждения в заклю-чении: § простая дилемма § сложная дилемма Рассуждение направлено от … в разделительной посылке к … в заключении Ø от утверждения основания к утверждению следствия   Ø от отрицания следствия к отрицанию основания   В заключении находится суждение: Ø простое Ø сложное
Формулы УРС § конструктивная дилемма ü простая   ü сложная   § деструктивная дилемма ü простая   ü сложная       Условно-разделительные умозаключения - student2.ru Условно-разделительные умозаключения - student2.ru   Условно-разделительные умозаключения - student2.ru Условно-разделительные умозаключения - student2.ru
Правило УРС вывод следует с необходимостью, если разделительная посылка – закрытая дизъюнкция < … > (все альтернативы перечислены)
Логический анализ условно-разделительного силлогизма 1. Нахождение УРС в тексте 2. Выделение структурных элементов 3. Расположение структурных элементов по правилу записи УРС 4. Определение вида УРС по направленности вывода и составу суждения в заключении 5. Запись формулы 6. Проверка правильности
Название Содержание
Энтимема УРС § 1 вариант § 2 вариант § 3 вариант   Пропущены: Ø условная посылка или различные ее части Ø разделительная посылка Ø заключение
Алгоритм восстановления энтимемы УРС 1. Выяснить, что дано 2. Установить, какие части пропущены 3. Восстановить пропущенные части 4. Расположить структурные элементы по правилу записи УРС 5. Определить вид дилеммы по направленности вывода и составу суждения в заключении 6. Записать формулу 7. Проверить правильность

Индуктивные умозаключения

Знания Умения
1. Индуктивные умозаключения 2. Структурные элементы индукции     3. Правило записи индукции     4. Виды индукции через простое перечисление   5. Символическая запись индукции (схема) 6. Алгоритм анализа индукции 7. Построение вывода по индукции 1. Выделять структурные элементы: Ø исходные посылки Ø посылка о полноте объема класса предмета Ø заключение 2. Располагать в определенной последовательности структурные элементы: исходные посылки, посылка о полноте объема класса предметов, заключение 3. Определять вид индукции: Ø полная Ø неполная 4. Записывать символически   5. Анализировать индукцию по алгоритму 6. Делать вывод по полной и неполной индукции
Название Содержание
Индуктивные умозаключения умозаключения, в которых вывод направлен от знания обэлементах классак знанию обовсем классе предметов  
Структурные элементы индукции
  • исходные посылки
 
  • посылка о полноте объема класса предметов
  • заключение
 
v суждения, в которых представлено знание об элементах класса предметов v суждение, в котором перечислены все или часть элементов класса исходных посылок v суждение, в котором содержится утверждение или отрицание обо всем классе предметов  
Правило записи индукции
  • 1 место
  • 2 место
  • 3 место
  o исходные посылки o посылка ополноте объема класса предметов o заключение
Название Содержание
Виды индукции по полноте знания о классе предметов
  • полная индукция
  • неполная индукция
  индуктивное умозаключение, в котором заключение выводится на основе знания о: Ø каждом элементе класса предметов Ø части элементов класса предметов
Схемы индукции
  • полная индукция
 
  • неполная индукция
 
  Sn есть (не есть) P Sn исчерпывает класс S Все S есть (не есть) P   Sn есть (не есть) P Sn не исчерпывает класс S Все S есть (не есть) P
Множества § конечные и обозримые   § конечные, но необозримые     § бесконечные и необозримые ! Примечание
  • полная индукция
  • неполная индукции
  Ø имеют границы и элементы множества можно пересчитать, т.к. они жестко зафиксированы Ø имеют границы, но элементы множества невозможно пересчитать, т.к. они постоянно изменяются Ø не имеют границ и элементы множества невозможно пересчитать применима к: Ø конечным и обозримым множествам Ø конечным, но необозримым и бесконечным множествам
Логический анализ индуктивного умозаключения через простое перечисление 1. Нахождение индуктивных умозаключений в тексте 2. Указание заключения 3. Выделение в заключении субъекта (класс предметов) и предиката (признак класса предметов и предикат субъектов исходных посылок) 4. Выделение субъектов исходных посылок (элементы класса предметов) по субъекту заключения 5. Составление исходных посылок через соединение субъектов исходных посылок с предикатом заключения 6. Нахождение посылки о полноте объема класса предметов, если она прописана 7. Формализация исходных посылок 8. Расположение структурных элементов по правилу записи индукции 9. Запись схемы индукции 10. Определение вида индукции  

Методы индукции

Знания Умения
1. Метод индукции 2. Структурные элементы метода индукции 3. Правило записи метода индукции 1. Выделять структурные элементы: Ø посылки о ситуации Ø заключение 2. Располагать в определенной последовательности: исходные посылки, заключение
Знания Умения
4. Виды методов индукции     5. Символическая запись (схема) методов индукции 6. Алгоритм анализа метода индукции 7. Построение вывода по методу индукции 3. Определять вид метода индукции: Ø сходства Ø различия Ø сопутствующих обстоятельств Ø остатков 4. Записывать символически метод индукции   5. Анализировать метод индукции по алгоритму   6. Делать выводы по методу индукции  
Название Содержание
Методы индукции Явления рассматриваются какпричина и следствие,если одно из них: - разновидность неполной индукции, в которой вывод следует на основе причинно-следственной зависимости между явлениями ü неизбежно наступает при наличии другого ü влияет на интенсивность другого, т.е. изменяет его в соответствии со своим изменением ü предшествует во времени другому
Метод сходства причиной исследуемого явления считается обстоятельство, постоянно предшествующее наступлению исследуемого явления, в то время как иные обстоятельства изменяются
Структурные элементы метода сходства
  • посылки
   
  • заключение
    v фиксируют ситуации, в которых различные комбинации предшествующих обстоятельств соединяются с исследуемым явлением v обстоятельство, сохраняющееся в рассмотренных комбинациях, соединяется с исследуемым явлением как причина и следствие
Правило записи метода сходства
  • 1 место
 
  • 2 место
    o посылки (количество зависит от количества рассмотренных ситуаций) o заключение
Схема метода сходства ABC вызывает dгде: АВСДЕ - предшествующие ADE вызывает d обстоятельства А причина dd - исследуемое явление
Метод различия причиной исследуемого явления считается обстоятельство, при отсутствии которого исчезает исследуемое явление, в то время как иные обстоятельства не изменяются
Структурные элементы метода различия
  • посылки
   
  • заключение
    v фиксируют ситуации, в которых различные комбинации предшествующих обстоятельств соединяются с исследуемым явлением v обстоятельство, исчезающее в рассмотренных комбинациях, соединяется с исследуемым явлением как причина со следствием
Название Содержание
Схема метода различия ABC вызывает dгде: АВС - предшествующие AB не вызывает d обстоятельства С причина dd - исследуемое явление
Метод сопутствующих изменений причиной исследуемого явления считается обстоятельство, при изменении которого изменяется исследуемое явление, в то время как иные обстоятельства не изменяются
Структурные элементы метода сопутствующих изменений
  • посылки
   
  • заключение
  v фиксируют ситуации, в которых различные комбинации предшествующих обстоятельств соединяются с исследуемым явлением v обстоятельство, изменяющееся в рассмотренных комбинациях, соединяетсяс исследуемым явлением как причина со следствием  
Схема метода сопутствующих изменений ABC1 вызывает d1 где: АВС - предшествующие ABC2 вызывает d2 обстоятельства С причина dd - исследуемое явление  
Метод остатков причиной исследуемого явления считается неизвестная часть сложного составного обстоятельства. В то время как об иных частях сложного предшествующего обстоятельства известно, с какими частями исследуемого явления они связаны
Структурные элементы метода остатков
  • посылки:
ü в первой   ü во второй и последующих  
  • заключение
  v соединяются все части предшествующего обстоятельства со всеми частями исследуемого явления, о которых известно как о причинах и следствиях v соединяются по отдельности известные части предшествующего обстоятельства с известными частями исследуемого явления v соединяется та часть предшествующего обстоятельства с той частью исследуемого явления, о которых ранее не было ничего известно, как причина и следствие  
Схема метода остатков   ABC вызывает d1, d2, d3 где: АВС – сложное (составное) A причина d1 предшествующее B причина d2обстоятельство С причина d3 d1, d2, d3- сложное (составное) исследуемое явление
Логический анализ метода индукции 1. Нахождение метода индукции в тексте 2. Выделение структурных элементов метода индукции 3. Расположение структурных элементов по правилу записи метода индукции 4. Запись схемы метода индукции 5. Определение вида метода индукции

Наши рекомендации