Формы и виды статистического наблюдения
ТЕМА 2.
СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ
Этапы проведения и программно-методологические вопросы статистического наблюдения
Сбор первичной статистической информации, необходимой для проведения статистического исследования, осуществляется с помощью статистического наблюдения. Это первый этап исследования. Главная задача проведения статистического наблюдения заключается в получении достоверной информации для выявления закономерностей развития явлений и процессов.
Статистическое наблюдение — представляет собой массовое, плановое, научно организованное наблюдение за явлением социальной и экономической жизни, которое заключается в регистрации признаков у каждой единицы изучаемой совокупности.
Проведение статистического наблюдения предполагает следующие основные этапы:
· проведение мероприятий по подготовке наблюдения;
· непосредственно сбор первичных данных;
· подготовка данных к обработке и контроль собранной информации;
· разработка предложений по совершенствованию статистического наблюдения.
Первый этап включает решение программно-методологических вопросов и организационную подготовку наблюдения. Программно-методологические вопросы охватывают:
· определение цели и задач конкретного наблюдения;
· определения объекта наблюдения;
· указание единицы наблюдения и отчетной единицы;
· определение состава признаков подлежащих регистрации и разработка программы наблюдения;
· разработка документов для сбора данных;
· выбор методов и средств получения данных.
Цель обследования – получение достовернойинформации для выявления закономерностей развития явлений и процессов. Например, целью Всероссийской переписи населения 2002 года было получение данных о численности, размещении, составе населения (по различным признакам), а также условиях его проживания, необходимых для планирования и управления экономической и социальной жизнью страны. В зависимости от цели ставятся конкретные задачи наблюдения, которые более детально определяют характер собираемых данных. Цели и задачи наблюдения предопределяют его программу и формы организации.
Объект наблюдения –статистическая совокупность, в которой протекают исследуемые соцально-экономические явления и процессы. Объектом наблюдения может быть совокупность физических лиц(население страны, отдельного региона; работники предприятий отрасли); юридические лица (организации, коммерческие банки, фермерские хозяйства, учебные заведения); физические единицы ( машины, оборудование, жилые дома). Набор признаков, с помощью которых ограничивается статистическая совокупность и конкретизируется объект наблюдения называется цензом.
Единица наблюдения– составной элемент объекта, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации. Например, при переписях населения и бюджетных обследованиях единицей наблюдения может быть человек, семья или домохозяйство; при сельскохозяйственных переписях – крупный рогатый скот, сельскохозяйственный инвентарь и т.д.; если объект наблюдения – совокупность товарных бирж России, то единицей наблюдения будет товарная биржа, имеющая официальную регистрацию на ее территории.
Отчетная единица –это субъект, от которого непосредственно получают статистические сведения о единице наблюдения. В одних случаях единица наблюдения и отчетная единица совпадают, например, при проведении переписей населения, а в других – нет. При проведении обследований бюджетов домашних хозяйств единицей наблюдения является домашнее хозяйство, а отчетной единицей – лица в возрасте от 15 до 72 лет – члены этого домашнего хозяйства.
Центральным методологическим вопросом, решаемым на стадии подготовки статистического обследования, является составление программы наблюдения. Программа наблюдения –это перечень признаков (или вопросов), подлежащих регистрации в процессе наблюдения. Каждый признак логически связан с целью и задачами исследования. К программе статистического наблюдения предъявляются следующие требования:
· программа должна содержать существенные признаки, непосредственно характеризующие изучаемое явление, его тип, основные черты и свойства;
· не следует включать в программу признаки, имеющие второстепенные явления или признаки, значения которых будут заведомо недостоверны или будут вообще отсутствовать.
· вопросы программы наблюдения должны быть точными и не двусмысленными, а также легкими для понимания во избежание трудностей при получении ответов. Вопросы программы бывают открытыми и закрытыми. Открытые вопросы предполагают получение ответа в произвольной форме. Закрытые вопросы уже содержат варианты ответов, опрашиваемому предполагается только отметить нужный вариант.
· вопросы должны задаваться последовательно, в логическом порядке для получения правильных и достоверных сведений;
· следует включать вопросы непосредственного характера для проведения и уточнения собираемых данных. Нельзя включать в анкету вопросы, которые могут быть использованы против опрашиваемых, а также вопросы, затрагивающие коммерческую тайну.
· целесообразно включать вопросы контрольного характера для проверки и уточнения собираемых данных;
· программа наблюдения должна быть согласована с последующей обработкой статистических данных.
Организационные вопросы статистического наблюдения
Организационная подготовка включает решение следующих вопросов:
· выбор места и времени проведения наблюдения;
· выбор формы, вида и способа наблюдения;
· выбор вида и непосредственное оформление статистического формуляра;
· выбор и разработка программного обеспечения наблюдения;
· оценка затрат на проведение наблюдения;
· определение состава служб проводящих наблюдение;
· подготовительная работа с респондентами.
Оценка затрат на проведение статистического наблюдения идет по следующим направлениям расходов:
· получение предварительной информации об изучаемой совокупности;
· организация и проведение сбора первичной статистической информации (разработка и размножение формуляров прочей документации, оплата работы счетчиков);
· обучение персонала, принимающего участие в обследовании;
· программное обеспечение, используемое в ходе обследования;
· прочие статьи затрат.
Место наблюдения –это место, где проводятся регистрация данных и заполнение статистических формуляров. То есть местом наблюдения является территория, по отношению к которой собираются сведения. Например, при опросах населения о качестве обслуживания в коммерческих банках столицы – Москва.
Время наблюдения – это время, к которому относятся собираемые данные, характеризующие объект наблюдения в состоянии, наиболее отвечающем цели и задачам исследования.
Период наблюдения – это календарный промежуток времени, в течение которого осуществляется сбор, проверка статистических данных и оформление их в статистические формуляры.
Период наблюдения определяется многими факторами, важнейшими из которых являются следующие:
· особенности объекта наблюдения( его размеры, состояние в то или иное время и т.д.);
· объем и сложность программы наблюдения;
· вид наблюдения по источнику сведений;
· наличие кадров, которые могут быть привлечены к проведению наблюдения, их число и степень квалификации.
Период наблюдения, как правило, обозначается указанием даты (иногда и часа) его начала и окончания. При некоторых наблюдениях, в частности при переписях, необходимо установить критический момент наблюдения.
Критический момент (дата) наблюдения или момент счета– это момент времени, по состоянию на который регистрируются сведения о единицах наблюдения. Так, моментом счета населения во Всероссийской переписи населения была следующая дата: 0 часов 9 октября 2002 года.
К организационным вопросам подготовки статистического наблюдения относится также выбор вида статистического формуляра и его оформление.
Формуляр статистического наблюдения –это статистический документ единого образца, содержащий программу наблюдения, в который заносятся данные о единице наблюдения.
Формуляр статистического наблюдения состоит из двух частей: титульной и адресной.
Титульная часть формуляра включает в себя: наименование статистического наблюдения; органа, осуществляющего наблюдение и органа, утвердившего формуляр; иногда и номер, присвоенный данному формуляру в общей системе формуляров наблюдений, проводимых данным органом статистики.
Адресная часть формуляра содержит запись точного адреса единицы или совокупности единиц наблюдения и запись об их подчиненности.
В статистике различают две формы формуляра статистического наблюдения: индивидуальную (бланк-карточка) и списочную (бланк-список).
Бланк-карточка предназначен для регистрации в нем ответов на вопросы программы наблюдения только об одной единице наблюдения.
Бланк-список предназначен для регистрации в нем ответов на вопросы программы наблюдения о нескольких единицах наблюдения.
Формуляр статистического наблюдения может иметь разные формы: бланк, переписной лист, опросный лист, форма отчетности, анкета и т.д.
Формулировка вопросов в бланке наблюдения исключительно важна. Вопросы должны быть сформулированы как можно более кратко, ясно и определенно, чтобы их понимание не вызывало затруднений и чтобы не возникала возможность разного их толкования.
Иногда в формуляре после вопроса сразу даются некоторые варианты возможных ответов на него. Перечень возможных ответов на поставленный вопрос называется статистическим подсказом. Если приводится исчерпывающий перечень возможных ответов на вопрос, подсказ называется полным, если же указываются только некоторые из возможных ответов — неполным.
Какими бы ясными ни казались вопросы формуляра, к нему обычно дается инструкция.
Инструкция— совокупность письменных указаний и разъяснений по программно-методологическим и частично по организационным вопросам статистического наблюдения.
Инструкция может быть представлена в виде отдельного документа (часто — брошюры) или изложена в формуляре наблюдения. Инструкцию следует писать кратко, просто, пояснения и указания должны быть ясными и четкими.
Формы и виды статистического наблюдения
Различают несколько форм, видов и способов организации статистического наблюдения.
В статистике используются три формы проведения наблюдения: статистическая отчетность, специально организованное статистическое наблюдение и регистры.
Отчетность — организационная форма статистического наблюдения, при которой сведения поступают в статистические органы от единиц наблюдения в виде обязательных отчетов об их деятельности в строго установленные сроки и в определенном порядке. Отчетность представляет собой основную форму статистического наблюдения и один из главных источников сведений о социально-экономическом развитии страны.
Все формы статистической отчетности утверждают органы государственной статистики.
Статистическая отчетность подразделяется на общегосударственную (обязательную для всех без исключения организаций и др.) и внутриведомственную (действующую в пределах отдельного министерства, ведомства).
По содержанию форма статистической отчетности может быть типовой (с единой программой для всех организации) и специализированной (имеющей специальные показатели для определенных видов деятельности и производства).
С точки зрения периодичности представлении сведений отчетность бывает периодической (представляется через одинаковые промежутки времени) и единовременной (представляется по мере необходимости).
Для получения необходимой информации в целом ряде случаев в дополнение к статистической отчетности проводятся специально организованные статистические наблюдения.
Специально организованное статистическое наблюдение представляет собой наблюдение, организуемое с какой-либо особой целью для получения данных, которые, как правило, не содержатся в отчетности, и проводится обычно прерывно, через определенные промежутки времени (например, переписи населения).
Перепись— эго специально организованное обследование с целью получения информации о численности, структуре и других признаках объекта, выбранного для наблюдения.
Перепись населения— процесс сбора статистической информации, организованный по единой государственной статистической методологии на всей территории страны для получения демографических, экономических и социальных сведений о каждом лице, находящемся на территории страны в критический момент переписи.
В процессе проведения переписи получают информацию о численности населения, его размещении по территории страны, возрастной и половой структуре, брачном состоянии, национальном составе, уровне образования, занятости, источниках средств существования. Кроме того, собираются некоторые сведения и о домохозяйствах населения.
Методология проведения переписей все время совершенствуется: программа переписей расширяется (например, в последней переписи учитывались и бездомные лица), вводятся дополнительные вопросы, касающиеся занятости, жилищных условий населения, некоторые вопросы из программы переписи исключаются или видоизменяются, но основные пункты программы, как правило, поддерживаются без изменений, чтобы можно было отслеживать динамику показателей.
Перед проведением переписей обычно проводятся пробные переписи населения в отобранных для этих целей территориальных образованиях. Так, переписи 2002 г. предшествовала пробная перепись населения в 1997 г., которая проводилась в Октябрьском районе г. Ижевска Удмуртской Республики, г. Алейск и Алейском районе Алтайского края, Аксайском районе Ростовской области и Рыбновском районе Рязанской области. Цель пробной переписи заключалась в проверке проектов различных вариантов организационных и программно-методологических положений предстоящей Всеобщей переписи населения, а также вариантов технологического процесса обработки ее материалов. В ходе пробной переписи выбирался наиболее экономичный и приемлемый путь подготовки и проведения основной переписи населения.
Формой непрерывного статистического наблюдения за социально-экономическими процессами является регистровое наблюдение.Егоотличает наличие фиксированного начала, стадии развития и фиксированного окончания. В статистической практике используются регистры населения и регистры предприятий.
Регистр населения –поименованный и регулярно актуализируемый перечень жителей страны. На каждого человека заводится специальная карточка, в которую заносятся демографические, социальные и экономические сведения: фамилия, имя, пол, дата и место рождения, сведения о членах домохозяйства, адрес места жительства, дата вступления в брак, национальность, профессия, дата и место смерти при ее наступлении и др. При наступлении изменений в названных сведениях, например при миграции или вступлении в брак, человек или члены домохозяйства, к которому он относится, обязаны сообщить об этом местной администрации, и сведения обновляются. Таким образом, получается система непрерывного наблюдения за населением страны.
Подобные регистры населения используются в Швеции, Бельгии, Нидерландах, Дании, Норвегии, Финляндии, Португалии, Испании, Франции, Великобритании, ФРГ, Греции, Италии. В разных странах, конечно, существуют своп нюансы ведения регистра, отличающиеся, в основном, набором наблюдаемых признаков. Регистр населения, как и любой другой, охватывающий наблюдением значительную совокупность единиц, содержит данные по ограниченному числу признаков. Регистры не отрицают проведение переписей, скорее они взаимодополняют друг друга: переписями проверяют точность и полноту данных регистра. Кроме того, большой проблемой является обеспечение конфиденциальности той информации, которая содержится в регистрах. Доступ к информации резко ограничен, ею должны пользоваться только высшие государственные органы власти.
В нашей стране работа по созданию Государственного автоматизированного регистра населения еще не закончена. На сегодняшний день информацию о населении собирают разные, зачастую не связанные между собой структуры: отделы загсов, миграционные службы, Главное управление внутренних дел, пенсионные фонды и др. Не редкость, когда сведения, получаемые из различных источников, не совпадают, а то и противоречат друг другу.
Регистр предприятий(Единый государственный регистр предприятий — ЕГРПО) включает в себя все виды экономической деятельности и содержит значения основных признаков по каждой единице наблюдаемого объекта за определенный период или на конкретный момент времени. Ведется в нашей стране с 1993 г. Это один из самых крупных информационных источников. Он разработан Госкомстатом России и является основой для проведения статистического наблюдения за предприятиями и организациями. В регистр входят все хозяйствующие субъекты, зарегистрированные на территории Российской Федерации, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности: предприятия, организации, учреждения, общественные объединения, кредитные организации и т.д.
Регистрации подлежат следующие признаки: наименование субъекта (полное и краткое), его юридический и фактический адрес, номер телефона, виды экономической деятельности субъекта (включая дополнительные виды экономической деятельности), форма собственности и организационно-правовая форма, сведения об уставном капитале, данные государственной регистрации, среднесписочная численность работников и др. Единый государственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО) позволяет проводить отбор и группировку любой совокупности единиц по одному или нескольким признакам.
При ведении регистра принимаются меры для поддержания его в актуальном состоянии — при ликвидации предприятия его руководство в течение 10 дней обязано сообщить об этом в службу ведения регистра.
База данных ЕГРПО открыта для любых пользователей информации — как юридических, так и физических лиц.
Виды статического наблюдения классифицируются по следующим признакам:
· охвату единиц совокупности;
· времени регистрации фактов.
В зависимости от охвата единиц статистической совокупностии наблюдения бывают сплошными и несплошными.
Сплошное наблюдение — это наблюдение, при котором обследованию подвергаются все без исключения единицы изучаемой совокупности (например, перепись населения страны).
Несплошное наблюдение – это такое наблюдение, при котором обследованию подвергаются не все единицы изучаемой совокупности, а только их часть, которые отбираются определенным образом. Основными видами несплошного наблюдения являются:
· выборочное;
· наблюдение основного массива;
· монографическое;
· анкетное;
· бизнес-обследование;
· цензовое наблюдение.
В основе выборочного наблюдения лежит принцип случайного отбора. Различают следующие виды выборок:
· собственно случайная (единицы отбираются из генеральной совокупности случайным образом — путем жеребьевки или по таблице случайных чисел);
· механическая (единицы совокупности ранжируются, а затем отбирается, например, каждая пятая или десятая (в зависимости от шага отбора) единица);
· типическая (генеральная совокупность делится на однородные группы по какому-либо признаку, из которых отбираются единицы наблюдения случайным образом либо пропорционально объему типических групп, либо пропорционально внутри групповой дифференциации признака);
· серийная (генеральная совокупность делится на серии, затем случайным образом отбирается определенное их количество, наблюдению подвергаются все единицы, вошедшие в отобранные серии).
Метод основного массива заключается в том, что обследуются наиболее крупные единицы, которые вместе взятые имеют преобладающий удельный вес в совокупности по основному для данного исследования признаку (признакам). Главная идея метода заключается в том, что) наиболее крупные единицы наблюдения определяют основной объем исследуемых показателей. Например, несколько наиболее крупных предприятий могут производить основной объем продукции отрасли, а масса мелких предприятий – незначительный. Тогда появляемся возможность наблюдать только крупные предприятия, а мелкие либо игнорировать (если возникающая при этом ошибка невелика), либо делать на них «дорасчет».
При монографическом наблюдении обследованию подлежат только отдельные характерные в каком-либо отношении единицы совокупности (лучшие, типичные и т.п.)- которые подвергаются детальному статистическому описанию. При этом проводится углубленное исследование отобранных единиц. Монографический метод был достаточно полно разработан еще во времена земской статистики. Тогда крестьянские хозяйства делились на три типа: зажиточные, средние и бедные. Из каждого типа отбиралось по одному хозяйству, которое затем детально описывалось. Сейчас этот метод применяется довольно редко.
Анкетное наблюдении состоит в рассылке или личном вручении анкет респондентам (опрашиваемым) без какой-либо предварительной договоренности с ними. Возврат анкет, как правило, бывает неполным. Существенным недостатком данного метода является то обстоятельство, что в теории статистики не имеется (может быть, пока!) какой-либо схемы, позволяющей количественно оценить возникающие при этом ошибки наблюдения,
Новым для российской статистики является проведение бизнес-обследований предприятий. В результате статистического наблюдения, как правило, собирается количественная информация о единице наблюдения. В процессе же проведения бизнес-обследований задаются вопросы в основном качественного характера: руководству предприятий предлагается, например, оценить изменение экономического положения предприятия в ближайшем будущем, или выясняется мнение о факторах, влияющих на инвестиционную деятельность, и т.п. Таким образом, бизнес-обследования дополняют традиционные статистические обследования предприятий новой качественной информацией.
При цензовом наблюдении отбор единиц происходит по определенному критерию, называемому цензом. Например, при обследованиях предприятий задается определенное критическое число работников. Предприятия с числом занятых более (или, наоборот, менее) этого критического числа в объект обследования не попадают.
Несплошное наблюдение имеет ряд преимуществ по сравнению со сплошным:
· снижается стоимость проведения работ благодаря уменьшению объема наблюдения;
· быстрее получают результаты статистического наблюдения;
· имеется возможность использования более широкой программы обследования;
· повышается достоверность результатов обследования за счет более тщательной подготовки наблюдения и лучшего его контроля.
К недостаткам несплошного наблюдения можно отнести:
· более сложную по сравнению со сплошным наблюдением методологию обработки данных обследования;
· возникновение ошибок репрезентативности.
В зависимости от времени регистрации фактов выделяют текущее (непрерывное), периодическое и единовременное статистическое наблюдение.
Текущее (непрерывное) наблюдение ведется постоянно, систематически и регистрация фактов происходит по мере их свершения (например, регистрация актов гражданского состояния).
Периодическое наблюдение – это наблюдение, которое повторяется через определенные, равные промежутки времени (например, месячные, квартальные, годовые отчеты).
Единовременное наблюдение проводится по мере необходимости или только один раз. т.е. не повторяется.
В зависимости от источника сведений выделяют:
· непосредственное наблюдение;
· способ, основанный на изучении документов;
· опрос.
Непосредственное наблюдение – это наблюдение, при котором сами регистраторы путем непосредственного осмотра, замера, взвешивания иди подсчета устанавливают факт и на этом основании выполняют запись в формуляре статистическою наблюдения (например, инвентаризация имущества).
Документальное наблюдение предполагает запись ответов на вопросы формуляра статистического наблюдения на основании соответствующих документов первичного учета организаций (например, сбор данных об успеваемости студентов на основе зачетно-экзаменационных ведомостей). Способ наблюдения, основанный на изучении документов,— наиболее точный, особенно если документами учетного характера является бухгалтерская документация.
Опрос – это наблюдение, при котором ответы на вопросы формуляра статистического наблюдения записываются со слов опрашиваемого. Как правило, никакими документами они при этом не подтверждаются.
Способы проведения статистического наблюденияразличаются по их организационным принципам. В статистике выделяют следующие виды сбора информации:
· отчетный
· устный (экспедиционный);
· саморегистрация;
· корреспондентский;
· анкетный;
· явочный;
· метод ведения дневников.
Отчетныйспособ заключается в обязательном представлении подотчентными организациями отчетов о своей деятельности в установленные сроки и в определенном порядке.
Экспедиционный способ состоит в том, что специально обученные работники посещают каждую единицу статистического наблюдения, сами заполняют формуляры статистического наблюдения и доставляют их в статистические органы.
Способ саморегистрации состоит в том. что формуляры статистического наблюдения заполняют сами опрашиваемые, а специально привлеченные работники обеспечивают опрашиваемых такими формулярами, инструктируют их, собирают заполненные формуляры, проверяют правильность их .заполнения и доставляют в органы статистики.
Корреспондентский способ заключается в том, что статистические opганы договариваются с определенными лицами, добровольно взявшими на себя обязательство вести наблюдение за какими-либо явлениями, процессами и в установленные сроки сообщать результаты наблюдений органам статистики. Статистические органы снабжают корреспондентов формулярами статистического наблюдения, инструкциями и другими необходимыми материалами для проведения статистического наблюдения.
Анкетный способ – сбор статистических данных с помощью специальных вопросников (анкет), рассылаемых определенному кругу лиц или публикуемых в периодической печати.
Анкетный способ заключается в анонимном заполнении анкет. При этом респондент вправе отказаться от их заполнения вовсе. Главное отличие анкетного способа от саморегистрации состоит в том, что при саморегистрации счетчик сам раздает формуляры, следит за правильностью их заполнения и затем собирает их. При анкетном способе формуляры могут не возвращаться.
Приявочном способе наблюдения предоставление информации происходит в явочном порядке, т.е. человек сам приходит в органы, проводящие наблюдение, и сообщает нужные сведения. Так происходит учет родившихся и умерших людей, учет браков и разводов.
Метод ведения дневников широко применяется при статистических обследованиях бюджетов населения, использования времени и др. Суть его заключается в том, что события регистрируются в «дневниках» респондентами сразу же по мере их наступления. Например, при проведении обследований бюджетов домашних хозяйсть отобранные домохозяйства ведут «Дневник учета ежедневных расходов домашнего хозяйства» и «Журнал учета домашним хозяйством покупок непродовольственных товаров и полученных услуг». Каждое из обследуемых домашних хозяйств дважды в течение квартала (два раза по одной неделе) ведет дневниковые записи, которые представляют собой подробный учет денежных средств, затраченных ни покупку продуктов питания, непродовольственных товаров и оплату услуг.
Дневники также используются для изучения бюджетов времени населения: в течение дня в хронологическом порядке записываются данные обо всех видах деятельности человека. Результаты обследования затем используются при планировании социальной политики в стране.
Выбор конкретного способа наблюдения зависит от специфики проводимого обследования: его цели, задач, условий проведения, охвата совокупности и т.д.