СТРУКТУРА производственной практики

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 04.

ПРОВЕДЕНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ МИКРОБИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

МДК.04.01 ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЛАБОРАТОРНЫХ МИКРОБИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

(5 семестр)

для специальности «Лабораторная диагностика»

СПО базовой подготовки

очная форма обучения

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности СПО 060604 Лабораторная диагностика базовой подготовки и примерной программы профессионального модуля ПМ.04

СОДЕРЖАНИЕ

1. 1. Паспорт программы …………………………………………………………………………….………...
2. 2. Структура производственной практики…………...…………………………………….………………..
3. 3. Содержание производственной практики …………………………………………………..…………...
4. 4. Темы учебно-исследовательской работы для самостоятельной работы студентов во время производственной практики …………………………………………………………………………………………..    
5. 5. Контроль и оценка результатов освоения ПК и ОК на производственной практике…..……………..
6. 6. Правила ведения дневника по производственной практике ………………………………...…………….  
7. 7. Форма заполнения отчета о пройденной производственной практике………..……………………….
8. 8. Перечень документов для сдачи в конце производственной практики……...…………………………
9. 9. Информационное обеспечение производственной практики………………...…………………………  

Паспорт программы

Рабочая программа производственной практики (далее рабочая программа) является частью рабочей программы профессио­нального модуля ПМ. 04. Проведение лабораторных микробиологических исследований для специальности 060604 Лаборатор­ная диагностика, СПО базовой подготовки, очная форма обучения и ставит перед собой следующие цели:

1) углубление знаний студентов о задачах, структуре, оснащении лаборатории клинической микробиологии в учреждениях здравоохранения;

2) повторение техники безопасности и соблюдение санитарно-эпидемиологического режима в микробиологической лабора­то­рии;

3) мотивация студентов на освоение квалификации «Медицинский лабораторный техник»;

4) закрепление основных видов деятельности (по базовой подготовке): проведение лабо­раторных микробиологиче­ских ис­следований;

5) формирование профессиональных компетенций (ПК):

- ПК 4.1. Готовить рабочее место для проведения лабораторных микробиологических исследований.

- ПК 4.2. Проводить лабораторные микробиологические исследования биологических материалов; участвовать в контроле ка­чества.

- ПК 4.3. Регистрировать результаты проведенных исследований.

- ПК 4.4. Проводить утилизацию отработанного материала, дезинфекцию и стерилизацию использованной лабораторной по­суды, инструментария, средств защиты.

6) дальнейшее развитие общих компетенций:

- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных за­дач, оценивать их эффективность и качество.

- ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

- ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных за­дач, профессионального и личностного развития

- ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

- ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

- ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

- ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осоз­нанно планировать повышение квалификации.

- ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

- ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культур­ные и ре­лигиозные различия.

- ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

- ОК 12. Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

- ОК 13. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекцион­ной и противопожарной безопасности.

- ОК 14. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизнен­ных и профессиональных целей.

- ОК 15. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юно­шей).

По окончании производственной практики обучающийся дол­жен:
уметь:

· принимать, реги­стрировать, отби­рать кли­нический ма­териал;

· готовить иссле­дуе­мый материал, пи­татель­ные среды, ре­активы и оборудова­ние для прове­дения микробио­логических ис­следо­ваний;

· проводить мик­ро­биологические ис­следова­ния клиниче­ского мате­риала;

· оценивать ре­зуль­тат проведенных исследо­ваний;

· вести учетно-от­четную документа­цию;

· осуществлять под­готовку реактивов, лабо­раторного обору­дования и аппаратуры для исследования;

· проводить обез­вре­живание отрабо­танного материала, дезинфекцию рабо­чего места и аппара­туры.

знать:

· задачи, струк­туру, оборудование, правила работы и тех­ники безо­пасности в микробиологической лаборатории;

· общие характе­ри­стики микроорга­низмов, имеющие зна­чение для лаборатор­ной диагно­стики;

· требования к ор­ганизации работы с мик­роорганизмами III–IV групп патоген­ности;

· организацию де­лопроизводства.

Производственная практика проводится в V семестре, продолжительность производственной практики в соответствии с учебным планом ГБОУ СПО «Свердловский областной медицин­ский колледж» –72 часа.

В течение всей производственной практики студенты ведут дневник практики установленной формы.

Ежедневная самостоятельная работа студентов во время производственной практики представлена различными видами за­даний по проведению лабораторных исследований, оформлению записей, составлению отчетов, а также проведением учебно-ис­следовательской работы.

Производственная практика заканчивается дифференцированным зачетом, на котором проводится экспертная оценка препода­вате­лем и представителями практического здравоохранения (врач-бактериолог, медицинский лабораторный техник) сте­пени овладения общими и профессиональными компетенциями с учетом са­мооценки студента.

СТРУКТУРА производственной практики

Наиме­нование лабора­тории Должность спе­циалиста со средним меди­цинским обра­зованием (в со­ответст­вии с ЕКС) Осваиваемые профессиональные компетен­ции (в соответствии с ФГОС СПО) Должностные обязанности специалиста со средним медицинским образованием (в соответ­ствии с ЕКС) Содержание работы студентов Объем ча­сов
Лабора­тории клини­ческой микро­биоло­гии Медицинский лабораторный техник ПК 4.1. Готовить ра­бочее ме­сто для про­ведения лаборатор­ных микробиологи­ческих иссле­дований. ПК 4.2. Проводить ла­боратор­ные мик­робио­логические и им­муно­логические исследова­ния биоло­гических ма­териалов, проб объ­ек­тов внеш­ней среды и пи­щевых продуктов; участво­вать в контроле каче­ства. ПК 4.3. Регистриро­вать ре­зультаты про­веден­ных исследо­ваний. ПК 4.4. Проводить ути­лиза­цию отрабо­танного материала, дезинфек­цию и сте­рилизацию использо­ванной лабо­раторной посуды, ин­струмен­тария, средств за­щиты.   Проводит самостоятельно санитарно-бактериологические исследова­ния доставленного мате­риала, используя тех­нику бактериоло­гических, вирусологических, микологических и серологи­че­ских исследова­ний. Проводит контроль качества выпол­няе­мых исследований, обеспечивает точ­ность и надежность анализов. Ведет необходимую учетно-отчет­ную документацию. Выполняет мероприятия по соблюде­нию санитарно-гигиениче­ского режима в медицинской организа­ции, правил асеп­тики и антисептики, условий стерилиза­ции инструментов с целью предупрежде­ния возможного заражения (гепатит, ВИЧ-ин­фекция). Оказывает доврачебную помощь при неотложных состояниях. Выписка из Приказа Министерства здра­воохране­ния и социального разви­тия Рос­сийской Федерации (Минздрав­соцразвития России) от 23 июля 2010 г. N 541н г. Мо­сква "Об утверждении Единого квали­фи­кационного справоч­ника должностей руко­води­телей, спе­циалистов и служащих, раз­дел "Квали­фикационные характеристики долж­ностей работ­ников в сферездраво­охранения" Оборудование рабочего места на различных участках работы. Приготовление, оценка качества питательных сред Прием и регистрация исследуемого материала, поступившего на исследование Посев исследуемого материала на питательные среды Культивирование микроорганизмов Изучение культуральных, морфологических, серологических свойств микроорганизмов Определение сахаролитических свойств Определение протеолитических свойств микробов Определение окислительно-восстановительных фермен­тов Определение ферментов агрессии Определение чувствительности микроорганизмов к бак­териофагам, антибактериальным препаратам Работа с оборудованием: сухожаровой шкаф, термо­стат, дистиллятор, рН-метр, денсиметр Заполнение лабораторной документации (бланк, журнал, дневник практики) Уничтожение микробных культур Обезвреживание патологического материала Дезинфекция объектов окружающей среды (рабочее ме­сто, перчатки, руки, лабораторная посуда, инст­рументы, оборудование и др.) Участие во внутреннем лабораторном контроле ла­борато­рии клинической микробиологии
Зачет
Итого

СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

День прак­тики Наименование лаборатории/ отдела лабора­тории Содержание работы студентов Объем ча­сов Уро­вень ус­вое­ния
1-2 Лаборатория клинической микробиологии / средоварочная Работа под руководством сотрудника лаборатории клинической микробиологии Повторение устройства и задач лаборатории клинической микробиологии. Повторение требований к лабораторным помещениям и лабораторному оборудованию. Повторение нормативных документов, регламентирующих работу лаборато­рии. Оборудование рабочего места медицинского лабораторного техника для приготовления питательных сред. Приготовление физиологического раствора. Приготовление ПА, ПБ, сред Гисса, агара Эндо, ЛПС, ЖСА, КА и др. Определение рН сред. Разливка сред. Стери­лизация питательных сред. Оценка качества питательных сред. Подготовка бокса биологической безопасности к работе. Работа с оборудованием: термо­стат, дистиллятор, рН-метр. Заполнение лабораторной документации (журнал, дневник практики) Участие во внутреннем лабораторном контроле ла­боратории клинической микробиологии   Самостоятельная работа студента 1) Повторение правил техники безопасности и санэпидрежима в микробиологической лаборатории (Сан­ПиН 2.1.3.2630 -10 ''Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим меди­цинскую деятельность''). 3) Записать в дневнике технику безопасности и правила работы с термо­статом, дистиллятором, рН-мет­ром, при использовании бокса биологической безопасности. 4) Написать в дневник отчет о проделанной за день работе. 5) Заполнить лист формирования профессиональных компетенций. 6) Заполнить лист формирования общих компетенций
3-6 Лаборатория клинической микробиологии /помещения для проведения бак­те­риологических и санитарно-микробиологиеских исследований Работа под руководством сотрудника лаборатории клинической микробиологии 1) Оборудование рабочего места на различных участках работы (прием, регистрация, посев биомате­риала). 2) Прием, регистрация и маркировка поступившего материала. 3) Посев исследуемого материала на питательные среды. 4) Работа с термостатом, СО2-инкубатором, микроскопами. 5) Оформление лабораторной документации 6) Использование средств барьерной защиты (халат, перчатки, маска, защитный экран (очки). 7) Обработка рабочего места и рук дезинфицирующим раствором. 8) Работа в боксе для санитарно-микробиологических исследований. 9) Культивирование микроорганизмов 10) Изучение культуральных, морфологических, серологических свойств микроорганизмов 11) Определение сахаролитических, протеолитических свойств 13) Определение окислительно-восстановительных фермен­тов, ферментов агрессии 14) Участие в проведении санитарно-микробиологических исследований. 15) Постановка теста по обнаружению бактериофага 17) Работа с оборудованием: сухожаровой шкаф, термо­стат, дистиллятор, денсиметр 18) Заполнение лабораторной документации (бланк, журнал, дневник практики) 19) Сбор отработанного биологического материала, микробных культур, посуды. 20) Уничтожение микробных культур 21) Обезвреживание патологического материала 22) Дезинфекция объектов окружающей среды (рабочее место, перчатки, руки, лабораторная посуда, инст­рументы, оборудование и др.) 23) Участие во внутреннем лабораторном контроле ла­боратории клинической микробиологии   Самостоятельная работа студента 1) Зарисовать в дневнике схемы посева различного биологического материала на питательные среды. 2) Записать в дневнике перечень документов, оформляемых медицинским лабораторным техником при приёме биологического материала для микробиологического исследования. 3) Написать в дневнике отчет о проделанной за день работе. 5) Заполнить лист формирования профессиональных компетенций. 6) Заполнить лист формирования общих компетенций    
Зачет 1)Защита реферата (с презентацией). Проверка практических навыков. 2)Проверка дневника производственной практики. 3)Проверка отчета по производственной практике. 4)Проверка листа формирования профессиональных компетенций. 5)Проверка листа формирования общих компетенций.  

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

Наши рекомендации