Авторская программа и методика сценариста, редактора Громова Владимира Владимировича.

А. Теоретические занятия.

Первый блок.

1. Что такое сценарий? Что такое современный сценарий? Об этом понятии и о том, как его видят разные кинематографисты. История как основа сценария. Как возникает история. Как мы переплавляем свой личный опыт в сюжет.
Сценарий как особая форма развития сюжета. Пирамида сценария – от частного к общему.

2. С чего начать? Ремарка. Виды записи. Откуда они взялись и чем отличаются. Какой вид записи наиболее предпочтителен. Настоящее время как основа драматургического изложения. Ремарка как экстракт действия.
Что описывает ремарка. Запись сценария. Представление героя и представление его действий. Виды ремарок и описаний. Ремарка и абзац.
Виды изображения – движущееся и статичное. Многослойное и однокадровое.

3. Слово в сценарии. Звук в сценарии. Музыка и шумы. Речь в сценарии. Диалог и монолог. Виды диалога. Диалог как прием драматургии и как излишество драматургии. Диалог как способ влияния на жанр.
Закадровая речь. Виды закадровой речи, необходимость использования.

4. Деталь в сценарии. Деталь как основа драматургии. Действие не может существовать без детали. Виды деталей. Использование детали в драматургии.

Второй блок.

1. Композиция сценария. Что это такое. Виды композиции. Разные способы членения сценария. Зачем это нужно.
Сложная композиция и простая.
Структурная композиция и главные ее составляющие. Сцена.

2. Структурная композиция (продолжение). Эпизод и новелла. Крупные части сценария и зачем они нужны. Деление сценария на части и их отождествление. Почему эпизод может быть равен сцене, а может быть равен новелле. Новелла как первое драматургически цельное в сценарии.

3. Сюжетная композиция. Части сюжета – экспозиция, завязка, развитие, развязка, кульминация и с чем их едят. Компоновка этих частей как необходимая составляющая хорошего сценария. Американская теория сюжетной композиции. Схема.

4. Сюжетно-линейная композиция. Что это такое. Необходимость отыгрывать ее. Линии героев как способ плести сюжет. Пересечения и расхождения.

Третий блок.

1. Сюжет как основа сценария. Каковы основные компоненты сюжета – действие, мотивировка, конфликт, перипетия.
Сюжетные мотивы и типы сюжетов. Об общности и мифах. Устойчивые конструкции.

2. Сюжет и фабула. Разница между ними. Почему фабула лишь цепь событий, а сюжет – способ рассказа. Сложность в объяснениях. Виды сюжета в кино. Вводный разговор об этом.

3. Драматический вид сюжета в кино. Остросюжетность. Герой – злодей. Остро построенное повествование. Единство времени, места и действия. Ничего лишнего и много запутанного. Конфликт и его виды. Конфликты внешние и внутренние.

4. Повествовательный и эпический вид конфликта в кино. Время и пространство кино, сложные истории. Автор и его присутствие. Литература и кино.

5. Лирический конфликт в кино. Я автора. Противостояние, которое сложно объяснить. Приоритет внешнего над внутренним.

Четвертый блок.

1. Герой и характер. Чем одно отличается от другого. Понятие личности. Почему характер меняется, а личность нет. Главное звено в истории. Мотивировка героя, как построения. Четыре героя – основа сюжета.

2. Тема и жанр. Тема как основа фильма, угол зрения на действие. Жанр – те ограничения, которые мы на себя ставим, чтобы история получилась наиболее выразительной. Стилизация. Рамки, из которых все вырастает. Влияние темы и жанра на способ повествования.

3. Идея фильма и сценария. Четыре толкования термина. То, с чего все начинается. Основа фильма – заявка. Каждый кадр как часть идеи. Мысль и идея как разные понятия.

В. Практические занятия.

1. Написание драматургических этюдов «действие». Чтение в аудитории и последующее обсуждение.

2. Написание драматургических этюдов «состояние». Чтение в аудитории и обсуждение.

3. Написание драматургических этюдов «диалог». Чтение в аудитории и обсуждение.

4. Написание драматургических этюдов «деталь». Чтение в аудитории и обсуждение.

5. Разработка характера героя и его истории. Чтение в аудитории и обсуждение.

6. Написание короткометражного немого сценария. Чтение в аудитории и обсуждение. Написание над вторым и последующими вариантами текста (если потребуется).

7. Написание короткометражного звукового сценария. Чтение в аудитории и обсуждение. Написание над вторым и последующими вариантами текста (если потребуется).

8. Разработка художественного телесериала. От концепции до пилотной серии.

Наши рекомендации