Виды и профиль профессиональной деятельности бакалавра

Кафедра русского языка и речевой культуры

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель проректора по учебной работе
и академическому развитию

Н.И. Дундин

"____"________________________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Б.3. Б.6. Современный русский язык

Направление подготовки: 031300.62 Журналистика

Квалификация (степень): бакалавр

Форма обучения: очная

Архангельск

Программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО № 775
от 21 декабря 2009 г. и учебным планом САФУ для очной формы обучения
от 17 февраля 2012 г.

Составители – преподаватели кафедры русского языка и речевой культуры Института филологии и межкультурной коммуникации САФУ им. М.В. Ломоносова: Котцова Е.Е., доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка и речевой культуры (раздел «Лексикология»), кандидаты филологических наук, доценты кафедры Юдина Т.М. (раздел «Словообразование и орфоэпия»), Петрова Н.А. (раздел «Морфология»), Попова Л.В. (раздел «Синтаксис»)

ТРЕБОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

Виды и профиль профессиональной деятельности бакалавра

Рабочаяпрограмма учебной дисциплины является частью основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки ФГОС ВПО 031300.62 Журналистика.Квалификация (степень): бакалавр.Форма обучения: очная.

1.2 Место учебной дисциплины (модуля) «Современный русский язык» в структуре ООП бакалавриата по направлению подготовки031300.62 Журналистика. Дисциплина-модуль входит в базовую часть профессионального цикла (Б.3.Б.6). Является одним из центральных курсов в системе специальных дисциплин, предусмотренных учебным планом для подготовки специалиста-журналиста.

Ориентирована не только на приобретение студентами системных теоретических знаний о современном русском литературном языке в синхронном плане, но и на формирование индивидуально-творческого осмысления языковых фактов с учетом их лингвистической интерпретации в науке. Дисциплина «Современный русский язык» состоит из отдельных курсов, в рамках которых изучаются разные уровни языковой системы: 1) «Лексикология (в т.ч. фразеология и лексикография)» (1 курс, 1 семестр), 2) «Словообразование» (1 курс, 2 семестр), 3) «Морфология» (2 курс, 3 семестр), 4) «Синтаксис» (2 курс, 4 семестр).

Курс «Современный русский язык» (раздел «Лексикология») является первой дисциплиной модуля «Современный русский язык», базой для последующего изучения других разделов современного русского языка (словообразование, морфология, синтаксис), таких важных для профессиональной подготовки журналистов лингвистических дисциплин, как «Стилистика и литературное редактирование», «Основы коммуникативной культуры». В процессе изучения этого курса обогащается словарный запас студентов, развиваются навыки семантического, лексического, словообразовательного, грамматического анализа языковых единиц разных уровней (слов, морфем, словосочетаний, предложений как на системной, так и на функционально-коммуникативной основе..

Изучение раздела «Орфоэпия» реализуется в нормативно-стилистическом аспекте (нормы произношения), раздела «Морфемика и словообразование» – в традиционном структурно-семантическом аспекте, затем подключается системно-функциональный подход, учитывающий единство формы, значения и функции языкового знака, что предусматривает знакомство студентов-филологов с важнейшими явлениями и процессами в деривационной системе современного русского литературного языка, частично навыками функционально-когнитивного анализа словообразовательных ресурсов в языковой системе и в речи.

. 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины «Современный русский язык». Общая цель освоения дисциплины:формирование языковой личности, которая имеет качественную теоретическую подготовку, обладает навыками научно-исследовательской работы, знает языковые нормы и может пользоваться языком всех функционально-языковых стилей адекватно конкретной ситуации и поставленной коммуникативной задаче.

Задачи, вытекающие из данной цели (общие для всех разделов курса): 1) дать студентам научные знания о системной организации современного русского языка и его функционально-речевых свойствах на разных языковых уровнях, помочь им более глубоко овладеть языковыми нормами, научить использовать возможности языка; 2) ознакомить студентов с методикой научных исследований и подготовить к ведению самостоятельной научно-исследовательской работы в области русского языка и языка СМИ; 3) выработав умение пополнять и углублять знания, совершенствовать владение нормами русского литературного языка.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: фонетические, лексические, грамматические, семантические, стилистические нормы современного русского языка в целом и применительно к практике современных СМИ;

Уметь: следовать им в профессиональной деятельности;

Владеть свободно русским языком в его литературной форме, навыками устной и письменной речи, ее нормами и средствами выразительности.

Наши рекомендации