Лексические нормы

1.Сегодня у нас гость из Петербурга (тавтология:в гостях гость).

2.Выставка продлится три недели (незнание значения слова вернисаж: вернисаж– этоторжественное открытиехудожественной выставки).
3.Наши воины совершили много героических подвигов (.неразграничение паронимов: геройский – героический).
4.Дегустация узбекской кухни будет проходить 5 дней (.(незнание значения слова декада – с греч.яз. десять, десяток).
5.Возьми хлеб себе, он у нас все равно пропадает(плеоназм: бесполезно пропадает).
6.Смерть может наступить при коллапсе (незнание значения слова летальный -
7.Необходимо возобновить поставки лекарственных препаратов. (тавтология: возобновить вновь).
8.Человек лежал без движения и не проявлял признаков жизни (.плеоназм: мертвый труп).
9. Он постоянно простужался и болел (.повторение однокоренных слов: болезненный …болел).
10.На уроках русского языка под руководством преподавателя ( с помощью учителя). ученики находят в тексте речевые ошибки. (.(плеоназм: в целом тексте; повторение однокоренных слов: учатся- учитель –учит; находить-находить; нарушение лексической сочетаемости слов: речевые формы).
11.Все демократические силы мира должны объединиться (.тавтология:объединиться воедино).
12.Фирма реализует тетради по самой низкой цене (.нарушение лексической сочетаемости слов: по дешевой цене).
13.Ученики уделяли внимание ( или: проявляли заботу) своей первой учительнице (.нарушение лексической сочетаемости слов: уделяли заботу)
14.Все дружно поддержали тост ( незнание значения слова: тост)
15.Новому фильму обеспечен большой успех ( нарушение лексической сочетаемости слов: обречен на успех).
16. Собравшись, депутаты обсудили первостепенные задачи экономики области. Или: На заседании депутаты обсудили первостепенные задачи экономики области ( незнание значения слова: консилиум).
17.Призываю вас помочь нашему спортивному клубу (нарушение лексической сочетаемости слов:произвести помощь).
18. День рождения начнется в три часа дня(речевая недостаточность).
19.На стенах холла висели картины ( нарушение лексической сочетаемости слов:висела живопись).
20.В этом парке стоит удивительная по своей красоте статуя(нарушение лексической сочетаемости слов: стоит архитектура).
21.Одетые в шубы, валенки, теплые рукавицы, наши зрители не чувствовали ( ощущали) мороза (нарушение лексической сочетаемости слов: не воспринимали мороза).

Занятие № 10

Фразеология. Фразеологические обороты.

I.

1.Тянуть кота за хвост -надолго затягивать какое-либо решение или дело.
2.Витать в облаках— мечтать.
3.Плясать под чужую дудку -беспрекословно выполнять волю другого человека.
4.Сесть на шею— быть обузой для другого человека.
5.Водить за нос –обманывать
6.Мухи не обидит -кроткий человек.
7.Море по колено -ничто не страшно.
8.Видеть жизнь в черном цвете— мрачно воспринимать окружающее.
9. Видеть жизнь в розовом цвете— видеть ее лучше, чем есть на самом деле.

II.

1.В двух шагах; рукой подать

2.Семь пядей во лбу

3.Лапшу на уши вешать

4.Одна нога здесь, другая – там.

5.Сломя голову

6.Смотреть сквозь пальцы

7.Переливать из пустого в порожнее; точить лясы.

8.Дурака валять.

9.Спустя рукава.

10.Положить зубы на полку.

11.Не покладая рук.

Наши рекомендации