Обзор русской литературы первой половины XX в.
Творчество В.Маяковского. Ранняя лирика поэта и дух бунтарства. Поэт и революция в творчестве В.Маяковского.
Творчество С.Есенина. Основные мотивы лирики Есенина. Тема родины в поэзии С.Есенина. Идейно-художественное своеобразие поэмы «Анна Снегина».
Творчество А.Блока. Романтический мир раннего А.Блока. «Стихи о Прекрасной Даме». Осмысление событий революции в поэме «Двенадцать».
Творчество М.Цветаевой. Поэзия М.Цветаевой как монолог-исповедь. Интимная лирика 1920-х годов. Тема Родины в творчестве поэтессы.
Творчество А.Ахматовой. Поэма «Реквием». Глубина постижения народного горя в поэме. Тема гуманизма и милосердия. Образ Матери. Евангельские мотивы. Новые черты лиризма, своеобразие жанра и композиции. Общественное и художественное значение поэмы.
Творчество М.Булгакова. Сатирические произведения 20-х годов. Повести “Дьяволиада”, “Роковые яйца”, “Собачье сердце”.
Творчество Б.Пастернака. Философская глубина лирики Б.Пастернака. Представление о лирике у раннего Б.Пастернака. Книга “Сестра моя – жизнь”. Концепция бессмертия души и бесконечности бытия. Вечность и повседневность.
Творчество А.Толстого. Исторический роман «Петр Первый». Образ Петра в романе.
Творчество М.Шолохова. Роман “Тихий Дон”. Народ и личность в романе. Типичное и исключительное в судьбах героев. Образ Григория Мелехова. Истоки трагедии Григория Мелехова. Психологизм романа. Историзм романа “Тихий Дон”.
Рассказ «Судьба человека». Образ Андрея Соколова.
Обзор русской литературы второй половины XX в.
Литературно-художественный журнал «Новый мир» и его место в общественном сознании 50-х – начала 60-х гг. ХХ в.
Творчество А.Твардовского. Тематика и проблематика поэмы «За далью – даль». Тема памяти в лирике А.Твардовского. Образ русского солдата в поэме «Василий Теркин». Исповедальный характер лирики А.Твардовского.
«Деревенская проза» 60-х – 70-х гг. ХХ в. Творчество В.Шукшина. Изображение народного характера и картины народной жизни в рассказах В.Шукшина. Преобразование жанрово-стилевых форм (“рассказ-судьба”, “рассказ-характер”, “рассказ-исповедь” – по терминологии Шукшина).
Творчество В.Астафьева. Повествование в рассказах “Царь-рыба”. Человек и природа в повествовании в рассказах «Царь-рыба». Отношение человека к природе как мерило его нравственности.
Творчество А.Солженицына. «Лагерная» тема, тема совестливости и достоинства в повести «Один день Ивана Денисовича». Нравственные и социальные проблемы в рассказе «Матренин двор». Праведница Матрена и традиции житийной литературы.
Творчество В.Быкова. Нравственная проблематика произведений о войне В.Быкова. Новое о человеке на войне в произведениях В.Быкова.
Творчество В.Распутина. Тема памяти и преемственности поколений в повести «Прощание с Матерой». Соединение вечных тем, философско-эстетических размышлений писателя с актуальной социальной проблематикой в повести “Прощание с Матерой”. Нравственный выбор героев в повести «Живи и помни».
Творчество В.Шаламова. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в «Колымских рассказах».
Особенности «бардовской» поэзии 60-х гг. ХХ в. Творчество В.Высоцкого. Своеобразие поэтического мышления и языка В.Высоцкого.
Основные тенденции современного литературного процесса.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ
Письменная работа по литературе состоит из 17 заданий. На её выполнение даётся 4 часа (240 минут). Рекомендуем распределить время на выполнение работы следующим образом: задания 1-16 – не более 2 часов, на задание 17 – 2 часа.
Задания 1-9 включают в себя анализ фрагмента эпического, лироэпического или драматического произведения с кратким ответом, требующим написания слова или сочетания слов, и 2 задания с развёрнутым ответом, требующие написания ответа в объёме 5–10 предложений.
Задания 10-16 включают в себя анализ лирического произведения:
5 заданий с кратким ответом и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме
5–10 предложений.
Выполняя задания абитуриенту необходимо постараться сформулировать прямой ответ на поставленный вопрос, избегая пространных вступлений и характеристик.
Задание 17 включает 3 темы, из которых нужно выбрать только одну и дать на неё письменный развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения (в объёме не менее 150 слов).