Кто родителей почитает, тот вовек не погибает (14 ч).
В. Осеева, «Печенье», «Лекарство»; Б. Емельянов, «Мамины руки»; Г. Фаллада, «История про мамину сказку»; В. Драгунский, «...Бы»; М. Зощенко, «Золотые слова»; черногорская сказка «Милош находит мать»; адыгейская сказка «Девочка-птичка»; испанская сказка «Птица-Правда»; А. Платонов, «Разноцветная бабочка»; Л. Петрушевская, «Сказка о часах»; русская народная сказка «Подземные царства»; Г. Виеру, «Мамин день».
Весна идет, весне дорогу!.. (5 ч).
Ф. Тютчев, «Зима недаром злится»*; В. Железников, «Три ветки мимозы»; Н. Гоголь, «Весна, долго задерживаемая холодами...»; А. Плещеев, «Весна» («Уж тает снег, бегут ручьи...»), «Весна» («Песни жаворонков снова...»); К. Паустовский, «Стальное колечко»; А. Майков, «Ласточка примчалась...»; А. К. Толстой, «Звонче жаворонка пенье...»; А. Фет, «Я пришел к тебе с приветом...»; Е. Благинина, «Черемуха».
Любовь — волшебная страна (9 ч).
Н. Вагнер, «Сказка»; Х.К. Андерсен, «Ромашка»; Ш. Сильверстайн, «Щедрое дерево»; русская народная сказка «Перышко Финиста — ясна сокола»; польская сказка «Каменный Принц и Прекрасная Померанца»; А. Фет, «Облаком волнистым...»*; Я. Полонский, «Песня»; И. Тургенев, «Воробей».
Чудесное — рядом (4 ч).
Р.Сеф, «Чудо»; А. Прокофьев, «Люблю березу русскую...»; В.Жуковский, «Родного неба милый свет...»*; С. Маршак, «О том, как хороша природа»; Б. Заходер, «Что красивей всего?»; В. Бианки, «Музыкант»; белорусская сказка «Музыкант-чародейник»; И. Мазнин, «Давайте дружить»; Ю. Ким, «Летучий ковер».
Читательские умения.
Чтение осознанное, правильное, выразительное, со скоростью 70—80 слов в минуту.
К концу 3 класса обучающиеся должны уметь:
— понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведении, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;
— работать с толковым словарем;
— использовать в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, темпоритм, логические и психологические паузы, мелодика);
— составлять образ слова по его элементам (по отдельным буквам и частям букв);
— овладевать способом чтения «по догадке»;
— делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;
— определять тему и главную мысль произведения;
— соотносить содержание произведения с языковыми средствами, с помощью которых оно выражено автором;
— озаглавливать иллюстрации и тексты;
— составлять простой план произведения;
— пересказывать подробно, частично, выборочно, творчески (от другого лица и по измененному плану);
— выделять главное и второстепенное в более насыщенных информацией текстах, чем в предыдущем учебном году (логическая переработка текста);
— ставить вопросы к прочитанному;
— самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему.
Дальнейшее развитие способности к прогнозированию жанра и содержания произведений перед чтением и в процессе его.
Литературоведческая пропедевтика.
К концу 3 класса обучающиеся должны уметь:
— выделять такие языковые средства, как сравнение, эпитет, олицетворение, повтор, звукопись, и определять их функции в художественной речи;
— выделять художественные особенности сказок, их структуру (зачин, троекратный повтор, концовка) и лексику, отличать сказку от рассказа;
— использовать в речи элементарные понятия (эпизод, олицетворение, сравнение).
Активное накопление видо-жанровых представлений в эпосе и лирике (сказки и рассказы в прозе и стихах, басни, песни, легенда, лирика, эпические и лирические стихотворения).
Развитие творческих способностей.
К концу 3 класса обучающиеся должны:
— уметь подготовить графическую, музыкальную или словесную иллюстрацию, овладеть приемом словесного рисования сюжетного и пейзажного фрагментов текста;
— освоить формы драматизации: чтение по ролям, живые картины (индивидуальные и групповые), произнесение реплики героя с использованием мимики, развернутой драматизации;
— уметь подготовить творческий пересказ;
— уметь составить диафильм к небольшому тексту (устно и графически);
— принимать участие в конкурсах чтецов;
— составлять собственные высказывания на основе прочитанного.
4 класс (102 часа)
Круг чтения.
Учащиеся 4 класса читают произведения разных видов и жанров: сказки (народные и литературные), былины, басни, рассказы, мифы и библейские сказания, пьесы, стихотворения, познавательную литературу, повести.
Что за прелесть эти сказки!.. (22 ч).
И. Токмакова, «В чудной стране»*; русские народные сказки «Все у нас, слава Богу, хорошо!», «Петр I и мужик», «Петр и Петруша», «Марья и ведьмы», «Василиса Прекрасная»; сербская сказка «Почему у месяца нет платья»; бразильская сказка «Жизнь человека»; Х.К. Андерсен, «Русалочка»; А. Пушкин, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; А. Толстой, «Кикимора»; Д. Джекобс, «Рыба и кольцо»; С. Маршак, «Отчего у месяца нет платья»; В. Берестов, «Сказка: Корнею Ивановичу Чуковскому»*; К.Чуковский, «Приключения белой мышки»; А. Линдгрен, «Крошка Нильс Карлсон»; Дж. Родари, «Эти бедные привидения»; К. Драгунская, «Лекарство от послушности».
О доблестях, о подвигах, о славе... Былины (5 ч).
«Добрыня и Змей» (пересказ А. Нечаева); «Добрыня и Змей» (обработка Ю. Круглова); «Болезнь и исцеление Ильи Муромца» (пересказ А. Нечаева); «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (пересказ А. Нечаева); «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (обработка В. Аникина).
Уж сколько раз твердили миру... Басни (4 ч).
Х.К. Андерсен, «Эта басня сложена про тебя»; Эзоп, «Лисица и козел»; И. Крылов, «Лебедь, Щука и Рак», «Мышь и Крыса», «Две бочки»; С. Михалков, «Просчитался», «Услужливый», «Заячье горе»; Л. Толстой, «Лев и лисица».
Оглянись вокруг. Рассказы (20 ч).
М. Пришвин, «Как я научил своих собак горох есть», «Глоток молока»; Н. Сладкое, «В норе»; К. Паустовский, «Заячьи лапы»; Р. Фраерман, «Девочка с камнем»; Ю. Ермолаев, «Иголка с ниткой»; Ю. Яковлев, «Полосатая палка»; А. Платонов, «Цветок на земле»; К. Паустовский, «Корзина с еловыми шишками»; Н. Носов, «Огородники», «Клякса»; Ю. Ермолаев, «Жарко»; М. Зощенко, «Елка»; О. Григорьев, «Две трубы»; С. Алексеев, «Капитан бомбардирской роты», «Радуйся малому, тогда ибольшое придет»; А. Чехов, «Ванька»; Г. Сенкевич, «Янко-музыкант»; Д. Мамин-Сибиряк, «Вертел»; Л. Кассиль, «У классной доски»; В. Лидин, «Завет».
Золотая колесница. Мифы Древней Греции (3 ч).
«Персей»; «Орфей и Эвридика»; «Дедал и Икар».
В начале было слово, и слово было Бог...
Библейские сказания (8 ч).
«Семь дней творения», «Бог сотворил первого человека», «Жизнь первых людей в раю», «Первый грех...», «Моисей»; С. Лагерлеф, «Святая ночь», «В Назарете»; А. Мень «Милосердие Иисуса».
Мир— театр, люди — актеры... Пьесы (6 ч).
С. Маршак, «Про козла»; Н. Носов, «Витя Малеев в школе и дома» (глава), «Два друга» (отрывок из пьесы по повести «Витя Малеев в школе и дома»); С. Козлов, «Снежный цветок».
Мир волшебных звуков. Поэзия (11 ч).
В.Жуковский, «Песня»; А. Пушкин, «Птичка»*, «Няне», «Зимняя дорога»; М. Лермонтов, «Горные вершины»* (из И.В. Гете), «Утес», «Молитва»; И. Суриков, «Весна»; К. Бальмонт, «Золотая рыбка»; А. Блок, «На лугу», «Гроза прошла, и ветка белых роз...»*; С. Есенин, «С добрым утром!»; М. Волошин, «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток...»; В. Маяковский, «Тучкины штучки»; С. Маршак, «Пожелания друзьям»; Саша Черный, «Зеленые стихи»; Ю. Владимиров, «Чудаки»*; Д. Хармс, «Очень страшная история»; В. Хотомская, «Два гнома», «Три сестрицы»; О. Высоцкая, «Весенние рубашки»; Э. Мошковская, «Песня»; Ю. Мориц, «Чтоб летали мы все и росли!»; В. Высоцкий, «Песня Кэррола».
Когда, зачем и почему? Познавательная литература (13 ч).
Н.Кун, «Олимп», «Царство мрачного Аида»; Ю. Яковлев, «О нашей Родине»; М. Пришвин, «Моя Родина» (из воспоминаний); И. Соколов-Микитов, «Русский лес», «Крещение Руси» (из книги «Крещение Руси»); Н. Соловьев, «Сергей Радонежский»; В Губарев, «В открытом космосе»; Л. Яхнин, «Метро»; М. Ильин и Е. Сегал, «Что из чего»; М. Константи-новский, «Что такое электрический ток?»; Н. Надеждина, «Лук от семи недуг»; А. Дитрих и Г. Юрмин, «Какая книжка самая интересная?» (отрывок); К. Паустовский, «Великий сказочник» (в сокращении); Я. Смоленский, «Как научиться читать стихи»; К. Паустовский, «Сказки Пушкина».
Самого главного глазами не увидишь. Повесть-сказка
А. Сент-Экзюпери «Маленький Принц* (10 ч).
Читательские умения.
К концу 4 класса обучающиеся должны:
— заинтересованно, осмысленно, правильно, выразительно читать минимум 90 слов в минуту (вслух), если позволяет характер текста; при чтении про себя — на 15—20 слов быстрее;
— полноценно воспринимать и осмысливать доступные возрасту литературные произведения разных жанров.
К концу 4 класса обучающиеся должны уметь:
— составлять план и пользоваться им при пересказе; составлять краткий и другие виды пересказа;
— работать с познавательной литературой: находить необходимую информацию, систематизировать и узнавать ее;
— ориентироваться в мире книг, подбирать литературу по жанру, теме, собственным возрастным возможностям и интересам, опираясь при этом на весь комплекс вне текстового аппарата книги;
— читать значительные по объему рассказы, сказки, сказочные повести; пользоваться приемами заучивания стихотворений (с опорой на ключевые слова) и выразительно читать их.