Знания | Умения |
1. Условно-разделительный силлогизм (УРС) 2. Структурные элементы УРС 3. Правило записи УРС 4. Виды дилемм по: 5. Символическая запись УРС 6. Правило УРС 7. Алгоритм анализа УРС 8. Восстановление УРС 9. Построение вывода по УРС | 1. Выделять структурные элементы: Ø условные посылки Ø разделительные посылки Ø заключение 2. Располагать в определенной последовательности структурные элементы: условные посылки, разделительные посылки, заключение 3. Определять вид дилеммы по направленности вывода: Ø конструктивная Ø деструктивная 4. Определять вид дилеммы по составу: Ø простая Ø сложная 5. Записывать символически УРС 6. Проверять правильность УРС 7. Анализировать УРС по алгоритму 8. Восстанавливать УРС 9. Делать вывод по УРС |
Название | Содержание |
Условно-разделительный силлогизм (УРС) | умозаключения, в которых одна посылка – условное суждение, другая посылка – разделительное суждение, заключение – простое или сложное суждение |
Название | Содержание |
Виды УРС по числу альтернатив в разделительной посылке § дилеммы § полилеммы | В разделительной посылке содержатся альтернативы: Ø две Ø более двух |
Структурные элементы УРС v условная посылка v разделительная посылка v заключение | v условные суждения v разделительное суждение, в котором утверждаются основания или отрицаются следствия условной посылки v простое (сложное) суждение, в котором отрицается основание (основания), если в разделительной посылке отрицаются следствия; утверждается следствие (следствия), если в разделительной посылке утверждаются основания |
Правило записи УРС § 1 место § 2 место § 3 место | o условная посылка o разделительная посылка o заключение |
Виды дилемм по: 1. Направленности вывода: § конструктивная дилемма § деструктивная дилемма 2. Составу суждения в заклю-чении: § простая дилемма § сложная дилемма | Рассуждение направлено от … в разделительной посылке к … в заключении Ø от утверждения основания к утверждению следствия Ø от отрицания следствия к отрицанию основания В заключении находится суждение: Ø простое Ø сложное |
Формулы УРС § конструктивная дилемма ü простая ü сложная § деструктивная дилемма ü простая ü сложная | |
Правило УРС | вывод следует с необходимостью, если разделительная посылка – закрытая дизъюнкция < … > (все альтернативы перечислены) |
Логический анализ условно-разделительного силлогизма | 1. Нахождение УРС в тексте 2. Выделение структурных элементов 3. Расположение структурных элементов по правилу записи УРС 4. Определение вида УРС по направленности вывода и составу суждения в заключении 5. Запись формулы 6. Проверка правильности |
Название | Содержание |
Энтимема УРС § 1 вариант § 2 вариант § 3 вариант | Пропущены: Ø условная посылка или различные ее части Ø разделительная посылка Ø заключение |
Алгоритм восстановления энтимемы УРС | 1. Выяснить, что дано 2. Установить, какие части пропущены 3. Восстановить пропущенные части 4. Расположить структурные элементы по правилу записи УРС 5. Определить вид дилеммы по направленности вывода и составу суждения в заключении 6. Записать формулу 7. Проверить правильность |
Знания | Умения |
1. Индуктивные умозаключения 2. Структурные элементы индукции 3. Правило записи индукции 4. Виды индукции через простое перечисление 5. Символическая запись индукции (схема) 6. Алгоритм анализа индукции 7. Построение вывода по индукции | 1. Выделять структурные элементы: Ø исходные посылки Ø посылка о полноте объема класса предмета Ø заключение 2. Располагать в определенной последовательности структурные элементы: исходные посылки, посылка о полноте объема класса предметов, заключение 3. Определять вид индукции: Ø полная Ø неполная 4. Записывать символически 5. Анализировать индукцию по алгоритму 6. Делать вывод по полной и неполной индукции |
Название | Содержание |
Индуктивные умозаключения | умозаключения, в которых вывод направлен от знания обэлементах классак знанию обовсем классе предметов |
Структурные элементы индукции - посылка о полноте объема класса предметов
- заключение
| v суждения, в которых представлено знание об элементах класса предметов v суждение, в котором перечислены все или часть элементов класса исходных посылок v суждение, в котором содержится утверждение или отрицание обо всем классе предметов |
Правило записи индукции | o исходные посылки o посылка ополноте объема класса предметов o заключение |
Название | Содержание |
Виды индукции по полноте знания о классе предметов - полная индукция
- неполная индукция
| индуктивное умозаключение, в котором заключение выводится на основе знания о: Ø каждом элементе класса предметов Ø части элементов класса предметов |
Схемы индукции | Sn есть (не есть) P Sn исчерпывает класс S Все S есть (не есть) P Sn есть (не есть) P Sn не исчерпывает класс S Все S есть (не есть) P |
Множества § конечные и обозримые § конечные, но необозримые § бесконечные и необозримые ! Примечание - полная индукция
- неполная индукции
| Ø имеют границы и элементы множества можно пересчитать, т.к. они жестко зафиксированы Ø имеют границы, но элементы множества невозможно пересчитать, т.к. они постоянно изменяются Ø не имеют границ и элементы множества невозможно пересчитать применима к: Ø конечным и обозримым множествам Ø конечным, но необозримым и бесконечным множествам |
Логический анализ индуктивного умозаключения через простое перечисление | 1. Нахождение индуктивных умозаключений в тексте 2. Указание заключения 3. Выделение в заключении субъекта (класс предметов) и предиката (признак класса предметов и предикат субъектов исходных посылок) 4. Выделение субъектов исходных посылок (элементы класса предметов) по субъекту заключения 5. Составление исходных посылок через соединение субъектов исходных посылок с предикатом заключения 6. Нахождение посылки о полноте объема класса предметов, если она прописана 7. Формализация исходных посылок 8. Расположение структурных элементов по правилу записи индукции 9. Запись схемы индукции 10. Определение вида индукции |
Знания | Умения |
1. Метод индукции 2. Структурные элементы метода индукции 3. Правило записи метода индукции | 1. Выделять структурные элементы: Ø посылки о ситуации Ø заключение 2. Располагать в определенной последовательности: исходные посылки, заключение |
Знания | Умения |
4. Виды методов индукции 5. Символическая запись (схема) методов индукции 6. Алгоритм анализа метода индукции 7. Построение вывода по методу индукции | 3. Определять вид метода индукции: Ø сходства Ø различия Ø сопутствующих обстоятельств Ø остатков 4. Записывать символически метод индукции 5. Анализировать метод индукции по алгоритму 6. Делать выводы по методу индукции |
Название | Содержание |
Методы индукции Явления рассматриваются какпричина и следствие,если одно из них: | - разновидность неполной индукции, в которой вывод следует на основе причинно-следственной зависимости между явлениями ü неизбежно наступает при наличии другого ü влияет на интенсивность другого, т.е. изменяет его в соответствии со своим изменением ü предшествует во времени другому |
Метод сходства | причиной исследуемого явления считается обстоятельство, постоянно предшествующее наступлению исследуемого явления, в то время как иные обстоятельства изменяются |
Структурные элементы метода сходства | v фиксируют ситуации, в которых различные комбинации предшествующих обстоятельств соединяются с исследуемым явлением v обстоятельство, сохраняющееся в рассмотренных комбинациях, соединяется с исследуемым явлением как причина и следствие |
Правило записи метода сходства | o посылки (количество зависит от количества рассмотренных ситуаций) o заключение |
Схема метода сходства | ABC вызывает dгде: АВСДЕ - предшествующие ADE вызывает d обстоятельства А причина dd - исследуемое явление |
Метод различия | причиной исследуемого явления считается обстоятельство, при отсутствии которого исчезает исследуемое явление, в то время как иные обстоятельства не изменяются |
Структурные элементы метода различия | v фиксируют ситуации, в которых различные комбинации предшествующих обстоятельств соединяются с исследуемым явлением v обстоятельство, исчезающее в рассмотренных комбинациях, соединяется с исследуемым явлением как причина со следствием |
Название | Содержание |
Схема метода различия | ABC вызывает dгде: АВС - предшествующие AB не вызывает d обстоятельства С причина dd - исследуемое явление |
Метод сопутствующих изменений | причиной исследуемого явления считается обстоятельство, при изменении которого изменяется исследуемое явление, в то время как иные обстоятельства не изменяются |
Структурные элементы метода сопутствующих изменений | v фиксируют ситуации, в которых различные комбинации предшествующих обстоятельств соединяются с исследуемым явлением v обстоятельство, изменяющееся в рассмотренных комбинациях, соединяетсяс исследуемым явлением как причина со следствием |
Схема метода сопутствующих изменений | ABC1 вызывает d1 где: АВС - предшествующие ABC2 вызывает d2 обстоятельства С причина dd - исследуемое явление |
Метод остатков | причиной исследуемого явления считается неизвестная часть сложного составного обстоятельства. В то время как об иных частях сложного предшествующего обстоятельства известно, с какими частями исследуемого явления они связаны |
Структурные элементы метода остатков ü в первой ü во второй и последующих | v соединяются все части предшествующего обстоятельства со всеми частями исследуемого явления, о которых известно как о причинах и следствиях v соединяются по отдельности известные части предшествующего обстоятельства с известными частями исследуемого явления v соединяется та часть предшествующего обстоятельства с той частью исследуемого явления, о которых ранее не было ничего известно, как причина и следствие |
Схема метода остатков | ABC вызывает d1, d2, d3 где: АВС – сложное (составное) A причина d1 предшествующее B причина d2обстоятельство С причина d3 d1, d2, d3- сложное (составное) исследуемое явление |
Логический анализ метода индукции | 1. Нахождение метода индукции в тексте 2. Выделение структурных элементов метода индукции 3. Расположение структурных элементов по правилу записи метода индукции 4. Запись схемы метода индукции 5. Определение вида метода индукции |