Математические действия с высказываниями

Приложение к Части I

Теперь, когда вы уже прошли кое‑что и из математической логики, и из теории множеств, я думаю, что вам будет небезынтересно узнать, что есть кое-что, связывающее эти два раздела математики.

На Лекции №1 вы узнали, что объектом математической логики являются высказывания - утверждения о которых можно сказать, истинны они или ложны, и предикаты - утверждения, зависящие от переменной, которые при подстановке одних значений переменной превращаются в истинное высказывание, а для остальных значений переменной являются ложными высказываниями.

Рассмотрим, например, такой предикат: Математические действия с высказываниями - student2.ru = “Квадратный корень из числа Математические действия с высказываниями - student2.ru больше 9”. При одних значениях переменной Математические действия с высказываниями - student2.ru - например, при Математические действия с высказываниями - student2.ru - Математические действия с высказываниями - student2.ru превращается в истинное высказывание, а при других - например, при Математические действия с высказываниями - student2.ru - в ложное высказывание. Это типичный предикат. Слово “предикат” по‑латыни означает просто “сказуемое”. Действительно, предикат - это как бы сказуемое без подлежащего: мы говорим, что какое‑то число больше 9, но какое именно - не определено. Предикат становится высказыванием, т.е. истинным либо ложным утверждением, лишь тогда, когда мы подставляем в него конкретное значение переменной.

Переменная Математические действия с высказываниями - student2.ru может принимать любые значения из некоторого множества Математические действия с высказываниями - student2.ru . Подмножество множества Математические действия с высказываниями - student2.ru , состоящее из тех значений Математические действия с высказываниями - student2.ru , для которых Математические действия с высказываниями - student2.ru истинно, называется множеством истинности предиката Математические действия с высказываниями - student2.ru . Мы будем обозначать множество истинности той же буквой, что и предикат, - Математические действия с высказываниями - student2.ru (см. рис.1,а). Тогда для оставшейся части множества Математические действия с высказываниями - student2.ru - для множества Математические действия с высказываниями - student2.ru - предикат Математические действия с высказываниями - student2.ru является ложным, следовательно, отрицание предиката - Математические действия с высказываниями - student2.ru - является истинным. Вывод: дополнение множества Математические действия с высказываниями - student2.ru - Математические действия с высказываниями - student2.ru - является множеством истинности отрицания предиката Математические действия с высказываниями - student2.ru .

Например, в предикате Математические действия с высказываниями - student2.ru = “Квадратный корень из числа Математические действия с высказываниями - student2.ru больше 9” переменная Математические действия с высказываниями - student2.ru не может быть отрицательным числом, поэтому этот предикат определен на множестве Математические действия с высказываниями - student2.ru . Множеством истинности этого предиката, очевидно, является множество Математические действия с высказываниями - student2.ru . Дополнение этого множества до множества Математические действия с высказываниями - student2.ru - Математические действия с высказываниями - student2.ru - является множеством истинности для отрицания данного предиката - для предиката Математические действия с высказываниями - student2.ru = “Квадратный корень из числа Математические действия с высказываниями - student2.ru меньше либо равен 9”.

Математические действия с высказываниями - student2.ru а) Математические действия с высказываниями - student2.ru б)

Рис. 1

Теперь становится очевидной аналогия между множествами и предикатами. Вместо того, чтобы работать с предикатами, мы можем работать с множествами их истинности. Математическая логика переводится на язык теории множеств.

Найдем множество истинности импликации Математические действия с высказываниями - student2.ru . (Напомню, что так называется высказывание вида: “Если Математические действия с высказываниями - student2.ru истинно, то и Математические действия с высказываниями - student2.ru тоже истинно”; здесь высказывание Математические действия с высказываниями - student2.ru называется условием импликации, а высказывание Математические действия с высказываниями - student2.ru - ее заключением.) Предполагаем, что нам известны множества истинности Математические действия с высказываниями - student2.ru и Математические действия с высказываниями - student2.ru - подмножества некоторого основного множества Математические действия с высказываниями - student2.ru . Тогда искомое множество - это множество всех Математические действия с высказываниями - student2.ru , кроме тех, для которых условие Математические действия с высказываниями - student2.ru истинно, а заключение Математические действия с высказываниями - student2.ru ложно. Таким образом, это множество Математические действия с высказываниями - student2.ru (см. рис.1,б).

Теперь становится очевидной аналогия между множествами и предикатами. Вместо того, чтобы работать с предикатами, мы можем работать с множествами их истинности. Математическая логика переводится на язык теории множеств.

Введем два новых математических действия с высказываниями и предикатами - дизъюнкцию и конъюнкцию.

1) Дизъюнкция (сумма) высказываний Математические действия с высказываниями - student2.ru и Математические действия с высказываниями - student2.ru - это высказывание вида: “Или Математические действия с высказываниями - student2.ru , или Математические действия с высказываниями - student2.ru является истинным высказыванием”, “Хотя бы одно из высказываний Математические действия с высказываниями - student2.ru , Математические действия с высказываниями - student2.ru истинно”. Дизъюнкция обозначается просто Математические действия с высказываниями - student2.ru . Математические действия с высказываниями - student2.ru считается истинной во всех случаях, кроме случая, когда Математические действия с высказываниями - student2.ru и Математические действия с высказываниями - student2.ru одновременно ложны.

2) Конъюнкция (произведение) высказываний Математические действия с высказываниями - student2.ru и Математические действия с высказываниями - student2.ru - высказывание вида “Оба высказывания Математические действия с высказываниями - student2.ru и Математические действия с высказываниями - student2.ru истинны одновременно”. Очевидно, такое высказывание будет истинным в единственном случае - когда действительно и Математические действия с высказываниями - student2.ru , и Математические действия с высказываниями - student2.ru истинны одновременно. Конъюнкция обозначается Математические действия с высказываниями - student2.ru .

Итак, теперь мы знаем четыре математических действия с высказываниями и предикатами: отрицание, импликацию, дизъюнкцию и конъюнкцию. Чтобы закрепить это новое знание, составим таблицу истинности этих операций, а заодно укажем их множества истинности:

Высказывание А В Математические действия с высказываниями - student2.ru Математические действия с высказываниями - student2.ru Математические действия с высказываниями - student2.ru Математические действия с высказываниями - student2.ru
Вариант 1 И И Л И И И
Вариант 2 И Л Л Л И Л
Вариант 3 Л И И И И Л
Вариант 4 Л Л И И Л Л
Множество истинности А В Математические действия с высказываниями - student2.ru Математические действия с высказываниями - student2.ru Математические действия с высказываниями - student2.ru Математические действия с высказываниями - student2.ru

В дальнейшем мы можем поставить в соответствие каждому действию с предикатами его множество истинности и работать не с предикатами, а с множествами.

Аналогия между операциями над высказываниями и операциями над множествами - полная. Поэтому операции над высказываниями и предикатами обладают теми же свойствами, что и операции над множествами:

1) переместительные свойства: Математические действия с высказываниями - student2.ru ,

2) сочетательные свойства: Математические действия с высказываниями - student2.ru ,

3) распределительные свойства: Математические действия с высказываниями - student2.ru ,

4) законы де Моргана: Математические действия с высказываниями - student2.ru ,

5) свойство импликации: Математические действия с высказываниями - student2.ru .

Последнее свойство не встречалось вам в теории множеств. Но, если перевести его на язык теории множеств, оно будет справедливо и для множеств: Математические действия с высказываниями - student2.ru . Вы можете доказать это свойство самостоятельно - с помощью метода диаграмм. С точки зрения логики, это свойство имеет следующий смысл: высказывания “Если Математические действия с высказываниями - student2.ru истинно, то и Математические действия с высказываниями - student2.ru тоже истинно” и “Или Математические действия с высказываниями - student2.ru ложно, или Математические действия с высказываниями - student2.ru истинно, или выполняется и то, и другое” равносильны - они истинны либо ложны одновременно; в ходе логических рассуждений можно спокойно заменять одно высказывание на другое.

А теперь - примеры использования этих свойств.

Пример 1. При каком условии истинно высказывание Математические действия с высказываниями - student2.ru ?

Эту задачу можно решить двумя способами.

1‑й способ. Составим таблицу истинности для данного высказывания, рассмотрев всевозможные варианты истинности либо ложности высказываний Математические действия с высказываниями - student2.ru , Математические действия с высказываниями - student2.ru , Математические действия с высказываниями - student2.ru :

А В С А В Математические действия с высказываниями - student2.ru В С Математические действия с высказываниями - student2.ru Математические действия с высказываниями - student2.ru
И И И И Л И И Л
И Л И Л И Л И Л
И И Л И Л Л Л И
И Л Л Л И Л И Л
Л И И Л И И И Л
Л Л И Л И Л И Л
Л И Л Л И Л И Л
Л Л Л Л И Л И Л

Ответ: данное высказывание истинно, только если Математические действия с высказываниями - student2.ru и Математические действия с высказываниями - student2.ru истинны, а Математические действия с высказываниями - student2.ru ложно.

2‑й способ. Упростим выражение Математические действия с высказываниями - student2.ru , пользуясь свойствами математических операций над высказываниями:

Математические действия с высказываниями - student2.ru

Мы получили тот же результат: высказывания Математические действия с высказываниями - student2.ru и Математические действия с высказываниями - student2.ru должны быть истинны, а Математические действия с высказываниями - student2.ru ложно. Согласитесь, что этот способ и быстрее, и изящнее.

Пример 2. Ученикам объявили: “В понедельник будет 5 уроков, среди них - один урок физики и один - математики, причем, если на первом уроке математики не будет, то физика будет на втором уроке; если третий урок - не математика, то четвертый - физика; а если математика будет на первом уроке, то физика - на пятом”. Определить, на каком уроке будет физика и на каком - математика.

Решение. Переведем задачу на язык математической логики. Все 3 условия - это импликации вида “если …, то …”. Представим их как предикаты. На каком множестве они определены? Нас интересует номер урока математики Математические действия с высказываниями - student2.ru и номер урока физики Математические действия с высказываниями - student2.ru , т.е. пара чисел Математические действия с высказываниями - student2.ru . При этом Математические действия с высказываниями - student2.ru и Математические действия с высказываниями - student2.ru могут меняться от 1 до 5 и никогда не может быть Математические действия с высказываниями - student2.ru . Множество Математические действия с высказываниями - student2.ru и есть множество таких пар чисел. Оно состоит из 20 элементов (действительно, если Математические действия с высказываниями - student2.ru , то Математические действия с высказываниями - student2.ru , 3, 4 или 5; если Математические действия с высказываниями - student2.ru , то Математические действия с высказываниями - student2.ru , 3, 4 или 5, и т.п., т.е. каждому Математические действия с высказываниями - student2.ru соответствует 4 варианта Математические действия с высказываниями - student2.ru . Но Математические действия с высказываниями - student2.ru может принимать 5 различных значений - от 1 до 5; следовательно, всего может быть Математические действия с высказываниями - student2.ru пар Математические действия с высказываниями - student2.ru .

Примитивный способ решения этой задачи: перебрать все 20 пар (не так уж и много) и выяснить, какая из них удовлетворяет всем трем требованиям.

С помощью математической логики: выпишем множества истинности всех трех импликаций. Нас интересует случай, когда все эти три импликации истинны одновременно, т.е. пересечение множеств истинности этих импликаций.

Пусть Математические действия с высказываниями - student2.ru - множество истинности 1‑й импликации - все случаи, когда на первом уроке математики нет и второй урок - физика, а также все случаи, когда первый урок математика. Следовательно,

Математические действия с высказываниями - student2.ru

Математические действия с высказываниями - student2.ru - множество истинности 2‑й импликации:

Математические действия с высказываниями - student2.ru

Математические действия с высказываниями - student2.ru - множество истинности 2‑й импликации:

Математические действия с высказываниями - student2.ru

(… - любое значение Математические действия с высказываниями - student2.ru ).

Теперь найдем Математические действия с высказываниями - student2.ru . Но Математические действия с высказываниями - student2.ru . Тогда Математические действия с высказываниями - student2.ru .

Ответ: математика будет на третьем уроке, физика - на втором.

Ну, эту задачу вы еще могли решить, не пользуясь математической логикой. А вот следующую - вряд ли.

Пример 3. “Вернувшись домой, комиссар Мегрэ позвонил в полицейский участок, чтобы выяснить, как продвигается расследование убийства. Его помощники сообщили ему, что они узнали. Инспектор Торранс установил, что если Франсуа был пьян, то либо Этьен убийца, либо Франсуа лжет. Инспектор Жуссье считает, что или Этьен убийца, или Франсуа не был пьян и убийство произошло после полуночи. Инспектор Люка выяснил, что если убийство произошло после полуночи, то либо Этьен убийца, либо Франсуа лжет. “Отлично. Этого достаточно”, - сказал Мегрэ. Он знал, что трезвый Франсуа никогда не лжет. Теперь он знал все.”

Итак, кто же убийца?

Переводим все на язык математической логики.

Высказывание Математические действия с высказываниями - student2.ru : “Франсуа был пьян”.

Высказывание Математические действия с высказываниями - student2.ru : “Этьен убийца”.

Высказывание Математические действия с высказываниями - student2.ru : “Франсуа лжет”.

Высказывание Математические действия с высказываниями - student2.ru : “Убийство произошло после полуночи”.

Тогда утверждение инспектора Торранса можно записать в следующем виде: Математические действия с высказываниями - student2.ru ; утверждение Жуссье: Математические действия с высказываниями - student2.ru ; утверждение Люка: Математические действия с высказываниями - student2.ru .

Но эти три высказывания должны быть истинны одновременно. Значит, их произведение -

Математические действия с высказываниями - student2.ru

- истинное высказывание.

Упростим Математические действия с высказываниями - student2.ru :

Математические действия с высказываниями - student2.ru Математические действия с высказываниями - student2.ru

Итак, или истинно Математические действия с высказываниями - student2.ru , или истинно Математические действия с высказываниями - student2.ru . Но Математические действия с высказываниями - student2.ru = “Франсуа был трезв, и убийство произошло после полуночи, и Франсуа лжет”. А Мегрэ знал, что трезвый Франсуа никогда не лжет! Значит, Математические действия с высказываниями - student2.ru ложно. Значит истинно Математические действия с высказываниями - student2.ru ,т.е. убийца - Этьен!

Представьте, как бы вы решали эту задачу без математической логики!

На этом мы заканчиваем наше краткое знакомство с математической логикой и “наивной” теорией множеств.

Наши рекомендации