Задачи вариационного анализа.

Федеральное государственное автономное

Образовательное учреждение

КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени в.и.вернадского

Академия биоресурсов и природопользования

Факультет агрономии, садово-паркового и лесного хозяйства

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по учебной работе

____________/Гербер Ю.Б./

подпись

«27» января 2016 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для лабораторно-практических занятий и самостоятельной работы студентов по методике математического анализа результатов исследований при изучении дисциплины "Основы научных исследований в агрономии"

Направление подготовки 35.03.04 "Агрономия", 35.03.05 "Садоводство"

Квалификация (степень) выпускника - бакалавр

Форма обучения – очная, заочная

Симферополь, 2016

Методические указания для лабораторно-практических занятий и самостоятельной работы студентов по методике математического анализа результатов исследований при изучении дисциплины "Основы научных исследований в агрономии" для студентов очной и заочной форм обучения составлены в соответствии с требованиями ФГОС ВО (утверждены приказами Минобрнауки от «04» декабря 2015 г. № 1431 и «20» октября 2015 г. № 1165) и Основной образовательной программы бакалавриата по направлениям подготовки 35.03.04 "Агрономия" и 35.03.05 "Садоводство".

Автор – Ильин Александр Валерьевич, к. с.-х. наук, доцент

Методические рекомендации утверждены на заседании кафедры земледелия и агрономической химии

Протокол № 8 от «29» декабря 2015 г.

Одобрены методической комиссией факультета агрономии, садово-паркового и лесного хозяйства

Протокол № 1 от «26» января 2016 г.

Председатель методической комиссии ______________ (Сычевский М.Е.)

«26» января 2016 года

© ФГАОУ «КФУ им. В.И.Вернадского» АБиП., 2016 год

© Ильин А.В., 2016 год

 
 
Раздел 1

Вариационный анализ результатов наблюдений

Задачи вариационного анализа.

Исследования для характеристики одной генеральной совокупности объектов (ГСО) относятся к первому, простейшему типу. Общая их задача состоит в том, чтобы по результатам обследованиявыборки объектов надежно охарактеризовать ихгенеральнуюсовокупность по существенным количественным и качественным признакам.

Перечень признаков определяют с помощью логического, историческо­го и диалектического методов при планировании исследования. Затем прово­дят монографическое наблюдение для накопления фактов, то есть первичных данных о результатах обследования каждого объекта.

Если признак количественный, то о каждом объекте получают и запи­сывают конкретное число. Например, взвесили 35 картофелин – записали 35 чисел.

Если признак неизмеримый, качественный, то первичных данных по­лучают на одно больше, чем количество выделяемых у него состояний, то есть рангов. Например, осмотрели 1000 картофелин. Обнаружили 64 повреж­денных и 936 целых клубней. Записали: п = 1000, п1 = 64, n2 = 936 клубней.

Следующий этап – вариационный анализ этих данных для вычисления критериев, по которым будут сформулированы выводы и рекомендации про­изводству об одной ГСО.

Дня качественных признаков это доверительный интервал для гене­ральной доли того или иного ранга признака ра и коэффициент вариации ис­следуемого признака Vр. Их вычисляют с помощью атрибутивного (качест­венного) вариационного анализа, который здесь не рассматривается.

Для количественных признаков такими критериями являются:

задачи вариационного анализа. - student2.ru - доверительный интервал для генеральной средней, например, задачи вариационного анализа. - student2.ru - крите­рий для предсказания наиболее вероятной средней величины исследуемо­го признака в ГСО.

задачи вариационного анализа. - student2.ru - размах варьирования того же признака в ГСО, например, задачи вариационного анализа. - student2.ru - критерий для предсказания самого маленького и самого большого объектов в ГСО до данному признаку;

V - коэффициент вариации исследуемого признака – критерий для вывода о степени изменчивости исследуемого признака.

Чтобы их вычислить, нужно иметь:

• обобщенную меру величины признака – это его выборочная средняя задачи вариационного анализа. - student2.ru ;

• обобщенную меру изменчивости того же признака – это стандартное отклонение s, его сущность рассмотрена ниже;

• способ их объединения в формулах для вычисления каждого критерия.

Как эти показатели, так и перечисленные выше критерии определяются с помощью количественного вариационного анализа.

Его алгоритм рассмотрим на следующем примере.

В тропиках произрастает многолетнее травянистое растение стевия (Stevia rebaudiana Bertoni), содержащая стевиазид и другие вещества, в 300 раз слаже свекловичного сахара и незаменимое для больных сахарным диа­бетом. При исследовании ее свойств с целью интродукции в предгорно-степную зону Крыма, в 1982 г. в с. Табачном Бахчисарайского района при Опытной станции табаководства в конце апреля высадили ее рассаду на че­тырех типичных делянках по 100 м2. Она хорошо прижилась и в конце октяб­ря при учете урожая были получены следующие результаты (воздушно-сухая надземная масса):

уi ц/га: 70 68 72 65

Требовалось охарактеризовать возможности стевии по урожайности в новых для нее условиях предгорно-степной зоны Крыма.

Наши рекомендации