ТЕМА: Грамматическая основа предложения

ВОПРОСЫ

1. Какие типы подлежащих выделяют в русском языке? Какой признак положен в основу их типологии?

2. Какие типы сказуемых выделяют в русском языке? По каким призна­кам выделяют эти типы?

3. Какова роль связки в сказуемом? Какие виды связок вы знаете?

4. Какие грамматические значения выражаются сказуемым?

5. Какие формы предложения образуют его парадигму?

Задания

Задание 1. Подчеркните грамматическую основу предложения. Определите тип и значение подлежащего.

1. За минувший месяц в Иванове завершились два громких судебных дела. 2. На этой неделе вынесен приговор еще одной преступной группе... 3. Только вот ивановские "бригадиры" вряд ли задумывались о совести, мужской дружбе. 4. Оба эти крупнейших объекта были построены работниками СМП... 5. Обеспечить людей работой на местах - часть политики нынешнего руководства треста. б. И если в апреле на предприятии работало около 80 человек, то теперь - более 200. 7. Одно из возможных предложений коллектива поезда - по достройке здания депо на станции Лосна. 8. Доллар с евро "в чулке" надежнее сберегут ваши денежки. (По материалам "КП").

Задание 2. Определите, в каких предложениях 1-ого задания можно подобрать синтаксические синонимы к подлежащему.

Задание 3. Подчеркните грамматическую основу предложения. Определите тип сказуемого и способ его выражения. Расставьте знаки препинания.

1. Закуски были съедены, напитки выпиты. 2. Отец машины – рычаг а мать наклонная плоскость. 3. В конце концов убийство есть убийство. 4. Но видеть дно жизни еще не самое страшное. 5. И они перестали видеться. 6. Шагнуть-то он шагнул, но остановился в изумлении в дверях... 7. Ты есть будешь? 8.Ни один человек не становится ни лучше, ни сильнее после лагеря. 9. Люди вернулись в дома и начали жить. 10. Шальные пули злы, тупы и бестолковы. II. Все должно было идти бодро, бойко. 12. И хочу спросить предыдущего оратора насчет Байрона. 13. Байрон погиб молодым? 14. Он был лорд?

Задание 4. В составном сказуемом определите вид связки. Определите, какую роль она играет.

1. Милиционеры не такие простые люди. 2. ...потом милиция и вовсе пригрозила пристрелить его (депутата). 3. Россиянам было задано несколько вопросов об их отношении к бесплатной общественно полезной работе. 4. Необычным способом решили бороться с экономическими преступлениями мордовские налоговые полицейские. 5. Лидер ЛДПР должен облегчить свои карманы на немыслимую сумму. 6. Исаич всегда рад был помочь мне по огороду. (По материалам "Собеседника").

Задание 5. Какими грамматическими признаками различаются данные предложения? Как меняется их содержание?

1. Если другие эту диету выдержали, то смогу и я. - Если бы другие эту диету выдержали, смог бы и я. 2. Худеть мы все хотели. - Кабы похудеть! - Чтоб мы все похудели. 3. Каждому дали анкету. - Дай каждому анкету. - Дали бы каждому анкету. - ...а ты тут анкеты раздавай. 4. Свет померк. - Свет меркнет.- Свет померкнет. - Померк бы свет. - Кабы свет померк. - Чтоб свет померк.

ЛИТЕРАТУРА

1. Современный русский литературный язык. Под ред. П.А.Леканта. М., Высшая школа, 1988. С. 285-300.

2. Майданова Л.М. Практикум по современному русскому литературному языку. Екатеринбург. 1993. С. 259-266.

ТЕМА: Глагол как часть речи, предназначенная

Для функционирования в роли сказуемого

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какова характеристика глагола как части речи?

2.Какими признаками глагол отличается от имен?

3. Какие грамматические категории глагола помогают выражать предика­тивность предложения?

4. Каково соотношение между основным и частными значениями времен глагола?

5. Каково соотношение между основными значениями наклонений глагола и их заместительным употреблением?

6. Каково соотношение между морфологическими и синтаксическими грамматическими значениями времени и наклонения?

7. Какую роль в интерпретации внеязыковой действительности играют вид, залог и лексико-грамматические разряды глагола?

ЗАДАНИЯ

Задание 1. Подчеркните сказуемое. Определите, какая временная форма глагола выражает сказуемое. Укажите, какое синтаксическое время выража­ет предложение. Найдите предложения, в которых морфологическое время глагола и синтаксическое время сказуемого не совпадают.

1. Через десять минут ожидаю в салоне капитана. Проводишь! 2. Сам никого не обидит, а его малое дитя проведет. 3. Всех пьяниц горьких не накормишь. 4. Руководитель Госналогслужбы Георгий Босс выступал и выступает против единой ставки налога. 5. Посмотрю я на тебя...Какой ты, однако же, хлопотун... 6. Русалочка-то и смеяться перестала, да вдруг как заплачет. 7. И хочу установить новый рекорд, и я установлю его!

Задание 2.Определите спряжение глаголов, образуйте формы 3-го лица единственного и множественного числа.

1. Брить, велеть, выпилить, гнуть, дать, дышать, есть, жать, искать, качать, кроить, лелеять, молоть, пахать, получать, свистеть, стлать, стоять, тереть, торчать, хотеть.

Задание 3. Образуйте от приведенных ниже глаголов формы 1-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа настоящего времени, определите их спряжение. Объясните, почему от некоторых глаголов можно образовать две формы одного и того же лица; укажите стилистические и смысловые различия между ними.

1. Блистать, брызгать, выздороветь, колыхать, махать, мяукать, рыскать, тыкать, хныкать, чтить.

Задание 4.Проспрягайте глаголы. Объясните, почему от некоторых из них образуются не все формы лица.

Бдеть, бежать, болеть, вертеть, держать, доиться, есть, затевать, зиждиться, зудеть, колоть, крыться, мочь, ныть, обречь, печь, победить, пренебречь, рыскать, толочь, хотеть, чтить, щениться.

Задание 5.Определите значения форм лица глагола. Укажите дополнительные оттенки значений форм лица.

I. 1. Не всякий вулкан отличишь от обычной горы, и не над каждым можно лететь. (Песк.) 2. Языком убивают, как ножом, только без крови. (Поел.) 3. Загляжусь ли на поезд с осенних откосов, забреду ли в сутулую деревушку – будто душу высасывают насосом, будто тянет вытяжка или вьюшка. (Возя.) 4. Прежде чем приступить к описанию еще одной поездки по просторам Африки, позволим некоторое отступление. (Я. Ник.) 5. Пожар снегом не погасишь. (Поел.) 6. Охотно мы дарим, что нам ненадобно самим. (Посл.) 7. Честное сло­во, вздрогнешь, когда над твоей головой раздастся, как пулеметная очередь, стрекот сороки. (Н. Тер.) 8. Далее мы увидим, что любовь Марии к Мазепе развита и объяснена еще подробнее. (Бел.) 9. Не видишь – диск кончился! – кричал Дроздовский, перекосив лицо, отталкивая Зою.– Не мешай! Не мешай, говорят! (Бонд.) 10. Чье кушаю, того и слушаю. (Посл.) 11. Ох, и люб­лю я тебя, старшина! Не знаю почему, души в тебе не чаю, родной наш отец и каптенармус. За аккуратность тебя уважаю, за ласку к батарее. (Бонд.) 12. – Не понимаю, почему все-таки тебе, Уханов, не присвоили звания? – сказал несколько задетый его насмешливым тоном Кузнецов. Может объяснишь? (Бонд.) 13. – Давно стоим? – спросил Кузнецов, не обращаясь ни к кому в отдельности, и спрыгнул на заскрипевший снег. (Бонд.) 14. – Ну, берись! Чего заснули?! Вези! – скомандовал синий Матвей. (М. Г.)

II. 1. Ленивого не дошлешься, сонливого не добудишься. (Посл.) 2. Люблю песчаный косогор, перед избушкой две рябины, калитку, сломанный забор. (П.) 3. Попробуем разобраться в этой задаче с помощью последовательного рассмотрения всего процесса жизненного цикла растения с самых ранних стадий его развития. Начнем с семени и рассмотрим, что оно собой представляет. (Мич.) 4. Что имеем, не храним, потерявши – плачем. (Посл.) 5. Ну что же, поедешь нынче вечером к нашим, к Щербацким то есть? – сказал он, отодвигая пустые, шершавые раковины... (Л. Т.) 6. Если клад не находят в одном месте, его ищут в другом. (Попов) 7. Раскуривая медовый табак, Полотенцев говорил: "Вы ведь у нас давно гостите? Знаем, знаем. Творите, да? Чем нас собираетесь порадовать? Ах, новая пьеса! Не скажете о чем?" (Фед.) 8. Ездим каждый день на мель­ницу. (Ч.) 9. Дурак! Что лезешь, когда тебя не спрашивают! – сказал Николай, быстро переменяя положение. (Л. Т.) 10. – Эй, вы! Слезайте, вам говорят! – кричал управдом. (Як.)

Задание 6. Найдите безличные глаголы и личные формы глагола, употребленные в безличном значении.

I. 1. Еще не стемнело совсем, а мороз к вечеру неистово окреп. Колюче-ошпаривающим ветром дуло со стороны темно-малиновой, придавленной к земле щели заката, и будто из стороны в сторону мотало над высотой гремящую пальбу боя. Сильно несло сметаемой с брустверов ледяной крошкой, острой, как битое стекло, кололо в губы, в глаза. (Бонд.) 2. Вызвездило крупно... Зави­вающимися змейками сносило с крыши колкую снежную пыль.. (Бонд.) 3. Утро едва брезжило, но становилось все светлее, а улица – кажется, все одна и та же – тянулась бесконечно... (И. Реп.) 4. Железисто пахло от промерзших стен, и все несло и несло в лицо тонкой струей холода от забитого метельным снегом, сереюще­го оконца над головой. (Бонд.) 5. Ишь метет! Все гла­за запорошило. (Ч.) 6. В полднях пригревало. (Пришв.) 7. Мне повезло: дождя так и не было, и ни один вечер зря не пропал. (Т. Т.) 8. Веришь ли, матушка, как ска­зал мне, что женит его, как ножом по сердцу полоснуло меня. (Л. Т.) 9. Уже светает, сбились одеяла. Опять томит бессонница, хоть плачь. (Др.) 10. Разумихину не сиделось на стуле. (Дост.)

II. 1. Начинало уже заметно смеркаться. (Л. Т.) 2. Как вам ездилось? (Ч.) 3. С вечера крепко подморозило, а затем все притрусило порошей... (Буб.) 4. Бед­няга, как же это тебя угораздило? (Грачев) 5. Теперь у Коростелева посасывало под ложечкой. (Пан.) 6. От его плавных движений и неторопливой походки веяло сознанием силы. (М. Г.) 7. У меня похолодело под горлом – неужели мы ошиблись машиной? (Пауст.). 8. И продуло всю избу легким воздухом. (Пауст.) 9. Дернуло меня с вами сюда переться, старого дурака! (Пауст.) 10. Весной жилось мне противно. (Ч.) 11. Только под ветром чуть слышно позванивало, дребезжало. (Бонд.)

Задание 7. Составьте небольшие описания, используя приведенные ниже слова и словосочетания. Обратите внимание на видовые значения глаголов.

I. Всегда, все лучше и лучше, ежедневно, изо дня в день, каждый раз, обычно, постоянно, регулярно, часто.

II. Вдруг, внезапно, впервые, в последний раз, неожиданно, нечаянно, как снег на голову, сразу.

Задание 8.Определите вид глаголов. Выпишите глаголы вместе с теми обстоятельственными словами, которые поясняют характер действия.

Поезд остановился... Наташа высунулась из окна. От высокой насыпи до самого горизонта тянулся лес. Над ним... стояла глухая туча. Стаи белых птиц метались перед ней ...

Гром громыхнул за краем земли и неуклюже покатился над лесом. Гром ворчал так долго, что казалось, он обегает кругом всю огромную землю. <...>

Поезд вздрогнул и пополз назад. Сразу стемнело.

Внезапно ветер рванул занавески и опрокинул стакан с цветами на столике. На пол звонко полилась желтая вода.

Вдоль окон блеснула молния, и тотчас в лесу что-то страшно и сухо треснуло, будто сломалась большая сосна. <...>

Пассажиры торопливо подымали окна, смотрели на тучу. Молнии то и дело открывали в ней зловещие пещеры, воронки вихрей, мутные космы дождя. <...> В страшной черноте все вспыхивала и вспыхивала в блеске молний одна и та же белая сухая береза. Было непонятно, почему этот беглый свет вырывает из темноты только эту березу, когда вокруг нее шумят под ветром тысячи других деревьев. <...>

По крыше вагона тяжело зашумел проливной дождь. (По К. Паустовскому)

Задание 9. Определите вид глаголов. Установите, как соотносятся между собой действия: 1) происходят одновременно, 2) совершаются последовательно, одно после другого, 3) частично совпадают во времени – одно длительное, а другое краткое, происходящее в один из моментов времени, занятого первым действием.

1. Свеча меркнет и гаснет. (Т.) 2. Конец мая, и в поле еще прохладно, дует ветер, то и дело прячется в облака солнце, идут тени в свет. (Бун.) 3. Карета подъ­ехала и остановилась. (П.) 4. Я отправился к нему, вошел в его комнату. (Т.) 5. Вставал я каждый день до восхода солнца, ложился рано. (Ч.) 6. Лошадь ступала наудачу и поминутно то въезжала на сугроб, то проваливалась в яму. (П.) 7. Я жил тогда в Петербурге и только что вышел из университета. (Т.) 8. Я не спускал глаз с Катеньки. Я давно уже привык к ее свеженько­му, белокуренькому личику и всегда любил его. (Л. Т.) 9. Я изучил его походку и всегда узнаю скрип его сапогов. (Т.) 10. Солнце село; звезда зажглась и дрожит в огнистом море заката. (Т.) 11. Вот кладут ковер на телегу. Вот вы сели; лошади разом тронулись, громко застучала телега. (Т.) 12. Вскоре заполыхал костер, зашумел чайник, забурлила картошка, зафыркала ка­ша, и все пошло дружно и споро. (Гайд.)

Задание 10.Определите вид глаголов. Установите, каково соотношение между действиями. Объясните употребление видов глаголов.

1. Весной Володя подобрал на берегу обессилевшего, мокрого, не умевшего летать птенца. Отогрел, высушил и оставил дома. Аккуратно кормил, ходил с ним к берегу. Чайка выросла и вернулась в свою колонию. Но что-то осталось в памяти вольной птицы. Иногда она прилетает и долго сидит на крыше бревенчатой избы. А когда Володя приходит на берег, чайка узнает его. Если поблизости немного людей, птица опускается на плечо... (Песк.)

2. У поворота реки с названием Паром я обнаружил двух странных бобров. Они видели, я стою, и не пря­тались. Бобры поочередно, как бабы вальком, колотили хвостами, но продолжали плавать ...

Я принес из леса пучок молодых осиновых веток и с мыслью – "это будет им как пряник" – кинул в прудок. Наутро от веток осталась белая арматура. Я ликовал: буду носить бобрам "пряник" и приучу их к себе. (Песк.)

3. Древней бумаги в здешнем лесу много. Березняк в пойме погиб от летнего наводнения. Вершины деревьев давно упали, и только стволы стоят, как голые кости. Береста на них отстает и трепещет по ветру белыми лоскутками... (Песк.)

Задание 11. Определите значения форм настоящего времени.

1. Родина – это движение народа по своей земле из глубин веков к желанному будущему, в которое он верит и создает своими руками для себя и своих поколений. (А. Т.) 2. Все, что угнетает и печалит человека, все, что вызывает хотя бы одну его слезу, должно быть вырвано с корнем. И пустыни, и войны, и несправедли­вость, и пренебрежение к человеческому сердцу. (Пауст.) 3. ... Юность с ее здоровьем и радостью, с ее наивным, добрым эгоизмом, любовью и мечтами о будущем не хочет и не умеет за общей опасностью и страданием видеть опасность и страдание для себя, пока они не нагрянут и не нарушат ее счастливой походки. (Фад.) 4. От всего, что приходится увидеть и испытать за день, Сережа очень устает. К вечеру он совсем изнемогает: еле ворочается у него язык; глаза закатываются, как у птицы. Ему моют руки, ноги, сменяют рубашку, – он в этом не участвует, его завод кончился, как у часов. (Пан.) 5. Когда идет первый снег, в первый день езды на санях, приятно видеть белую землю, белую крышу, дышится легко, славно, и в это время вспо­минаются юные годы. (Ч.) 6. Рассветает медленно, город с утра тонет в сизом морозном тумане, и деревья одеты густым инеем сиреневого цвета. (Бун.) 7. Любочка во всем проста и натуральна; Катенька же как будто хочет быть похожей на кого-то. Любочка смотрит всегда прямо и иногда, остановив на ком-нибудь свои огромные черные глаза, не спускает их так долго, что ее бранят за это, говоря, что это неучтиво; Катенька, напротив, опускает ресницы, щурится и уверяет, что она близорука, тогда как я очень хорошо знаю, что она прекрасно видит. <...> Любочка страшная хохотунья и иногда, в припадке смеха, машет руками и бегает по комнате; Катенька, напротив, закрывает рот платком или рука­ми, когда начинает смеяться. Любочка всегда сидит прямо и ходит опустив руки; Катенька держит голову несколько набок и ходит сложив руки. <...> Но Катенька, по моему тогдашнему мнению, больше похожа на большую, и поэтому гораздо больше мне нравится. (Л. Т.).

Задание 12. Определите вид и время глаголов. Укажите значения глаголов совершенного и несовершенного вида, стоящих в формах простого будущего и сложного будущего времени.1. Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ого сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена! (П.)

2. Нет, весь я не умру – душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит –

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык. (П.)

3. Чудный день! Пройдут века –

Так же будут, в вечном строе,

Течь и искриться река

И поля дышать на зное (Тютч.)

4. Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется, –

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать... (Тютч.)

5. Я на речке ноги вымою.

Куда, реченька, течешь?

В сторону мою родимую,

Может, где-нибудь свернешь.

Может, где-нибудь излучиной

По пути зайдешь туда

И под проволокой колючею

Проберешься без труда... (Тв.)

Задание 13. Установите видо-временные значения глаголов несовершенного вида прошедшего времени.

I. Мне кажется, что всякий человек при Антоне Павловиче невольно ощущал в себе желание быть про­ще, правдивее, быть более самим собой, и я не раз наблюдал, как люди сбрасывали с себя пестрые наряды книжных фраз, модных слов и все прочие дешевенькие штучки, которыми человек, желая изобразить европей­ца, украшает себя ... Антон Павлович не любил рыбьи зубы и петушиные перья; всё пестрое, гремящее и чужое, надетое человеком на себя для "пущей важности", вызывало в нем смущение, и я замечал, что каждый раз, когда он видел пред собой разряженного человека, им овладевало желание освободить его от всей этой тяго­стной и ненужной мишуры, искажавшей настоящее лицо и живую душу собеседника. (М. Г.)

II. 1) Лидия была учительницей в земской школе у себя в Шелковке и получала двадцать пять рублей в месяц. Она тратила на себя только эти деньги и горди­лась, что живет на собственный счет. 2) Она не при­нимала участия в серьезных разговорах, ее в семье еще не считали взрослой и, как маленькую, называли Мисюсь.. 3) В будни она ходила обыкновенно в светлой рубашечке и в темно-синей юбке. 4) Мы гуляли вместе, рвали вишни для варенья, катались в лодке, и, когда она прыгала, чтобы достать вишню, или работала вес­лами, сквозь широкие рукава просвечивали ее тонкие, слабые руки. Или я писал этюд, а она стояла возле и смотрела с восхищением. (Ч.)

Задание 14. Определите время и вид глаголов; объясните их видо-временные значения.

Как всегда в Ленинграде, больше всего времени я провел в Русском музее и в Эрмитаже.

Легкий сумрак эрмитажных залов, тронутый темной позолотой, казался мне священным. Я входил в Эрмитаж, как в хранилище человеческого гения. В Эрмитаже я впервые, еще юношей, почувствовал счастье быть человеком. И понял, как человек может быть велик и хорош.

Первое время я терялся среди пышного шествия художников. У меня кружилась голова от обилия и густоты красок, и, чтобы отдохнуть, я уходил в зал, где была выставлена скульптура.

Там я сидел очень долго. И чем больше я смотрел на статуи безвестных эллинских ваятелей или на едва заметно улыбавшихся женщин Кановы, тем яснее понимал, что вся эта скульптура – зов к прекрасному в самом себе, что она предвестница чистейшей утренней зари человечества. Тогда поэзия будет властвовать над сердцами и социальный строй – тот строй, к которому мы идем через годы труда, забот и душевного напряжения, – будет основан на красоте справедливости, красоте ума, сердца, человеческих отношений и человеческого тела. (Пауст.)

Задание 15. В отрывке из повести Л. Н. Толстого "Казаки" определите время глаголов, их вид. В каких случаях одно время употреблено в значении другого? Отметьте значение перфекта.

На быстром движении тройки по ровной дороге горы, казалось, бежали по горизонту, блестя на восходящем солнце своими розоватыми вершинами. Сначала горы только удивили Оленина, потом обрадовали; но потом, больше и больше вглядываясь в эту, не из других черных гор, но прямо из степи вырастающую и убегающую цепь снеговых гор, он мало-помалу начал вникать в эту красоту и почувствал горы. С этой минуты все, что только он видел, все, что он думал, все, что он чувствовал, получало для него новый, строго величавый характер гор. Все московские воспоминания, стыд и раскаяние, все пощлые мечты о Кавказе, все исчезли и не возвращались более. "Теперь началось", – как будто сказал ему какой-то торжественный голос. И дорога, и вдали видневшаяся черта Терека, и станицы, и народ – все это ему казалось теперь уже не шуткой. Взглянет на небо – и вспомнит горы... Вот едут два казака верхом, и ружья в чехлах равномерно поматываются у них за спинами, и лошади их перемешиваются гнедыми и серыми ногами; а горы... За Тереком виден дым в ауле; а горы... Солнце всходит и блещет на виднеющемся из-за камыша Тереке; а горы... Из станиц едет арба, женщины ходят красивые, женщины молодые; а горы. Абреки рыскают в степи, и я еду, их не боюсь, у меня ружьец сила, и молодость; а горы...

Задание 16. Определите значения форм настоящего времени. Подумайте о той стилистической роли, которую выполняют в этих контекстах глаголы настоящего времени. Определите видо-временные значения других глаголов.

1. И вся моя молодость прошла с ним [Пушкиным]. И то он рождал во мне те или иные чувства, то я не­изменно сопровождал рождавшиеся во мне чувства его стихами, больше всего его. Вот я радостно просыпаюсь в морозный день, и как же мне не повторить его стихов, когда в них как раз то, что я вижу: "Мороз и солнце, день чудесный..." Вот я собираюсь на охоту – "Встречаю слугу, несущего мне утром чашку чаю, вопросами: утихла ли метель?" Вот зимний вечер, вьюга – и разве "буря мглою небо кроет" звучит для меня так, как это звучало, например, для какого-нибудь Брюсова, росшего на Трубе в Москве? Вот я сижу в вечер­ние сумерки у раскрытого окна темной гостиной, и опять он со мной, выражает мою мечту, мою мольбу: "О, Делия, драгая, спеши, моя краса, звезда любви златая взошла на небеса..." Вот уже совсем темно, и на весь сад томится и цокает соловей, а он спрашивает: "Слыхали ль вы за рощей в час ночной певца любви, певца своей печали?" Вот я в постели, и горит "близ ложа моего печальная свеча", – а не электрическая лампочка... А вот осенняя, величаво-печальная осенняя ночь, и тихо всходит из-за нашего старого сада большая красновато-мглистая луна: "Как привидение, за рощею сосновой луна туманная взошла", – говорю я его словами... страстно мечтая о той, которая где-то там, в иной, далекой стране, идет в этот час "к брегам, потоплен­ным шумящими волнами", – и как я могу определить теперь: бог посылал мне мою тогдашнюю тоску, муку по какому-то прекрасному и печальному женскому образу или он, Пушкин? (Буи.)

Задание 17.Определите оттенки значений форм повелительного наклонения.

I.1. Чем облачаться в яркие одежды, лучше облачись в знания. (Поел.) 2. Поезжайте, куда хотите, послушайте и поспрошайте. К субботе я жду от вас пятьсот строк деревенских впечатлений. (А, Т.) 3. Да здравствует ве­чер! (Прок.) 4. Прямо с корабля из-под огня. Посылает милый телеграммы: "Помни тчк люби меня зпт приезд не за горами. (Яш.) 5. Вот-на! Не успела повернуться – уж и скучно показалось! А ты поживи с нами – тогда увидишь: может и весело покажется! (С.-Щ.). 6. Ногу не вывихни, гляди! (М. Г.) 1. Давай поищем хотя бы место, где обедал любитель сосновых семян, – предложил я. (Н. Тер.) 8. Пускай они подольше поспят сегодня. Замучились оба. (М. Г.) 9. Ступай-ка, Пашка, своей дорогой. (Фед.) 10. Выверните карманы! Ну, живо! Что я вам говорю? Выворачивайте! (Н. О.). 11. Уж не мешайте, пусть я расскажу! Не мешайте! (Г.) 12. Брось ты думать, – говорю. Говорю ему душевно. (Те.) 13. И слабого обидеть не моги. (Кр.)

II. 1. Будьте настойчивы, упорны, но не упрямы. (Обр.) 2. Чужому горю не радуйся, радуйся чужому счастью. (Поел.) 3. Торопись делать добро! (Сувор.) 4. – А он, пожалуй, подумает, что ты в него влюблена. – Пускай думает, убытку-то мне немного. (Остр.) 5. Дуня кричит: "Миша! Давай вари ужин. Пора нам закусить!" (Тихан.) 6. Не заговаривайся, подавай сюда самовар, я его под залог увезу. (Конич.) 1. Не влезай на дерево – не упадешь. (Поел.) 8. – Убирайся ты от меня! – взвизгнула она, быстро отвернувшись и махнув на меня рукой, (пост.) 9. Божичко, посветите еще, – кричал Бессонов. – И подведите его. – Давай, давай, парень, поближе, не робей, – сказал Божичко. (Бонд.)10. Дал полтинник и посоветовал строго: – Смотри же, не проболтайся жене или матери — шум будет! (М. Г.) 11. А пускай его ходит и заглядывает! Есть у него свободное время – он и гуляет. (М. Г.) 12. Да отсохни у меня язык, если я у него попрошу хоть копейку! (Остр.)

Задание 18. Определите оттенки значения формы повелительного наклонения. Отметьте случаи выражения значений повелительного наклонения другими глагольными формами.

1. Пусть вас всегда будут отличать лучшие качества советского врача – гражданина, патриота, борца – коммуниста, строителя новой жизни. (Лоп.) 2. Эй, Чуирли, – окликаю знакомого рыбака. – Посоревнуемся? (Н. Тер.) 3. Но Бессонов прервал его опять тихо и непререкаемо: – Вы меня не поняли? Я сказал: идите и исполняйте обязанности командира дивизии. Послать немедленно людей на связь с Черепановым. И передайте от меня лично: надеюсь на его терпение. Выстоять, вытерпеть этот натиск, Деев. (Бонд.) 4. – Стреляйте! – шепнул мой спутник. – Стреляйте же! – еще раз сказал спутник. (С.-М.) 5. А у нас – воля, пей, гуляй, аж гикнул батько: "На коня!" – и ты уже не свой. (А. Т.) 6. Бессонов, никому не пожимая руки, поздоровался; снимая полушубок недовольно проговорил: "В этой комнате попросил бы не курить. Не дурманить головы". (Бонд.) 7. Говорю Максиму: "Давай пробираться к стану". (Тих.) 8. Да что спорить. Зайдем в сквер, посидим на лавочке, обсудим в общих контурах – кирпич-то нужен и нам и вам! (Пан.) 9. На печи не храбрись, а в поле не трусь. (Поел.) 10. – Дайте-ка, дайте, Святов! – Кузнецов кинулся к ровику. (Бонд.) 11. Ему хочется пыль пустить, а я вот сиди и работай для него, как кторжный. (Ч.) 12.– Уберите фляжку, и чтоб я не видел! – резко сказал Кузнецов. – И проводите Зою в санроту. Там ей будет лучше. (Бонд.)

Задание 19. Определите значение форм сослагательного наклонния.

1. Если каждый из трехсот человек театрального коллектива будет приносить в театр бодрые чувства, то это излечит даже самого черного меланхолика. (Станисл.) 2. О, если бы когда-нибудь сбылись поэта сно­виденья! (П.) 3. Будь вы там, – сказал я, – вы могли бы видеть, как желтеют в рощах липы. (Сим.) 4. Как бы трудно человек ни отрывался от привычного места, какую большую часть сердца ни оставлял бы там, а есть в самой дороге утешение, и надежда, и зовущая радость. (Пан.) 5. Сколько бы мы ни наловили рыбы, они всегда говорили с жалостью: "Ну что ж, хоть на ушицу себе наловили, и то счастье". (Пауст.) 6. Хорошо было бы, если бы вы совсем бросили этот вздор, ваше искусство. (И. Реп.) 7. –Да успокойся же ты наконец, выпей воды и сядь. (И. Реп)

II. 1. Мне хотелось книг, которые волновали бы и радовали, как чудесный Бальзак. (М. Г.) 2. У него ничего не клеилось, что бы он ни предпринимал. (Фед.) 3. Ты бы не философствовал, а – думал. (М. Г.) 4. Корысть была – если бы я последовал за своими родителями, Михаилу с Енькой досталась бы моя изба, две десятины отцовской земли... (Конич.) 5. Воротился бы на постоялый двор, накушался бы чаю... буря бы утихла, отправился бы далее. (П.) 6. Другой бы на его месте в драку с нами полез... (М. Г.) 7. Ты бы ложилась, нянечка. (Ч.) 8. Теперь и он, наверное, пошел стрелять. Хоть бы зашел на минутку. (Р.Пог.)

Задание 20. Рассмотрите в контексте формы наклонения. Определите значение форм наклонения и форм инфинитива.

I. 1. Не будь другом злого, бери пример с доброго. (Поел.) 2. – Согреться бы где-нибудь, а? Закоченеем до передовой. (Бонд.) 3. – Ну, Тарас Семенович, спас ты меня. Не жить бы мне... – говорил он. (Марк.) 4. Упади на него целый сугроб, то и тогда бы, кажется, он не на­шел нужным стряхивать с себя снег... (Ч.) 5. Воробьям бы взять да и улететь: птенцов нет здесь, ни защищать, ни спасать никого не надо. (Н. Тер.) 6. Поди-ка, вот теперь поступи на место к кому-нибудь! Н-да. Я тебя, голубчика, везде так разрисовал, что хоть ты даром просись, – не возьмут! (М. Г.) 7. Или, может быть, вы съели бы кисельку? (Г.) 8. – Я говорю, пусть подойдет ко мне командир танкового подразделения, – повторил Бессонов тем же тоном. (Бонд) 9. Иногда Енька под задор мне вступал в подстрекательство: "А вот не сбегать тебе в Боровиково по снегу босиком?" (Конич.)10. Уж шли бы вы к Алексею-то Ивановичу. (Леон.) 11. Только свяжись – измотаю, как щенка. (Ш.) 12. Че­рез две недели не заплатишь, не видать тебе самовар! (Леон.)

Задание 21. Выпишите из текста все глаголы, установите их отношение к системе залога. У глаголов, входящих в систему залога, определите в каждом случае залоговое значение.

Необыкновенно медленно, как никогда на моей памяти, разворачивается в этом году весна. То зеленое, что виднеется сегодня между домами, из-за домов, еще далеко не то, что называется первой зеленью. Его еще нет, этого зеленого, оно скорее угадывается. Не слышно, например, запаха, характерного для этих дней. Может быть, впрочем, мир не устанавливает со мною контак­та? Может быть, с годами теряется возможность этого контакта? Может быть, школьник слышит этот запах – вот этот школьник, который, как я когда-то, хочет со всей добросовестностью развязаться с заботами, чтобы ни одного дня весны не прожить невнимательно.

Надо выбраться за город. Поеду на какую-нибудь станцию, сойду и буду стоять. Установится ли контакт? Когда-то я хотел есть природу, тереться щекой о ствол дерева, сдирая кожу до крови. Когда-то я, впервые после перерыва оказавшись за городом, взбежал на невысокий холм и, не видя, что вокруг кладбище, упал, чувствуя восторг, в траву лицом – в ножи травы, которые меня ранили, плакал от сознания близости к земле, разговаривал с землей. (Ол.)

Задание 22. Подчеркните сказуемое. Определите, какой формой наклонения гла­гола выражено сказуемое. Укажите, какое синтаксическое наклонение имеет предложение. Найдите предложения, в которых морфологическое наклонение глагола и синтаксическое наклонение предложения не совпадают. Как влияет синтаксическое наклонение на цель высказывания?

1. Взяла она в бакалее подсолнечное масло, да литровку-то о вертушку и разбей... 2. Не загляни он сейчас в этот подвал, он шел бы сейчас по городу в самый снегопад. 3.И постарайтесь не пропус­кать занятия, а то наверстывай упущенное. 4. Не пришел на семинар - сдай по нему зачет. 5. Такая гигантская страна не развалилась бы, будь у нее здоровая корневая система. 6. Только рассаду высадили, а тут мороз и грянь! 7. Окажись на месте Ельцина, вы сейчас ушли бы в отставку?

Задание 23. Определите, какое синтаксическое наклонение и время выражает сказуемое.

А.1. Александр Солженицын живет на выделенной ему госдаче. 2. В тихую и ясную погоду пейзаж умиротворяет. 3....Солженицын стал ре­монтировать дом. 4. Но забор высокий, ничего не видно. Нашлись, правда, ребята любопытные на воздушном шаре, так чуть было на соседние дома не завалились. (По материалам "Собеседника").

Б. 1. Рай был бы у меня в душе. 2. При хорошем тренере наши бы всегда выигрывали. 3. Друзья были бы рядом.

В. 1. Давайте ж быть своих начал достойными (Львов). 2. Да будет почетной участь твоя. 3. Чтоб никогда больше наши не проигрывали!

Г. 1. Будь ты нужен фирме, деньги бы на второе высшее нашлись. 2. Работал бы сын, мать бы не горевала.

Д. 1. Если бы осень была дождливая, а зима снежная, урожай удивил бы вас. 2. Посади он картошку, капусту, никто бы не удивился.

Е. 1. Хоть бы прохожий какой прошел! 2. Только б он пришел про­славленный, только б радость перенесть! (Блок).

Ж. 1. Скорей! Вечно вас дожидайся (Писемский). 2. Отец - так корми! (Бунин). 3. Тебе всякий вздор говорят, а ты будь послушная.

Задание 24. Определите, значение какого наклонения и времени выражает инфинитив.

I. Кто? Фамилии, клички, быстро! Не задумываться! 2. Да чтоб я еще раз в жизни по грибы пошел! Отдыхать только в библиотеке! 3. Быть бы нашим в четверке борющихся за победу, если б играли не так 4. И все-таки Олимпиаде быть! Но не у нас.

Задание 25. Определите вид и переходность глагола? Возможна ли замена вида глагола?

В семье Некрасовых "ЧП" покупают постоянно и читают от корки до корки. Но в лотерее нашей газеты раньше не участвовали. "Мне не везло,- рассказывает счастливый победитель. - Хотя я регулярно покупал лотерейки. И вот как-то раз папа показал мне газету с розыгрышем. Я сам разобрался, в чем заключается игра, заполнил квиток и отправил".

Задание 26. Определите залог глагольных форм и разграничьте активные и пассивные конструкции, возможна ли их взаимозамена?

I. Во второе воскресенье сентября Американская академия телеискусства раздает ежегодные награды "Эмми". В этот раз церемония вручения золоченых статуэток проводилась в 50й раз. Действие проходило в центре Лос-Анжелоса. Сюрпризов не ожидалось. В разряде комедий в пятый раз "Эмми" была присуждена ленте "Фрейзер". "Секретные мате­риалы", которые были заявлены в 16 номинациях, благосклонности жюри не вызвали.

ЛИТЕРАТУРА

1. Современный русский литературный язык. Под. ред. П.А.Леканта М., Высшая школа. 1988. Глава "Глагол".

2. Майданова Л.М. Практикум по современному русскому литературному языку. Екатеринбург. 1993. С. 190 – 230.

Наши рекомендации