Вопрос 13. Проявления социальной природы памяти в исследованиях П.Жане.
Память представляется своеобразным действием, изобретенным людьми в ходе их исторического развития, а главное,— действием, совершенно отличным от обычного, автоматического повторения, которое составляет основу привычек и навыков.
Для иллюстрации – случай из психопатологии. Девушка Ирен ухаживала за умирающей матерью, много работала и не ложилась спать в течение 60 суток. Когда смерть матери наступила, она не захотела это понять и принять. До утра пыталась оживить труп. Девушка пыталась говорить со своей мертвой матерью, заставить ее отвечать. Так как мать молчала, девушка бранила ее. Утром позвала тетку, но не смогла объяснить, что мать умерла. Тетка поняла это, когда пришла. На похоронах девушка ничего не понимала и все время смеялась. Через несколько недель тетка отвела ее в больницу. В больнице при расспросах она ничего не помнила даже про похороны. Все вспомнила только через полгода, исчезли приступы сомнамбулизма. Когда она оказывалась возле кровати, особенно пустой, то начинала совершать действия, которые совершала в день смерти матери. Воспроизведение длилось 3-4 часа. То есть проявление двух симптомов - симптома амнезии в речи и симптома избыточной памяти, проявляющейся в действиях сомнамбулического характера. То есть, Жане делает вывод, памяти нет, а есть реминисценция. Настоящая память начинается только спустя шесть месяцев, когда появляется полный и складный рассказ. В реминисценции памяти нет.
Реминисценция - это точное, автоматическое повторение действий. Мы все сталкиваемся с подобными повторениями; наша жизнь полна ими. Когда мы встаем утром и умываемся, мы повторяем одно за другим, во всех деталях, действия, совершаемые нами в течение многих десятилетий.
Реминисценция характеризуется некоторыми особенностями, которые решительно отличают ее от настоящего воспоминания. 1) реминисценция длится очень долго. Воспоминание, которое она мне потом рассказывает, длится полминуты: в нескольких фразах она излагает все, что произошло. Это связано с непрерывностью течения жизни. Воспоминание должно быть частью нашей жизни, с ней связанною, оно не должно мешать действиям, которые нам нужно совершить в связи с сегодняшними обстоятельствами. Реминисценция же Ирен совершенно не соответствует новым обстоятельствам. Сцена, происходящая перед кроватью, никому не нужна, всех беспокоит и самой больной доставляет разного рода неприятности. Это мешает ей работать, жить, в частности спать. 2) Неадаптивность реминисценции: она неизменна: в течение шести месяцев приступы реминисценции повторялись с точностью до детали. Напротив, в последующем пересказе событий возможны изменения, т. е. рассказ приспособлен к обстоятельствам, то есть существует адаптация рассказа к наличной ситуации. 3) в плане социального поведения: полное воспоминание больной — это социальное поведение, имеющее место в присутствии врача, который задает ей вопросы. Она рассказывает о себе и в конечном счете просит о помощи, она просит поддержки, утешения и плачет. Реминисценция не является социальным поведением, т.к. ни к кому не была обращена по той простой причине, что больная никого не слышала, никому не отвечала и вела себя во время этих приступов точно так же, как и когда бывала одна. 4) Воспоминание полезно; рассказ кому-то о смерти — это призыв о помощи. Реминисценция же — бесполезна. 5) реминисценция происходит при определенных обстоятельствах, повторяясь автоматически в условиях, при которых событие впервые произошло. Реминисценция происходит под воздействием механизма « восстановление до целого». Это действие, которое полностью восстанавливается при наличии одного из сопровождавших его обстоятельств. при полном воспоминании нет этого механизма, сцена смерти не воспроизводится вновь, она неполная, нет ни одного из элементов той ночи; комната другая, человек, расспрашивающий ее, тоже другой.
Пример с дикарями: дикари поставили часового на расстоянии около 500 метров от лагеря, т.е. они не видят часового и не слышат его. Если он видит неприятельские группы, то сначала он хочет защититься нападением и бегством, но затем хочет позвать на помощь. Но это бессмысленно, т.к. он далеко от лагеря. Он останавливает это желание в начальной фазе и бежит к лагерю, сохраняя это желание. Приходит к вождю и говорит: враги там, идти надо туда. То есть часовой отвечает не на стимуляцию, а на вопросы. Вождь хочет направить войско против врагов, но часть войска отсутствует, т.к. находится на другом конце лагеря. И тогда вождь дает поручение часовому: отправиться на другой конец лагеря и пересказать всё, что он рассказал вождю. Поручение – это приказ, но приказ особого рода: приказ совершить акт памяти!
Особенности такого поведения: 1) память – это акт социальный. Один человек памятью не обладает и в ней не нуждается. 2) память –это социальная реакция в условиях отсутствия: борьба с отсутствием является целью и основной характеристикой памяти.
Люди испытывают потребность работать вместе, сотрудничать, звать друг друга на помощь. Это значит, что они хотят, чтобы действие, заданное обстоятельствами, совершалось совместно, и по мере возможности призывают вас действовать вместе с ними. Рассказ — это действие с определенной целью заставить отсутствующих сделать то, что они сделали бы, если бы были присутствующими. Память — это усложнение приказа; при помощи памяти пытаются объединить людей, несмотря на трудности и несмотря на отсутствие; это хитрость, для того, чтобы заставить работать отсутствующих.
Если память является усложненной, производной формой речи, следовательно, она не существовала с самого начала.