Субституция и репрезентация

Субституция и репрезентация – это способы реализации структурной завершенности высказывания.

Репрезентанты способны замещать конструкцию, частью которой они являются. К ним относятся указательные местоимения this/that, неопределенные местоимения all, both, half, other, some, any, each, every, either, neither, вопросительное слово whose, формы прилагательных the next, the last, количественные и порядковые числительные, существительные в родительном падеже, приинфинитивная частица to.

Большинство репрезентантов употребляется анафорически, т.е. замещают антецедент (определяемое слово в предшествующей части текста):

· This book is good but that is bad [=that book].

· He has passed two exams and is going to take the last[=the last exam].

Типичный случай репрезентации – краткий ответ на вопрос (I don’t, I can’t и т.п.): Can you read this? Yes, I can [=can read]

Приведем еще несколько примеров репрезентации:

· I interviews ten candidates today. He was the first[the first candidate].

· Shall I analyze this or that text? Better do both[both books].

Субституты замещают слово или словосочетание, в которое они не входят. Различают глагольную субституцию (глагол do) и именную субституцию (личные местоимения, возвратные местоимения, местоимения с one, body и thing, абсолютные формы притяжательных местоимений, замещающее «one»). Некоторые субституты употребляются анафорически, т.е. замещают антецедент в предшествующей части текста (he, they, one). Ряд других не имеет антецедента (I, we, местоимения с -self).

· Would you like me to help you? Please, do[=help me].

· Did Peter call yesterday? Yes, he [Peter] did [called].

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинар I

ГРАММАТИЧЕСКАЯ ФОРМА И ГРАММАТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ СЛОВА. ТЕОРИЯ ЧАСТЕЙ РЕЧИ. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

1. Понятие грамматической формы и грамматического значения. Морфологические средства передачи грамматических значений.

2. Грамматическая категория как система выражения обобщенного значения, осуществляемого через парадигматическое соотнесение форм.

3. Понятие лингвистической оппозиции. Три типа оппозиций в морфологии: привативная, эквиполентная, градуальная. Бинарная привативная оппозиция - главный тип оппозиции в морфологии.

4. Нейтрализация оппозиций.

5. Принципы грамматической классификации слов. Трудности классификации слов по частям речи.

6. Традиционная и синтаксико-дистрибутивная классификация словарного состава.

7. Знаменательные и служебные части речи.

8. Имя существительное (грамматическое значение, словообразование, подклассы). Грамматические категории имени существительного.

Темы для докладов по теме "Имя существительное":

1. Категория числа.

2. Проблема категории падежа.

3. Проблема категории рода.

Рекомендуемая литература:

1. Бархударов Л.С. Очерки по морфологии современного английского языка. М., 1975. С.41-70.

2. Блох М.Я. Теоретические основы грамматики. М.: Высшая школа, 1986. С.81-96, 62-73.

3. Иванова И.П., Бурлакова В.В., Почепцов Г.Г. Теоретическая грамматика современного английского языка. М.: Высшая школа, 1981. С.9-34.

4. Ilyish B.A. The Structure of Modern English. L., 1971. P.24-26. Ilyish B. The Structure of Modern English. L., 1971. pp.27-35; 36-48.

5. Курс лекций по теоретической грамматике.

Семинар II

ГРАММАТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ГЛАГОЛА

1. Семантические, морфологические и синтаксические характеристики глаголов современного английского языка.

2. Категория времени.

3. Категория вида.

4. Категория временной отнесенности.

5. Категория залога.

6. Категория наклонения. Проблема сослагательного наклонения.

7. Категория лица и числа.

8. Неличные формы глагола.

Темы для докладов по теме «Глагол»:

1. Инфинитив, его именные и глагольные характеристики.

2. Причастие, его именные и глагольные характеристики.

3. Герундий, его именные и глагольные характеристики.

4. Вторично-предикативные конструкции в английском языке.

Рекомендуемая литература:

1. Бархударов Л.С. Очерки по морфологии современного английского языка. М., 1975. С.97-154.

2. Иванова И.П., Бурлакова В.В., Почепцов Г.Г. Теоретическая грамматика современного английского языка. М.: Высшая школа, 1981. С.46-87.

3. Смирницкий А.И. Морфология английского языка. М.: Изд-во «Иностранная литература», 1959. С.197-361.

4. Ilyish B.A. The Structure of Modern English. L., 1971. P.86-129; 130-143.

5. Курс лекций по теоретической грамматике.

Семинар III

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

1. Предложение как единица сообщения и центральная единица синтаксиса. Проблема определения предложения. Аспекты предложения.

2. Структурная классификация предложений. Простое предложение как монопредикативная синтаксическая конструкция. Двусоставные и односоставные простые предложения. Полные и неполные предложения.

3. Коммуникативные типы предложений. Проблема восклицательного предложения.

4. Главные и второстепенные члены предложения.

5. Осложненное предложение и его типы.

6. Сложноподчиненное предложение: главное предложение, придаточное предложение. Союзное подчинение и бессоюзное подчинение. Параллельное подчинение и последовательное подчинение.

Темы для докладов:

1. Методы синтаксического анализа: актуальное членение предложения (понятие актуального членения, компоненты актуального членения, средства актуального членения).

2. Методы синтаксического анализа: членение предложения по непосредственно составляющим.

3. Трансформационная грамматика, ее сущность и недостатки.

4. Субституция и репрезентация.

Рекомендуемая литература:

1. Бархударов Л.С. Структура простого предложения современного английского языка. М.: Высшая школа, 1966. С.30-43; 44-100; 188-196. 172-188;

2. Иванова И.П., Бурлакова В.В., Почепцов Г.Г. Теоретическая грамматика современного английского языка. М.: Высшая школа, 1981. С.183-207; 207-213; 240-241; 256-260.

3. Блох М.Я. Теоретические основы грамматики. М.: Высшая школа, 1986. С.256-260. 207-213; 249-241

4. Ilyish B.A. The Structure of Modern English. L., 1971. P.191-197. 198-216

5. Irtenyeva N.F., Barsova O.M., Blokh M.Y., Shapkin A.P. A Theoretical English Grammar (Syntax). M.: Higher School Publishing House, 1969. P.66-72; 76-89.

6. Курс лекций по теоретической грамматике.

Наши рекомендации