V. Рекомендации по оцениванию и анализ экспертных оценок

Заданий части 2

Примеры работ выпускников и анализ их экспертных оценок

В качестве примеров рассмотрим несколько ответов выпускников, полученных в процессе апробирования экспериментальных вариантов. Сравнивая их с эталонами ответов, прокомментируем выставленные экспертами баллы. Для сравнения предлагается вторая оценка ответов, выставленная разработчиками заданий.

Вариант 1

№20.

В стеклянный стакан, заполненный раствором поваренной соли, поместили эритроциты. Сравните рисунки нормальных эритроцитов (А) и эритроцита в растворе (Б). Определите по внешнему виду эритроцита концентрацию раствора солей в сосуде (выше нормы, ниже нормы, соответствует норме), если в крови в норме концентрация раствора солей составляет 0,9%. Ответ поясните.

А. V. Рекомендации по оцениванию и анализ экспертных оценок - student2.ru Б. V. Рекомендации по оцениванию и анализ экспертных оценок - student2.ru

Содержание верного ответа и указания по оцениванию(правильный ответ должен содержать следующие позиции) Баллы
Элементы ответа: 1) концентрация раствора 0,9%; 2) эритроцит в растворе не изменился, так как раствор в сосуде соответствует физиологическому  
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок
Ответ включает один из названных выше элементов, ИЛИ ответ включает два названных выше элемента, но содержит биологические ошибки
Ответ неправильный
Максимальный балл 2

Ответ ученика 1:

По внешнему виду эритроцита Б незаметно изменение по сравнению с рис. А. Из этого следует, что концентрация соли в растворе соответствует норме.

Оценка эксперта – 2 балла. Оценка разработчика– 2 балла.

Ответ правильный.

Ответ ученика 2:

Эритроциты в растворе Б имеют концентрацию, соответствующую норме. Значит, в крови в норме концентрация составляет 0,9%.

Оценка эксперта – 1 балл. Оценка – 0 баллов.

В ответе допущены ошибки, нет ответа на вопрос, как определена концентрация раствора. Переписан частично текст задания. Такой ответ нельзя оценить положительно.


№21.

В процессе эволюции у животного сформировался головной мозг, изображённый на рисунке. Определите тип и класс животного, для которого характерен такой головной мозг. Каковы особенности кровеносной системы и органов дыхания этого животного? V. Рекомендации по оцениванию и анализ экспертных оценок - student2.ru
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(правильный ответ должен содержать следующие позиции) Баллы
Элементы ответа: 1) тип Хордовые; 2) класс Млекопитающие; 3) четырёхкамерное сердце, два круга кровообращения; 4) органы дыхания – альвеолярные лёгкие  
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок
Ответ включает три из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает четыре названных выше элемента, но содержит биологические ошибки
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает три из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки
Ответ включает один из названных выше элементов ИЛИ ответ неправильный
Максимальный балл 3

Ответ ученика 1

На рисунке изображен мозг животного типа Хордовые, класс Млекопитающие

Оценка эксперта – 1 балл. Оценка – 1.

Ответ неполный, имеются только два элемента из эталона. Согласно критерию ответ оценивается в 1 балл.

Ответ ученика 2

На рисунке изображен мозг типа позвоночные, класс земноводные. Особенности кровеносной системы – двухкамерное сердце, два круга кровообращения (большой и малый), хладнокровность. Особенность органов дыхания – дышат легкими.

Оценка эксперта – 0 балл. Оценка – 0.

Ответ неправильный.

№22

В 1724 г. английский священник Стефан Хейлз провёл эксперимент, в котором использовал ветки одного растения, одинаковые сосуды с водой и измерительный инструмент – линейку. Он удалил с веток разное число листьев и поместил ветки в сосуды с равным количеством воды, а затем постоянно измерял уровень воды. С. Хейлз обнаружил, что уровень воды в разных сосудах изменился неодинаково. Объясните с чем это связано. Ответ поясните. Сформулируйте закономерность, установленную С. Хейлзом.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (правильный ответ должен содержать следующие позиции) Баллы
Описание ответа: 1. Изменение уровня воды связано с процессами поглощения и испарения воды растением 2. . Чем больше листьев на ветке, тем меньше воды оставалось в сосуде. 3. С. Хейлз установил закономерность: количество поглощаемой растением воды пропорционально общей площади поверхности листьев  
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит биологические ошибки
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки
Ответ неправильный
Максимальный балл 3

Ответ ученика1

В сосуде с водой, где на ветке было больше листьев, осталось меньше воды, а где было меньше листьев, осталось больше воды. Это и есть закономерность, установленная Хейлзом. Уровень воды неодинаковый, так как одной ветке требуется меньше воды для восстановления повреждённых участков.

Оценка эксперта: 1 балл. Оценка – 1.

Ответ неполный, нет объяснения причины испарения воды. Закономерность отсутствует в ответе. Имеется ошибка, вода не восстанавливает повреждённые участки.

Ответ ученика 2.

В сосуде, в котором была ветка с наименьшим числом листьев, воды осталось больше, т.к. листьев мало и они меньше испаряют воду. В сосуде, где были ветки с большим числом листьев, воды осталось меньше, т.к. они испаряют больше воды. Закономерность: где меньше листьев, тем больше воды остается в сосуде (они меньше впитывают воду, так как меньше испаряют).

Оценка эксперта: 3 балла. Оценка – 2.

Ответ правильный, но закономерность определена нечетко, это объяснение причины, а не закономерность. Однако эксперт поставил высший балл и завысил отметку.

№23

Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в ядре (клетке) семязачатка в профазе мейоза I и профазе мейоза II. Объясните результаты в каждом случае.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию(правильный ответ должен содержать следующие позиции) Баллы
Схема решения задачи включает: 1) в профазе мейоза I число молекул ДНК – 56, число хромосом – 28; 2) в профазе мейоза II число молекул ДНК – 28, хромосом – 14; 3) перед мейозом I число молекул ДНК увеличивается за счёт репликации ДНК, а число хромосом не меняется; 4) после редукционного деления мейоза I число хромосом и молекул ДНК уменьшилось в 2 раза  
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок
Ответ включает 2–3 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 4 названных выше элемента, но содержит биологические ошибки
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2–3 из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки
Ответ неправильный
Максимальный балл 3

Ответ ученика 1

В профазе мейоза I - 2n4с , то есть 28 хромосом, 56 ДНК, потому что перед началом деления в интерфазе произошла репликация ДНК. В профазе мейоза II n2с, то есть 14 хромосом, 28 ДНК, так как перед делением репликация не происходит.

Оценка эксперта: 3 балла. Оценка 2 балла.

Ответ правильный, но неполный. Причина уменьшения числа хромосом в профазе мейоза II не объяснена. Поэтому не может быть выставлен максимальный балл. Оценка завышена.

Ответ ученика 2

В профазе мейоза I – 28 хромосом, а в профазе мейоза II – 14 хромосом, так как они поляризовались.

Оценка эксперта: 1 балл. Оценка - 0 баллов.

Ответ неполный и имеются ошибки. Не указано число молекул ДНК в мейозе 1 и мейозе II. Нет объяснений профазы мейоза 1 и мейоза II. Имеется ошибка. Первые два элемента представлены частично, имеется ошибка, что не дают права на получение 1 балла. Оценка завышена.

 

№24.

Составьте родословную по следующим данным. Для составления родословной используйте условные обозначения, представленные на рисунке.

V. Рекомендации по оцениванию и анализ экспертных оценок - student2.ru

Мужчина страдает ночной слепотой. У его матери и отца нормальное зрение. Его жена, дочь и сын имеют нормальное зрение. Жена сына также здорова. Одна дочь от этого брака имеет нормальное зрение, а другая страдает ночной слепотой. Определите вероятность рождения в семье ребёнка, страдающего ночной слепотой.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию(правильный ответ должен содержать следующие позиции) Баллы
Рисунок родословной V. Рекомендации по оцениванию и анализ экспертных оценок - student2.ru 1)     2)   3)     4)   2) Вероятность рождения в семье ребёнка, страдающего ночной слепотой, – 25%  
К1 Составление родословной
В ответе представлен полный рисунок родословной, не содержит ошибок
На рисунке допущена 1 ошибка
На рисунке допущены 2 или более ошибки или рисунок отсутствует
К2 Определение вероятности наследования признака
Правильно определена вероятность наследования аномалии в семье и пол ребенка
Неправильно определена вероятность наследования аномалии в семье или пол
Максимальный балл 3

Ответ ученика 1

Родословная .

V. Рекомендации по оцениванию и анализ экспертных оценок - student2.ru

Оценка эксперта: 2 балл. Оценка - 2 баллов.

В ответе имеется только родословная, но нет решения задачи. Отсутствует ответ на вторую часть задания. Согласно критерию оценивания выставлено 2 балла.

Ответ ученика 2

аа х АА

Аа – дети здоровы.

Сын Аа, дочь Аа

А, а, А, а

Дети АА, 2Аа, аа.

Вероятность того, что ребенок родится с ночной слепотой, составляет 25%

Оценка эксперта: 1 балл. Оценка - 1 балл.

Имеется только решение задачи, но нет схемы родословной. Согласно критерию оценивания выставлено 1 балл.

№25.

Среднегодовой процент жира в молоке у 25 коров одной породы из одного стада представлен в таблице. Составьте вариационный ряд и постройте график вариационной кривой, отражающей зависимость частоты встречаемости признака от его значения. Определите среднее значение признака по формуле

М = Σ(υ·ρ)/ n

(где М – средняя величина; Σ – знак суммирования; υ – варианта; ρ – частота встречаемости вариант; n – общее число вариант вариационного ряда).

3,9 3,5 3,8 4,2 3,9 4,0 3,9 3,8 4,0
3,8, 4,0 3,9 3,6 4,0 4,3 3,8 4,1 3,7
3,9 4,1 3,8 3,9 4,0 3,6 3,7    

V. Рекомендации по оцениванию и анализ экспертных оценок - student2.ru

Содержание верного ответа и указания по оцениванию(правильный ответ должен содержать следующие позиции) Баллы
Элементы ответа 1) вариационный ряд 3,5*1+3,6*2+3,7*2+3,8*5+3,9*6+4,0*5+4,1*2+4,2*1+4,3*1 2) построение графика V. Рекомендации по оцениванию и анализ экспертных оценок - student2.ru 3) Среднее значение признака М=Σ (3,5*1+3,6*2+3,7*2+3,8*5+3,9*6+4,0*5+4,1*2+4,2*1+4,3*1)/25=3,888    
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок
Ответ включает два из названных выше элементов (график обязательно) и не содержит ошибок, ИЛИ ответ включает все названные выше элементы, но содержит ошибки
Ответ включает один из названных выше элементов (график обязательно) и не содержит ошибок, ИЛИ ответ включает два из названных выше элементов, но содержит ошибки
Ответ неправильный
Максимальный балл 3

Ответ ученика 1

V. Рекомендации по оцениванию и анализ экспертных оценок - student2.ru

V. Рекомендации по оцениванию и анализ экспертных оценок - student2.ru

Оценка эксперта - 3 балла. Оценка - 2 балла.

Согласно заданию, необходимо составить вариационный ряд, график и вычислить среднее значение признака. Однако вариационный ряд не составлен. Оценка завышена.

Анализ ответов выпускников и их экспертных оценок позволил сделать вывод о том, что выставление баллов часто основано на субъективности проверяющих. Поэтому перед началом проверки работ тестируемых необходимо тщательное предварительное обсуждение членами предметных комиссий критериев ответов, составление веера возможных вариантов ответов и разработка единых подходов.

Для проверки развернутых ответов учащихся требуется специальная подготовка экспертов, проведение консультаций и тренингов.

Анализ ответов экзаменуемых на задания с развернутым ответом, проведенный в течении последних лет, показал, что среди причин допускаемых ошибок следует назвать следующие:

1. Невнимательное прочтение инструкций к каждому типу заданий и предписаний к их выполнению (заполнение бланков ответа).

2. Отсутствие знаний обязательного учебного материала, неумение их использовать при ответе на задание.

3. Неумение выделить главное в формулировке задания, провести его анализ.

4. Освещение второстепенного материала, не имеющего отношения к поставленному вопросу, в ответах на задания части 2.

5. Несформированность умения работать с текстом, выделить в нем главное, существенное, определить по рисунку, схеме необходимую информацию.

6. Отсутствие вывода, обобщения, пояснения, требуемого в задании с развернутым ответом при наличии соответствующего указания (Ответ поясните; приведите примеры; какой закон проявляется в конкретном случае; объясните полученные результаты).

Наши рекомендации