Определите неверное образование форм слов
Практическое занятие 7
1. Что определяют морфологические нормы?
Укажите род существительных.
1) Алоэ, леди, жюри, дзюдо, аллегри, пони, кофе, галифе, кенгуру, кюре, трио, фиаско, досье, пресс-атташе, резюме, денди, янки, пани, хинди, рандеву, бикини, визави, секьюрити, фламинго, конфетти, ноу-хау, эму, дефиле, мсье, гризли, ток-шоу, фрау, эсперанто, фойе, инженю, кимоно, динго, буржуа.
2) Мозоль, тюль, задира, млекопитающее, рояль, тень, неженка, животное, картофель, молодежь, шампунь, врач, яблоня, вуаль, манго, кепи, фламинго, библиотекарь, морковь, вишня, юноша, чудовище, лебедь, невежда, хрусталь, край, туш, тушь, бандероль, мошкара, жмурки.
3) Гюго, Осло, Гете, Нагасаки, Баку, Янцзы, Батуми, Дюма, Перу, Таити, Чили, По, Тарту.
4) ООН, РЭУ, РИА, СП, ГРЭС, ГЛОНАС, НИИ, ЦРУ, МИД, ГИБДД, БАМ, ФСБ, СНГ, гороно, вуз, спецкор.
Поставьте существительные в форму Р.п. мн. ч.
Сапоги, погоны, чулки, клипсы, армяне, грузины, цыгане, монголы, румыны, абрикосы, баклажаны, груши, няни, грабли, свечи, ясли, вафли, сумерки, полотенца, партизаны, минеры, мечты, певунья.
4. Поставьте существительные в форму множественного числа:
Паспорт, выбор, договор, доктор, офицер, лектор, директор, катер, инспектор, торт, шофер, отпуск, якорь, инженер, фельдшер, офицер, конструктор.
Определите неверное образование форм слов.
1) Она не носила серег и клипс; 2) у грузин, туркмен, турок, узбеков есть свои рецепты плова; 3) форма для изготовления вафлей; 4) долларовая банкнота; 5) коробка мандарин; 6) вкусный киви; 7) тапка свалилась с ноги; 8) росла без нянь; 9) будущие выбора; 10) у снадобий странный запах; 11) палец с мозолем; 12) тень сумерков; 13) тюль порвалась; 14) не взял полотенец; 15) у сотрудников отпуска; 16) носки удобнее чулков; 17) запачкать манжет; 18) Афины процветают; 19) стальной рельсой; 20) вкусные торта; 21) пара носков; 22) в республике Боливия; 23) фильмы с Чарли Чаплиным; 24) в проливе Босфора; 25) в городе Томске.
6. Раскройте скобки: выберите нужную форму; обоснуйте свой выбор.
1. Считать Сергеева в очередном (отпуске - отпуску). 2. Самолет совершил посадку в (аэропорте - аэропорту). 3. До сих пор в (цехе - цеху) нет кондиционера. 4. Из стеклянных шариков вытягивается нить диаметром несколько (микрон - микронов). 5. Уже вспахано сто (гектар - гектаров). 6. База отгрузила магазину четыре тонны (помидор - помидоров). 6. Покупатель попросил дать ему примерить (правый туфель - правую туфлю). 7. Кому приятно, чтобы ему наступили на (любимый - любимую) мозоль. 8. Главная (бухгалтер - бухгалтерша) отказалась подписать акт. 9. Директор дал указание перевести на другую работу (лаборанток, лаборантов) кафедры Иванову и Сидорову. 10. (Кассирша - кассир) секции обуви несвоевременно подсчитывала дневную выручку. 11. В нашей группе учится несколько студентов из (Кемерово - Кемерова). Роль Раневской в («Вишневом саду» - «Вишневом саде»). 12. В магазине был большой выбор (чулок - чулков, носок - носков). 13. (Договоры - договора) между предприятиями заключались в короткие сроки. 14. Кондитерская готовит оригинальные (торты - торта). 15. Без (свечей - свеч, блюдец - блюдцев, зеркалец - зеркальцев) гадать невозможно. 16. Николаеву не хватило (духа, духу)признать свою вину. 17. Многие упускали из (вида, виду),что цеху не хватает рабочих. 18. На личном (счете, счету)многих спортсменов значительное увеличение скорости забегов. 19. Производство (ласт, ластов)освоила фабрика общества «Динамо». 20. На комбинате построено отделение объемной закалки (рельс, рельсов).21. Производство детских (шорт, шортов)будет скоро налажено. 22. Больнице было передано двести комплектов одеял, наволочек и (простынь, простыней).
7. Раскройте скобки: выберите нужную форму; обоснуйте свой выбор.
1.Инженерам удалось подобрать (проводники, проводников), которым не были страшны условия тысячеградусной температуры и интенсивного облучения. 2. Дирекция была вынуждена наложить взыскание на (проводники, проводников), которыми не были вовремя сданы денежные отчеты. 3. Радарные установки засекли (истребитель, истребителя) на высоте двенадцати километров. 4. Следует призвать к ответственности (лица, лиц), которые нарушают общественный порядок. 5. На фотографии нетрудно узнать (лица, лиц) друзей и знакомых. 6. Режиссерам, отказавшимся от услуг кинокомпаний, не приходится рассчитывать на (звезды, звезд) экрана. 7. Изучать (звезды, звезд) минимального уровня светимости помогает электронная радиоаппаратура. 8. Лица, на (которые, которых) распространяется закон, должны представить необходимые документы.
Исправьте предложения.
На встрече нас познакомили со студентом Сашей Кох. 2. Репертуар Михаила Рыба обширен. 3. Защита сборной, возглавляемая Зеленовым и Соломкой, обеспечила неприкосновенность наших ворот. 4. Зрителям нравился лирический стиль сестры и брата Кауфманов. 5. В концертах часто выступали Давид и Игорь Ойстрах. 6. Оперетта И. Штраус «Цыганский барон» будет показана в октябре. 7. Роман Шарля де Костер переведен на многие языки. 8. Выступление Ромен Роллана против мировой войны имело широкий резонанс. 9. С Любовь Петровной Найман я знаком уже десять лет.
В контрольной работе будут следующие задания:
1.Расставить ударение в словах.
2. Определить вид переноса значения (метафора, метонимия, синекдоха)
3. Определить значение фразеологизмов
4. Определить значение слов, в том числе - паронимов.
5. Определить вид лексических ошибок и исправить предложения