Методика № 1. «Проставь значки»

Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку. Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут.

Методика № 2. «Найди и вычеркни»

предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания.

Методика № 3. Изучение объема внимания

Описание методики и порядок работы:испытуемому на короткое время (около 1 секунды) предъявляются по одной из 6 карточек. Предъявление начинается с тех карточек, которые содержат минимальное количество точек. Каждая карточка показывается два раза. После этого школьники отмечают на аналогичном пустом бланке расположение овальчиков. На воспроизведение карточки дается 15 секунд.

Методика №4. «Да и нет»

Психолог обращается к детям со словами: «Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слова «да» и «нет». Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя будет произносить. «Теперь будь внимателен, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые, нельзя произносить слова «да» и «нет». Вопросы:

  1. Ты хочешь идти в школу?
  2. Ты любишь, когда тебе читают сказки?
  3. Ты любишь смотреть мультфильмы?
  4. Ты любишь гулять?

Переключаемость внимания (Ф. Горбов)

Вам необходимо по таблице показывать и называть поочередно черные цифры в возрастающем порядке, а белые – в убывающем (или наоборот, белые – в возрастающем, черные – в убывающем порядке), т.е 1- черное, 24- белое, 2- черное, 23- белое и т.д.

Ход работы: экспериментатор фиксирует время выполнения задания и количество ошибок (неправильно показанных чисел или не той «масти»).

Анализ результатов:

Баллы 5 балла 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл
Время выполнения 2м.40с.- и менее 2м.41с- 5м.30с. 5м.31с.- 6м.30с. 6м.31с.- 8м.00с.  
Кол-во ошибок 1-2 3-4

Для профессий, где переключаемость внимания является профессионально важной компетенцией, таких как водители, авиадиспетчеры и т.д., результат должен быть не ниже 4 баллов – это порог профпригодности.

Ход работы: экспериментатор фиксирует время выполнения задания и количество ошибок (неправильно показанных чисел или не той «масти»)

В таблице 24 красных и 25 ченых чисел (7Х7). Работа состоит из трех серий.

1 серия. Испытуемый находит, показывает и называет черные числа в возрастающем порядке (от 1 до25). 2 серия. Испытуемый находит, называет и показыват красные числа в убывающем порядке (от 24 до 1).3 серия. Испытуемый находит, называет и показыват черные числа в возрастающем, а красные числа в убывающем порядкае. Например, 1 - черная, 24 - красная, 2 - черная, 23 - красная и т.д. экспериментатор фиксирует время работы в каждой серии и следит за правильностью ответов. если замечает ошибку, он называет правильный ответ испытуемому, но не показывает его на таблице, и работа продолжается без остановки. ошибкой считается неправильно показанное число и цвет. Ошибки исправляются по ходу работы. Исправления, исправленные самим испытуемым, в процессе работы, как ошибки не рассматриваются.

Инструкция:Для 1 серии. "Перед вами таблица, на которой в случайном порядке расположены черные и красные числа. Вы должны находить называть, и показывать черные числа в возрастающем порядке. Работать нужно как можно быстрее и стараться без ошибок". Для 2 серии. "А теперь вы должны находить, показывать и называть красные числа, но в убывающем порядке". Для 3 серии. "Сейчас вы должны будете выполнять оба задания сразу, т.е. находить, показывать и называть черные числа в возрастающем, а красные - в убывающем порядке попеременно.Например, 1 - черная, 24 - красная, 2 - черная, 23 - красная и так до конца - 1 - красная, 25 - черная. Если вы ошибетесь, я вас поправлю, и вы должны, не останавливаясь, продолжать работу".

Фиксация результатов. Для слежения за правильностью ответов испытуемого экспериментатором заранее заготавливается "КОНТРОЛЬНАЯ ТАБЛИЦА", в которой число, названное испытуемым, вычеркивается, а ошибки обводятся. Время работы и количество ошибок полсчитывается по кажждой серии и заносится в таблицу результатов.

Обработка результатов

Объем внимания определяется по формуле:

О = ( t ' + t'' ) : 2

где О - объем внимания,

t' - время в первой серии,

t'' - время во второй серии.

Показатель распределения внимания равен времени работы в третьей серии:

Р = t'''

Пререключение внимания вычисляется по формуле:

П = t''' - ( t' + t '') : 2

ТАБЛИЦА ПЕРЕВОДА ПЕРВИЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В БАЛЛЫ

оценки в баллах 1 балл 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов

низкий ниже ср. средний выше ср. высокий

объем внимания 61 и > 51-60 38-50 30-37 229 и <

распределение внимания 3221 и > 261-320 171-260 131-170 130 и <

переключение внимания 201 и > 161-200 91-160 51-90 50 и <

Ошибки учитываются как дополнительный показатель. Если испытуемый допускает более четырех ошибок, то его бщая оценка снижается на 1 балл.

Наши рекомендации