Владимир Семенович Высоцкий (1938-1980)

Я дышу - и, значит, ялюблю! Я люблю - и, значит, яживу!

В

. Высоцкий принадлежит к поколению таких замечательных поэтов, как А. Возне­сенский, Р. Рождественский, Б. Ахмадулина, Б. Окуджава, и все же прижизненная слава Высоцкого-актера и Высоцкого-поэта была не сравнима ни с чьей. По словам Ф. Абрамова, голосом и словом В. Высоцкого «кричит время».

Владимир Семенович Высоцкий - поэт, прозаик, актер, автор и исполнитель своих песен, родился в Москве 25 января 1938 года. Учился в инженерно-строительном ин­ституте, затем на актерском факультете в школе-студии при МХАТе. Работал в столич­ных театрах - в Театре имени Пушкина, Театре миниатюр, с 1964 года - в Театре дра­мы и комедии на Таганке. В этом театре В. Высоцкий сыграл ведущие роли в спектак­лях «Добрый человек из Сезуана», «Десять дней, которые потрясли мир», «Пугачев», «Гамлет». В кино поэт создал более двадцати пяти запоминающихся характеров в фильмах: «Вертикаль», «Короткие встречи», «Служили два товарища», «Хозяин тайги» и др. За создание образа одного из главных героев в телевизионном художественном фильме «Место встречи изменить нельзя» и авторское исполнение песен Высоцкий был удостоен Государственной премии СССР.

Судьба поэтического творчества В. Высоцкого оригинальна. Он получил признание как поэт задолго до публикации своих стихов. В. Высоцкого не читали, а слушали на концертах, в магнитофонных записях. «Магнитофонная поэзия» - явление поэтиче­ской жизни России 1960-80-х гг. - связана с именами А. Галича, Б. Окуджавы, В. Высоц­кого и многих других поэтов-бардов.

В. Высоцкого при жизни не печатали, не издавали. Жили его песни. Кого-то, как от­метит Булат Окуджава, раздражала, пугала его популярность, социальная направлен­ность его стихотворений. Смерть В. Высоцкого легализовала его творчество - вышел

первый сборник стихов «Нерв» (1981), состоявший из 130 стихотворений. Посмертно за границей, в Нью-Йорке, вышел трехтомник поэта «Песни и стихи» (1981-1987).

Тематика стихотворений В. Высоцкого многопланова. Используя слова Марины Цветаевой, можно сказать о его «поэтической отзывчивости» на многообразие жизни. Целый ряд произведений поэта посвящен Великой Отечественной войне: «Разведка боем», «Он не вернулся из боя», «Песня о госпитале», «Мы вас ждем», «Из дорожного дневника», «Братские могилы», «Сыновья уходят в бой» и другие. В. Высоцкий не вое­вал, но дар перевоплощения у него был настолько глубок, настолько ярки описания событий - и «поредевшей пехоты», и «черных бушлатов», и земли, вставшей «на ды­бы», и «несмышленного, земного, но чуткого подсолнуха», и «несжатых полей», - что создается впечатление о том, что стихи писал солдат, вынесший все испытания вой­ны.

В. Высоцкий пишет «ролевые» стихи - от лица летчика-истребителя («Песня летчи­ка»),говорит голосом самолета-истребителя («Песня самолета-истребителя»),вжи­вается в образ раненого артиллериста, встретившего измену жены - «смертельную ра­ну» в собственном доме («Я полмира почти через злые бои»),пишет от лица сапера в черном бушлате, взорвавшего вражеский форт («Черные бушлаты»).

Одной из самых запоминающихся песен о войне у В. Высоцкого стала песня «Он не вернулся из боя»(1969). Как и стихи А. Т. Твардовского, лирика поэтов Михаила Куль­чицкого, Павла Когана, Георгия Суворова, Всеволода Багрицкого, как «лейтенантская проза» В. Некрасова, Ю. Бондарева, Г. Бакланова, стихи о войне В. Высоцкого говорят о цене победы, о суровых днях сражений, о «солдатских дорогах», о гибели друзей. Пес­ня В. Высоцкого «Он не вернулся из боя» повествует о судьбе солдата, ставшей олице­творением судьбы всего народа:

Почему все не так? Вроде все, как всегда, То же небо - опять голубое, Тот же лес, тот же воздух и та же вода, Только он не вернулся из боя. <...> Нам и места в землянке хватало вполне, Нам и время текло для обоих... Все теперь - одному. Только кажется мне, Это я не вернулся из боя.

Теплоту и искренность военным стихотворениям В. Высоцкого о войне придает особая форма: исповедальная, монологическая. Поэт использует также формы драмы, диалога, как, например, в стихотворении «Из дорожного дневника»(1973). В нем есть рассказчик, есть «роль» сержанта пехоты, есть авторская ремарка. Диалог воссоздает реалии войны, чувства и переживания солдата. Рассказчик - наш современник - едет на Запад в автомобиле с любимой девушкой и в пути вдруг оказывается в военном времени, с глазу на глаз с солдатом Великой Отечественной:

И в машину ко мне постучало просительно время, — Я впустил это время, замешенное на крови. <...> Вдруг в машине моей я увидел сержанта пехоты. «Ишь, трофейная пакость, — сказал он, -удобно сидеть». Мы поели с сержантом домашних котлет и редиски. Он опять удивился: откуда такое - в войну? «Я, браток, - говорит, — восемь дней как позавтракал в Минске. Ну, спасибо! Езжай! Будет время - опять загляну».

Онушел на восток со своим поредевшим отрядом.

Целый ряд стихотворений В. Высоцкого посвящен России, родной земле, рождаю­щей у поэта самые лирические ноты. Используя сказочные образы - птица Сирин, птица Гамаюн, подающих поэту надежду, В. Высоцкий славит Россию с ее традицион­ным колокольным звоном:

... Купола в России кроют чистым золотом, Чтобы чаще Господь замечал. Я стою, как перед вечною загадкою, Пред великою да сказочной страною, Перед солоно да горько-кисло-сладкою, Голубою, родникового, ржаною.

(«Песня о России», 1975)

Земля питает душу поэта, «душу, сбитую утратами да тратами, / душу, стертую пе­рекатами» («Песня о России»).Поэт пишет о Земле с большой буквы, олицетворяет ее. Земля тождественна материнскому началу, самой жизни. «Забвение разума» (фра­за А. Платонова) у ее сынов, убивающих друг друга, заставляет Землю страдать, но она возрождается, как сама жизнь:

Как разрезы, траншеи легли, И воронки, как раны, зияют. Обнаженные нервы Земли Неземное страдание знают. Она вынесет все, переждет! Не записывай Землю в калеки! Кто сказал, что Земля не поет, Что она замолчала навеки? Кто поверил, что Землю сожгли? Нет! - она затаилась на время!

(«Песенка о земле», 1969)

«Песня о Земле»Высоцкого вызывает целый ряд аналогий, ассоциаций; своим гражданским пафосом, гуманистической направленностью она перекликается с ахма-товскими стихотворениями «Родная земля», «Не с теми я, кто бросил землю»; с воло-шинскими циклами «Звезда полынь», «Киммерийская весна», традиционно развива­ющими тему «Матери-Земли», побуждающими человека - «делать ее судьбу»).

Многие стихотворения говорят о серьезных мировоззренческих раздумьях поэта, являются медитативными. В них содержится глубокая философская основа, утвержда­ются незыблемые моральные ценности. Афористичность языка, столь присущая поэ­зии В. Высоцкого, его метафористичность в концентрированной, сгущенной форме пе­редают взгляды поэта на главные вопросы бытия: жизнь - смерть, добро - зло, честь, совесть, любовь... Например, «Чем выше мы - тем жестче и суровей» («Мой Гамлет»);«Досадно мне, что слово „честь" забыто. / И что в чести наветы за глаза» («Я не люб­лю»);«Я дышу - и, значит, я люблю! / Я люблю - и, значит, я живу!» («Баллада о люб­ви»);«Только в грезы нельзя насовсем убежать» («Баллада о борьбе»).В любой ситуа­ции быть личностью, быть выше обстоятельств - главная поэтическая идея стихотво­рения. На вопрос: - «Почему же, вожак, дай ответ - / Мы затравленно мчимся на вы­стрел / И не пробуем через запрет?!» - следует ответ:

Я из повиновения вышел За флажки - жажда жизни сильней! Только сзади я радостно слышал Удивленные крики людей.

К медитативной лирике можно отнести и «Притчу о правде»(1976), «В подража­ние Булату Окуджаве». Парадоксальное, на первый взгляд, авторское резюме- «Чи­стая Правда со временем восторжествует, / Если проделает то же, что явная Ложь» -

выражает оптимистический народный взгляд о том, что правда должна быть с кула­ками. Серьезные выводы о жизненном мироустройстве, о «драме не-исцеленного ра­зума» (М. Зощенко) содержатся в стихотворении «Проглупцов», написанном в сказо­вой форме. Способность «глупцов», состоящих «при власти» - «все видеть не так, / Как оно существует на деле» - приводит в реальной жизни, как свидетельствует история и антиутопические произведения русской литературы 20-30-х годов XX века, к тому, что «мудрецы», отгородившиеся от реальной жизни, отправляются глупцами в «одиноч­ку»:

В «одиночку» отправлен мудрец. Хорошо ли ему в «одиночке»?

Глубокий философский смысл заложен и в стихотворении «Дом» (1973), развиваю­щем традиции русской литературы с ее сквозной темой сострадания, участия. Это произведение Высоцкого очень актуально, в нем идет речь о всеобщих вопросах бы­тия. Люди, хотя и живут рядом, трагически разобщены, отчуждены, они не замечают, что рядом - горе, кто-то умер, или кого-то убивают, что на всех надвигается большая беда. Название стихотворения символично -

«Дом», - как образ жизни. Автор ищет дом, «где поют», где «не скисли душами»:

Кто ответит мне, что за дом такой? Почему во тьме, как барак чумной? Свет лампад погас, воздух вылился. Али жить у вас разучилися?

Популярность стихотворений Владимира Высоцкого - в их связи с жизнью. Его поэ­зия - это искусство художественного преображения жизни, о чем хорошо сказала ис­следователь творчества В. Высоцкого Наталья Анатольевна Крымова: «Иногда каза­лось, что он творит не задумываясь, просто рассказывает о том, что кругом делается. Услышал забавный разговор двоих у телевизора - и запомнил. Увидел, как люди в очереди стояли, о чем переговаривались, - и рассказал. Было удивительно, с какой быстротой и естественностью он рифмует то, что в жизни отнюдь не согласовано и не „рифмуется". В песенный строй его стиха легко укладывалось „немелодичное", вступа­ло „непоэтичное". Тот „сор", из которого, как сказала А. Ахматова, „растут стихи, не ве­дая стыда", в текстах В. Высоцкого нередко представал в ошеломляющей непригляд­ности, почти буквальной необработанности, однако странным образом, выказывал свой поэтический, артистический норов».

Вопреки всем сложным обстоятельствам времен: царившему «безвременью», ре­гламентированию печатного слова - В. Высоцкий был абсолютно правдив и беском­промиссен в своем творчестве. Его голос яростной силы, лишенный всякой благостно­сти, объявляет войну лжи, предательству, пошлости, бюрократизму, мещанству во всех их проявлениях. Поэт нашел для себя устную, песенную форму, в которой его творчество свободно жило в течение двадцати лет.

Используя юмор, В. Высоцкий развенчивает мещанство («Диалог утелевизора»), силу власть предержащих («Проглупцов»), ложь и пошлость («Инструкция перед поездкой за рубеж»).

В. Высоцкий жанрово разнообразит свой стих: он пишет баллады - «Баллада о люб­ви» (1975), «Баллада о детстве» (1973-1975), «Баллада о борьбе» (1975), «Баллада о бро­шенном корабле» (1972); серенады - «Серенада Соловья-Разбойника» (1975); инструк­ции- «Инструкция перед поездкой за рубеж» (1973-1974); письма- «Письмо в редак­цию телевизионной передачи „Очевидное-невероятное" (1974-1976); притчи - «Прит­ча о правде» (1977); истории - «История болезни» (1977-1978); диалоги - «Диалог у теле­визора» (1975); случаи - «Случай» (1976); песни - «Песня попугая» (1975), «Песня об оби­женном времени» (1975), «Песня о России» (1975), «Песня о Земле» (1968), «Песня само­лета-истребителя» (1968).

Права Марина Влади, вторая жена и друг поэта, утверждая о многогранности его таланта: «Его невероятная энергия утомляла всех, но она же позволяла ему в течение столь краткой жизнисоздать около 700 поэтических произведений. (...) Он успешно брался за все, темперамент, избыточный для простого актера, являлся необходимым

для певца-исполнителя, а взрывы его в повседневной жизни были вскормлены гени­ем поэта. (...) В будущем специалисты станут рассуждать о Высоцком-композиторе, о Высоцком-трагике, о Высоцком-поэте и о преждевременно ушедшем из жизни Высоц­ком - ОБЩЕСТВЕННОМ человеке».[26]

В большинстве песен Высоцкого есть традиционный для авторской песни припев, строфы которого повторяются иногда полностью, иногда с вариантами. Такими песня­ми являются «Большой Каретный» (1962), «Охота на волков» (1967-1968), «Товарищи ученые» (1973), «Марш физиков» (1964), «Спасите наши души» (1967), «Песня космиче­ских негодяев» (1964-1965), «Попутчик» (1965), «На границе с Турцией» (1963-1964), «Прощание с горами» (1966), «Дела» (1966-1967).

Необходимость припева - в смысловой акцентировке. Так, в стихотворении «На границе с Турцией» антистрофы играют роль припева. Гармония природы, ее красота не вразумляют человечество жить в мире на «планете людей»:

А на нейтральной полосе цветы — Необычайной красоты.

Поэт принимает жизнь во всем многообразии - любовь может уступить место дру­гим важным делам. В стихотворении «Белый вальс»В. Высоцкий пишет о торжестве истинной любви:

Ты сам, хотя танцуешь с горем пополам, Давно решился пригласить ее одну, Но вечно надо отлучаться по делам - Спешить на помощь, собираться на войну. Куда б ни бросило тебя, где б ни исчез, Припомни бал, как был ты бел, - и улыбнешься. Век бу­дут ждать тебя и с моря и с небес, И пригласят на белый вальс, когда вернешься.

Эти строки звучат жизнеутверждающе, воедино связывая тему любви и тему муж­ского долга, воссоздавая полноту и многомерность жизни.

О феномене В. Высоцкого хорошо сказал Булат Окуджава: «Он начал с примитива, с однозначности, постепенно обогащая свое поэтическое и гражданское видение, дошел до высоких литературных образцов; он постоянно учился у жизни, у литературы, что происходит с любым поэтом независимо от его одаренности. Он начал писать для уз­кого круга друзей, а пришел к самой широкой аудитории, пришел к предельному вы­ражению себя, а выражать себя - значит добиваться наивысшего наслаждения».[27]

Человек трудной творческой судьбы, Владимир Высоцкий был очень требователен к себе как к личности, поэту, актеру.

Очень емким в поэтическом мире В. Высоцкого является понятие времени - слова «время», «час», «часы» («О новом времени», «Всю войну под завязку», «О фатальных датах и цифрах», «Баллада о времени»).

Время для поэта - нравственная категория, его волнует то, чем время заполнено, вбирает ли оно такое понятие, как «честь»:

А в тридцать три Христу... (Он был поэт, он говорил: -Да неубий! Убьешь - везде найду, мол). Но - гвозди ему в руки, чтоб чего не сотворил, Чтоб не писал и чтобы меньше думал. С меня щи цифре 37 в момент слетает хмель, Вот и сейчас, как холодом подуло: Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль И Маяковский лег виском на дуло.

(«О фатальных датах и цифрах», 1971)

Поэт мудро и трезво оценивает скоротечность человеческой жизни, человеческий срок на земле, его волнует «след», который мы оставляем после себя - «память» и «со­весть»:

Кто-то скупо и четко Отсчитал нам часы Нашей жизни короткой, Как бетон полосы.

(«Всю войну под завязку»)

Уже в 1972 году поэт отразил трагичность человеческого существования в изуми­тельном по силе стихотворении «Кони привередливые»,ставшем реквиемом. В нем В. Высоцкий писал, как бы предчувствуя ранний конец своей напряженной творче­ской жизни:

Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее! Умоляю вас вскачь не лететь! Но что-то кони мне попались привередливые, Коль дожить не успел, так хотя бы допеть!

Чем ближе была его трагическая смерть, тем чаще писал об этом поэт. Уже в 1971 году в стихотворении «О фатальных цифрах и датах» он напишет:

Задержимся на цифре 37. Коварен Бог —

Срок жизни увеличился, и может быть, концы Поэтов отодвинулись на время.

Они отодвинулись... и цифра 42 стала фатальной как для него, так и для тех, о кон­це которых при жизни он не думал.

Тема судьбы и смерти, ответственности перед людьми разрабатывается В. Высоц­ким все глубже и серьезнее в стихах «Памятник» (1973), «Канатоходец» (1972), «О судь­бе» (1978), «Две просьбы» (1980), «Я никогда не верил в миражи» (1980), «И снизу лед и сверху - маюсь между...» (1980).

Так, в стихотворении «Памятник»поэта тревожит мысль о том, что после смерти его творчество представят подобным другим, лишат своеобразия. Он боится возвели­чивания и «суженья»:

Я не знал, что подвергнусь суженью После смерти.

Но в привычные рамки я всажен, — На спор вбили, А косую неровную сажень Распрямили.

Памятник Вл. Высоцкому, поставленный на его могиле, подтвердил обоснован­ность его опасений. В последнем из своих произведений поэт провидчески подвел итог своего творческого пути:

Мне меньше полувека - сорок с лишним, Я жив, тобой и Господом храним. Мне есть что спеть, представ перед Всевышним, Мне есть чем оправдаться перед Ним.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Какова проблематика стихотворений В. Высоцкого?

2. Каковы характерные особенности поэтики творчества В. Высоцкого? Раскройте функции «маски», «ролей» в его стихах.

3. Составьте список тем стихотворений В. Высоцкого.

4. Какой этический смысл вкладывает поэт в понятие «времени»? В каких стихо­творениях рассматривается понятие «времени»?

5. К каким фольклорным образам прибегает В. Высоцкий в стихотворениях, посвя­щенных родной земле, России? Каковы функции олицетворения, гиперболы в его ли­рике? Назовите стихотворения, посвященные России, родной земле. Какие смысловые аналогии вызывают эти стихотворения в историко-литературном контексте?

6. Напишите сочинение на тему: «Досадно мне, что слово „честь" забыто, - / И что в чести наветы за глаза»: нравственная позиция В. Высоцкого в контексте его творче­ства» .

ЛИТЕРАТУРА

1. Высоцкий В. С. Избранное / Состав. Н. А. Крымова. Вступ. статья Б. Окуджавы. -М., 1988.

2. Высоцкий В. С. Сочинения: В 2 т. - М., 1991.

3. Высоцкий В. С. Сочинения: В 4 т. - М., 1993.

4. Высоцкий В. С. Нерв. - М., 1992.

5. Богомолов Н. Высоцкий начинается // Знамя. 1990. № 5.

6. Влади М. Владимир, или прерванный полет. - М., 1990.

7. Крымова Н. Мы вместе с ним посмеемся. (О языке поэзии В. Высоцкого) // Дружба народов. 1985. № 8.

8. Лавлинский Л. Без микрофона. (О стихотворениях В. Высоцкого // Лавлинский Л. Мера времени, мера вечности: Статьи о современной литературе. - М., 1986.

ПРОЗА

Наши рекомендации