Образ главного героя в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

- Вы прочитали рассказ до конца. Какое впечатление произвёл на вас рассказВ.П.Астафьева «Васюткино озеро»?

- Как развивался сюжет? Сколько частей вы выделили, какие подобрали заголовки? (Ответы учащихся).

· Тревожная ночь.

· Поиски Енисея.

· Ночлег на берегу озера.

· Поиски дома продолжаются.

· Родная река.

· Спасение.

- Вы хорошо справились с заданием. А теперь поделитесь впечатлениями о главном герое рассказа.

2. Беседа с учащимися о главном герое рассказа.

- Как Васютка собирался в тайгу? Он идёт просто за шишками, почему он так основательно готовится?

- Как случилось, что Васютка заблудился в тайге? Можно ли его назвать непослушным?

- Как он ведёт себя в тайге? Какие мысли и поступки Васютки соответствуют наказу его отца и деда: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!»?

- Приведи примеры из текста, свидетельствующие о том, что маленькому Васютке было всё же одиноко и страшно в тайге? Можно ли его назвать трусом?

- Как знание природы, опыт родителей помогли Васютке самостоятельно найти путь к спасению?

- Васютка думал не только о себе, но и о рыбаках. Чем он помог им? Почему они назвали озеро его именем?

- Какое отношение сложилось у тебя к Васютке? Хотелось бы тебе иметь такого друга? Почему? (Обобщение о характере героя).

Работа с текстом произведения.

Задание: сравните «Кладовую солнца» М.М.Пришвина и « Васюткино озеро» В.П.Астафьева.

· Чем похожи события, о которых рассказывается в этих произведениях?

· Чем похожи герои?

· Какова роль природы в этих произведениях?

· Что помогло героям справиться с трудностями?

· Объясните, почему М.М.Пришвин назвал «Кладовую солнца» сказкой-былью, а В.П.Астафьев «Васюткино озеро» - рассказом?

· Скажите, переживания героев, оказавшихся наедине с природой, знакомы вам, или вы никогда не попадали в подобные ситуации?

4. Домашнее задание: составить рассказ «Как я заблудился». Приходилось ли вам терять дорогу в лесу? Может быть, кто-то из членов вашей семьи когда-нибудь заблудился? Подготовьте об этом небольшой рассказ, а может, вы выберете жанр сказки? Обязательно опишите состояние человека, осознавшего сложность положения, расскажите, кто помог в трудной ситуации?

Царева Елена Николаевна,

учитель русского языка и литературы

сош№76 г.Ярославль

Виктор Петрович Астафьев. «Васюткино озеро».

Урок первый. Автобиографичность произведения. Черты характера героя и его поведение в лесу.

1. Слово учителя. Работа с учебником литературы.

Слово о писателе.

2. Беседа.Автобиографическая основа рассказа.

- Как вы понимаете значение слова биография?

- Кто такой автор? Что означает слово «автобиография»? (записи в тетради: автобиографическое произведение и автобиографичное).

- Как вы думаете, каким является рассказ Астафьева: автобиографическим или автобиографичным?

Делаем вывод: В.П.Астафьев рассказывает не о себе, но наделяет своего героя чертами своей биографии, поэтому рассказ называем автобиографичным.

3. Работа с текстом произведения.

Выразительное чтение рассказа (учитель читает первый абзац, задавая общий тон. Ученики продолжат чтение. По ходу чтения учитель комментирует непонятные слова и выражения).

4. Составление композиционного плана рассказа.

Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог.

Беседа.

- Что помогло Васютке спастись?

- Какими знаниями и умениями владел Васютка?

- Откуда Васютка берет эти многочисленные знания и умения?

- Какими художественными приемами воспользовался писатель, чтобы показать богатство знаний и умений Васютки?

- Можно ли сказать, что Васютка был один в тайге?

- Чьи слова он вспомнил,когда ему стало плохо?

- Какие черты характера обнаружились в мальчике?

- Какие же «затеси» спасли Васютку?

ВЫВОД. Память о традициях стала для Васютки спасательным кругом. Воспользовавшись им, он делает свою памятную зарубку – открывает озеро.

6. Домашнее задание.

Урок второй. В.П.Астафьев «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе.

Ход урока

Работа с текстом произведения.

Беседа.

- Какое место занимал Васютка в бригаде? Чем он занимался?

- Как автор подчеркивает, что Васютка перенимал привычки взрослых?

- Как заблудился Васютка?

- Что помогло Васютке провести первую ночь в тайге?

- Почему мать настаивала, чтобы Васютка взял с собой краюшку хлеба?

- Как вы думаете, почему Васютка начал разговаривать сам с собой?

- Что, по-вашему, помогло Васютке выйти на берег Енисея?

- Почему озеро назвали именем мальчика?

- Чему можно поучиться у Васютки?

- Как начинается и как заканчивается рассказ?

Работа в группах.

1) Встречи Васютки с миром живой природы. Как Васютка относится к природе? Поведение Васютки в лесу.

2) Мысли и чувства Васютки, которые помогли ему сделать правильные выводы и выбраться к реке.

4. Комментированное чтение эпизода. Работа с термином «пейзаж».

(«Тайга…тайга»).

5.Домашнее задание: вопросы из учебника.

Чекаурова Светлана Станиславовна,

учитель русского языка и литературы

сош№71 г.Ярославль

Наши рекомендации