Несколько правил сильного текста
1. Не перегружать. Максимально простой не значит примитивный.
2. Писать энергично. Тезис. Что это? Как я это понимаю тему, как толкую её? Какие вопросы и возражения сразу возникают?
3. Делить на абзацы. Как моё утверждение (доказательство) работает в тексте?
4. Не сбиваться с темы. Проверяй: «Цепляет» ли, волнует ли потенциального читателя?» «А это всё на тему?»
5. Следи за композицией - структурой. Хорошая структура – магнит для читателя.
6. Каждый пункт плана – модуль. Модуль – часть сочинения с подзаголовком (то же что ПЛАН)
7. Хороший модуль – это минисочинение. Какие образы в модулях самые сильные?
8. Писать просто о сложном. Собственные выводы самые сильные.
9. Использовать обращение к литературе, жизненный опыт, факты.
Приведем еще один алгоритм работы над сочинением-рассуждением:
ШАГ 1. Внимательно читать формулировку темы.
ШАГ 2. Выделить ключевые слова и выражения, в которых пишущий вижит главные смыслы.
ШАГ 3. Своими словами коротко сформулировать тему. (ПИШУ о …)
ШАГ 4. Спросить себя: Что я могу сказать по этому поводу? Как
соотносятся мой опыт и предмет, о котором идет речь?
ШАГ 5. Одним-двумя предложениями постараться ответить на поставленные в теме вопросы. Записать кратко. Это может стать основой
вступления.
ШАГ 6. Подумать о теме «от противного». Представить оппонента и начать с ним диалог, пытаясь доказать верность своего суждения.
ШАГ 7. Для комментария ссылаться и анализировать литературные
произведения. Записать перечень произведений ….
ШАГ 8. Выстраивать логическую последовательность с помощью цифр, букв, стрелочек.
ШАГ 9. Получится план основной части.
ШАГ 10. Вернуться к началу, сравнить свое исходное и конечное
суждения. Сделать выводы. Получается заключение.
ШАГ 11. Несколько раз проверять и корректировать работу.
Избегайте в сочинении штампов и расхожих фраз типа: великолепный писатель, имеет громадное значение; выразил чаяния; проклятая Николаевская Россия; в своем произведении; губительное светское общество; показал все недостатки, пороки и проч.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (в ред. от 27.12.2009 № 374-Ф3, вступившей в силу 29.01.2010).
2. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008.
3. Примерные программы внеурочной деятельности/Под ред. В.А. Горского. М.: Просвещение, 2010.
4. Приоритетный национальный проект «Образование»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/pnpo
5. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/press/news/8286
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010.
7. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.
8. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, A.M. Кондакова. М.: Просвещение, 2011.
9. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация
учебных курсов / Под общ. ред. М.Б. Лебедевой. СПб.: БХВ-Петербург, 2010.
14.Заир-Бек С.К, Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2016.
16.Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://window, edu. ru
17.Сайт «Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
18.Официальный информационный портал государственной итоговой аттестации: gia.edu.ru
19.Сайт «Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://fcior.edu.ru
20.Сайт «Образовательные ресурсы сети Интернет»: [Электронный документ]. Режим доступа: http:// katalog.iot.ru
21.Сайт «Сеть творческих учителей»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.it-n.ru
22.Сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт»: [Электронныйдокумент]. Режим доступа: http://standart.edu.ru
23.Сайт Министерства образования и науки РФ: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon. gov.ru
24.Сайт ФГУ «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.informika.ru
25.Сочинение? Легко! 10-11 классы: пособие для учащихся / С.И. Красовская, М.И. Шутан и др. – М.: Просвещение, 2015.
26.Щербакова О.И. Виды сочинений по литературе. 10-11 классы – М.: Просвещение, 2015.