II. Примерная тематика контрольной работы

Специальность Экономика

I. Тематический план

№ п/п Перечень семестров, название разделов и тем Общая трудоем-кость (час.) Количество часов аудиторных занятий Самосто-ятельная Работа (час.)
Всего Лекции Семинары Практ. занятия Лабор. работы
Предмет и практическое значение логики. 6,5 0,5 0,5      
Логический анализ языка (язык как средство познания). 6,5 0,5 0,5      
Понятие как логическая форма. 6,5 0,5 0,5      
Логический анализ высказываний. 6,5 0,5 0,5      
Законы логики. 7,5 0,5 0,5      
Традиционная силлогистика: умозаключения из простых суждений. 7,5 0,5 0,5      
Традиционная силлогистика: умозаключения из сложных суждений. 7,5 0,5 0,5      
Логика правдоподобных (недедуктивных умозаключений как методов эмпирического познания). 7,5 0,5 0,5      
Некоторые специальные методы теоретического познания.      
Доказательство и опровержение.      
Всего

II. Примерная тематика контрольной работы

1. Основные характеристики процесса познания.

2. Эмпирическая и теоретическая ступени познания.

3. Приемы познавательной деятельности: сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование.

4. Основные логические формы отражения действительности.

5. Мышление и язык.

6. Роль мышления и познания.

7. Понятие истины.

8. Мышление как предмет формальной логики.

9. Мышление и высказывание.

10. Понятие о логической форме (структуре) мысли и логическом законе.

11. Истинность мысли и формальная правильность рассуждения.

12. Соблюдение законов логики – необходимое условие достижения истины в процессе познания.

13. Общие черты правильного мышления: определенность мышления; последовательность мышления; доказательность мышления.

14. Основные этапы развития логики.

15. Логика и философия.

16. Логика и другие науки о мышлении.

17. Логика и прикладные науки.

18. Значение логики в развитии современных наук.

19. Общение и его функции.

20. Виды межличностного общения: императивное, манипулятивное, диалогическое.

21. Характеристика коммуникативной стороны общения.

22. Структура процесса передачи информации.

23. Понятие коммуникативного барьера.

24. Семантические и логические барьеры в процессе передачи информации.

25. Язык как знаковая система.

26. Понятие и виды знаков.

27. Основные характеристики знаки и его смысловое содержание.

28. Предметное значение знаков.

29. Семантические и синтаксические категории языковых выражений.

30. Причины употребления знаков: однозначность, предметность и взаимозаменимость.

31. Понятие как форма отражения действительности.

32. Языковые формы выражения понятий.

33. Логическая характеристика понятия.

34. Содержание понятия.

35. Предикаты и признаки предметов.

36. Предикаты как логическая форма выражения содержания понятий.

37. Виды признаков предметов.

38. Объем понятия. Классы (множества) и подклассы (подмножества).

39. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятий.

40. Операции обобщения и ограничения понятий.

41. Виды понятий.

42. Общая характеристика и роль суждения в познании и в процессе передачи информации.

43. Суждение, высказывание и предложение.

44. Повествовательные, побудительные и вопросительные предложения и их логический смысл.

45. Простые и сложные суждения.

46. Вопрос как форма познания.

47. Простые суждения. Состав простого суждения.

48. Понятие субъекта суждения, предиката суждения, связки, кванторного слова.

49. Сложные суждения.

50. Образование сложных суждений из простых.

51. Типы логических связей между суждениями.

52. Выделяющие и исключающие суждения.

53. Понятие необходимого и достаточного условия.

54. Выражение суждений в языке логики предикатов.

55. Таблицы истинности.

56. Понятие логически истинных, логически ложных и фактических суждений.

57. Отношения между суждениями по истинности.

58. Сравнимые и несравнимые суждения.

59. Отношения совместимости.

60. Логический квадрат.

61. Модальность суждений.

62. Понятие модальности.

63. Виды и типы модальностей.

64. Понятие логического закона.

65. Законы логики.

66. Значение законов и основных принципов логики для правильного мышления.

67. Логические критерии истинности знания и их связь с практической деятельностью человека.

68. Закон тождества.

69. Закон непротиворечия.

70. Закон исключенного третьего. З

71. акон достаточного основания.

72. Использование основных законов логики в процессе обучения.

73. Методологическая функция основных законов логики.

74. Характеристика законов и принципов диалектической логики.

75. Понятие антиномии. Софизмы и паралогизмы.

76. Непосредственные умозаключения: превращение, обращение, противопоставление предикату и субъекту, умозаключения по логическому квадрату.

77. Простой категорический силлогизм: структура простого категорического силлогизма, фигуры и модусы.

78. Общие и специальные правила силлогизма.

79. Энтимема силлогизма (сокращенный силлогизм).

80. Правила восстановления энтимемы в полный силлогизм.

81. Условно-категорический и чисто условный силлогизмы и их модусы; разделительно-категорический силлогизм и его модусы; условия правильности выводов по модусам разделительно-категорического силлогизма; дилемма, трилемма, полилемма.

82. Непрямые умозаключения: сведение к абсурду от противного; рассуждение по случаям.

83. Общая характеристика правдоподобных умозаключений.

84. Индуктивные умозаключения: их общая характеристика и отличие от дедуктивных.

85. Типы индуктивных рассуждений: демонстрация и недемонстративная индукция.

86. Демонстративные индуктивные умозаключения.

87. Полная индукция.

88. Недемонстративные умозаключения: популярная и научная индукция.

89. Вероятностный характер индуктивных умозаключений.

90. Популярная и научная индукция.

91. Эмпирические методы установления причинной связи явлений.

92. Понятие причины и необходимых условий действий некоторых причин.

93. Основные свойства причинных связей.

94. Основные методы научной индукции: сходства, различия, сопутствующих изменений, остатков.

95. Индукция и дедукция как методы познания и их взаимосвязь в процессе развития знаний об окружающем мире.

96. Умозаключения по аналогии (традукция): сущность и назначение аналогии, ее структура.

97. Понятие сходства.

98. Виды умозаключений по аналогии: аналогия свойства, аналогия отношений.

99. Фигуральная аналогия.

100. Условия состоятельности аналогий. Аналогия и моделирование.

101. Научная проблема.

102. Понятие научной проблемы.

103. Вопрос как логическая форма проблемы.

104. Структура и виды вопросов.

105. Критерии правильности вопросов.

106. Виды ответов.

107. Гипотеза как форма развития знания.

108. Логическая структура гипотезы.

109. Роль анализа и синтеза в процессе построения гипотезы.

110. Гипотезы общие и частные, описательные и объяснительные.

111. Понятие рабочей гипотезы.

112. Критерии обоснованности гипотез.

113. Подтверждение и опровержение гипотез.

114. Доказательство гипотез.

115. Гипотеза и истина.

116. Гипотеза и достоверные знания.

117. Прямой и косвенный методы доказательства гипотез.

118. Доказательство.

119. Доказательное рассуждение – логическая основа научных знаний.

120. Доказательство и убеждение.

121. Структура доказательства: тезис, аргументы, демострация.

122. Логические требования, предъявляемые к элементам доказательства.

123. Виды доказательств: прямое и косвенное доказательство.

124. Логико-эпистемические аспекты аргументации: виды аргументов, аргументация как прием познавательной деятельности.

125. Логически корректные и некорректные приемы аргументации.

126. Стратегия и тактика построения аргументации.

127. Спор и дискуссия как разновидности аргументации.

128. Виды споров.

129. Научный спор как форма познавательной деятельности.

130. Эпистемически-эвристическое и социально-педагогическое значение научных споров.

131. Опровержение.

132. Опровержение тезиса, аргументов, демонстрации.

133. Логические требования, предъявляемые к научной критике.

134. Логические ошибки в процессе опровержения.

VIII. Контрольные вопросы к зачету

1. Предмет формальной логики. Структура мышления, процесс формализации. Логика и психология.

2. Общая характеристика понятий. Понятие и слово. Логическая характеристика понятия (объем и содержание), их соотнесенность.

3. Совместимые и несовместимые понятия, их отношения. Соподчинение понятий.

4. Логические операции над понятиями. Обобщение и ограничение понятий.

5. Деление понятий. Виды понятия. Правила деления.

6. Определение понятий. Виды определений. Правила определения понятий.

7. Классификация и ее роль в науке.

8. Общая характеристика суждения. Суждение и предложение. Структура простого атрибутивного суждения.

9. Деление суждений по количеству и качеству.

10. Распределенность терминов в простых категорических суждениях.

11. Логические значения суждений. Правила логического квадрата.

12. Конъюнктивные и импликативные суждения.

13. Дизъюнктивные суждения: простая и строгая дизъюнкция.

14. Суждения эквивалентности. Необходимые и достаточные основания.

15. Общая характеристика умозаключений. Их структура. Виды умозаключений по структуре и ходу мыслей в них.

16. Непосредственные умозаключения: обращение и превращение суждений.

17. Структура простого категорического силлогизма. Его аксиома. Общие правила.

18. Фигуры силлогизма. Правила и правильные модусы фигур.

19. Сокращенный силлогизм – энтимема. Виды энтимем.

20. Чисто условное умозаключение. Его аксиома.

21. Условно-категорическое и разделительно-категорическое умозаключение, его модусы.

22. Индуктивные умозаключения: полная и неполная индукция.

23. Аналогия. Виды умозаключений по аналогии.

24. Законы формальной логики: тождества, непротиворечия, исключенного третьего и достаточного основания.

25. Структура доказательства и опровержения. Виды доказательств и опровержений.

26. Правила доказательства и опровержения. Софизмы и паралогизмы.

27. Логика вопросов и ответов.

28. Гипотеза, ее структура. Виды гипотез.

X. Рекомендуемая литература

Обучающая (основная)

ОБУЧАЮЩАЯ (ОСНОВНАЯ)

1. Ивлев Ю.В. Логика: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

1. Бойко А.П. Логика и теория аргументации. М., 2001.

2. Бойко А.П. Практикум по логике. М., 1997.

3. Бойко А.П., Кабак С.А., Сковиков А.К.Логика. Программа курса и методические материалы для студентов психологического факультета. М., 2004.

4. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. М., 2000.

5. Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. М., 1996.

6. Гетманова А.Д.Учебник по логике. М., 2001.

7. Ивин А.А. Логика: для юристов: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2004.

8. Ивлев Ю.В. Логика. М., 2001.

9. Кириллов В.И. Логика. М., 2003.

10. Кириллов В.И. Логика. УРАО.

11. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 2000.

12. Поварин С.И. Спор: о теории и практике спора. М., 1996.

13. Солодухин О.А. Логика. Ростов н/Дону, 2000.

Наши рекомендации