Влияние осадков на работу авиации

Степень ухудшения видимости, обусловленная осадками, зависит от ряда обстоятельств и прежде всего от вида и ин­тенсивности осадков, а также от скорости полета. Полет в слабом и умеренном дожде при небольших скоростях со­провождается ухудшением видимости до 4—2 км. Это ухуд­шение вызывается в основном тем, что слой воды покрывает передние стекла кабины летчика и искажает их оптические свойства. Условия обзора через боковые стекла обычно бо­лее благоприятны. Образование сплошной водяной пленки на остеклении фонаря кабины не только ухудшает условия видимости, но и создает оптические искажения, а это осо­бенно опасно при взлете и посадке самолетов, а также при полетах в строю и на малых высотах.

При больших скоростях полетов потоки воды на стеклах кабины летчика даже при слабом и умеренном дожде ста­новятся настолько сильными, что видимость уменьшается до 1—2 км и менее, тогда как при наблюдении с земли види­мость по горизонту может быть более 4 км. При полете в зоне слабого и умеренного дождя вертикальная видимость с самолета в большинстве случаев позволяет вести наблюде­ние за крупными наземными ориентирами.

В зоне сильного ливневого дождя видимость резко ухуд­шается (до нескольких десятков метров), особенно при по­лете на большой скорости.

Чтобы улучшить условия обзора при полете в дожде, подменяются механические стеклоочистители, которые не всегда бывают эффективны и, кроме того, ухудшают аэро­динамические качества самолета. Более эффективное средство борьбы с водяной пленкой на стеклах кабин — приме­нение специальных составов в виде паст. Покрытые тонким слоем такой пасты, стекла не смачиваются водой, и дожде­вые капли, ударяясь о стекла, стекают с них узкими струй­ками, а условия наблюдения значительно улучшаются.

В сильный дождь показания указателя скорости могут быть заниженными, иногда до 100 км/ч. Происходит это вследствие ча­стичного блокирования каплями воды отверстия приемника воз­душного давления.

Ливневые осадки могут попасть в карбюратор поршневого двигателя и вывести его из строя. Встреча с крупнокапельными осадками может нарушить всасываемый двигателем поток воз­духа и привести к уменьшению оборотов компрессора.

Видимость в зоне снегопада значительно хуже, чем в зоне дождя: даже при слабом снегопаде она обычно не пре­вышает 1—2 км, а при умеренном и сильном снегопаде снижается до нескольких сотен метров и полет должен осу­ществляться по приборам. Кроме того, полет в снегопаде над поверхностью земли, покрытой снегом, резко отличается от полета в зоне дождя над местностью, не покрытой сне­гом. При снегопаде условия наблюдения за горизонтом и ориентирами значительно хуже, чем при дожде. Это объяс­няется главным образом уменьшением контраста между на­земными предметами, покрытыми снегом. Если при дожде вертикальная видимость обычно бывает удовлетворитель­ной, то при снегопаде она, как правило, очень плохая, осо­бенно в степных районах.

Полет в зоне осадков наряду с ухудшением видимости обычно сопровождается резким уменьшением высоты обла­ков, особенно на атмосферных фронтах; в большинстве слу­чаев минимальная высота облаков на атмосферных фронтах при осадках не превышает 50—100 м.

Сильные ливни или продолжительные дожди обложного характера в летний период могут сделать непри­годными для эксплуатации грунтовый аэродром на несколько часов, а иногда и на несколько суток. Осадки оказывают существенное влияние на состояние и эксплуатацию аэродромов. Наличие па ВПП льда, воды и другие осадков значительно увеличивает трудности эксплуатации само­летов с газотурбинными двигателями, обладающими по сравне­нию с поршневыми самолетами меньшими аэродинамическими со­противлениями, большими скоростями передвижения по земле и более мощными двигателями со значительным расходом воздуха.

Струя воды или мокрого снега, отбрасываемая носовым или основными колесами, может всасываться в двигатели, вызывая повреждения их конструкции или потерю тяги, достаточные для того, чтобы сделать, например, взлет опасным; возможно забива­ние небольших заборников, вызывающее перегрев масла, неточ­ную работу системы указателя скорости, повреждение закрылков и других частей конструкций самолетов. Плохое состояние ВПП вызывает трудности с управляемостью па пробеге. Отмечаются случаи сноса самолета с полосы на посадке, случаи выкатывания за пределы ВПП. При посадке на мокрую взлетно-посадочную полосу удлиняется длина пробега самолета. Так, у самолета Ту-104 при посадке на ВПП с мокрой поверхностью длина пробега уве­личивается на 30—35%.

Продолжительные или ливневые дожди могут привести к размоканию грунтовых аэродромов (например, в период осенних дождей грунтовой аэродром может быть выведен из строя на две – три недели).

Снежный покров, образующийся на аэродроме вследствие снегопадов, требует специальных работ по его уборке или укатке для обеспечения нормальных полетов.

Заключение

Облака и осадки, выпадающие из них, оказывают значительное влияние на работу авиации.

Полет в зоне осадков значительно усложняет полет, так как при полете в зоне осадков ухудшается видимость, снижение высоты облаков. Самолет в зоне осадков может попасть в сильную болтанку способную повредить самолет, в зоне переохлажденного дождя происходит очень опасное интенсивное обледенение самолета.

Преднамеренно входить в мощно-кучевые, кучево-дождевые облака и зоны сильных ливневых осадков запрещается.

Наличие осадков на ВПП уменьшает коэффициент сцепления. Вода, снег, слякоть, отбрасываемые носовым или основными колесами, могут всасываться в двигатели, возможно забивание небольших воздухозаборников, щелей в органах управления, механизации, шасси, различных створок и люков, приемников СВС. Продолжительные или ливневые дожди могут привести к размоканию грунтовых аэродромов.

Поэтому при совершении взлета/посадки во время осадков следует учитывать, увеличенную длину пробега, худшую управляемость самолета при пробеге, возможность отказа двигателя или систем самолета, из-за попадания в них снега или воды.

Список литературы.

1. Кравченко И.В., «Летчику о метеорологии», Воениздат, 1962.

2. Седунов Ю.С., Справочник «Атмосфера», Гидрометеоиздат, 1991.

3. Хаустов С.Н., Конспект лекций по метеорологии, Сасово, 2012.

4. Яковлев А.М., «Авиационная метеорология», Транспорт, 1971.

5. https://ru.wikipedia.org/wiki/облака

Наши рекомендации