Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Результаты обучения (усвоенные знания, освоенные умения) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: по лексикологии – определения основных понятий а) лексикологии, к которым относятся следующие: слово, лексическое значение, коннотация; виды переносных значений и основания переносов; основные виды парадигматических связей (гипонимы, синонимы, антонимы, омонимы и паронимы) и разновидности омонимов; исконно русские и заимствованные слова, признаки последних; устаревшие слова (историзмы и архаизмы, виды архаизмов) и неологизмы, в том числе окказионализмы; характеристика лексики функциональных стилей; термины и профессионализмы, жаргонизмы, в том числе арготизмы и сленг; диалектизмы; фразеологизмы; функции разных лексико-семантических группировок и лексических классов в речи; виды лингвистических словарей и их назначение. по словообразованию и орфоэпии: -основные понятия русской орфоэпии(орфоэпические нормы, орфоэпические варианты, стили произношения, типы произношения , трудности употребления и произношения, вариативность трактовки орфоэпических явлений в разных словарях ,система нормативных помет в словарях). по морфологии: основные понятия, характеризующие систему и структуру словообразовательного уровня (основные, минимальные, комплексные единицы; парадигматические, вариативные отношения между единицами словообразования); основные принципы классификации морфем современного русского языка (по значению, по функции, по формальному выражению); основные тенденции развития словообразовательной системы языка; цели и задачи грамматики, основные разделы, направления описания грамматического строя современного русского языка, типы грамматик и их функции;основные понятия морфологии: грамматическая форма (словоформа), парадигма как система форм, грамматическое значение, грамматическая категория, часть речи; основные классификации слов в морфологии: части речи, лексико-грамматические разряды, формальные классы. по синтаксису: основные понятия синтаксиса: синтаксическая единица, синтаксическая связь, синтаксические отношения; основные классификации синтаксических единиц; основные типы словосочетаний и предложений в русском языке. Виды самостоятельной работы студентов1. Подготовка к занятиям, выполнение домашних заданий. 2. Тестирование. 3. Контрольные письменные работы (1–2) по основным разделам курса или по всему курсу. 4. Конспектирование, аннотирование и реферирование научных работ. 5. Составление картотеки терминов. 6. Составление картотеки словарно-справочной литературы. 7. Выполнение творческих работ . 8. Привлечение ресурсов Интернет для подготовки. 9. Индивидуальные задания и сообщения по ним (5 мин.) на занятиях. Средствами мониторинга учебного процесса являются тестовые задания по темам и по всему курсу. Образовательные технологии. Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (разбор конкретных примеров, тестирование, проблемно-поисковые технологии, мозговой штурм, круглый стол и др.) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Формы контроля самостоятельной работы:мини-зачёт, контрольная работа, индивидуальный опрос, собеседование, тестирование, индивидуальные сообщения, составление картотеки лингвистических словарей, круглый стол, коллоквиум зачет (2 сем.), экзамен (4 сем.).
уметь: по лексикологии: а) формулировать значения слов одним из способов толкования, б) разграничивать прямые и переносные значения, основания переносов; разные виды видов омонимов и паронимов, синонимов и антонимов; историзмов и архаизмов; в) делать семантический анализ синонимов и антонимов; г) выделять в тексте лексико-семантические группировки (тематические группы, синонимы, антонимы и др.) и определять их функции; д) пользоваться словарями разных типов; д) выделять фразеологизмы разных типов (сращения, единства, сочетания, выражения, афоризмы), делать их анализ, определять роль в тексте. по словообразованию и орфоэпии: выявлять ортологические ошибки в современной речи, различать стили произношения, варианты произношения, различать трудности ударения, произношения, формообразования и употребления; выявлять систему нормативных помет в словарях; различать как внутриуровневые связи деривационной системы,так и ее внешние связи с фонетикой, лексикой, грамматикой; разграничивать структурные типы слов на базе основ различной степени членимости; различать позиционные и функциональные типы корней и аффиксов, делать их анализ; применять методику анализа морфемной структуры слова и методику словообразовательного анализа, уметь работать с применением алгоритмов, ориентированных на многоаспектную интерпретацию деривата ; характеризовать исторические изменения в структуре слова; по морфологии: определять грамматические значения отдельных словоформ и способы их выражения;находить, классифицировать и описывать части речи в тексте;образовывать правильные грамматические формы;разбираться в системе грамматических категорий, их типах;анализировать фактический материал на уровне систематики частей речи: форму, структуру, семантику и функции частей речи, производить морфологический разбор всех частей речи;использовать стилистические варианты форм частей речи;оперировать терминологическим аппаратом науки о морфологическом строе языка; учитывать функциональный потенциал различных частей речи. по синтаксису:оперировать терминологическим аппаратом науки о синтаксическом строе языка; находить, определять и описывать синтаксические единицы в тексте; анализировать форму, структуру, семантику и функции синтаксических конструкций; учитывать функциональный потенциал различных синтаксический конструкций.
владеть: – по лексикологии: лексикологической терминологией); методами лексико-стилистического анализа текста, полного лексического анализа слова (компонентный анализ значения, типов лексических значений, видов слов по разным классификациям); навыками семантического анализа разных видов лексических и лексико-семантических группировок (синонимов, антонимов, омонимов, паронимов и др.), их роли в речи; знаниями о системе словарей русского языка и навыками работы со словарями разных типов. – по словообразованию и орфоэпии: современными орфоэпическими нормами на профессиональном уровне; методикой морфемного анализа слов с основами полной и неполной степени членимости, методикой словообразовательного анализа; знаниями о системе орфоэпических, морфемных и словообразовательных словарей русского языка и навыками работы с ними. – по морфологии: навыками применения морфологических норм литературного языка; навыками анализа грамматических форм, всех частей речи современного русского языка; навыками устной и письменной речи, в том числе умением правильно образовывать грамматические формы. – по синтаксису: навыками владения синтаксическими нормами литературного языка; навыками анализа синтаксических единиц; навыками устной и письменной речи, в том числе умением правильно выстраивать синтаксические конструкции.

Наши рекомендации