Из предложения 1 выпишите синоним к слову «тайга»

(1)Мощный массив деревьев надвигается на меня. (2)Я ещё не совсем понимаю, что этот лес пугающе тих. Боясь нарушить эту зловещую тишину, я вхожу под своды мрачной зелени кедрача. (3)Хруст ветки под ногой нарушает покой тайги: и вот уже явственно слышится шорох прелой хвои под лапками мелкого зверя, шуршание коры от передвижения по стволам деревьев юрких белок, шелест сильных крыльев пугливых птиц. (Из рассказа В.П. Астафьева)

Выпишите индивидуально-авторский неологизм (окказионализм)

(1)Как на лемех приятен жирный пласт,

Как степь лежит в апрельском провороте!

(2) Ну, здравствуй, чернозем: будь мужествен, глазаст…

(3) Черноречивое молчание в работе. (О.Мандельштам)

Укажите название термина, обозначающего слова, придуманные В.Хлебниковым

Заклятие смехом.

О, рассмейтесь, смехачи!

О, Засмейтесь, смехачи!

Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,

О, засмейтесь усмеяльно!

О, рассмешищ надсмеяльных — смех усмейных смехачей!

О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!

Смейево, смейево,

Усмей, осмей, смешики, смешики,

Смеюнчики, смеюнчики.

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь смехачи!

Выпишите индивидуально-авторский неологизм (окказионализм)

Там, где жили свиристели,

Где качались тихо ели,

Пролетели, улетели

Стая легких времирей.

Где шумели тихо ели,

Где поюны крик пропели,

Пролетели, улетели

Стая легких времирей… (В.Хлебников)

Выпишите индивидуально-авторский неологизм (окказионализм)

Квохчут куры беспокойные

Над оглоблями сохи,

На дворе обедню стройную

Запевают петухи.

А в окне на сени скатые,

От пугливой шумоты,

Из углов щенки кудлатые

Заползают в хомуты. (С.Есенин)

Из предложений 1-3 выпишите индивидуально-авторский неологизм (окказионализм)

(1) Колокольчик среброзвонный,

Ты поёшь? (2) Иль сердцу снится?

(3) Свет от розовой иконы

На златых моих ресницах.

(4)Пусть не я тот нежный отрок

В голубином крыльев плеске,

Сон мой радостен и кроток

О нездешнем перелеске. (С.Есенин)

Из предложений 7-10 выпишите индивидуально-авторский неологизм (окказионализм)

(1)Заря окликает другую,

Дымится овсяная гладь...

(2)Я вспомнил тебя, дорогую,

Моя одряхлевшая мать.

(3)Как прежде ходя на пригорок,

Костыль свой сжимая в руке,

Ты смотришь на лунный опорок,

Плывущий по сонной реке.

(4)И думаешь горько, я знаю,

С тревогой и грустью большой,

Что сын твой по отчему краю

Совсем не болеет душой.

(5)Потом ты идешь до погоста

И, в камень уставясь в упор,

Вздыхаешь так нежно и просто

За братьев моих и сестер.

(6)Пускай мы росли ножевые,

А сестры росли, как май,

Ты все же глаза живые

Печально не подымай.

(7)Довольно скорбеть! (8)Довольно!

(9)И время тебе подсмотреть,

Что яблоне тоже больно

Терять своих листьев медь.

(10)Ведь радость бывает редко,

Как вешняя звень поутру,

И мне — чем сгнивать на ветках —

Уж лучше сгореть на ветру. (С.Есенин)

Из предложений 2-6 выпишите индивидуально-авторский неологизм (окказионализм)

(1)Руки милой — пара лебедей —

В золоте волос моих ныряют.

(2)Все на этом свете из людей

Песнь любви поют и повторяют.

(3)Пел и я когда-то далеко

И теперь пою про то же снова,

(4)Потому и дышит глубоко

Нежностью пропитанное слово.

(5) Если душу вылюбить до дна,

Сердце станет глыбой золотою.

(6)Только тегеранская луна

Не согреет песни теплотою. (С.Есенин)

Из предложения 2 выпишите индивидуально-авторский неологизм (окказионализм)

(1)Как скелеты тощих журавлей,

Стоят ощипанные вербы,

Плавя ребер медь.

(2)Уж золотые яйца листьев на земле

Им деревянным брюхом не согреть,

Не вывести птенцов - вербенят. (С.Есенин)

Из предложения выпишите индивидуально-авторский неологизм (окказионализм)

Потом, когда стало легче,

Когда прекратилась трясь,

На пятые сутки под вечер

Простуда моя улеглась. (С.Есенин)

Вариант 5

(материал взят из банка открытых заданий)

1. Из предложений 6-8 выпишите слово со значением: «пёстрая смесь разнородных элементов»

(1) В воздухе пахучей струёй разливался аромат недавно распустившихся левкоев, резеды. (2) Сирень, как невеста, стояла вся с напухшими почками. (3) Подстриженные щёткой акации образовали живые зелёные стены, и в них уютно прятались крошечные садовые диванчики и чугунные круглые столики. (4) В этих нишах, напоминающих зелёные гнёздышки, хотелось отдохнуть. (5) Вообще садовник хорошо знал своё дело. (6) Зимой у него расцветали камелии, ранней весной радовали глаз тюльпаны и гиацинты. (7) Огурцы и свежая земляника подавались в феврале, летом сад превращался в душистый цветник. (8) Только несколько тёмных елей, пихт да старых кедров красноречиво свидетельствовали о том, что эти выхоленные сирени, акации, тополи и тысячи красивых цветов, покрывавших клумбы и грядки цветистой мозаикой, выращены на севере. (По Д. Мамину-Сибиряку)

2. Из предложения 8 выпишите синоним к словам «холёный, ухоженный, взлелеянный»

(1) В воздухе пахучей струёй разливался аромат недавно распустившихся левкоев, резеды. (2) Сирень, как невеста, стояла вся с напухшими почками. (3) Подстриженные щёткой акации образовали живые зелёные стены, и в них уютно прятались крошечные садовые диванчики и чугунные круглые столики. (4) В этих нишах, напоминающих зелёные гнёздышки, хотелось отдохнуть. (5) Вообще садовник хорошо знал своё дело. (6) Зимой у него расцветали камелии, ранней весной радовали глаз тюльпаны и гиацинты. (7) Огурцы и свежая земляника подавались в феврале, летом сад превращался в душистый цветник. (8) Только несколько тёмных елей, пихт да старых кедров красноречиво свидетельствовали о том, что эти выхоленные сирени, акации, тополи и тысячи красивых цветов, покрывавших клумбы и грядки цветистой мозаикой, выращены на севере. (По Д. Мамину-Сибиряку)

3. Из предложения 3 выпишите контекстуальный синоним к слову ни́ши (предложение 4)

(1) В воздухе пахучей струёй разливался аромат недавно распустившихся левкоев, резеды. (2) Сирень, как невеста, стояла вся с напухшими почками. (3) Подстриженные щёткой акации образовали живые зелёные стены, и в них уютно прятались крошечные садовые диванчики и чугунные круглые столики. (4) В этих нишах, напоминающих зелёные гнёздышки, хотелось отдохнуть. (5) Вообще садовник хорошо знал своё дело. (6) Зимой у него расцветали камелии, ранней весной радовали глаз тюльпаны и гиацинты. (7) Огурцы и свежая земляника подавались в феврале, летом сад превращался в душистый цветник. (8) Только несколько тёмных елей, пихт да старых кедров красноречиво свидетельствовали о том, что эти выхоленные сирени, акации, тополи и тысячи красивых цветов, покрывавших клумбы и грядки цветистой мозаикой, выращены на севере. (По Д. Мамину-Сибиряку)

4. Из предложения 8 выпишите синоним к словам «краткий, сжатый»

(1) Изучение психологии детской дружбы – важное направление современных научных исследований. (2) Объясняется это тем, что дружеские отношения - важнейшая потребность детей подросткового возраста. (3) Именно в это время происходит осознание собственной индивидуальности и постепенное осмысление понятий «друг», «товарищ», «приятель». (4) Впрочем, эти выводы учёных не являются новыми. (5) Наука подтверждает те наблюдения, которые описаны в классических произведениях художественной литературы. (6) Выдающиеся писатели разных эпох, национальностей и литературных направлений давно уже рассказали миру о первой детской дружбе. (7) Она возникает между сверстниками и во многом определяет развитие их характеров и особенностей поведения человека в будущем. (8) Именно об этом в предельно лаконичной форме говорит одна из пословиц: «Какую дружбу заведёшь – такую и жизнь проведёшь».

Наши рекомендации