Обязательно сформулируй главную мысль и держи её в голове, пока не поставишь последнюю точку в сочинении.

Записывать главную мысль совершенно не обязательно, она может быть выражена и в подтексте, и другими словами. Но обязательно нужно все время задавать себе вопрос: "Имеет ли отношение к главной мысли то, о чем я пишу?"

Пиши, как пишется. Не обязательно сначала составлять план, продумывать композицию сочинения и подбирать тезисы. Не останавливай полет своей мысли, пока она не умчится далеко от темы. Главное вовремя остановиться, сказав себе: "О чем это я?" Потом можно поработать с черновиком, переставить абзацы и привести всё в порядок. Заметив у себя тезис или пример, не связанный с главной мыслью, ищи и показывай эту связь. Или вычёркивай абзац.

Главная мысль должна вытекать из темы сочинения.

Тема сочинения может более или менее жестко диктовать, о чем надо писать.

Тема может задавать предмет речи (то, о чём пойдёт речь в сочинении).

Примеры таких тем. "Образ Коробочки в поэме Гоголя "Мертвые души"; "Роль пейзажа в

пьесе "Гроза"; "Проблематика романа-эпопеи "Война и мир"; "Судьба Чехова"; "Что такое романтизм?".

Тема может задавать признак предмета речи(самое главное о предмете речи, но предмет речи не задан).

Примеры таких тем. "Над чем смеемся, читая Гоголя?"; "Мой любимый литературный герой"; "Кто из героев романа "Отцы и дети" прав?".

Тема может задавать всю главную мысль(предмет речи + признак предмета речи).

Примеры таких тем. "Катерина Кабанова - луч света в темном царстве"; "Наташа Ростова - моя любимая героиня"; "Чехов - гениальный драматург".

В теме может и не быть конкретных указаний на предмет речи и его признак. Есть темы, которые лишь нечетко очерчивают поле смыслов.

Примеры таких тем. "Нам не дано предугадать..."; "Только вперед, только на линию

огня..."; "Размышления над страницами любимой книги".

Хорошо, если главная мысль сразу задана. Что же делать в остальных случаях?

Давай разберемся.

Предположим надо написать сочинение на тему, которая задаёт предмет речи: "Образ Катерины Кабановой в пьесе "Гроза". Эта тема задает предмет речи сочинения.

Говоря языком логики, мы имеем субъект своих размышлений. А предиката не имеем. Для того, чтобы сформулировать суждение, необходимо подобрать предикат. Для этого надо ответить на один вопрос: "Что самое главное я могу сказать об образе Катерины Кабановой?" Тебя никто не неволит при выборе признака предмета речи. Можешь сказать, что мы видим один из первых образов революционерки в русской литературе. Тогда главная мысль будет формулироваться так: "Образ Катерины Кабановой - образ революционерки в русской литературе середины 19 века". Можешь иначе подойти к делу и написать о Катерине как об истинной христианке или как о психически неуравновешенном человеке. Кто хочет, может вообще обойтись без комментариев по поводу личности героини и взять за основу своего рассуждения такую мысль: "Образ Катерины Кабановой мастерски создан Островским".

Как будет звучать основной тезис сочинения в данном случае – дело твое, лишь бы ты мог хорошо ее развить и доказать свою правоту.

Личная позиция


Выражение личной позиции

Одно из условий хорошего сочинения – самостоятельность. В каждой работе, помимо героев того или иного произведения, есть ещѐ один – автор сочинения. О нѐм можно узнать многое: что любит, презирает, что считает справедливым, к чему стремится его душа…

Личностная позиция проявляется не в присутствии фраз: «я считаю», «по моему мнению», «мне кажется». Правда, и эти обороты могут быть употреблены вполне удачно. Личность ученика должна проявляться во всѐм: в выборе темы, еѐ раскрытии, подборе аргументов и примеров. Вот тогда можно увидеть пристрастия ученика, его отрицательное отношение к чему-либо, можно увидеть личность.

Интересно читать такие работы, в которых ученик словно бы беседует с читателем, предугадывает ход его мыслей, предостерегает от неверного истолкования тех или иных положений, указывает на продвижение от одного этапа обсуждения к другому. Примеры таких фраз приводит В.Н.Мещеряков. Данные фразы, указывает автор, свойственны научно-популярному жанру. Многие из них можно использовать и в школьном сочинении по литературе.

Как писать заключение (около 50 слов!!!)

Заключение может:

--- содержать твое решение проблемы, поставленной автором;

--- дополнять мысль автора;

--- содержать рассуждение о злободневности рассматриваемых темы и проблем;

--- содержать этически корректное возражение автору;

--- представлять собой развернутую или логически завершенную мысль, высказанную во вступлении.

Заключение должно

--- быть органично связано с текстом, с его проблематикой;

--- завершить сочинение, еще раз обратив внимание эксперта на самое главное;

--- быть логическим завершением твоих рассуждений по поводу темы, проблем,

поставленных автором.

Форма заключения

- обзор всех положений, которые ты осмыслил (вывод)

- цитата, если она является итоговым суждением (обязателен комментарий к ней)

- этически корректное возражение автору;

- спор с воображаемыми критиками позиции автора;

- яркий пример, обобщающий твои суждения;

- иллюстрация, облегчающая понимание высказанных положений;

- яркое сравнение, подводящее итог рассуждениям;

- вывод- впечатление;

- рассуждение об идее текста, сформулированной в 1-3 предложениях.


Примеры заключений:

1.Приём «Отклик». Сигналом этого приёма является деепричастная конструкция «Прочитав этот текст…»:
Прочитав этот текст, становится понятно (понимаешь), что … .

2.Использование цитаты, в которой выражена главная мысль текста:
«…!»-это высказывание отражает главную мысль текста. (Раскрыть смысл, выраженный в этом высказывании).

3.Автор хочет, чтобы … . И это стремление определяет глубину и силу авторского воззвания.

4.(Использование цитаты) «…,» - писал … . В этих словах выражена мысль о … . Автор текста тоже считает, что … .

5.Прочитав текст, понимаешь, что цель автора заключалась … Автор стремился убедить нас в том, что Сегодня, когда … , важно помнить о том, что … .

6.Прочитав этот текст, понимаешь, как … . Не случайно автор пишет в финальной части своей статьи о том, что «…» .

Еще материал из сети Интернет:

1) обобщение;

2) цитата из текста;

3) призыв;

4) нравственный вывод;

5) афоризм;

6) возврат к началу («кольцо»);

7) пословица;

8) обращение к читателям.

Типовые конструкции, используемые в заключении:

- в заключение хочу подчеркнуть (хотелось бы отметить, еще раз обратить внимание на…)

-следует сказать (отметить, подчеркнуть…);

-особо следует выделить (отметить);

-обобщая сказанное, можно сделать вывод...

- итак,…

- следовательно, …

- таким образом,…

Заключение в сочинении обязательно, так как именно оно обеспечивает смысловую цельность как вашей аргументации, так и всего сочинения в целом.

Наши рекомендации