Контроль за выполнением настоящих санитарных правил осуществляют органы и учреждения системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

II. Общие требования

2.1. Чума представляет собой зоонозную природно-очаговую особо опасную бактериальную инфекционную болезнь с трансмиссивным механизмом передачи возбудителя (I группы патогенности), вызывающую чрезвычайную ситуацию в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, способную создать риск международного распространения и требующую в этом случае принятия скоординированных международных ответных мер.

2.2. Мероприятия по профилактике чумы, направленные на предупреждение возникновения заболеваний чумой среди населения, проживающего на территориях природных очагов инфекции, выноса ее за пределы природных очагов, заноса из-за рубежа и распространения на территории Российской Федерации проводят в соответствии с настоящими санитарно-эпидемиологическими правилами, нормативными документами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации и нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

2.3. Санитарные правила применяют:

- при проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий на территории природных очагов чумы Российской Федерации;

- при проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий на территории Российской Федерации вне зоны природных очагов чумы;

- при проведении санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации в отношении организаций, осуществляющих международные перевозки пассажиров, транспортных средств, товаров, грузов, а также в отношении физических лиц, прибывших из стран, неблагополучных по чуме.

2.4. Организацию и проведение мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения по чуме на территории Российской Федерации, осуществляют органы и учреждения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – противочумные учреждения, управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации, органы управления здравоохранением, органы и учреждения ветеринарного профиля в части, отнесенной к их компетенции, физические и юридические лица, независимо от организационно-правовой формы, в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, органы исполнительной власти в субъектах Российской Федерации в рамках утверждаемых ими комплексных планов по санитарной охране территории и возглавляемых межведомственных санитарно-противоэпидемических комиссий.

2.5. Организацию и проведение мероприятий по предупреждению возникновения чумы на территории ее природных очагов и территории вне зоны природных очагов, а также при заносе чумы из-за рубежа осуществляют ФГУЗ "Противочумный центр" Роспотребнадзора, ФГУЗ "Противочумные станции" Роспотребнадзора при методической и практической помощи ФГУЗ «Научно-исследовательский противочумный институт» Роспотребнадзора, во взаимодействии с органами управления здравоохранением и лечебно-профилактическими организациями, учреждениями ветеринарного профиля, а также при участии физических, юридических лиц, независимо от организационно-правовой формы, в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.

2.6. Противочумные учреждения проводят мероприятия по профилактике чумы в закрепленных субъектах Российской Федерации в соответствии с приложениями № 1 и № 2.

2.7. Научно-методическое обеспечение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по поддержанию эпидемиологического благополучия по чуме осуществляют ФГУЗ "Российский научно-исследовательский противочумный институт "Микроб", являющийся базовой организацией и референс-центром мониторинга чумы и других особо опасных бактериальных инфекций, другие научно-исследовательские противочумные институты.

2.8. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, направляющие граждан на территории природных очагов чумы, информируют их о санитарно-эпидемиологической обстановке в природном очаге, мерах индивидуальной защиты и действиях в случае подозрения на заболевание чумой.

2.9. Медицинские организации, независимо от организационно-правовой формы, лица, занимающиеся частной медицинской практикой, представляют в органы и учреждения Роспотребнадзора (управление Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации, ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъекте Российской Федерации, противочумное учреждение), орган управления здравоохранением информацию о каждом выявленном случае заболевания или случае подозрения на заболевание чумой.

2.10. Порядок и сроки передачи информации определяются нормативными документами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, санитарно-эпидемиологическими правилами «Санитарная охрана территории Российской Федерации. СП 3.4.2318-08».

2.11. Лабораторные исследования полевого, клинического и патолого-анатомического материала, при подозрении на чуму, проводят противочумные учреждения. В исключительных случаях (дальность расстояния до противочумного учреждения) допускается исследование материала на чуму прибывшими специалистами противочумных учреждений на базе лаборатории, осуществляющей свою деятельность с материалом, зараженным (подозрительным на заражение) возбудителями II группы патогенности, в установленном порядке.

III. Требования к проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в природных очагах чумы

3.1. Объем основных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, проводимых в природных очагах чумы, определяется нормативными документами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по профилактике чумы и осуществляется ФГУЗ "Противочумные станции" Роспотребнадзора. Мероприятия по профилактике чумы в ее природных очагах проводят согласно унифицированных данных природного очага (приложение № 3).

3.2. Организационно-методическое руководство по проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в природных очагах чумы осуществляют ФГУЗ "Противочумный центр" Роспотребнадзора при участии научно-исследовательских противочумных институтов и в соответствии с нормативными документами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

3.3. При выраженном обострении эпизоотической и эпидемиологической обстановки решение о перераспределении сил и средств противочумных станций на закрепленных за ними территориях принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предложению ФГУЗ "Противочумный центр" Роспотребнадзора.

3.4. Оценку уровня потенциальной эпидемической опасности активизации природных очагов чумы для возникновения чрезвычайной ситуации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, имеющей международное значение, осуществляют в соответствии с приложением № 4 ФГУЗ "Противочумный центр" Роспотребнадзора и ФГУЗ "Российский научно-исследовательский противочумный институт "Микроб", разрабатывающие в соответствии с приложением № 5 и публикующие эпизоотологический и эпидемиологический прогнозы по чуме на территории Российской Федерации.

3.5. Юридические лица и органы исполнительной власти районов, городов и других населенных пунктов, расположенных на территории природных очагов чумы, обеспечивают:

- надлежащее выполнение санитарно-эпидемиологических требований к содержанию территории населенных пунктов и организаций с целью исключения условий для проникновения и жизнедеятельности грызунов;

- организацию и проведение дератизации и дезинсекции на территории населенного пункта или на расположенных в их пределах объектах (организациях);

- доступ на территорию организации и расположенные на ней объекты сотрудников противочумной станции, целенаправленно осуществляющих санитарно-противоэпидемические (профилактические) противочумные мероприятия, включая эпизоотологическое обследование на закрепленных за ними территориях, других органов и учреждений, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор и проведение дератизационных и дезинсекционных работ;

- проведение силами специалистов противочумных станций, органов и других учреждений Роспотребнадзора, лечебно-профилактических организаций гигиенического воспитания, обучения и информационно-разъяснительной работы с жителями населенного пункта и работниками организаций по вопросам профилактики чумы;

- обязательное выполнение предложений специалистов противочумных станций и других учреждений Роспотребнадзора, направленных на предупреждение заболеваний чумой среди населения.

3.6. Физическим лицам, направляющимся или находящимся на территории природного очага, при осложнении эпизоотологической и эпидемиологической обстановки проводят иммунопрофилактику против чумы.

Сроки и контроль проведения вакцинации, а также группы населения, подлежащие иммунопрофилактике, определяются постановлением Главного государственного санитарного врача по субъекту Российской Федерации по представлению противочумной станции.

3.7. Вакцинацию против чумы обеспечивают органы управления здравоохранением и лечебно-профилактические организации в соответствии с эпидемиологическими показаниями для вакцинации, определенными постановлением Главного государственного санитарного врача по субъекту Российской Федерации.

3.8. Руководители организаций, расположенных на территории природного очага чумы, при выявлении заболевания, подозрительного на эту болезнь, в установленном порядке информируют территориальные органы и учреждения здравоохранения и Роспотребнадзора, включая в обязательном порядке и противочумные учреждения, в течение 2 часов после возникновения подозрения.

3.9. Органы управления здравоохранением и организации здравоохранения, независимо от организационно-правовой формы, обеспечивают:

- предоставление специалистам противочумных станций медицинских документов для выявления лиц, переболевших болезнями, симптомы которых напоминают чуму;

- готовность госпитальной базы (инфекционного госпиталя для больных чумой, изолятора для контактных, провизорного госпиталя) и других медицинских организаций к проведению противоэпидемических мероприятий на случай выявления больных чумой;

- подготовку медицинских работников по вопросам эпидемиологии, клиники, диагностики и профилактики чумы, организации и проведения первичных противоэпидемических мероприятий при выявлении больного (подозрительного) чумой;

- организацию и проведение тренировочных учений (занятий) с вводом условного больного чумой.

3.10. Охотоведческие хозяйства, общественные организации и физические лица осуществляют охоту и добычу на территории природных очагов чумы животных, имеющих промысловое значение, в установленном порядке.

3.11. При выявлении эпизоотии чумы среди грызунов и/или выделении возбудителя чумы от эктопаразитов проводятся следующие мероприятия.

3.11.1.Администрация населенных пунктов и организаций, расположенных в районе эпизоотии или вблизи от нее, обеспечивает:

- организацию и проведение силами противочумной станции дератизации и дезинсекции с целью создания защитных зон шириной 300-500 м по периметру населенного пункта или организацию для исключения условий проникновения зараженных чумой грызунов на их территории;

- организацию и проведение дератизации и дезинсекции на территории населенного пункта или организации;

- ограничение хозяйственной, исследовательской, поисковой и иной деятельности на срок, необходимый для ликвидации эпизоотических проявлений;

- недопущение охотопромысла и вывоза сена, зерна, фуража и других санитарно-опасных грузов за пределы зоны эпизоотии.

3.11.2. Органы и организации здравоохранения, независимо от организационно-правовой формы, обеспечивают:

- медицинское наблюдение за населением, находящимся в зоне эпизоотии;

- забор крови у больных и/или незадолго до выявления эпизоотии у переболевших с симптомами, не исключающими чуму, и направление ее в противочумную станцию для серологического исследования на чуму;

- вакцинацию населения, проживающего в зоне эпизоотии, в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача по субъекту Российской Федерации и рекомендациями противочумной станции.

3.12. В целях оперативной разработки и проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению возникновения и распространения заболевания чумой среди населения органы и учреждения ветеринарной службы в установленном порядке информируют противочумные станции о всех заболеваниях верблюдов с симптомами чумы, случаях с неясной клинической картиной заболевания и падеже верблюдов от неизвестных причин.

IV. Требования к проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий вне природных очагов чумы

4.1. Организация и проведение санитарно-противоэпидемичес­ких (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение заноса и распространения чумы из-за рубежа или из природного очага чумы, осуществляются в соответствии с нормативными документами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

4.2. Руководители организаций, осуществляющих международные перевозки, владельцы транспортных средств и руководители администрации пунктов пропуска через государственную границу обеспечивают доступ специалистов противочумных учреждений и других учреждений Роспотребнадзора, осуществляющих санитарно-карантинный контроль, на территорию организации, на транспортные средства, прибывшие из стран, неблагополучных по чуме, а также в помещения временного хранения грузов и товаров для проведения эпизоотологического обследования.

4.3. Руководители организации, осуществляющей международные перевозки, и владельцы транспортного средства по решению должностного лица, осуществляющего санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу, направляют прибывшее транспортное средство, подозрительное на заражение чумой, на санитарную стоянку (причал, тупик, площадку) для проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) противочумных мероприятий.

4.4. Физические и юридические лица, независимо от организационно-правовой формы, после получения и вскрытия контейнеров и лихтеров с товарами и грузами за пределами пунктов пропуска через государственную границу при обнаружении в них грызунов или следов их жизнедеятельности, а также эктопаразитов немедленно сообщают об этом в Управление (отдел) Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации.

4.5. Шкурки пушных зверей, являющихся потенциальными носителями возбудителя чумы (суслики, сурки-тарбаганы и др.), завезенные на территорию страны без ветеринарного сертификата, подлежат конфискации и утилизации в установленном порядке; допускается их дальнейшая реализация в установленном порядке только после лабораторного исследования на чуму в противочумном учреждении и обеззараживания.

V. Требования к проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в случае выявления больного чумой на территории Российской Федерации

5.1. В случае возникновения эпидемического очага (очагов) чумы общее руководство мероприятиями по локализации и ликвидации эпидемического очага (очагов) спорадических, групповых и массовых случаев заболевания людей чумой осуществляет санитарно-противоэпидемическая комиссия (СПК), создаваемая решением администрации района, города, области, края, республики.

5.2. В эпидемическом очаге чумы мероприятия по предупреждению распространения инфекции организуют и проводят органы и учреждения Роспотребнадзора, противочумные учреждения во взаимодействии с органами и учреждениями исполнительной власти, здравоохранения, юридическими лицами, независимо от организационно-правовой формы.

5.3. Органы и учреждения исполнительной власти, юридические лица, независимо от организационно-правовой формы, в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также физические лица, органы и организации здравоохранения Российской Федерации в части, отнесенной к их компетенции, выполняют требования санитарно-противоэпидемической комиссии, направленные на локализацию и ликвидацию очага чумы.

5.4. Лечебно-профилактические организации обеспечивают:

- выявление больных с симптомами чумы на всех этапах оказания медицинской помощи населению при осуществлении медицинского наблюдения за населением в форме подворных обходов и проведение первичных противоэпидемических мероприятий;

- организацию транспортировки больных специализированным автотранспортом, их госпитализацию, клинико-эпидемиологи­ческое и лабораторное обследование, лечение, а также проведение дезинфекции;

- изоляцию, обследование и экстренную профилактику лиц, контактировавших с больными;

- провизорную госпитализацию всех больных с сигнальными признаками чумы; изоляцию контактных с проведением медицинского наблюдения и экстренной профилактики в течение всего инкубационного периода;

- в установленном порядке вскрытие умерших от острых инфекционных болезней неясной этиологии, подозрительных на наличие заболевания чумой, а также во всех случаях скоропостижной смерти лиц, не обращавшихся за медицинской помощью, с целью установления патолого-анатомического диагноза и забора соответствующего материала для исследования.

5.5. Вскрытие умерших от чумы, взятие от них материала и его транспортировку в специализированные лаборатории производят в присутствии специалистов противочумного учреждения или отдела особо опасных инфекций в составе территориальных учреждений Роспотребнадзора в установленном порядке.

Перевозка трупа к месту захоронения производится на любом выделенном транспорте в металлическом или деревянном гробу бригадой эвакуаторов (врач, два помощника – фельдшер, санитар) в защитной одежде.

Захоронение умершего от чумы проводится с учетом местных религиозно-этнических обычаев на общем кладбище силами коммунальной службы территории под контролем специалиста отдела особо опасных инфекций ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» или противочумного учреждения, при соблюдении санитарно-эпидемиологических правил «Безопасность работы с микроорганизмами I-II групп патогенности (опасности). СП 1.3.1285-03».

5.6. Физические и юридические лица, независимо от организационно-правовой формы, в эпидемическом очаге чумы обеспечивают выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение распространения заболевания чумой в эпидемическом очаге в соответствии с нормативными актами и решениями СПК.

5.7. При выявлении больных бубонной формой чумы в очаге вводятся ограничительные мероприятия, при выявлении больных легочной формой чумы вводится карантин.

Приложение № 1

к санитарно-эпидемио-

логическим правилам

«Профилактика чумы»

СП3.1.7.2492- 09

Перечень

Противочумных учреждений и закрепленных за ними субъектов Российской Федерации для оказания методической и практической помощи по вопросам профилактики чумы и других особо опасных инфекционных болезней

№ п/п Наименование учреждения Закрепленные субъекты Дополнительные функции
1. ФГУЗ «Противочумный центр» Белгородская область Брянская область Владимирская область Воронежская область Ивановская область Калужская область Кировская область Костромская область Курская область Липецкая область г. Москва Московская область Орловская область Рязанская область Смоленская область Тамбовская область Тверская область Тульская область Ярославская область Центр индикации возбудителей и диагностики опасных инфекционных болезней Роспотребнадзора для субъектов Центрального федерального округа
Научно-исследовательские противочумные институты
2. ФГУЗ «Российский научно-исследовательский противочумный институт «Микроб» Республика Башкортостан Республика Марий Эл Республика Мордовия Республика Татарстан Республика Удмуртия Республика Чувашия Курганская область Нижегородская область Оренбургская область Пензенская область Пермский край Самарская область Саратовская область Свердловская область Ульяновская область Челябинская область Референс-центр мониторинга чумы Национальный центр верификации диагностической деятельности в отношении возбудителей особо опасных бактериальных инфекций I-II групп патогенности Национальный центр хранения коллекционных штаммов возбудителей особо опасных инфекций I-II групп патогенности Центр по генной диагностике особо опасных инфекционных заболеваний Минздравсоцразвития России Базовая организация Координационного совета по проблемам санитарной охраны территорий государств-участников Содружества Независимых Государств от завоза и распространения особо опасных инфекционных болезней, созданного при Совете по сотрудничеству в области здравоохранения государств-участников СНГ Базовое инфраструктурное обеспечение деятельности национального органа контроля медицинских иммунобиологических препаратов - лаборатории препаратов против чумы и других особо опасных инфекций ФГУН «Государственного научно-исследователь-ского института стандартизации и контроля медицинских биологических препаратов им. Л.А. Тарасевича» Центр индикации возбудителей и диагностики опасных инфекционных болезней Роспотребнадзора для субъектов Приволжского и Уральского федеральных округов
3. ФГУЗ «Волгоградский научно-исследовательский противочумный институт» Волгоградская область Референс-центр мониторинга глубоких микозов; сапа, мелиоидоза, лихорадки Западного Нила Федеральный межведомственный центр подготовки специалистов, испытания средств и методов индикации, экспресс-диагностики потенциальных агентов биотерроризма
4. ФГУЗ «Иркутский научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока» Республика Саха (Якутия) Республика Хакасия Иркутская область Красноярский край Кемеровская область Новосибирская область Омская область Томская область Тюменская область Ханты-Мансийский автономный округ Ямало-Ненецкий автономный округ Референс-центр мониторинга природно-очаговых болезней Центр индикации возбудителей и диагностики опасных инфекционных болезней Роспотребнадзора для субъектов Сибирского федерального округа
5. ФГУЗ «Ростовский-на-Дону научно-исследова-тельский противочумный институт» Ростовская область Референс-центр мониторинга холеры
6. ФГУЗ «Ставропольский научно-исследовательский противочумный институт» Республика Ингушетия Республика Северная Осетия - Алания Республика Чечня Ставропольский край Референс-центр мониторинга сибирской язвы, бруцеллеза, КГЛ Центр индикации возбудителей и диагностики опасных инфекционных болезней Роспотребнадзора для субъектов Южного федерального округа
Противочумные станции
7. ФГУЗ «Алтайская противочумная станция» Республика Алтай Алтайский край  
8. ФГУЗ «Астраханская противочумная станция» Астраханская область  
9. ФГУЗ «Дагестанская противочумная станция» Республика Дагестан  
10.   ФГУЗ «Кабардино-Балкарская противочумная станция»   Республика Кабардино-Балкария Республика Карачаево-Черкесия    
11. ФГУЗ «Приморская противочумная станция» Приморский край Камчатский край  
12. ФГУЗ «Причерноморская противочумная станция» Республика Адыгея Краснодарский край  
13. ФГУЗ «Северо-Западная противочумная станция» Республика Карелия Республика Коми Архангельская область Вологодская область Калининградская область Ленинградская область Мурманская область Новгородская область Псковская область г. Санкт-Петербург Ненецкий автономный округ Центр индикации возбудителей и диагностики опасных инфекционных болезней Роспотребнадзора для субъектов Северо-Западного федерального округа
14. ФГУЗ «Тувинская противочумная станция» Республика Тыва  
15. ФГУЗ «Хабаровская противочумная станция» Хабаровский край Амурская область Магаданская область Сахалинская область Чукотский автономный округ Еврейская автономная область Центр индикации возбудителей и диагностики опасных инфекционных болезней Роспотребнадзора для субъектов Дальне-Восточного федерального округа
16. ФГУЗ «Читинская противочумная станция» Республика Бурятия Забайкальский край  
17. ФГУЗ «Элистинская противочумная станция» Республика Калмыкия  

Приложение № 2

к санитарно-эпидемио-

логическим правилам

«Профилактика чумы

СП 3.1.7.2492– 09

Наши рекомендации