Поэтика державинской оды(анализ текстов по выбору).

Державин родился 3 (14) июля 1743 в Казанской губернии. Родители, несмотря на свое дворянское происхождение, бедствовали. Знания, которые молодой Державин получил в Казанской гимназии, были отрывочными и сумбурными. Он прекрасно знал немецкий язык, но не владел французским. Много читал, но имел смутные представления о правилах стихосложения. Принципиальные перемены в жизни и творчестве Державина произошли в конце с70-х годов. В 1778 он пылко влюбился с первого взгляда и женился на Екатерине Яковлевне Бастидон, которую затем в течение многих лет будет воспевать в своих стихах под именем Плениры. Счастливая семейная жизнь обеспечила личное счастье поэта. В это же время дружеское общение с другими литераторами помогло ему развить природные дарования. Как писал сам Державин, с 1779 он избрал «свой особый путь». Строгие правила классицистской поэзии больше не сковывали его творчество. В 1780-84 Державин писал оду «Бог», ставшую одним из наиболее знаменитых его произведений. Он выступил в ней против атеизма французских материалистов 18в, но не с официально-церковных позиций, а опираясь на романтическое мировоззрение, на чувство слияния человека с природой, с целым мирозданием.

Представление о единстве человеческой природы, сближающей между собой царя, поэта и в принципе любого человека, проявилось и в Оде к Фелице, написанной в 1782. Произведение, воспевающее Екатерину II в образе Фелицы, было настолько непривычным, что поэт долго не решался его опубликовать. Когда же ода все же увидела свет, взволнованный Деражавин ожидал неприятностей. Новизна её была очевидна. Поразила читателей и необычная форма оды. Обращения к императрице перемежались здесь с отступлениями, описывавшими жизнь самого поэта – ситуация для традиционной оды неслыханная. К тому же приличествовавший высокому жанру высокопарный и торжественный стиль также был решительно отброшен, ему на смену пришел куда более простой язык. Державин, по словам поэта В.Ходасевича, «понимал, что его ода – первое художественное воплощение русского быта, что она – зародыш нашего романа…» 1790-е – эпоха наибольшего расцвета творчества Д. Граждански-сатирическая ода приобретает у него наивысшее звучание в таких произведениях, как «Вельможа» - патетическая, смелая сатира на порочных правителей гос-ва, соединяющая насмешку с высоким гневом и с прославлением идеала мудрого гос мужа. В своей статье «Новая ода Державина» Алексеев пишет: «Произошедший разрыв с ломоносовской одой равнозначен для Державина отказу от парения. Ломоносов и все прочие прибегают к «вымыслам», а Д изображает «голую истину». Особый путь Державина заключается в отказе от парения, от вымыслов, от украшений, от слов, которые «только слышны». По-видимому, он считал, что обрел свое слово, способное передавать мысли и чувства. На первом этапе своего особого пути Д пишет почти исключительно горацианские оды. От ломоносовской оды ода Д отличается отсутствием в ней не только умственного восторга, но и самого условия парения, умственного созерцания. Д стремится избавиться от какой-либо дистанции взгляда. Непосредственное изображение мира становится установкой творчества Д. Отличие державинской оды от новой лирики в том, что чувство в ней находится еще в сильной зависимости от слова, а не наоборот. Чувства, как и все являения, изображаемые в его одах, не знают развития, они статичны. Лежащее в основе од Д чувство сближает их с будущим лирическим стихотворением. Чувство стало структурным началом оды. Никакого следа от построения ломоносовской оды не осталось»

8. Творческая деятельность Н.М.Карамзина: главные особенности,основные жанры и типы текстов. 9. "Письму русского путешественника" и "История государства Российского" Н.М. Карамзина, их роль в развитии русской культуры.

Николая Михайлович Карамзин родился 1 декабря 1766 года в Симбирской губернии. Учился дома, затем в пансионе у московского профессора Шадена, ходил в разные классы Московского университета. Служил в гвардии. В 1785-1789 гг. Карамзин входил в кружок Н. И. Новикова. Именно здесь у молодого автора стали формироваться те нравственные ориентиры, которым он следовал всю дальнейшую жизнь. С новиковского кружка начинается и планомерная литературная работа Карамзина.

Вернувшись домой, издавая “Московский журнал”, публикуя час­ти “Писем русского путешественника”, повести, эссе, стихотворения, Ка­рамзин вкусил подлинную славу. Достаточно молодой человек становится одним из вождей русской ли­те­ра­ту­ры, автором модным, любимым и читаемым. Он издает «Московский журнал», после – «Аглаю», «Аонида» и «Вестник Европы». С 1803 г. Карамзин занимается историографией и пишет «Историю Государства Российского». Литературные успехи в жизни Карамзина сочетались с достаточно мирной и благопо­лучной личной жизнью. Несколько этапов творчества К.: Первый период - раннеее творчество, 1783 (год первой публикации) – 1789. Центром здесь оказывается участие Карамзина в круж­ке Новикова, работа над изданием журнала “Детское чтение для серд­ца и разума” (1787–1789). ). Литературная деятельность юного авто­ра в те годы очень разнообразна: поэзия, первые опыты в прозе (повесть “Ев­гений и Юлия”), многочисленные переводы. Второй период. 1790-1793. Главное предприятие тех лет — “Мос­ковский журнал” (1791–1792), где и помещены важнейшие сочине­ния этого времени — части “Писем русского путешественника”, повести “Фрол Силин”, “Бедная Лиза”, “Наталья, боярская дочь”. Карамзин пред­стает в них художником зрелым, с продуманной программой, со сво­им взглядом на литературу. Третий период. 1793-1796 гг. . “Ме­ло­дор к Филалету”, “Филалет к Мелодору”, “Афинская жизнь”, “Ост­ров Борн­гольм” и “Сиерра-Морена” свидетельствовали о кризисе. Четвертый период. 1796–1803 гг, издания и переиздания произведений, вы­пуск “Вестника Европы” (1801–1803) и, конечно, сочинения. Именно в те годы написаны “Юлия”, “Моя исповедь”, “Рыцарь нашего времени”, “Чув­ствительный и холодный. Два характера”. Пятый период, с 1803 г. до 22 мая (3 июня) 1826 г., до дня смерти писателя. Жанр повести начинает становиться слишком узким, как и другие ма­лые жанры, и все свои силы писатель посвящает “Истории го­су­дар­ства Российского”. “История государства Российского” — центральное произведение Ка­рамзина. Но перед нами литературный, так как нравственное, т.е. художественное, начало сохраняет в «Истории…» ведущее положение. Историк остается верен фактам, не фальсифицируя и не присочиняя, но он группирует их так, что в результате добивается художественного эффекта. “История государства Российского” вообще стала кладезем нравственных и художественных сокровищ для многих позднейших писателей, художников, музыкантов. С первых зрелых своих сочинений до последнего грандиозного труда Карамзин неизменно оказывался автором, притягивающим к себе многие поколения русских литераторов. Его творения, преодолев “веков завистливую даль”, навсегда остаются точкой отсчета для дальнейшего литературного движения, а имя Карамзина остается одним из самых значимых имен русской культуры.



Наши рекомендации