Построение противоположного высказывания

Пользуясь законами де Моргана, нетрудно определить правило, по которому строится высказывание, противоположное данному. Для построения противоположного высказывания, следует записать высказывание в виде формулы, а затем надчеркнуть эту формулу и упростить полученное высказывание, пользуясь доказанными законами математической логики.

Очень часто в высказываниях (особенно, математических) присутствуют кванторы общности ( Построение противоположного высказывания - student2.ru ) или существования ( Построение противоположного высказывания - student2.ru ). При построении противоположного высказывания данные кванторы взаимно заменяют друг друга. Поэтому правило построения высказывания, противоположного высказыванию, содержащему кванторы, такое. В исходном высказывании выделяется основная фраза, которая содержится в последней части высказывания. При построении противоположного высказывания кванторы взаимно заменяются, а последняя фраза заменяется на противоположную.

Примеры.1. Исходная фраза: «Каждого человека посещает мысль о том, что либо он должен поместить все деньги в банк, либо приобрести акции нефтяных компаний».

Запишем с помощью кванторов: « у Построение противоположного высказывания - student2.ru человека Построение противоположного высказывания - student2.ru мысль (( Построение противоположного высказывания - student2.ru деньги положить в банк) Построение противоположного высказывания - student2.ru (приобрести акции нефтяных компаний))». То, что мы поместили в скобку, и есть основная фраза, содержащаяся в последней части высказывания. Фраза, противоположная той, что в скобках, в формальной записи имеет вид: (( Построение противоположного высказывания - student2.ru деньги, не положенные в банк) Построение противоположного высказывания - student2.ru (не приобретать акции нефтяных компаний)). Операция дизъюнкции заменена на операцию конъюнкции в соответствии с законом де Моргана. Запись высказывания, противоположного исходному, в кванторах имеет вид: « Построение противоположного высказывания - student2.ru человек , у которого Построение противоположного высказывания - student2.ru мысль (( Построение противоположного высказывания - student2.ru деньги, не положенные в банк) Построение противоположного высказывания - student2.ru (не приобретать акции нефтяных компаний))».

После некоторой литературной обработки наше высказывание принимает вид: «Есть люди, твердо уверенные в том, что не все деньги следует доверять банкам и что нельзя покупать акции нефтяных компаний».

2. Аналогичным способом строятся высказывания, противоположные математическим, таким как «Для любого Построение противоположного высказывания - student2.ru существует Построение противоположного высказывания - student2.ru такое, что при любом Построение противоположного высказывания - student2.ru , обладающем свойством Построение противоположного высказывания - student2.ru , выполняется неравенство Построение противоположного высказывания - student2.ru ».

Запишем исходное высказывание в кванторах: « Построение противоположного высказывания - student2.ru такое, что Построение противоположного высказывания - student2.ru ». Противоположное высказывание в кванторах имеет вид « Построение противоположного высказывания - student2.ru такое, что Построение противоположного высказывания - student2.ru ,( Построение противоположного высказывания - student2.ru )». Читается противоположное высказывание так: «существует такое Построение противоположного высказывания - student2.ru , что для любого положительного Построение противоположного высказывания - student2.ru можно подобрать такое Построение противоположного высказывания - student2.ru , что Построение противоположного высказывания - student2.ru , и при этом Построение противоположного высказывания - student2.ru ».

Кстати, исходное высказывание – это математическое определение того факта, что функция Построение противоположного высказывания - student2.ru имеет в точке Построение противоположного высказывания - student2.ru предел, равный Построение противоположного высказывания - student2.ru . Противоположное высказывание – это математическое определение того, что у функции Построение противоположного высказывания - student2.ru в точке Построение противоположного высказывания - student2.ru либо не существует предела, либо есть предел, отличный от нуля.

Задания

1. Среди предложений выделите высказывания и определите их истинностные значения: 1) Рыбы живут в воде. 2) Осень – хорошее время года. 3) Казань – столица США. 4) Волга впадает в Каспийское море. 5) Не ходи сюда! 6) 2 + 2 = 4. 7) 3 – 5 = 8.

2. Пусть А: «Сегодня буду писать отчет»; В: «Сегодня буду отдыхать»; С: «На улице идет дождь». Сформулируйте предложения соответствующие формулам:

1) А^В, 2) С^В, 3) ⌐А^В, 4) С^А, 5) А Ú ⌐В, 6) ⌐ С Ú А, 7) С→ ВÚА, 8) (В↔С) ^А.

3. Составьте формулы, соответствующие повествовательным предложениям, обозначая буквами элементарные высказывания: 1) Идет дождь или кто-то не выключил душ; 2) Если вечером будет туман, то я останусь дома или вынужден буду взять такси; 3) Если я устал или голоден, то не могу заниматься; 4) Если Роман проснется и пойдет на лекцию, то он будет доволен, а если не проснется, то не будет доволен; 5) Хлеба уцелеют тогда и только тогда, когда будут вырыты ирригационные канавы, а если хлеба не уцелеют, то фермеры обанкротятся и оставят свои фермы.

4. Сформулируйте словесно высказывания:

1) (АÚ В) →С, С→(А^В), где А: лето жаркое; В: лето дождливое; С: я поеду в отпуск;

2) (А^ В) →С, (АÚ В) → С, где А: фигура ромб; В: фигура прямоугольник; С: фигура параллелограмм;

3) (⌐ АÚВ) → ⌐С, С→(АÚ ⌐В), где А: сегодня светит солнце; В: сегодня сыро; С: я поеду на дачу.

5.Докажите с помощью таблиц истинности равносильность формул:

1) А → (В → С) º (А^В) →С;

2) ( А→В) ^(А→С) º А→(В^С).

6.В результате тестирования были установлены следующие факты(И):

1) если Иванов не увлекается историей, то либо Петров , либо Сидоров ею увлечены, причем не Сидоров и Иванов одновременно;

2) если Сидоров не увлечен историей, то Иванов увлечен ею, Петров нет;

3) если Иванов историк, то и Сидоров историк.

Выяснить, кто согласно указанным фактам увлекается историей.

7.Пусть значение высказывания А →В = И, что можно сказать о значении высказывания

⌐А ^В ↔А ÚВ?

8. Проверить, является ли данная логическая формула тавтологией:

1) (А Ú В) → В Ú⌐А; 2) А Ú В ↔⌐(⌐А ^ ⌐В); 3) А → (А Ú (⌐В^ А)).

9. Переведите каждое рассуждение в логическую символику и установите, имеет ли место в нем логическое следование:

1) Если он принадлежит к нашей компании (К), то он храбр (Х) и на него можно положиться (П). Он не принадлежит нашей компании. Значит, он не храбр или же на него нельзя положиться.

2) В бюджете возникнет дефицит (D), если не повысят пошлины (P). Если в бюджете имеется дефицит, то государственные расходы на общественные нужды сократятся (O). Значит, если повысят пошлины, то государственные расходы на общественные нужды не сократятся.

3) Если он автор этого слуха (А), то он глуп (Г) или беспринципен (Б). Он не глуп и не лишен принципов. Значит, не он автор этого слуха.

4) Если бы он ей не сказал, она ни за что не узнала бы. А не спроси она его, он бы и не сказал. Но она узнала. Значит: Она его спросила.

5).Если бы он не пошел в кино, он не получил бы двойки. Если бы он подготовил домашнее задание, то он не пошел бы в кино. Он получил двойку. Значит, он не подготовил домашнее задание.

10.Проверить правильность рассуждения средствами логики суждений: «Если бы он не пошел в кино, он не получил бы двойки. Если бы он подготовил домашнее задание, то он не пошел бы в кино. Он получил двойку. Значит, он не подготовил домашнее задание».

19. Пользуясь правилом построения противоположного высказывания, записать утверждения, противоположные следующим:

1) На любом курсе каждого факультета КГУ есть студенты, сдающие все экзамены на «отлично».

2) Каждый студент философского факультета КГУ имеет друга, который умеет решать все логические задачи.

3) В любом самолете на рейсе Вашингтон-Москва присутствует хотя бы один сотрудник силовых органов, в каждой пуговице одежды которого вмонтирован микрофон.

Построение противоположного высказывания - student2.ru

Элементы теории множеств

Понятие множестваили совокупности принадлежит к числу простейших математических понятий. Оно не имеет точного определения. Любое множество задается своими элементами. Примерами являются множество книг в библиотеке или множество студентов, присутствующих на занятии. Обычно множество обозначают заглавными латинскими буквами (A), а его элементы строчными латинскими буквами (a). То, что элемент принадлежит множеству, обозначают так: a Построение противоположного высказывания - student2.ru A. Если a не принадлежит A, то этот факт обозначают так: a Построение противоположного высказывания - student2.ru A.

Чтобы задать множество, следует или перечислить его элементы, или указать характеристическое свойство его элементов, то есть такое свойство, которым обладают все элементы множества и только они.

Примеры. 1. Множество натуральных чисел можно задать так: N={1, 2, 3,…,n, n+1,…}. Из записи следует, что все натуральные числа, начиная с двойки, получаются прибавлением единицы к предыдущему числу.

2. Множество целых чисел можно задать так: Z={0, 1 ,–1, 2, –2,…,n, –n,…}.

3. Множество рациональных чисел можно задать так:

Построение противоположного высказывания - student2.ru ={ Построение противоположного высказывания - student2.ru | Построение противоположного высказывания - student2.ru }. Вертикальная черта внутри фигурной скобки

означает, что далее идет описание характеристических свойств введенных обозначений.

Два множества равны тогда и только тогда, когда состоят из одних и тех же элементов. Если все элементы множества A содержатся в множестве B, то говорят, что A является подмножеством множества B и обозначают A Построение противоположного высказывания - student2.ru B.

В рамках рассматриваемой математической теории вводят два исключительных множества: пустое множество ( Построение противоположного высказывания - student2.ru ), не содержащее элементов, и универсальное множество или «универсум» (U), содержащее все элементы данной теории.

Аксиоматика операций над множествами

Основными операциями над множествами являются следующие.

1. Дополнение.Для любого множества Построение противоположного высказывания - student2.ru определим дополнение Построение противоположного высказывания - student2.ru .

Например, в множестве вещественных чисел дополнением к множеству Построение противоположного высказывания - student2.ru является множество всех иррациональных чисел.

2. Объединение.Для любых двух множеств Построение противоположного высказывания - student2.ru определим объединение Построение противоположного высказывания - student2.ru .

Например, объединением отрезков [1,3] и [2,7] является отрезок [1,7].

2. Пересечение.Для любых двух множеств Построение противоположного высказывания - student2.ru определим пересечение Построение противоположного высказывания - student2.ru .

Например, пересечением отрезков [1,3] и [2,7] является отрезок [2,3].

Для иллюстрации операций над множествами вводят диаграммы Эйлера-Венна – круги, обозначающие множества. Так, введенные нами операции иллюстрируются следующим образом.

Построение противоположного высказывания - student2.ru

А Построение противоположного высказывания - student2.ru Построение противоположного высказывания - student2.ru

Подчеркнем, что диаграммы Эйлера-Венна не могут служить доказательствами равенства множеств.

Кроме введенных нами трех операций над множествами существуют еще операции, которые могут быть представлены как комбинация простейших операций. Введем операцию вычитаниямножеств:

Построение противоположного высказывания - student2.ru . На диаграмме Эйлера-Венна результат вычитания выглядит так: Построение противоположного высказывания - student2.ru

А\В Построение противоположного высказывания - student2.ru = U\В

Докажем, что Построение противоположного высказывания - student2.ru . Для доказательства равенства двух множеств следует убедиться в том, что все элементы первого множества принадлежат второму и все элементы второго множества принадлежат первому.

а) Пусть Построение противоположного высказывания - student2.ru . Из определения следует, что справедливо высказывание Построение противоположного высказывания - student2.ru . Из определения дополнения к множеству Построение противоположного высказывания - student2.ru следует, что Построение противоположного высказывания - student2.ru . Теперь из определения пересечения множеств следует, что Построение противоположного высказывания - student2.ru . То есть, любой элемент из множества Построение противоположного высказывания - student2.ru принадлежит множеству Построение противоположного высказывания - student2.ru .

б) Пусть Построение противоположного высказывания - student2.ru . Из определения пересечения множеств следует, что Построение противоположного высказывания - student2.ru . Из определения дополнения множества получим Построение противоположного высказывания - student2.ru . В соответствии с определением разности множеств Построение противоположного высказывания - student2.ru . Следовательно, любой элемент из множества Построение противоположного высказывания - student2.ru принадлежит множеству Построение противоположного высказывания - student2.ru .

Доказательство равенства двух множеств закончено.

Нетрудно заметить, что при доказательстве, связанном с множествами, большую роль играют высказывания, присутствующие в определении высказывания. Поскольку эти высказывания содержат логические операции, естественно предположить, что законы, справедливые для логических операций, могут быть перенесены на множества. Это, действительно, так.

Наши рекомендации