Консультация для родителей «Роль художественной литературы в развитии речи детей»

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.

Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства — способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.

«Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал ее»,— писал В. Г. Белинский. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его взрослый. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества — потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка — особенности этих фольклорных произведений-миниатюр.

Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему. Народ — непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, такого удивительно продуманного сведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию. Например: «Был бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа»; «Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать, кто его переколпакует, тому полколпака гороху». А доброжелательные подтрунивания, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок — эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.

Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах в духе гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых и наказывая злых.

Спасибо за плодотворное сотрудничество!

Приложение № 6

Конспект НОД по театрализованной деятельности в старшей группе.

«Давайте будем вежливы»

Цель: Воспитывать вежливость в детях, коммуникативные качества; привлекать детей к активному участию в играх-инсценировках;Развивать диалогическую и монологическую речь и ее интонационную выразительность;Совершенствовать навыки управления театрализованными куклами различных систем в спектакле А. Барто «Медвежонок невежа»;Обогащать и активизировать словарь детей, закреплять правильное произношение звуков, совершенствовать интонационную выразительность речи;Побуждать участвовать в танцевальной, песенной импровизации;Учить передавать эмоциональное состояние литературного персонажа с помощью различных средств выразительности.

Ход НОД

Дети вместе с воспитателем входят в зал

– Ребята, мы с вами пришли в театральную студию нашего сада. Здесь оживают на сцене сказки. А в сказках участвуют разные герои. А кто исполняет роли этих героев? (Артисты)

– Вот мы сегодня с вами тоже будем артистами и исполним разные роли. (На столе лежат шапки-маски)

– Что вы видите на столе? (Театральные шапки-маски). Можно их оживить? Наденьте эти маски и давайте покажем сценку, которая называется «Вежливые слова» (Э. Машковская).

(Дети надевают маски: ежа, овечки, утки, оленя, медведя, петуха, зайца, лисы, волка и др. Кассир занимает место за кассой, дети выстраиваются в очередь в кассу, ведущая встает рядом.)

ВЕДУЩИЙ:

Театр открывается, к началу все готово.

Билеты предлагаются за вежливое слово.

В три часа открылась касса,

Собралась народу масса.

Даже ежик пожилой

Притащился чуть живой.

КАССИР: Проходите, милый ежик, вам билет в каком ряду?

ЁЖ: Мне поближе, плохо вижу, вот... СПАСИБО! Ну, пойду!

ВЕДУЩИЙ: Говорит овечка.

ОВЕЧКА: Мне одно местечко! Вот мое... БЛАГОДАРЮ – доброе словечко.

ВЕДУЩИЙ: А вот и утка.

УТКА: Кряк! Целый ряд для меня и для утят!

ВЕДУЩИЙ: И прокрякала утка ДОБРОЕ УТРО!Прискакал олень.

ОЛЕНЬ:

ДОБРЫЙ ДЕНЬ! Если только вам не лень,

Уважаемый кассир, я бы очень попросил

Мне, жене и дочке во втором рядочке

Дайте лучшие места. Вот мое ПОЖАЛУЙСТА!

ВЕДУЩИЙ: И вдруг, отпихнув стариков, петухов, барсуков, ворвался косолапый, отдавил хвосты и лапы, стукнул зайца пожилого...

МЕДВЕДЬ: Касса, выдай мне билет!

КАССИР: Ваше вежливое слово?

МЕДВЕДЬ: У меня такого нет!

КАССИР: Ах, у вас такого нет? Не получите билет!

МЕДВЕДЬ: МНЕ БИЛЕТ!

КАССИР: Нет! Нет! Не стучите — мой ответ! Не рычите — мой совет! Не стучите, не рычите, ДО СВИДАНИЯ, ПРИВЕТ!

ВЕДУЩИЙ: Кассир медведю билет не дал. Косолапый зарыдал.

– Ребята, почему медведю не дали билет? (Он грубый, не вежливый)

– А можно ли это исправить? (Надо научить его добрым, вежливым словам.

Дети еще раз называют вежливые слова. Медведь повторяет, кассир даем ему билет.

– Ребята, молодцы, вы хорошо исполнили свои роли, оживили маски, а сейчас снимите их. (Дети снимают маски).

– А сейчас я предлагаю вам посмотреть сказку про другого медвежонка, он тоже был невежливым, непослушным. А помогут нам показать эту сказку наши артисты. (Дети уходят на сцену, переодеваются в куклу с «живой рукой» – медвежонок, «кукла-люди» (напольная) – медведь, медведица).

Сцена открывается, звучит музыка, ребенок-медвежонок скачет по сцене, озорует.

ВЕДУЩАЯ 1

Был сынок у маменьки -медвежонок маленький.

В маму был фигурою -в медведицу бурую.

ВЕДУЩАЯ 2

Уляжется медведица

Под деревом в тени,

Сын рядом присоседится,

И так лежат они.

Он упадет...

МЕДВЕДИЦА Ах, бедненький

ВЕДУЩАЯ 2 Его жалеет мать.

МЕДВЕДИЦА УМНЕЕ В ЗАПОВЕДНИКЕ РЕБЕНКА НЕ СЫСКАТЬ!

ВЕДУЩАЯ 1

Сыночек дисциплины

Совсем не признает!

Нашел он мед пчелиный -

И грязной лапой в мед!

Мать твердит...

МЕДВЕДИЦА ИМЕЙ В ВИДУ - ТАК НЕЛЬЗЯ ХВАТАТЬ ЕДУ!

ВЕДУЩАЯ 2

А он как начал чавкать,

Измазался в меду.

Мать за ним ухаживай,

Мучайся с сынком:

Мой его, приглаживай

Шерстку языком.

К медведице подходит медведь.

ВЕДУЩАЯ 1 Родители беседуют - мешает он беседе.

МЕДВЕДЬ ПЕРЕБИВАТЬ НЕ СЛЕДУЕТ ВЗРОСЛОГО МЕДВЕДЯ!

Медведь отстраняет медвежонка, тот убегает.

МЕДВЕДЬ ВЧЕРА ПРОПАЛ КУДА-ТО,

Мамаша сбилась с ног!

Взъерошенный, лохматый,

Пришел домой сынок

И заявляет маме…

МЕДВЕЖОНОК А я валялся в яме!

МЕДВЕДЬ

Ужасно он воспитан, всю ночь ревет, не спит он!

И мать изводит просто тут разве хватит сил? (поет)

Песня колыбельная

ВЕДУЩАЯ 2

Медведица бурая

Три дня ходила хмурая,

Три дня горевала...

МЕДВЕДИЦА

Ах, какая дура я

Сынка избаловала!

ВЕДУЩАЯ 1 Советоваться к мужу медведица пошла.

МЕДВЕДИЦА

Сынок-то наш все хуже,

Не ладятся дела!

Не знает он приличий -

Он дом разрушил птичий,

Дерется он в кустах,

В общественных местах.

ВЕДУЩАЯ 1 Заревел в ответ медведь...

МЕДВЕДЬ

Я при чем тут, женка?

Это мать должна уметь

Влиять на медвежонка!

Сынок - забота ваша,

На то вы и мамаша.

ВЕДУЩАЯ 2

Но вот дошло и до того,

Что на медведя самого,

На родного папу,

Мишка поднял лапу.

ВЕДУЩАЯ 1 Отец, сердито воя, отшлепал сорванца.

(Задело за живое, Как видно, и отца.)

ВЕДУЩАЯ 2

А медведица скулит,

Сына трогать не велит.

МЕДВЕДИЦА

Бить детей недопустимо!

У меня душа болит...

ВЕДУЩАЯ 1 Нелады в семье медвежьей...

ВЕДУЩАЯ 2 А сынок растет невежей!

МЕДВЕДЬ

Я знаю понаслышке, и люди говорят

Что такие мишки есть среди ребят

– Ребята вам понравилась сказка про медвежонка-невежу? А есть ли среди вас такие вот медвежата? Я надеюсь, что все вы правильно воспитаны, вежливы и не избалованы. И пожалуйста, всегда оставайтесь такими добрыми и послушными. Вы мне обещаете? (ответы детей).

Сегодня вы все были активными и очень хорошо исполняли свои роли и я хочу вам подарить небольшие сувениры-подарки.

Приложение № 7

Наши рекомендации