Грамматические значения слов

Предмет и задачи морфологии

Морфологиянаряду сословообразованием и синтаксисом является составной частью грамматики.

Предметом изучения морфологии является морфологическая система. Характеристика морфологической системы:

1. Функция – оформление слов для вхождения в состав словосочетаний и предложений, формирование частей речи.

2. Элементы – слова.

3. Структура – синтагматика + парадигматика. Морфология изучает объединения слов (части речи, классы, типы, парадигмы) в их семантическом и формальном аспектах. Это «внешняя грамматика слова».

Задачи морфологии:

1) описание грамматических значений слов и установление состава грамматических форм различных типов слов;

2) установление специфики грамматических категорий различных типов слов;

3) выявление правил изменения слов;

4) распределение слов по типам спряжения и склонения;

5) построение обобщающей процедуры морфологического анализа.

В морфологию входит учение о частях, которое

1) рассматривает семантические и формальные особенности слов различных разрядов;

2) устанавливает систему частей речи;

3) устанавливает критерии и правила классификации слов по частям речи, определят круг слов каждой части речи;

4) изучает лексико-грамматические особенности слов каждой части речи;

5) выявляет закономерности взаимодействия частей речи.

Грамматические значения слов

Слово как центральная языковая единица совмещает с своей семантике два разных типа значений — значения лексические и значения грамматиче­ские (морфологические).

Лексическое значение индивидуально, оно выделяет слово из всех остальных слов в особую единицу словарного состава языка. Грамматические же значения слу­жат объединению слов в лексико-грамматические классы слов - части речи, в грамматические парадигмы.

Грамматические значения в слове сосуществуют с лек­сическими. Но важно отметить, что можно придумать сло­ва, лишенные лексического значения, но невозможно даже искусственно составить слова, которые не имели бы грамматического значения и форм, его выражающих. В свое время академик Л. Щерба составил фразу: Глокая куздра штеко бодланула бокра и кудрячит бокрёнка. Слова этой фразы лишены лексического значения (этих слов нет в толковых словарях), но каждое слово имеет грамматиче­ские признаки (грамматическое значение, грамматическую форму) и выполняет в предложении определенную син­таксическую функцию: слово куздра отвечает на вопрос кто?, имеет значение предметности, относится к классу имен существительных, одушевленных, женского рода, един­ственного числа, именительного падежа (склонение на -а, -я), имеет окончание -а; слово глокая отвечает на вопрос какая?, имеет значение признака предмета (признаковость), относится к классу имен прилагательных женского рода, единственного числа, именительного падежа, согласу­ется с существительным куздра и выполняет функцию определения; так же могут быть проанализированы и все остальные слова в этой фразе.

Грамматические значения — это общие, присущие целому классу слов значения, непосредственно не связанные с лексическим значением слова, хотя обяза­тельно сопровождающие лексические значения слов. Например, лексически разные слова оке­ан, человек, год, олень, дуб и т.п. грамматически оформлены как один класс слов – имена существительные, а лексичес­ки одинаковые слова бег и бежать грамматически оформ­лены как разные классы слов – как существительное и как глагол; пять и пятерка – как числительное и суще­ствительное, хотя лексические значения у них одинаковы.

Слово как грамматическая единица обладает системой грамматических значений. В изменяемых словах представлены три типа формально выраженных грамматических значений:

1) значения, принадлежащие всем словам определенной части речи во всех их формах (грамматическое значение слова как части речи, например значение предметности у существительных);

2) значения, представленные в части слов, относящихся к определенной части речи, во всех формах этих слов (например, грамматическое значение совершенного вида у глаголов);

3) значения, представленные в определенных (не всех) формах слов данной части речи (например, значение единственного числа у существительных).

При этом грамматические значения второго и третьего типов выводятся из системных противопоставлений, охватывающих все слова определенной части речи. Так, значение совершенного вида существует в противопоставлении значению несовершенного вида, и это противопоставление охватывает все глаголы; значение единственного числа противопоставлено значению множественного числа, и это противопоставление имеет место в системе форм всех существительных.

Соответственно, грамматические значения слова образуют в слове определенную иерархическую систему. Наиболее общим является категориальное (частеречное) значение, грамматическая семантика которого является результатом предельного обобщения лексических значений огромного количества слов, поэтому большинством ученых это значение определяется как лексико-грамматическое. Значение предметности является общим для всех слов, называющих предметы (для существительных), а значение процесса (процессуального признака) является общим для всех глаголов.

Каждое категориальное значение реализуется в менее общих грамматических значениях: значение предметно­сти проявляется в грамматических значениях рода, числа, падежа, одушевленности ~ неодушевленности. Каждое из менее общих значений проявляется в более частных зна­чениях: значение рода реализуется в значениях мужско­го, женского, среднего рода, общее значение числа – в част­ных значениях единственного и множественного числа и т.д.

Наши рекомендации