Поэтика державинской оды(анализ текстов по выбору).
Державин родился 3 (14) июля 1743 в Казанской губернии. Родители, несмотря на свое дворянское происхождение, бедствовали. Знания, которые молодой Державин получил в Казанской гимназии, были отрывочными и сумбурными. Он прекрасно знал немецкий язык, но не владел французским. Много читал, но имел смутные представления о правилах стихосложения. Принципиальные перемены в жизни и творчестве Державина произошли в конце с70-х годов. В 1778 он пылко влюбился с первого взгляда и женился на Екатерине Яковлевне Бастидон, которую затем в течение многих лет будет воспевать в своих стихах под именем Плениры. Счастливая семейная жизнь обеспечила личное счастье поэта. В это же время дружеское общение с другими литераторами помогло ему развить природные дарования. Как писал сам Державин, с 1779 он избрал «свой особый путь». Строгие правила классицистской поэзии больше не сковывали его творчество. В 1780-84 Державин писал оду «Бог», ставшую одним из наиболее знаменитых его произведений. Он выступил в ней против атеизма французских материалистов 18в, но не с официально-церковных позиций, а опираясь на романтическое мировоззрение, на чувство слияния человека с природой, с целым мирозданием.
Представление о единстве человеческой природы, сближающей между собой царя, поэта и в принципе любого человека, проявилось и в Оде к Фелице, написанной в 1782. Произведение, воспевающее Екатерину II в образе Фелицы, было настолько непривычным, что поэт долго не решался его опубликовать. Когда же ода все же увидела свет, взволнованный Деражавин ожидал неприятностей. Новизна её была очевидна. Поразила читателей и необычная форма оды. Обращения к императрице перемежались здесь с отступлениями, описывавшими жизнь самого поэта – ситуация для традиционной оды неслыханная. К тому же приличествовавший высокому жанру высокопарный и торжественный стиль также был решительно отброшен, ему на смену пришел куда более простой язык. Державин, по словам поэта В.Ходасевича, «понимал, что его ода – первое художественное воплощение русского быта, что она – зародыш нашего романа…» 1790-е – эпоха наибольшего расцвета творчества Д. Граждански-сатирическая ода приобретает у него наивысшее звучание в таких произведениях, как «Вельможа» - патетическая, смелая сатира на порочных правителей гос-ва, соединяющая насмешку с высоким гневом и с прославлением идеала мудрого гос мужа. В своей статье «Новая ода Державина» Алексеев пишет: «Произошедший разрыв с ломоносовской одой равнозначен для Державина отказу от парения. Ломоносов и все прочие прибегают к «вымыслам», а Д изображает «голую истину». Особый путь Державина заключается в отказе от парения, от вымыслов, от украшений, от слов, которые «только слышны». По-видимому, он считал, что обрел свое слово, способное передавать мысли и чувства. На первом этапе своего особого пути Д пишет почти исключительно горацианские оды. От ломоносовской оды ода Д отличается отсутствием в ней не только умственного восторга, но и самого условия парения, умственного созерцания. Д стремится избавиться от какой-либо дистанции взгляда. Непосредственное изображение мира становится установкой творчества Д. Отличие державинской оды от новой лирики в том, что чувство в ней находится еще в сильной зависимости от слова, а не наоборот. Чувства, как и все являения, изображаемые в его одах, не знают развития, они статичны. Лежащее в основе од Д чувство сближает их с будущим лирическим стихотворением. Чувство стало структурным началом оды. Никакого следа от построения ломоносовской оды не осталось»
8. Творческая деятельность Н.М.Карамзина: главные особенности,основные жанры и типы текстов. 9. "Письму русского путешественника" и "История государства Российского" Н.М. Карамзина, их роль в развитии русской культуры.
Николая Михайлович Карамзин родился 1 декабря 1766 года в Симбирской губернии. Учился дома, затем в пансионе у московского профессора Шадена, ходил в разные классы Московского университета. Служил в гвардии. В 1785-1789 гг. Карамзин входил в кружок Н. И. Новикова. Именно здесь у молодого автора стали формироваться те нравственные ориентиры, которым он следовал всю дальнейшую жизнь. С новиковского кружка начинается и планомерная литературная работа Карамзина.
Вернувшись домой, издавая “Московский журнал”, публикуя части “Писем русского путешественника”, повести, эссе, стихотворения, Карамзин вкусил подлинную славу. Достаточно молодой человек становится одним из вождей русской литературы, автором модным, любимым и читаемым. Он издает «Московский журнал», после – «Аглаю», «Аонида» и «Вестник Европы». С 1803 г. Карамзин занимается историографией и пишет «Историю Государства Российского». Литературные успехи в жизни Карамзина сочетались с достаточно мирной и благополучной личной жизнью. Несколько этапов творчества К.: Первый период - раннеее творчество, 1783 (год первой публикации) – 1789. Центром здесь оказывается участие Карамзина в кружке Новикова, работа над изданием журнала “Детское чтение для сердца и разума” (1787–1789). ). Литературная деятельность юного автора в те годы очень разнообразна: поэзия, первые опыты в прозе (повесть “Евгений и Юлия”), многочисленные переводы. Второй период. 1790-1793. Главное предприятие тех лет — “Московский журнал” (1791–1792), где и помещены важнейшие сочинения этого времени — части “Писем русского путешественника”, повести “Фрол Силин”, “Бедная Лиза”, “Наталья, боярская дочь”. Карамзин предстает в них художником зрелым, с продуманной программой, со своим взглядом на литературу. Третий период. 1793-1796 гг. . “Мелодор к Филалету”, “Филалет к Мелодору”, “Афинская жизнь”, “Остров Борнгольм” и “Сиерра-Морена” свидетельствовали о кризисе. Четвертый период. 1796–1803 гг, издания и переиздания произведений, выпуск “Вестника Европы” (1801–1803) и, конечно, сочинения. Именно в те годы написаны “Юлия”, “Моя исповедь”, “Рыцарь нашего времени”, “Чувствительный и холодный. Два характера”. Пятый период, с 1803 г. до 22 мая (3 июня) 1826 г., до дня смерти писателя. Жанр повести начинает становиться слишком узким, как и другие малые жанры, и все свои силы писатель посвящает “Истории государства Российского”. “История государства Российского” — центральное произведение Карамзина. Но перед нами литературный, так как нравственное, т.е. художественное, начало сохраняет в «Истории…» ведущее положение. Историк остается верен фактам, не фальсифицируя и не присочиняя, но он группирует их так, что в результате добивается художественного эффекта. “История государства Российского” вообще стала кладезем нравственных и художественных сокровищ для многих позднейших писателей, художников, музыкантов. С первых зрелых своих сочинений до последнего грандиозного труда Карамзин неизменно оказывался автором, притягивающим к себе многие поколения русских литераторов. Его творения, преодолев “веков завистливую даль”, навсегда остаются точкой отсчета для дальнейшего литературного движения, а имя Карамзина остается одним из самых значимых имен русской культуры.