Понятие об онтогенезе, росте и развитии. закономерности роста и развития детей и подростков

Методы исследования ВАФГ

Общие методы исследования:

1) Метод поперечного исследования- представляет собой параллельное, одновременное изучение особенностей организма у детей различных возрастных групп.

2) Метод продольного исследования- заключается в длительном (многие месяцы, иногда - годы) наблюдении за одними и теми же детьми.

Частные методы исследования:

1) Антропометрические- это методики измерения морфологических характеристик тела (измерение массы тела, роста, окружности грудной клетки и талии, обхват плеча и голени, толщина кожно-жировой складки и т.д. с помощью медицинских весов, ростомера, антропометра и других специальных приспособлений).

2) Физиометрические- это методики измерения функциональных возможностей организма (измерение уровня артериального давления, пульса, жизненной емкости легких (ЖЕЛ), силы сжатия кисти и др. с помощью специальных приборов).

3) Функциональные пробы- это метод исследования функционирования организма в процессе ее активности (н-р, под влиянием нагрузки).

Естественный эксперимент- в естественных условиях жизни изучается степень влияния факторов среды на состояние здоровье ребенка.

Статистические методы и системный анализ- позволяют провести статистическую обработку результатов, вскрывать наиболее существенные закономерности, функциональные связи и построить математические модели происходящих процессов.

Основными методами анатомии являются:

1) Препарирование; 2) Бальзамирование; 3) Рентгенологический

4) Эндоскопический; 5) Микроскопический

В гигиене различают 5 основных метода:

1) Эпидемиологический метод - это совокупность способов изучения здоровья населения с учетом факторов окружающей среды. Данный метод - один из ведущих в гигиене методов.

2) Метод санитарного описания-это последовательное описание объекта.

3) Экспериментальный метод- начал применяться со второй половины XIX в. Различают:

А) натурный эксперимент (например, Чернобыль)- учитывается множество воздействующих факторов.

Б) лабораторный эксперимент позволяет смоделировать действие отдельных факторов, уточнить дозы (концентрации), механизм действия фактора, обосновать безопасный уровень.

Эксперимент чаще всего проводится на лабораторных животных, а затем экстраполируется на человека. В отдельных случаях - на добровольцах, при соблюдении всех мер безопасности, установленных ВОЗ.

4) Метод санитарной экспертизы, или оценка воздействия- это комплексный подход к оценке влияния того или иного фактора на здоровье населения.

5) Метод оценки риска- позволяет определить число людей, которые будут отрицательно реагировать на действие того или иного фактора.

ПОНЯТИЕ ОБ ОНТОГЕНЕЗЕ, РОСТЕ И РАЗВИТИИ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Онтогенез- это индивидуальное развитие организма, включая весь комплекс последовательных и необратимых изменений, начиная от образования зиготы и до естественной смерти организма. В ходе онтогенеза реализуется наследственная программа развития организма в конкретных условиях среды.

В онтогенезе человека различают 2 относительно самостоятельных этапа:

1) пренатальный (внутриутробный, эмбриональный)-это период с момента зачатия и до рождения ребенка.Длится в среднем 280 дней.

2) постанатальный (постэмбриональный)-это период с момента рождения и до конца жизни.

Важными свойствами живого организма являются рост и развитие.

Развитие- это процесс количественных и качественных изменений, связанных с усложнением функций и взаимодействию всех его систем. Оно включает в себя три основных фактора: рост, дифференцировку органов и тканей, формообразование(приобретение организмом характерных, присущих ему форм). Они находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

Одной из основных физиологических особенностей процесса развития, отличающей организм ребенка от организма взрослого, является рост. Рост- это количественный процесс, связанный с увеличением количества клеток и их размеров. Например, в одних органах и тканях (кости, легкие), рост осуществляется преимущественно за счет увеличения числа клеток, в других (мышцы, нервная ткань)- в большей степени за счет увеличения размеров самих клеток.

У детей выделяют 3 периода ускоренного роста детей: до 1 года, от 6 до 7 лет, от 11 до 13 лет (препубертатный скачок роста).

После каждого «скачка» роста наступает период интенсивной дифференцировки,т.е.созревание структур организма. Такими периодами являются: возраст от 1 года до 4 лет, от 8 до 10 лет и от 14 до 20 лет.

Процессы роста и созревания протекают непрерывно в течение первых 20 лет. Так, например, у женщин ростовые процессы заканчиваются к 18-22 годам, а у мужчин к 20-25 годам. К 20 годам у человека заканчивается формирование эндокринной и нервной систем и т.д.

Закономерности роста и развития детского организма:

1) Гетерохронность (неодновременность) роста и развития (П.К.Анохин)- созревание разных систем происходит неодновременно, они включаются поэтапно, в зависимости от потребности организма в различные возрастные периоды. Например, после рождения у ребенка активно развиваются функции дыхательной, пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, формируются структуры головного и спинного мозга, так как это жизненно необходимо для адаптации ребенка к изменяющимся условиям среды, однако в этот возрастной период лимфатическая система не формируется- это происходит только к 10-12 годам.

2) «Энергетическое правило ске­летных мышц» (И. А. Аршавский)- осо­бенности энергетических процессов в разные возрастные пе­риоды, а также функционирование дыха­тельной и сердечно-сосудистой систем находятся в зависимости от соответствующего развития скелетной мускулатуры.

3) Надежность биологической системы (А.А.Маркосян)- это такой уровень регулирования процессов в организме, при котором обе­спечивается их оптимальное протекание с экстренной мобилиза­цией резервных возможностей организма.

Она построена на следующих принципах:

А)Взаимозаменяемость органов и структур- каждая функция организма, при неблагоприятных факторах может заменяться. Например- у слепых людей существенно возрастает чувствительность органов слуха, обоняния, осязания.

Б) Дублирование- многие процессы и функции могут дублироваться несколькими органами. Например, выведение из организма продуктов метаболизма осуществляется не только почками, но и легкими, кожей, жкт.

В) Избыточность и механизм «холодного резерва - любая функция может колебаться в относительно больших пределах, работать не на пределе своих возможностей, что обеспечивает наилучшее приспособление организма к факторам окружающей среды. Например, в крови одного человека столько тромбина- фермента, участвующего в свертывании крови, что его достаточно для осуществления этого процесса у 500 человек. Другой пример, сердце находится в режиме сокращения только 8 ч в сутки.

Г) Парность органов-при утрате одного органа, второй (его пара) будет выполнять функцию свою и утраченного органа. Например, человек может жить с одной почкой, с одним глазом и т.д.

Д) Относительно быстрый возврат к норме- возвращение к исходному состоянию зависит от уровня сдвига (т.е. тяжести) и от степени развития организма (т.е. возраста). Заболевание у человека не останавливает его развитие, оно продолжается т.к. все системы работают надежно.

Наши рекомендации