Билет № 5. Понятие сюжета и фабулы. Их различия.
Различие между «сюжетом» и «фабулой» определяется по-разному, некоторые литературоведы не видят принципиальной разницы между этими понятиями, для других же «фабула» – это последовательность событий, как они происходят, а «сюжет» – это та последовательность, в которой их располагает автор.
Фабула – фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно-хронологической последовательности. Термином «фабула» обозначают то, что сохраняется как «основа», «ядро» повествования.
Сюжет– это отражение динамики действительности в форме развертывающегося в произведении действия, в форме внутрисвязанных (причинно-временной связью) поступков персонажей, событий, образующих единство, составляющих некоторое законченное целое. Сюжет есть форма развертывания темы – художественно построенное распределение событий.
Фабула и сюжет – это два взаимосвязанных и в то же время не так уж и близких друг другу понятия. В чем их различие? Литературовед Б.В. Томашевский отмечает, что фабулой называют то, как все происходило на самом деле, а сюжетом – то, как видел это простой читатель. Слово фабула связано с английским термином fable, что переводится как басня, небылица, история. Иными словами, фабула имеет отношение к художественному тексту, и довольно прямое, поскольку даже самое точное воспроизведение реальности является авторским вымыслом. Вся мировая литература должна быть изучаема сквозь призму личности автора. В чем же минус фабулы? С ее помощью уместнее излагать всемирную историю или историю определенного государства или региона. Это события в их временной и причинно-следственной связи. Здесь теряется художественная загадка и тайна, основная эстетическая ценность произведения. Совсем иное дело сюжет. Например, автор может начать повествование с какого-либо единичного жизненного фрагмента, временно забывая о том, что предшествовало описываемой ситуации. На протяжении чтения никак невозможно догадаться об истинных причинах или мотивах того или иного явления (на этом фундаменте чаще всего строятся детективы и расследования, хотя фактически точно так же происходит и в реальной жизни). Сюжетные линии повествования являются целостными и неразрывными частями общего сюжета, в то время как на уровне фабулы они будут соприкасаться лишь частично (а в ряде случаев до определенного момента и вовсе не будут). Но что самое главное – именно при помощи сюжета создается та уникальная и причудливая художественная реальность, которая является полотном повествования. С сюжетом, таким образом, прямо связан и хронотоп, т.е. пространственно-временное единство любого художественного текста.
Движущей силой развития сюжета, как правило, является конфликт (буквально «столкновение»), конфликтная жизненная ситуация, поставленная писателем в центр произведения. В широком смысле конфликтом следует называть ту систему противоречий, которая организует художественное произведение в определенное единство, ту борьбу образов, характеров, идей, которая особенно широко и полно развертывается в эпических и драматических произведениях
Конфликт – более или менее острое противоречие или столкновение между персонажами с их характерами, или между характерами и обстоятельствами, или внутри характера и сознания персонажа либо лирического субъекта; это центральный момент не только эпического и драматического действия, но и лирического переживания.
Существуют различные типы конфликтов: между отдельными персонажами; между персонажем и средой; психологический. Конфликт может быть внешним (борьба героя с противостоящими ему силами) и внутренним (борьба в сознании героя с самим собой). Существуют сюжеты, основанные лишь на внутренних конфликтах («психологические», «интеллектуальные»), в основе действия в них лежат не события, а перипетии чувств, мыслей, переживаний. В одном произведении может быть сочетание разных типов конфликтов. Резко выраженные противоречия, противоположность действующих в произведении сил, называется коллизией.
Композиция (архитектоника) – это построение литературного произведения, состав и последовательность расположения отдельных его частей и элементов (пролог, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог).
Сюжет состоит из следующих элементов:
Пролог – вступительная часть литературного произведения. В прологе сообщается о событиях, предваряющих и мотивирующих основное действие, или разъясняется художественный замысел автора.
Экспози́ция– часть произведения, которая предшествует началу сюжета и непосредственно с ним связанная. В экспозиции следует расстановка действующих лиц и складываются обстоятельства, показываются причины, которые «запускают» сюжетный конфликт.
Завязка в сюжете – событие, послужившее началом возникновения конфликта в художественном произведении; эпизод, определяющий все последующее развертывание действия (в "Ревизоре" Н.В. Гоголя, например, завязкой является сообщение городничего о приезде ревизора). Завязка присутствует в начале произведения, обозначает начало развития художественного действия. Как правило, она сразу вводит в основной конфликт произведения, определяя в дальнейшем всё повествование и сюжет. Иногда завязка идет перед экспозицией (например, завязка романа "Анна Каренина" Л.Толстого: "Все смешалось в доме Облонских"). Выбор писателем того или иного типа завязки определяется той стилевой и жанровой системой, в плане которой он оформляет свое произведение.
Кульминация – точка наивысшего подъема, напряжения в развитии сюжета (конфликта).
Развязка– разрешение конфликта; она завершает собой борьбу противоречий, составляющих содержание произведения. Развязка знаменует собой победу одной стороны над другой. Эффективность развязки определяется значительностью всей предшествующей борьбы и кульминационной остротой эпизода, предшествующего развязке.
Эпилог – заключительная часть произведения, в которой кратко сообщается о судьбе героев после изображенных в нем событий, а порой обсуждаются нравственные, философские аспекты изображаемого («Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского).