Справочные и теоретические материалы. Пневмококк является одним из наиболее частых возбудителей пневмонии, особенно крупозной

Пневмококк является одним из наиболее частых возбудителей пневмонии, особенно крупозной. Материалом для исследования служат: мокрота, слизь, взятая стерильным тампоном из носоглотки больного, гной, различные выпоты, пунктаты, кровь. Исследованию подвергают преимущественно мокроту или носоглоточную слизь.
Микроскопическое исследование: делают мазки на 2 предметных стеклах; один из мазков окрашивают по Граму, а другой – разведенным карболовым фуксином (краска Пфейффера). При нахождении в мазках ланцетовидных диплококков, окруженных светлой зоной неокрасившейся капсулы, ориентировочно устанавливают пневмококковую этиологию. Обнаружение расположенных цепочкой грамположительных кокков позволяет подавить предварительный диагноз стрептококковой инфекции.

Микроскопический диагноз ориентировочный и предварительный. Точное представление о микробном пейзаже дает:

- изучение посевов на кровяном агаре и других средах;
- выделение чистых культур из изолированных колоний;
- идентификация их.

Пневмококковые пневмонии: для бактериологического исследования материал засевают на чашки Петри, содержащие агар с добавлением 5–7% дефибринированой кроличьей крови. Посевы на кровяном агаре исследуют через 1–2 суток содержания в термостате при 37 °С.

Одновременно с изучением внешнего вида колоний производят отсев их в жидкие среды и микроскопирование. Колонии пневмококков на кровяном агаре имеют вид мелких полупрозрачных образований зеленовато-серого цвета, особенно заметного в тонком слое агара. Центр колонии имеет небольшой плотный бугорок и более светлую периферию. Нередко колонии окружены как бы отсвечивающим ореолом. В жидких средах пневмококки вызывают равномерное помутнение без образования пленок и осадка.

Микроскопирование обнаруживает грамположительные парные кокки несколько удлиненной формы с заостренными наружными концами, напоминающими ланцет – ланцетивидные диплококки. Размеры их колеблются в пределах 0,5 х 0,75 до 1 х 1,5 мкм, располагаются одиночно, но могут образовывать короткие цепочки по 3–4 пары кокков. Пневмококки образуют капсулу, которая светлым ободком окружает оба кокка вместе, так как обычными методами окраски капсула не прокрашивается. Пневмококки легко лизируются в присутствии бычьей желчи и желчнокислых солей. Обнаруженные при исследовании культуры пневмококка подвергают дополнительному исследованию – определяют тип пневмококка, вирулентность для белых мышей и устойчивость к действию антибиотиков, а также производят серологические исследования (реакции агглютинации и преципитации – берется материал от больного и типовые пневмококковые сыворотки). Одновременно с посевом на агар исследуемый материал вводят внутрибрюшинно 2 белым мышам весом 18–20 г по 0,5 мл, т. е. ставят биологическую пробу.

В результате самостоятельной работы студент должен знать:

1. Таксономию и классификацию стрептококков. Биологические свойства. Характеристику токсинов и ферментов патогенности стрептококков

2. Особенности патогенеза скарлатины, ревматизма, гломерулонефрита

3. Методы микробиологической диагностики стрептококковых инфекций

4. Препараты для специфической профилактики и терапии

5. Таксономию и классификацию пневмококков. Биологические свойства.

6. Методы микробиологической диагностики пневмококковой инфекции

7. Препараты для специфической профилактики и терапии

Уметь:

1. Классифицировать бактериальные препараты в соответствии с их назначением

2. Определять критерии патогенности стрептококков

3. Оценивать результаты иммунологических реакций при ревматизме

4. Классифицировать бактериальные препараты в соответствии с их назначением

Наши рекомендации