Шахтно-рудничная электроразведка 3 страница

3.6.1.21.В связи с затруднительностью выделения перспективных аномалий непосредственно в ходерядовойсъемки решение о проведении детализационных работ обычно принимается после предварительной обработки и анализа поступивших в камеральную группу полевых материалов. Объем деталзационных работ устанавливается в зависимости от геолого-геофизической и геоморфологической обстановки в районе намечаемой детализации и может колебаться от нескольких маршрутов до площадной детальной съемки, достигая 20-25 % от объема рядовых наблюдений. Планово-высотная привязка маршрутов площадной детальной съемки должна удовлетворять требованиям, предъявляемым к рядовой съемке соответствующего масштаба. При отсутствии картографических материалов необходимой кондиции следует предварительно осуществлять аэрофотосъемку аномальных участков с целью составления крупномасштабных (1: 5000 – 1 : 15 000) фотосхем.

3.6.1.22. Дальнейшее изучение наиболее перспективных аномалий осуществляется другими наземными геофизическими методами (в том числе и методами электроразведки). Наземные работы по уточнению местоположения и установлению геологической природы воздушных аномалий в общем случае включают два этапа: предварительной и детальной проверок. Предварительная геолого-геофизическая проверка перспективных аномалий производится в процессе аэроэлектроразведочных работ или по их завершении силами аэроэлектроразведочной (комплексной аэрогеологической) партии или по ее рекомендации специализированным подразделением.

Предварительной проверке подлежат все аномалии, выделенные в ходе полевой интерпретации данных аэроэлектроразведки как перспективные на оруденение, а также типичные аномалии, связанные с типичными рудоконтролирующими формациями и геолого-структурными элементами района работ. Детализационные исследования проводятся с использованием наземных аналогов применяемого метода аэроэлектроразведки или наиболее близкого к нему по измеряемым параметрам и поисково-картировочным возможностям наземного индуктивного метода. При необходимости могут привлекаться другие геофизические и геохимические методы. Масштабы детализационных съемок и методика их выполнения определяются соответствующими разделами настоящей инструкции.

Детальная проверка проводится с целью выявления прямых признаков оруденения и предварительной оценки его масштабов. Она выполняется, как правило, силами геофизических и геолого-геофизических партий территориальных геологических организаций с использованием оптимального комплекса геофизических, геологических, геохимических и горно-буровых работ.

3.6.1.23. С целью прокладки маршрутов и привязки результатов наблюдений при проведении аэроэлектроразведочных работ используются картографические материалы (топокарты, фотопланы, фотосхемы и их репродукции) различных масштабов.

3.6.1.24. Масштабов применяемого картографического материала зависит от масштаба съемки. Выполнение съемки масштаба 1 : 25 000 и крупнее по топооснове 1 : 100 000 не допускается.

Для общей ориентировки в полете съемочный экипаж должен быть также обеспечен мелкомасштабными ( 1: 500 000 – 1 : 1 000 000) картами, охватывающими площадь работ и подходы к ней. Наземные детализационные работы проводятся с использованием крупномасштабной топоосновы.

3.6.1.25. Заказ, получение и хранение картографических материалов осуществляются силами партии (экспедиции) в установленном порядке.

3.6.1.26. Основными способами определения планового положения маршрутов аэроэлектроразведочной съемки являются аэрофотопривязка и радиогеодезическая привязка. Визуальная привязка допускается при проведении рекогносцировочных и экспериментальных маршрутных съемок, а в остальных случаях – только в виде исключения с разрешения вышестоящей организации.

3.6.1.27. при выполнении поисково-съемочных и аэросъемочных полетов частота и точность отметки места самолета, вертолета (МС) и точность выдерживания фактической линии пути (ЛФП) по сравнению с заданной (ЛЗП) определяются масштабом рабочей полетной карты или фотосхемы. Частота и допустимые отклонения в определении элементов линии полета в зависимости от масштаба рабочей полетной карты или фотосхемы определяются требованиями «Руководства по съемочным полетам».

При полетах на вертолетах со скоростью до 120 км/ч при масштабе рабочей карты крупнее 1 : 500 000 отметки МС должны делаться в два раза чаще. При работе в безориентирной местности частота отметки МС определяется наличием имеющихся на местности и рабочей карте ориентиров, каждый из которых должен быть отмечен при оплате.

3.6.1.26. Число ориентиров для привязки рядовых маршрутов и расстояния между ними обусловливаются масштабом съемки, характером местности и наличием ориентиров на ней; максимально допустимые расстояния между ориентирами для выполнения фотопривязки определяются требованиями «Руководства по съемочным полетам».

В малоориентирной местности следует фотографировать все встреченные ориентиры. При полетах по системе криволинейных маршрутов фотографирование ориентиров выполняют через 1-2 км независимо от масштаба съемки.

В сложных условиях съемки (например, при съемке в горах по системе криволинейных маршрутов) в состав экипажа может включаться специальный аэрофотооператор.

При проведении аэроэлектроразведочной съемки масштаба 1 : 10 000 в ряде случаев необходимо принимать дополнительные меры, направленные на повышение точности прокладки и привязки маршрутов. Так, в малоориентированной местности целесообразно выставлять дополнительные искусственные ориентиры или использовать передвижные ориентиры, с которых подаются световые сигналы. Качество прокладки маршрутов при этом контролируется с помощью аэрофотосъемки характерных ориентиров (см. 3.6.2.3, 3.6.5.2).

3.6.1.29. В результате опознавания сфотографированных ориентиров и нанесения главных точек аэроснимков на топографическую карту отчетного масштаба составляется схема расположения маршрутов, которая и служит основой для построения отчетных карт.

3.6.1.30. Наибольшую точность прокладки и привязки съемочных маршрутов обеспечивает применение специализированных аэронавигационных систем. Использование их особенно целесообразно в малоориентирных районах и при проведении крупномасштабных поисковых съемок. Существующие радиогеодезические системы типов «Поиск» и «Мир» обеспечивают вождение воздушных судов по заранее рассчитанной сети криволинейных (гиперболических) маршрутов при относительных превышениях рельефа до 500 м.

Выполнение поисково-съемочных полетов с использованием радиогеодезических систем производится в соответствии с требованиями «Руководства по съемочным полетом».

Применение радиогеодезических средств привязки не исключает выполнения аэрофотосъемки. С целью контроля штурман производит засечку и фотографирование характерных ориентиров, как при фотопривязке.

3.6.1.31. высотная привязка наблюдений осуществляется с помощью высотомеров, входящих в штатное оборудование летательного аппарата. При полетах на постоянной истинной высоте (с обтеканием рельефа) на ленте самописца непрерывно регистрируются показания радиовысотомера РВ-2 (РВ-3). Погрешность измерения высоты при надлежащей поверке и калибровке радиовысотомера составляет в условиях пологого рельефа ± (2 м + 0,05hист) для диапазона 0 – 120 м и ±(20 м + 0,05 h ист) для диапазона 0 – 1200 м. При резкопересеченном рельефе погрешность увеличивается за счет искажения записи назад узкими выступами и впадинами.

Если съемка выполняется на единой абсолютной высоте, заданная высота поддерживается по барометрическому высотомеру, показания которого периодически фиксируются на диаграмме. В целях контроля целесообразно и в этом случае непрерывно регистрировать истинную высоту.

При проведении съемки в условиях пересеченного рельефа рекомендуется дополнительно использовать профилограф – прибор, позволяющий по разности барометрической и истинной высот регистрировать на ленте самописца профиль рельефа по маршруту. Сопоставление таких записей с гипсометрической ситуацией топокарт позволяет отбраковку ложных аномалий, подлежащих наземной детализации в проверке. При выполнении аэросъемки методом радиокип применение профилографа обязательно (см. 3.6.3.8).

3.6.1.32. Качество прокладки и планово-высотной привязки маршрутов аэроэлектроразведочной съемки оценивается в соответствии с требованием «Руководства по съемочным полетам». При отклонении фактических условий съемки от заданных, превышающих установленные допуски, по согласованию с авиапредприятием выполняются перезалеты забракованных маршрутов или вставки в разрывах, образовавшихся между маршрутами (окнах).

3.6.1.33.Подготовка к съемочным полетам и их выполнение производятся в соответствии с требованиями «Руководства по съемочным полетам».

3.6.1.34. Предполетная подготовка производится непосредственно перед вылетом. Во время предполетной подготовки бортоператор выполняет следующие операции:

1) совместно с бортмехаником (авиатехником) производит наружный осмотр аппаратуры, обращая особое внимание на исправность соединительных кабелей и надежность крепления блоков, внефюзеляжных устройств и связанных с ними агрегатов (лебедка, тросоруб и др.);

2) подключает аппаратуру к источнику аэродромного питания и производит ее прогрев в течение 15-20 мин;

3) проверяет зарядку регистратора диаграммной лентой, заправку чернильниц самописцев. Зарядку и наличие записных кассет АФА;

4) проверяет срабатывание отметчика ориентиров и аэрофотоаппарата;

5) записывает на диаграммной ленте начальные данные съемочного вылета – номер диаграммы, дату, номер вылета, номер аэрофильма фотопривязки, измеряемые параметры поля, рабочие частоты и т.д.;

6) фиксирует на диаграммной ленте взаимное расположение перьев рабочих и вспомогательных каналов регистратора; при необходимости производит регулировку прижимных пружин перьев;

7) определяет работоспособность аналогового, кодового, цифрового магнитного или другого типа регистратора; выполняет контрольно-настроечные операции и калибровки, предусмотренные для данного типа аппаратуры;

8) отключает аппаратуру от источника аэродромного питания.

3.6.1.35. После запуска двигателя и включения пилотажного оборудования бортоператор выполняет следующие операции:

1) включает аппаратуру, проверяет соответствие напряжений и токов в цепях питания номинальным;

2) посредством компенсации начального напряжения РВ-2 устанавливает перо канала записи высоты на нулевую отметку шкалы (при этом отклонение от нуля на индикаторе РВ-2 должно быть не более ±2 м);

3) выключает аппаратуру и докладывает командиру экипажа о готовности к вылету.

3.6.1.36. После взлета и набора высоты бортоператор выполняет следующее:

1) с разрешения командира корабля выпускает гондолу на заданную длину троскабеля и включает аппаратуру;

2) переводит аэрофотоаппарат в рабочее положение, устанавливает требуемую выдержку и доворот на угол сноса (по указанию штурмана);

3) на подлете к съемочному участку выполняет операции по подготовке, настройке и калибровке, предусмотренные для данного типа аппаратуры;

4) фиксирует на диаграммной ленте характер выполняемых операций, номера пределов измерений (шкал), параметры калибровочных сигналов и т.д.;

5) производит запись помех в различных режимах работ аппаратуры;

6) производит регистрацию параметров поля на контрольном маршруте и на основании полученных данных принимает решение о выполнении съемки или возвращении на аэродром.

3.6.1.37. Во время подлета бортоператор также выполняет (с периодичностью три – пять вылетов) калибровку канала записи высоты полета следующим образом:

1) при полете над ровной земной или водной поверхностью устанавливает масштаб записи 100 м на 60-70 % шкалы;

2) регистрируют на ленте самописца уровень сигнала при последовательных полетах на высотах 120, 100, 80, 60, 40, 20 м и по индикатору РВ-2.

При правильной компенсации начального напряжения РВ-2 нелинейность записи высоты в диапазоне 0-80 м и не должна превышать ±10%. При получении худших значений производится подстройка компенсации начального напряжения РВ-2 согласно 3.6.1.35. и калибровка канала повторяется.

3.6.1.38. Во время съемки бортоператор выполняет следующее:

1) наблюдает за работой аппаратуры и записью измеряемых параметров поля и высоты полета; своевременно производит переключение шкал (если это не выполняется автоматически); фиксирует на диаграммной ленте номера (номиналы) шкал и другие данные, касающиеся режима работы аппаратуры; обеспечивает и контролирует работу кодового, цифрового магнитного и другого типа регистратора в соответствии с техническими инструкциями по эксплуатации;

2) по указаниям штурмана фиксирует на ленте номера и курсы маршрутов, номера входных, промежуточных и выходных ориентиров;

3) при необходимости выполняет фотографирование дополнительных ориентиров;

4) ведет аэровизуальные наблюдения, отмечая на ленте (записью от руки или с помощью условных обозначений):

- линии электропередачи и связи, железные дороги, трубопроводы. Населенные пункты и прочие искусственные сооружения, которые могут быть источником помех или аномалий;

- орогидрографические особенности местности (реки, озера, болота, солончаки, хребты и т.п.).

- распознаваемые с воздуха геологические объекты (входы коренных пород, ожелезненные зоны, депрессии. Тектонические нарушения и т.д.) и признаки ведения геологоразведочных работ – горные выработки, буровые скважины;

5) фиксируютсяна ленте моменты резких эволюций летательного аппарата – изменения курса, крена или тангажа, моменты усиления «болтанки» гондолы и другие причины, вызывающие усложнение записи;

6) периодически (на разворотах) проверяет положение нулей и калибровку измерительных каналов и в случае необходимости производит подстройку аппаратуры;

7) на разворотах производит разделение кадров аэрофильма;

8) в случае возникновения неисправностей аппаратуры принимает меры для их устранения, а при невозможности ремонта дает командировку указание о возращении на аэродром базирования;

9) по окончании рядовой съемки выполняет повторное измерение на контрольном маршруте (если это предусмотрено методикой работ), калибровочные операции и запись помех;

10) выключает аппаратуру и с разрешения командира производит подъем гондолы.

3.6.1.39. Во время измерений на съемочном маршруте запрещается:

1) изменение режима работы и проведение подстройки аппаратуры;

2) работа связанных регистраций летательного аппарата в режиме передачи, если к этому не вынуждают особые обстоятельства;

3) выполнение неучитываемых доворотов с целью точного выхода на намеченный ориентир.

3.6.1.40. После посадки бортоператор выполняет следующие операции:

1) проверяет включение аппаратуры, снимает записную диаграммную ленту, вставляет новый рулон, надевает на аппаратуру чехлы;

2) при необходимости устраняет отмеченные в полете неисправности и неполадки;

3) вносит в бортовой аппаратурный журнал сведения о работе аппаратуры, производственные настройки. Регулировках и ремонте;

4) выполняет сверку записей номеров и курсов маршрутов. Номеров ориентиров на диаграмме и в штурманском журнале (донесении), восстанавливает (дублирует) все нечеткие записи на ленте;

5) сдает диаграмму в камеральную группу партии.

3.6.1.41. Рекомендуется проводить разборы полетов, в которых участвуют начальник (техрук) партии, старший геофизик камеральной группы, бортоператор, командир корабля и штурман-аэросъемщик. В начале период работы проведение разборов обязательно.

3.6.1.42.С целью проверки работы аппаратуры, учета влияния помех и объективной оценки качества съемки выполняются контрольные (повторные) измерения. Контрольные измерения выполняются путем систематического прохождения специально выбранного контрольного маршрута (КМ), повторные – путем повторения маршрутов рядовой съемки.

3.6.1.43. При настройке и облете аппаратуры, опытно-методических работах, связанных с выбором оптимальных условий съемки, и при детализационных работах основным способом контроля являются измерения на КМ. Прохождение КМ обязательно также при резких изменениях условий съемки, после ремонта аппаратуры и длительных перерывов в полетах. Допускается использование измерений на КМ в качестве способа контроля при выполнении рядовой съемки. В этом случае каждый вылет должен начинаться и заканчиваться прохождением КМ. В начале вылета измерения на КМ выполняются в строго номинальном режиме работы аппаратуры, а в конце – в режиме, в котором закончилась съемка.

3.6.1.44.КМ располагают таким образом, чтобы при его залете максимально снизить непроизводственные затраты летного времени; обычно он выбирается в пределах площади съемки с учетом следующих требований:

1) длина маршрута 10-15 км;

2) ландшафтные условия – средние для площади съемки;

3) наличие интервалов как спокойного, так и аномального поля;

4) максимальная обеспеченность хорошо опознаваемыми ориентирами (при необходимости дополнительно выставляются искусственные ориентиры).

Объем контрольных и повторных наблюдений зависит от характера и условий производства работ и должен составлять не менее 5% от объема рядовых наблюдений.

3.6.1.45. Оценка работы аппаратуры и качества измерений производится с учетом особенностей аэроэлектроразведочного метода (см. 3.6.2.19, 3.6.3.11, 3.6.4.9, 3.6.5.6).

3.6.1.46. Основными полевыми документами, получаемыми в процессе аэроэлектроразведочной съемки, являются: 1) диаграммы аналоговой регистрации измеряемых параметров поля, высота полета, ориентирных отметок или меток циклов радиогеодезической привязки, магнитные или перфоленты с кодовой или цифровой записью с соответствующей полевой документацией; 2) бортжурнал штурмана (штурманские донесения); 3) рабочие полетные карты; 4) аппаратный журнал бортоператора; 5) аэрофильмы фотопривязки; 6) фазограммы радиогеодезической привязки; 7) отчет командира экипажа о выполнении заявки на полет; 8) другие документы, определяемые спецификой того или иного метода аэроэлектроразведки.

При применении бортовых средств автоматизации обработки материалов к полевым документам относятся также носители кодовой регистрации (магнитные ленты, перфоленты, перфокарты) и сопровождающие их журналы.

3.6.1.47. Диаграммы аналоговой регистрации должны содержать сведения, необходимые для обработки и интерпретации: время взлета и посадки; режим работы аппаратуры, записи положения нулей измерительных каналов и калибровочных импульсов; номера, курсы, обозначения начала и конца съемочных маршрутов; номера ориентиров и снимков фотопривязки, номера циклов радиогеодезической привязки; данные аэровизуальных наблюдений и прочие отметки, характеризующие ход съемки (детализация аномалий, повторы, возвраты, перерывы в выполнении съемки) и условия ее выполнения.

Все перечисленные сведения заносятся бортоператором в процессе полета простым карандашом. При необходимости неразборчивые записи дублируются непосредственно после окончания вылета. Стирать или переправлять записи, сделанные в полете, не разрешается.

Каждая диаграмма должна иметь паспорт, заполняемый бортоператором (прил.129, 133, 134, 136). Все диаграммы должны быть зарегистрированы в журнале приемки.

3.6.1.48. Штурманские бортовые журналы (донесения) ведутся по формам и требованиям, приведенным в «Руководстве по съемочным полетам».

3.6.1.49. Рабочие полетные карты с нанесенными по данным визуальной привязки линиями съемочных маршрутов (рядовых, повторных, контрольных) должны содержать все данные по прокладке маршрутов, соответствующие записям в бортовом журнале: номера маршрутов, их направление, отметки начала, конца и всех промежуточных ориентиров по каждому из маршрутов, круги набора, перерывы в съемке, перезаходы, повторы и т.д. Рабочие полетные карты после сверки нанесенных на них данных с бортовым журналом и диаграммой аналоговой регистрации и оформления тушью передаются в камеральную группу.

3.6.1.50. Аппаратный журнал бортоператора ведется по произвольной форме. В нем фиксируются: даты и результаты профилактических осмотров всех составных частей аппаратурного комплекса, обнаруженные дефекты и способы их устанения; отказы и неисправности в работе, причины и способы их устранения, сведения о произведенных при этом заменах деталей и узлов аппаратуры и т.д. Каждая законченная запись подписывается бортоператором. Не реже одного-двух раз в месяц аппаратурный журнал просматривается и подписывается начальником [главным инженером, главным (старшим) геофизиком] партии.

3.6.1.51. Аэрофильмы, содержащие снимок фотопривязки, должны иметь номера. На каждом аэрофильме должны быть указаны дата и номер вылета, номера снимков фотопривязки, их число, масштаб и вид съемки, светофильтр, выдержка, замеченная бортоператора и его фамилия (подпись).

3.6.1.52. На фазограммах радиогеодезической привязки должны быть отмечены: время вылета и посадки, номера начального, конечного и промежуточных опорных геодезических пунктов, курсы захода на них, начала и концы съемочных маршрутов, номера засеченных штурманом ориентиров. Каждая фазограмма снабжается паспортом, в котором указывают номер фазограммы, название или номер участка, дату, номера съемочных маршрутов, опорных пунктов, способ вождения самолета (визуальный или с использованием радиогеодезических систем), фамилии штурмана и ботроператора. Паспорт подписывается бортоператором.

3.6.1.53. Магнитные ленты, перфоленты кодовой или цифровой регистрации должны сопровождаться соответствующими паспортами, содержащими все необходимые сведения для обработки информации на ЭВМ.

3.6.1.54.Отчет о выполненном съемочном полете составляет командир экипажа в соответствии с требованиями «Руководства по съемочным полетам».

3.6.1.55.В целях учета, оценки качества и обработки полевых материалов ведут дополнительную документацию, к которой относятся: 1) журнал приемки диаграмм; 2) журналы обработки диаграмм; 3) журнал вычисления погрешности съемки; 4) журналы учета и обработки материалов аэрофотопривязки и радиогеодезической привязки.

Выделяют также предварительную камеральную обработку, которая заключается в следующем:

1) проявлении и дешифрировании аэрофотосъемки, привязке опознанных ориентиров и нанесении ЛФП на топокарту отчетного масштаба;

2) устранении на диаграммах записи параметров электромагнитного поля случайных скачков, осреднении записи на чувствительных пределах измерения, осложненной помехами;

3) разбивке оси расстояний на диаграммной ленте на интервалы, через которые происходит взятие отсчетов измеряемых параметров, обычно через 100-200 м и в зависимости от сложности поля; при этом скорость полета между ориентирами принимается постоянной;

4) при кодовой или цифровой регистрации – проверке магнитных лент на полевых устройствах контроля, перфолент на ЭВМ с помощью специальной программы разбраковки.

3.6.1.56.Журнал приемки диаграмм ведется старшим геофизиком камеральной группы (приемную форму см. прил. 131). В журнал приемки переносится все данные из паспорта диаграммы, в нем приводится краткая характеристика диаграммы с указанием отмеченных недостатков и производится оценка материалов помаршрутно по четырехбалльной системе в соответствии с временными или постоянно действующими инструкциями. Записи по каждой диаграмме заверяются подписью старшего геофизика и бортоператора.

3.6.1.57. Журнал обработки диаграмм ведется в случае необходимости фиксации результатов измерений в цифровой форме (для введения различного рода поправок, ввода в ЭВМ и т.д.). Форма журнала устанавливается в зависимости от характера выполняемых при обработке операций и требований вычисленных программ.

3.6.1.58. Журнал вычисления погрешности съемки ведется, если для применяемого метода аэроэлектроразведки установлен количественный способ оценки погрешности. В журнал в цифровой форме заносятся исходные данные и производятся соответствующие расчеты.

3.6.1.59. Журналы учета и обработки материалов аэрофотопривязки и радиогеодезической привязки ведутся согласно рекомендациям соответствующих руководств.

3.6.1.60. Все журналы ведутся простым карандашом или шариковой ручкой с пастой темных тонов. Оформление журналов (надписи на обложках, титульных листах, оглавление, нумерация страниц, подписи исполнителей и ответственных лиц) должны соответствовать общим требованиям.

3.6.1.61. Приемка полевых материалов и оценка качества работ осуществляется руководством партии и комиссиями вышестоящих организаций в порядке, регламентируемом настоящей инструкцией (см. 3.9.17-3.9.22).

3.6.2. АЭРОЭЛЕКТРОРАЗВЕДКА МЕТОДОМ ДЛИННОГО КАБЕЛЯ (прил. 129-131)

3.6.2.1.В аэроэлектроразведке методом длинного кабеля (ДК-А) с воздуха изучается электромагнитное поле, возбуждаемое в земле токами в диапазоне звуковой частоты (от первых сотен до первых тысяч герц), текущими в прямолинейном заземленном на концах кабеле. Измерительное устройство устанавливается на вертолете типа МИ-4 или самолете типа АН-2.

3.6.2.2. Метод применяется при крупномасштабном геологическом картировании с целью выявления и прослеживания зон тектонических нарушений, рудной минерализации, электропроводных геологических образований (типа сланцев, зон графитизации и пр.), картирования толщ вмещающих пород и выделения участков, перспективных на поиски месторождений.

Методом ДК-А уверенно выделяются линейно вытянутые локальные объекты при различной их мощности, в зависимости от удельного сопротивления объекта. Они выделяются при мощностях от первых метров для объектов с удельным сопротивлением ρ ≈ 1 Ом·м, залегающих во вмещающих средах высокого удельного сопротивления, и при мощностях не менее 50-100 м – при удельном сопротивлении ρ ≈ 50 Ом·м и удельном сопротивлении вмещающих пород 1000 Ом·м и более.

Разрешающая способность метода по разделению искомых геологических объектов в плане удовлетворяет требованиям геологического картирования масштабов 1: 25 000 – 1 : 50 000 в одноярусных районах, а в двухъярусных – преимущественно в разрезах высокого удельного сопротивления при картировании объектов с ρ≤ 200÷500 Ом·м. Деление районов на одно- и двухъярусные производится в соответствии с «Основными положениями организации и производства геологосъемочных работ масштаба 1 : 50 000 (1 :25 000)» (М., Недра, 1968) и дополнениями к ним.

Глубинность метода ДК-А при выявлении тел жильного типа низкого удельного сопротивления (первые единицы Ом-метров) в открытых районах и в средах с очень высоким удельным сопротивлением может достигать нескольких сотен метров; если тело выходит под наносы с удельным сопротивлением 10-40 Ом·м, глубинность снижается до первых десятков метров.

В силу малой зависимости аномальных эффектов от высоты полета и слабого влияния форм рельефа дневной поверхности на низких частотах, используемых в методе ДК-А, метод может применяться в условиях пересеченного рельефа. При низком удельном сопротивлении пород, слагающих рельеф, аномалии, связанные с ним, можно «отбраковать», производится измерения на разных частотах. Одновременно увеличение высот полета ведет к уменьшению аномалий над небольшими объектами слабой контрастности по удельному сопротивлению.

Метод ДК-А может применяться как самостоятельно, так и в комплексе с другими – СДВР, аэромагнитометрией и при условии «жесткого» крепления чувствительного элемента аппаратуры к борту летательного аппарата – с аэрограмма-спектрометрией.

Аэроэлектроразведочная съемка методом ДК обязательно должна сопровождаться наземной проверкой выявленных аномалий этим же методом как по отдельным профилям, так и детальных участках. Для лучшего сопоставления данных воздушных и наземных наблюдений следует использовать один и тот же питающий кабель.

3.6.2.3.Масштаб съемки определяется поставленной геологической задачей и размерами изучаемых объектов и обычно соответствует масштабам 1 : 50 000 – 1 : 25 000, а при детализации – и масштабу 1 : 10 000 (см. 3.6.1.28).

Специфика организации работ в сравнении с другими методами аэроэлектроразведки состоит в необходимости предварительной подготовки и обслуживания в процессе аэросъемки наземной питающей линии с генераторной группой.

3.6.2.4. Для производства работ методом ДК-А (первоначальное название БДК) используются аэроэлектроразведочные станции типа двухчастотной БДК-69 (БДК-70) или одночастотной МДК-74, 80 в комплекте с наземной генераторной группой, питаемой передвижной трехфазной электростанцией типа АБ-8 или ПЭС-15.

3.6.2.5. Измеряемыми параметрами ДК-А являются модуль горизонтальной составляющей вектора напряженности магнитного поля кабеля и его фаза относительно тока в кабеле на одной или одновременно на двух рабочих частотах (при использовании станции типа БДК-69) или только модуль горизонтальной составляющей вектора напряженности магнитного поля кабеля на одной частоте (аппаратура типа МДК-74).

Наши рекомендации