ТЕМА: САЛЬМОНЕЛЛЫ – ВОЗБУДИТЕЛИ БРЮШНОГО ТИФА, ПАРАТИФОВ И САЛЬМОНЕЛЛЕЗА

Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Читинская государственная медицинская академия

Кафедра микробиологии с вирусологией и иммунологией

Методические указания

к практическим занятиям по частной микробиологии для студентов

3 курса лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

Чита 2005

Методические указания составлены в соответствии с рабочими программами факультетов по микробиологии, вирусологии и иммунологии и рекомендованы к изданию Центральным научно-методическим советом академии

Составители: профессор Т.Д. Примак,

ст. преподаватель Черепанова Т.А.

Рецензент: доц. Кижло Л.Б.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К практическому занятию № 1

ТЕМА: САЛЬМОНЕЛЛЫ – ВОЗБУДИТЕЛИ БРЮШНОГО ТИФА, ПАРАТИФОВ И САЛЬМОНЕЛЛЕЗА

Обоснование темы. Сальмонеллезные инфекции являются актуальной проблемой современности, характеризуются широким распространением среди людей и животных, антибиотикорезистентностью и госпитальным значением. В связи с продолжающимся распространением и нарастающей летальностью проблема ранней профилактики и адекватного лечения сальмонеллезных инфекций приобрела большое значение. Одновременно широкая встречаемость данной патологии обусловлена появлением антибиотико-резистентных штаммов среди животных по причине применения антибактериальных средств в животноводстве, птицеводстве, рыбоводстве и большого числа иммунодефицитных состояний у современного населения планеты. По-прежнему регистрируются и тифозная группа сальмонеллезов, включая брюшной тиф и паратифы.

Цель обучения. Определить роль сальмонелл человека в патогенезе вызываемых ими заболеваний, научить методам лабораторной диагностики, определению практической ценности методов и принципам профилактики и лечения этих заболеваний.

Студент должен знать:

  • основные биологические и морфологические свойства сальмонелл
  • антигенные особенности основных возбудителей, таксономию возбудителей брюшного тифа, паратифов, пищевых и госпитальных сальмонелл
  • патогенез брюшного тифа, сальмонеллезной инфекции
  • методы лабораторной диагностики сальмонеллезных инфекций
  • основные средства лечения и профилактики сальмонеллезных инфекций

Студент должен уметь:

· выбрать наиболее эффективные методы исследования сальмонеллезной инфекции в конкретной ситуации;

· оценить результаты исследования методом бактериологического анализа, серологического, микроскопического исследования, ИФА, ПЦР.

Вопросы для самоподготовки

1. Общая характеристика семейства Enterobacteriaceae.

2. История открытия и изучения сальмонеллезной инфекций человека и животных. Пато­генность для человека и животных. Клинико-эпидемиологические сведения.

3. Таксономическая характеристика. Классификация по Кауфману-Уайту.

4. Сальмонеллы – возбудители брюшного тифа и паратифов А. Сальмонеллы – возбудители сальмонеллезов. Сальмонеллы – возбудители госпитальных инфекций. Биологические свойства.

5. Антигенная структура. Основные механизмы иммунного ответа при инфекциях, вызванных сальмонеллами.

6. Патогенез сальмонеллеза, брюшного тифа и паратифов. Механизм формирования бактерионосительства при брюшном тифе.

7. Лабораторная диагностика. Выбор материала для лабораторного исследования. Микробиологическая диагностика сальмонеллезных инфекций на различных стадиях инфекционного процесса. Комплексная оценка результатов исследования. Схема выделения гемо -, уро- и копрокультуры. Серологические методы диагностики брюшного тифа и паратифов: реакция Видаля (инфекционный, анамнестический, прививочный Видаль). РНГА-реакция непрямой гемагглютинации. Реакция нарастания титра фага (РНТФ), ее постановка. Фаготипирование брюшно-тифозных бактерий, его значение. Особенности обследования на бактерионосительство.

8. Сальмонеллезная инфекция как внутригоспитальная проблема.

9. Этиотропная терапия и пути возможной профилактики сальмонеллезных инфекций.

Вопросы для самоконтроля

1. Укажите морфологические особенности сальмонелл как представителей семейства энтеробактерий.

2. Каковы основные этапы сальмонеллезного поражения тканей организма человека?

3. Какие знаете особенности иммунного ответа при сальмонеллезных инфекциях?

4. Перечислите основные клетки организма, участвующие в защите от сальмонеллезной инфекции?

5. Перечислите сальмонеллезные инфекции, имеющие склонность к длительному и рецидивирующему течению.

6. Перечислите основные органы и ткани, где может происходить длительная репродукция и сохранение возбудителей брюшного тифа.

7. Перечислите основные пищевые источники сальмонеллеза?

8. Назовите группу риска лиц по возникновению сальмонеллезных инфекций.

9. Назовите возможные пути передачи сальмонеллезной инфекции новорожденному, выделив приоритетные.

10. Перечислите условно-патогенные и патогенные возбудители, являющиеся представителями рода сальмонелл.

11. Перечислите основные отличия пищевого и госпитального сальмонеллеза.

12. Какие серологические реакции применяются при диагностике сальмонеллезных инфекций?

13. Какие особенности имеются в лабораторной диагностике брюшного тифа и паратифов?

14. В каких случаях применяется реакция Видаля?

15. Каковы основные цели проводимой терапии при сальмонеллезной инфекции?

16. Значение антибактериальных препаратов в эпидемиологии сальмонеллезной инфекции.

17. Свойства сальмонелл при оценке их сохранения на объектах окружающей среды.

18. Назовите основные мероприятия, применяемые с целью профилактики сльмонеллезной инфекции среди населения и некоторых профессиональных групп.

19. Проанализируйте роль сальмонеллезной инфекции животных в эпидемиологии сальмонеллеза человека.

20. Назовите основные направления поиска методов лечения и профилактики сальмонеллезной инфекции.

Наши рекомендации