Формы и виды статистического наблюдения

ТЕМА 2.

СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

Этапы проведения и программно-методологические вопросы статистического наблюдения

Сбор первичной статистической информации, необходимой для проведения статистического исследования, осуществляется с помощью статистического наблюдения. Это первый этап исследования. Главная задача проведения статистического наблюдения заключается в получении достоверной информации для выявления закономерностей развития явлений и процессов.

Статистическое наблюдение — представляет собой массовое, плановое, научно организованное наблюдение за явлением социальной и экономической жизни, которое заключается в регистрации признаков у каждой единицы изучаемой совокупности.

Проведение статистического наблюдения предполагает следующие основные этапы:

· проведение мероприятий по подготовке наблюдения;

· непосредственно сбор первичных данных;

· подготовка данных к обработке и контроль собранной информации;

· разработка предложений по совершенствованию статистического наблюдения.

Первый этап включает решение программно-методологических вопросов и организационную подготовку наблюдения. Программно-методологические вопросы охватывают:

· определение цели и задач конкретного наблюдения;

· определения объекта наблюдения;

· указание единицы наблюдения и отчетной единицы;

· определение состава признаков подлежащих регистрации и разработка программы наблюдения;

· разработка документов для сбора данных;

· выбор методов и средств получения данных.

Цель обследования – получение достовернойинформации для выявления закономерностей развития явлений и процессов. Например, целью Всероссийской переписи населения 2002 года было получение данных о численности, размещении, составе населения (по различным признакам), а также условиях его проживания, необходимых для планирования и управления экономической и социальной жизнью страны. В зависимости от цели ставятся конкретные задачи наблюдения, которые более детально определяют характер собираемых данных. Цели и задачи наблюдения предопределяют его программу и формы организации.

Объект наблюдения –статистическая совокупность, в которой протекают исследуемые соцально-экономические явления и процессы. Объектом наблюдения может быть совокупность физических лиц(население страны, отдельного региона; работники предприятий отрасли); юридические лица (организации, коммерческие банки, фермерские хозяйства, учебные заведения); физические единицы ( машины, оборудование, жилые дома). Набор признаков, с помощью которых ограничивается статистическая совокупность и конкретизируется объект наблюдения называется цензом.

Единица наблюдения– составной элемент объекта, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации. Например, при переписях населения и бюджетных обследованиях единицей наблюдения может быть человек, семья или домохозяйство; при сельскохозяйственных переписях – крупный рогатый скот, сельскохозяйственный инвентарь и т.д.; если объект наблюдения – совокупность товарных бирж России, то единицей наблюдения будет товарная биржа, имеющая официальную регистрацию на ее территории.

Отчетная единица –это субъект, от которого непосредственно получают статистические сведения о единице наблюдения. В одних случаях единица наблюдения и отчетная единица совпадают, например, при проведении переписей населения, а в других – нет. При проведении обследований бюджетов домашних хозяйств единицей наблюдения является домашнее хозяйство, а отчетной единицей – лица в возрасте от 15 до 72 лет – члены этого домашнего хозяйства.

Центральным методологическим вопросом, решаемым на стадии подготовки статистического обследования, является составление программы наблюдения. Программа наблюдения –это перечень признаков (или вопросов), подлежащих регистрации в процессе наблюдения. Каждый признак логически связан с целью и задачами исследования. К программе статистического наблюдения предъявляются следующие требования:

· программа должна содержать существенные признаки, непосредственно характеризующие изучаемое явление, его тип, основные черты и свойства;

· не следует включать в программу признаки, имеющие второстепенные явления или признаки, значения которых будут заведомо недостоверны или будут вообще отсутствовать.

· вопросы программы наблюдения должны быть точными и не двусмысленными, а также легкими для понимания во избежание трудностей при получении ответов. Вопросы программы бывают открытыми и закрытыми. Открытые вопросы предполагают получение ответа в произвольной форме. Закрытые вопросы уже содержат варианты ответов, опрашиваемому предполагается только отметить нужный вариант.

· вопросы должны задаваться последовательно, в логическом порядке для получения правильных и достоверных сведений;

· следует включать вопросы непосредственного характера для проведения и уточнения собираемых данных. Нельзя включать в анкету вопросы, которые могут быть использованы против опрашиваемых, а также вопросы, затрагивающие коммерческую тайну.

· целесообразно включать вопросы контрольного характера для проверки и уточнения собираемых данных;

· программа наблюдения должна быть согласована с последующей обработкой статистических данных.

Организационные вопросы статистического наблюдения

Организационная подготовка включает решение следующих вопросов:

· выбор места и времени проведения наблюдения;

· выбор формы, вида и способа наблюдения;

· выбор вида и непосредственное оформление статистического формуляра;

· выбор и разработка программного обеспечения наблюдения;

· оценка затрат на проведение наблюдения;

· определение состава служб проводящих наблюдение;

· подготовительная работа с респондентами.

Оценка затрат на проведение статистического наблюдения идет по следующим направлениям расходов:

· получение предварительной информации об изучаемой совокупности;

· организация и проведение сбора первичной статистической информации (разработка и размножение формуляров прочей документации, оплата работы счетчиков);

· обучение персонала, принимающего участие в обследовании;

· программное обеспечение, используемое в ходе обследования;

· прочие статьи затрат.

Место наблюдения –это место, где проводятся регистрация данных и заполнение статистических формуляров. То есть местом наблюдения является территория, по отношению к которой собираются сведения. Например, при опросах населения о качестве обслуживания в коммерческих банках столицы – Москва.

Время наблюдения – это время, к которому относятся собираемые данные, характеризующие объект наблюдения в состоянии, наиболее отвечающем цели и задачам исследования.

Период наблюдения – это календарный промежуток времени, в течение которого осуществляется сбор, проверка статистических данных и оформление их в статистические формуляры.

Период наблюдения определяется многими факторами, важнейшими из которых являются следующие:

· особенности объекта наблюдения( его размеры, состояние в то или иное время и т.д.);

· объем и сложность программы наблюдения;

· вид наблюдения по источнику сведений;

· наличие кадров, которые могут быть привлечены к проведению наблюдения, их число и степень квалификации.

Период наблюдения, как правило, обозначается указанием даты (иногда и часа) его начала и окончания. При некоторых наблюдениях, в частности при переписях, необходимо установить критический момент наблюдения.

Критический момент (дата) наблюдения или момент счета– это момент времени, по состоянию на который регистрируются сведения о единицах наблюдения. Так, моментом счета населения во Всероссийской переписи населения была следующая дата: 0 часов 9 октября 2002 года.

К организационным вопросам подготовки статистического наблюдения относится также выбор вида статистического формуляра и его оформление.

Формуляр статистического наблюдения –это статистический документ единого образца, содержащий программу наблюдения, в который заносятся данные о единице наблюдения.

Формуляр статистического наблюдения состоит из двух частей: титульной и адресной.

Титульная часть формуляра включает в себя: наименование статистического наблюдения; органа, осуществляющего наблю­дение и органа, утвердившего формуляр; иногда и номер, присво­енный данному формуляру в общей системе формуляров наблюдений, проводимых данным органом статистики.

Адресная часть формуляра содержит запись точного адреса единицы или совокупности единиц наблюдения и запись об их подчиненности.

В статистике различают две формы формуляра статистическо­го наблюдения: индивидуальную (бланк-карточка) и списочную (бланк-список).

Бланк-карточка предназначен для регистрации в нем ответов на вопросы программы наблюдения только об одной единице на­блюдения.

Бланк-список предназначен для регистрации в нем ответов на вопросы программы наблюдения о нескольких единицах наблю­дения.

Формуляр статистического наблюдения может иметь разные формы: бланк, переписной лист, опросный лист, форма отчетно­сти, анкета и т.д.

Формулировка вопросов в бланке наблюдения исключительно важна. Вопросы должны быть сформулированы как можно более кратко, ясно и определенно, чтобы их понимание не вызывало за­труднений и чтобы не возникала возможность разного их толко­вания.

Иногда в формуляре после вопроса сразу даются некоторые варианты возможных ответов на него. Перечень возможных отве­тов на поставленный вопрос называется статистическим подсказом. Если приводится исчерпывающий перечень возможных ответов на вопрос, подсказ называется полным, если же указываются только некоторые из возможных ответов — неполным.

Какими бы ясными ни казались вопросы формуляра, к нему обычно дается инструкция.

Инструкция— совокупность письменных указаний и разъяс­нений по программно-методологическим и частично по органи­зационным вопросам статистического наблюдения.

Инструкция может быть представлена в виде отдельного до­кумента (часто — брошюры) или изложена в формуляре наблю­дения. Инструкцию следует писать кратко, просто, пояснения и указания должны быть ясными и четкими.

Формы и виды статистического наблюдения

Различают несколько форм, видов и способов организации статистического наблюдения.

В статистике используются три формы проведения наблюдения: статистическая отчетность, специально организованное статистическое наблюдение и регистры.

Отчетность — организационная форма статистического на­блюдения, при которой сведения поступают в статистические органы от единиц наблюдения в виде обязательных отчетов об их деятельности в строго установленные сроки и в определенном порядке. Отчетность представляет собой основную форму стати­стического наблюдения и один из главных источников сведений о социально-экономическом развитии страны.

Все формы статистической отчетности утверждают органы го­сударственной статистики.

Статистическая отчетность подразделяется на общегосудар­ственную (обязательную для всех без исключения организаций и др.) и внутриведомственную (действующую в пределах отдельного министерства, ведомства).

По содержанию форма статистической отчетности может быть типовой (с единой программой для всех организации) и специали­зированной (имеющей специальные показатели для определенных видов деятельности и производства).

С точки зрения периодичности представлении сведений от­четность бывает периодической (представляется через одинаковые промежутки времени) и единовременной (представляется по мере необходимости).

Для получения необходимой информации в целом ряде случаев в дополнение к статистической отчетности проводятся специально ор­ганизованные статистические наблюдения.

Специально организованное статистическое наблюдение представляет собой наблюдение, организуемое с какой-либо особой целью для полу­чения данных, которые, как правило, не содержатся в отчетности, и проводится обычно прерывно, через определенные промежутки времени (например, переписи населения).

Перепись— эго специально организованное обследование с целью получения информации о численности, структуре и других признаках объекта, выбранного для наблюдения.

Перепись населения— процесс сбора статистической инфор­мации, организованный по единой государственной статистической методологии на всей территории страны для получения демографиче­ских, экономических и социальных сведений о каждом лице, находя­щемся на территории страны в критический момент переписи.

В процессе проведения переписи получают информацию о численности населения, его размещении по территории страны, воз­растной и половой структуре, брачном состоянии, национальном составе, уровне образования, занятости, источниках средств сущест­вования. Кроме того, собираются некоторые сведения и о домохозяйствах населения.

Методология проведения переписей все время совершенствует­ся: программа переписей расширяется (например, в последней перепи­си учитывались и бездомные лица), вводятся допол­нительные вопросы, касающиеся занятости, жилищных условий населения, некоторые вопросы из программы переписи исключаются или видоизменяются, но основные пункты программы, как правило, поддерживаются без изменений, чтобы можно было отслеживать ди­намику показателей.

Перед проведением переписей обычно проводятся пробные пе­реписи населения в отобранных для этих целей территориальных обра­зованиях. Так, переписи 2002 г. предшествовала пробная перепись на­селения в 1997 г., которая проводилась в Октябрьском районе г. Ижевска Удмуртской Республики, г. Алейск и Алейском районе Ал­тайского края, Аксайском районе Ростовской области и Рыбновском районе Рязанской области. Цель пробной переписи заключалась в про­верке проектов различных вариантов организационных и программно-методологических положений предстоящей Всеобщей переписи на­селения, а также вариантов технологического процесса обработки ее материалов. В ходе пробной переписи выбирался наиболее экономич­ный и приемлемый путь подготовки и проведения основной переписи населения.

Формой непрерывного статистического наблюдения за социаль­но-экономическими процессами является регистровое наблюдение.Егоотличает наличие фиксированного начала, стадии развития и фик­сированного окончания. В статистической практике используются ре­гистры населения и регистры предприятий.

Регистр населения –поименованный и регулярно актуализируемый перечень жителей страны. На каждого человека заводится специаль­ная карточка, в которую заносятся демографические, социальные и экономические сведения: фамилия, имя, пол, дата и место рождения, сведения о членах домохозяйства, адрес места жительства, дата вступ­ления в брак, национальность, профессия, дата и место смерти при ее наступлении и др. При наступлении изменений в названных сведени­ях, например при миграции или вступлении в брак, человек или члены домохозяйства, к которому он относится, обязаны сообщить об этом местной администрации, и сведения обновляются. Таким образом, по­лучается система непрерывного наблюдения за населением страны.

Подобные регистры населения используются в Швеции, Бель­гии, Нидерландах, Дании, Норвегии, Финляндии, Португалии, Испа­нии, Франции, Великобритании, ФРГ, Греции, Италии. В разных стра­нах, конечно, существуют своп нюансы ведения регистра, отличающиеся, в основном, набором наблюдаемых признаков. Регистр населения, как и любой другой, охватывающий наблюдением значительную совокупность единиц, содержит данные по ограниченному числу признаков. Регистры не отрицают проведение переписей, ско­рее они взаимодополняют друг друга: переписями проверяют точность и полноту данных регистра. Кроме того, большой проблемой является обеспечение конфиденциальности той информации, которая содер­жится в регистрах. Доступ к информации резко ограничен, ею должны пользоваться только высшие государственные органы власти.

В нашей стране работа по созданию Государственного автома­тизированного регистра населения еще не закончена. На сегодняшний день информацию о населении собирают разные, зачастую не связан­ные между собой структуры: отделы загсов, миграционные службы, Главное управление внутренних дел, пенсионные фонды и др. Не ред­кость, когда сведения, получаемые из различных источников, не сов­падают, а то и противоречат друг другу.

Регистр предприятий(Единый государственный регистр пред­приятий — ЕГРПО) включает в себя все виды экономической деятельности и содержит значения основных признаков по каждой единице наблюдаемого объекта за определенный период или на конкретный момент времени. Ведется в нашей стране с 1993 г. Это один из са­мых крупных информационных источников. Он разработан Госком­статом России и является основой для проведения статистического наблюдения за предприятиями и организациями. В регистр входят все хозяйствующие субъекты, зарегистрированные на территории Россий­ской Федерации, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности: предприятия, организации, учреждения, обще­ственные объединения, кредитные организации и т.д.

Регистрации подлежат следующие признаки: наименование субъекта (полное и краткое), его юридический и фактический адрес, номер телефона, виды экономической деятельности субъекта (включая дополнительные виды экономической деятельности), форма собствен­ности и организационно-правовая форма, сведения об уставном капи­тале, данные государственной регистрации, среднесписочная численность работников и др. Единый государственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО) позволяет проводить отбор и группировку любой совокупности единиц по одному или нескольким признакам.

При ведении регистра принимаются меры для поддержания его в актуальном состоянии — при ликвидации предприятия его руковод­ство в течение 10 дней обязано сообщить об этом в службу ведения регистра.

База данных ЕГРПО открыта для любых пользователей инфор­мации — как юридических, так и физических лиц.

Виды статического наблюдения классифицируются по следующим признакам:

· охвату единиц совокупности;

· времени регистрации фактов.

В зависимости от охвата единиц статистической совокупностии наблюдения бывают сплошными и несплошными.

Сплошное наблюдение — это наблюдение, при котором об­следованию подвергаются все без исключения единицы изучае­мой совокупности (например, перепись населения страны).

Несплошное наблюдение – это такое наблюдение, при котором обследованию подвергаются не все единицы изучаемой совокуп­ности, а только их часть, которые отбираются определенным образом. Основными видами несплошного наблюдения являются:

· выборочное;

· наблюдение основного массива;

· монографическое;

· анкетное;

· бизнес-обследование;

· цензовое наблюдение.

В основе выборочного наблюдения лежит принцип случайного отбора. Различают следующие виды выборок:

· собственно случайная (единицы отбираются из генеральной совокупности случайным образом — путем жеребьевки или по таблице случайных чисел);

· механическая (единицы совокупности ранжируются, а затем отбирается, например, каждая пятая или десятая (в зависимо­сти от шага отбора) единица);

· типическая (генеральная совокупность делится на однород­ные группы по какому-либо признаку, из которых отбирают­ся единицы наблюдения случайным образом либо пропор­ционально объему типических групп, либо пропорционально внутри групповой дифференциации признака);

· серийная (генеральная совокупность делится на серии, затем случайным образом отбирается определенное их количество, наблюдению подвергаются все единицы, вошедшие в отобранные серии).

Метод основного массива заключается в том, что обследуются наиболее крупные единицы, которые вместе взятые имеют преоб­ладающий удельный вес в совокупности по основному для данно­го исследования признаку (признакам). Главная идея метода заключается в том, что) наиболее крупные единицы наблюдения определяют основ­ной объем исследуемых показателей. Например, несколько наиболее крупных предприятий могут производить основной объем продукции отрасли, а масса мелких предприятий – незначительный. Тогда появ­ляемся возможность наблюдать только крупные предприятия, а мелкие либо игнорировать (если возникающая при этом ошибка невелика), либо делать на них «дорасчет».

При монографическом наблюдении обследованию подлежат только отдельные характерные в каком-либо отношении единицы совокупности (лучшие, типичные и т.п.)- которые подвергаются детальному статистическому описанию. При этом проводится углубленное исследование отобранных единиц. Монографический метод был достаточно полно разработан еще во времена земской статистики. Тогда крестьянские хозяйства делились на три типа: зажиточные, средние и бедные. Из каждого типа отбиралось по одному хозяйству, которое затем детально описыва­лось. Сейчас этот метод применяется довольно редко.

Анкетное наблюдении состоит в рассылке или личном вручении анкет респондентам (опрашиваемым) без какой-либо предварительной договоренности с ними. Возврат анкет, как правило, бывает неполным. Существенным недостатком данного метода является то обстоятельст­во, что в теории статистики не имеется (может быть, пока!) какой-ли­бо схемы, позволяющей количественно оценить возникающие при этом ошибки наблюдения,

Новым для российской статистики является проведение бизнес-обследований предприятий. В результате статистического наблюдения, как правило, собирается количественная информация о единице на­блюдения. В процессе же проведения бизнес-обследований задаются вопросы в основном качественного характера: руководству предпри­ятий предлагается, например, оценить изменение экономического по­ложения предприятия в ближайшем будущем, или выясняется мнение о факторах, влияющих на инвестиционную деятельность, и т.п. Таким образом, бизнес-обследования дополняют традиционные статистиче­ские обследования предприятий новой качественной информацией.

При цензовом наблюдении отбор единиц происходит по опреде­ленному критерию, называемому цензом. Например, при обследова­ниях предприятий задается определенное критическое число работни­ков. Предприятия с числом занятых более (или, наоборот, менее) этого критического числа в объект обследования не попадают.

Несплошное наблюдение имеет ряд преимуществ по сравнению со сплошным:

· снижается стоимость проведения работ благодаря уменьше­нию объема наблюдения;

· быстрее получают результаты статистического наблюдения;

· имеется возможность использования более широкой про­граммы обследования;

· повышается достоверность результатов обследования за счет более тщательной подготовки наблюдения и лучшего его контроля.

К недостаткам несплошного наблюдения можно отнести:

· более сложную по сравнению со сплошным наблюдением методологию обработки данных обследования;

· возникновение ошибок репрезентативности.

В зависимости от времени регистрации фактов выделяют текущее (непрерывное), периодическое и единовременное статистическое наблюдение.

Текущее (непрерывное) наблюдение ведется постоянно, систематически и регистрация фактов происходит по мере их сверше­ния (например, регистрация актов гражданского состояния).

Периодическое наблюдение – это наблюдение, которое по­вторяется через определенные, равные промежутки времени (на­пример, месячные, квартальные, годовые отчеты).

Единовременное наблюдение проводится по мере необходи­мости или только один раз. т.е. не повторяется.

В зависимости от источника сведений выделяют:

· непосредственное наблюдение;

· способ, основанный на изучении документов;

· опрос.

Непосредственное наблюдение – это наблюдение, при кото­ром сами регистраторы путем непосредственного осмотра, замера, взвешивания иди подсчета устанавливают факт и на этом основа­нии выполняют запись в формуляре статистическою наблюдения (например, инвентаризация имущества).

Документальное наблюдение предполагает запись ответов на вопросы формуляра статистического наблюдения на основании соответствующих документов первичного учета организаций (на­пример, сбор данных об успеваемости студентов на основе зачетно-экзаменационных ведомостей). Способ наблюдения, основанный на изучении документов,— наиболее точный, особенно если документами учетного характера яв­ляется бухгалтерская документация.

Опрос – это наблюдение, при котором ответы на вопросы формуляра статистического наблюдения записываются со слов опрашиваемого. Как правило, никакими до­кументами они при этом не подтверждаются.

Способы проведения статистического наблюденияразлича­ются по их организационным принципам. В статистике выделяют следующие виды сбора информации:

· отчетный

· устный (экспедиционный);

· саморегистрация;

· корреспондентский;

· анкетный;

· явочный;

· метод ведения дневников.

Отчетныйспособ заключается в обязательном представлении подотчентными организациями отчетов о своей деятельности в установленные сроки и в определенном порядке.

Экспедиционный способ состоит в том, что специально обучен­ные работники посещают каждую единицу статистического на­блюдения, сами заполняют формуляры статистического наблю­дения и доставляют их в статистические органы.

Способ саморегистрации состоит в том. что формуляры статистического наблюдения заполняют сами опрашиваемые, а специально привлеченные работники обеспечивают опрашиваемых такими формулярами, инструктируют их, собирают заполненные формуляры, проверяют правильность их .заполнения и доставляют в органы статистики.

Корреспондентский способ заключается в том, что статистические opганы договариваются с определенными лицами, добровольно взявшими на себя обязательство вести наблюдение за какими-либо явлениями, процессами и в установленные сроки сообщать результаты наблюдений органам статистики. Статистические органы снабжают корреспондентов формулярами статистического наблюдения, инструкциями и другими необходимыми материалами для проведения статистического наблюдения.

Анкетный способ – сбор статистических данных с помощью специальных вопросников (анкет), рассылаемых определенному кругу лиц или публикуемых в периодической печати.

Анкетный способ заключается в анонимном заполнении анкет. При этом респондент вправе отказаться от их заполнения вовсе. Глав­ное отличие анкетного способа от саморегистрации состоит в том, что при саморегистрации счетчик сам раздает формуляры, следит за правильностью их заполнения и затем собирает их. При анкетном способе формуляры могут не возвращаться.

Приявочном способе наблюдения предоставление информации происходит в явочном порядке, т.е. человек сам приходит в органы, проводящие наблюдение, и сообщает нужные сведения. Так происхо­дит учет родившихся и умерших людей, учет браков и разводов.

Метод ведения дневников широко применяется при статистиче­ских обследованиях бюджетов населения, использования времени и др. Суть его заключается в том, что события регистрируются в «дневниках» респондентами сразу же по мере их наступления. На­пример, при проведении обследований бюджетов домашних хозяйсть отобранные домохозяйства ведут «Дневник учета ежедневных рас­ходов домашнего хозяйства» и «Журнал учета домашним хозяйством покупок непродовольственных товаров и полученных услуг». Каждое из обследуемых домашних хозяйств дважды в течение квартала (два раза по одной неделе) ведет дневниковые записи, которые представляют собой подробный учет денежных средств, затраченных ни покупку продуктов питания, непродовольственных товаров и оплату услуг.

Дневники также используются для изучения бюджетов времени населения: в течение дня в хронологическом порядке записываются данные обо всех видах деятельности человека. Результаты обследова­ния затем используются при планировании социальной политики в стране.

Выбор конкретного способа наблюдения зависит от специфики проводимого обследования: его цели, задач, условий проведения, ох­вата совокупности и т.д.

Наши рекомендации